Дмитриева Т.: другие произведения.

Бд-17 Ни к чему не обязывающие заметки (о рассказах конкурса Black Jack-17)

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Конкурс 'Мир боевых искусств.Wuxia' Переводы на Amazon
Конкурсы романов на Author.Today

Конкурс фантрассказа Блэк-Джек-20
Peклaмa
 Ваша оценка:


Kонкурс Black Jack 2017


Иногда меняю текст обзора, когда чувствую, что могу что-то добавить или замечаю, что ошиблась или упустила что-то важное.


"Действительно беспристрастное мнение мы высказываем лишь о том, что не представляет для нас никакого интереса, и именно поэтому беспристрастное мнение, в свою очередь, не представляет решительно никакой ценности." (Оскар Уайльд "Критик как художник")


Царь

Тема необычного для нас, землян, симбиоза между свисоедом и свисами, облечена в простую (но кристально ясную) философскую рамку. Среди средних произведений, рассказ выделяется благодаря четкой продуманности и логики построения. Мысли и наблюдения героев, поведение и взрослого, и детей подчинены одновременно и логике рассказа, и, соответственно, обычной человеческой логике.

Почему свисоед не проявил свои удивительные способности ранее?
""Хлеба и зрелищ!" свисоедов тоже касается" -- эта мысль главного героя может показаться случайной, но чуть ниже автор подчеркнул важность наблюдения; девочка высказала похожее предположение: "его интересуют только еда и развлечения."
Гипотеза о том, что Хлоте помимо еды требуется и зрелище тоже, объясняет терпеливость свисоеда. И это вполне правдоподобно, достаточно вспомнить опыты над помещенными в изоляцию обезьянами, единственной наградой которых была возможность посмотреть на мир через окно. Вот и инопланетянин до поры, до времени выжидал момента чтобы не только накормить свисов, но и самому заодно развлечься. Дети развернули перед ним представление, и он среагировал. Вероятно, и потребление людьми пищи тоже сыграло определенную роль, как стимулятор.

Кто из них "тараканы в банке"? Звери в клетке или люди по эту сторону стекла? И кто из них, если придется, победит в суровой борьбе видов? Кто из нас умнее, быстрее, проворнее, хитрее? Хлотя-то, хоть и был заперт в клетке, но тем не менее обладал неким секретным "оружием" и, как оказалось, имел над людьми огромное преимущество...
Слегка ироничная и безобидная философия главного героя (о животных в клетках и своей собственной роли царя природы) послужила как бы ружьем на стене, которому суждено выстрелить в конце рассказа, когда совершенно неожиданно встал вопрос о выживании, возможно, всего человечества.
И тем не менее, читателю приходится только догадываться о том, кто победит в предстоящей борьбе. Возможно, как и в одном классическом произведении, у человечества нет другого шанса, кроме как рассчитывать на помощь микробов... Привычных для нас, но опасных для Хлоти. Кто знает?

Удивительно, но своим любопытством (зрелищ и путешествий в иные миры!), а также логикой поведения (выжидание подходящего момента), а еще и скрываемым до поры интеллектом, хищный Хлотя вызвал у меня невольную симпатию. Они так похожи на нас, что... даже если выживут они ... а не мы... ну что ж...


Земная жизнь Юрия Столбова

"После похорон жены Столбов вернулся домой в одиночестве. Его сестра была против, её сестра была против, он покачал головой - все эти дни, столько народу кругом, устал, хочу побыть один."
Второе предложение задело и втянуло в рассказ. Сестры были против, каждая по-своему, не важно, против чего они были; такова обычная жизнь. Чужие алгоритмы не совпадают ни с твоими, ни даже между собой. Проскользнувшая в начале рассказа грусть отражается в тихом ритме текста, усталость героя -- тоже, и, не смотря на то, что автор не тратит лишних слов на описание чувств и эмоций героя, они читаются между слов. Автор чувствует язык; этого уже достаточно, чтобы получить наслаждение от литературы.

Честно говоря, я пока не готова анализировать рассказ всерьез. Возможно, попробую через несколько дней.

...

Я почти ("почти" -- здесь ключевое слово) не увидела в рассказе фантастики; вернее, чуть ее не пропустила, потому что лично мне показалось, что рассказ -- о бессмысленности жизни, а было бы лучше (рассуждаю по-читательски субъективно), если бы герой смог бы сделать что-то супер-фантастическое с собранными им ощущениями. Сделать какое-нибудь божественное волшебство. Или новое открытие. Или просто создать лекарство от "ада". Хотя лекарство от боли и "ада" человечеству, по-моему, не нужно, потому что боль, так же как и счастье, есть движущая сило. И еще потому, что на самом высоком накале эмоций, как это ни странно, теряется разница между болью и восторгом: "даже в самых общих и приблизительных своих чертах вопль этот был так прекрасен".

Сильная сторона рассказа -- в способности автора вот так, на таком высоком уровне, переосмыслить и описать конкретный жизненный опыт.


Квест Диогена

Название "сыграло", текст его расшифровывает, обрисовывает новыми деталями и смыслами, разгадывая которые, читатель вступает в диалог или спор с автором, в чем, собственно, и есть одна из целей литературы.


Не только страх

Один очень важный "недостаток", сразу же переводит этот рассказ в категорию для "среднего" читателя.
Не для сильного духом любителя литературы, но для среднего, доброго, милого обывателя. Есть у меня такое чувство, что автор поймет меня правильно. И умный читатель поймет меня правильно тоже.

А дело вот в чем: есть разница между зашоренностью бюрократии и настоящим профессионализмом. Не будем сейчас о бюрократах, они, когда речь идет о помощи конкретным гражданам, чаще всего, крайне неэффективны. Хочется сказать о профессионалах. Настоящий профессионал -- это концентрация теоретической подготовки и реального опыта. Если со мной случится такая беда, как с Мезином, пристрелите, пожалуйста, мои галлюцинации и, если не поможет, даже меня саму. Потому что шизофрения и связанный с ней психоз -- это по-настоящему страшно. Это страшно не только для пациента, но и для близких. В настоящее время, в нашем реальном мире, шизофрения пока не лечится, но психоз (как один из симптомов) можно держать под контролем. И НУЖНО!

Но это в нашем настоящем мире. А действия рассказа происходят в мире фантастическом, и в этом мире профессионал и к тому же необыкновенно чуткий сенсорик, опирается на свой собственный профессиональный и жизненный опыт. Случай с Мезиным несколько необычный и новый даже для опытного Лунина. Будем надеяться, что Лунин действовал не из простого сопереживания, но опираясь на профессиональную интуицию. Да и приборы, кажется, подтвердили правильность его предположений.

Жаль только, в рассказе не поднята тема "хирурга", который режет вопреки сочувствию. Чтобы жить полноценно, приходится иногда пережить и сильную боль.


Старик и Тетис

Рассказ очень понравился сочетанием обыденности и фантастичности, хотя подробные объяснения в конце разочаровали. Тем не менее, интересной показалась этакая "лотерея". Эту рыбу вытащишь -- ничего не изменится. А эту вытащишь -- изменится все.

Рассказ получился бы драматичнее, и в нем было бы больше интриги, если бы, отпустив рыбу обратно в море, старик бы умер, так и не узнав, вернулась ли станица. Напоследок, перед смертью, станица могла бы привидеться ему в предсмертных грезах. Параллель с другим произведением с похожим названием показалась бы более определенной. Стоило еще и старуху нарисовать более определенно. Я так и не поняла, является ли она продолжением/развитием образа старухи из Пушкинской сказки о рыбаке и рыбке.


Мундштук

Интересной (и фантастической) показалась возможность современного героя "договориться" с людьми из прошлого, сгладить разлад, "успокоить" их, наладить баланс между прошлым и настоящим.

Натолкнуло на странную мысль... Человеческая история наполнена многочисленными массовыми и отдельными убийствами. Истекает ли у призраков "срок годности"? Логично было бы представить, что мир полон привидений из прошлого, датируемого тысячелетиями. Но они почему-то не привлекают внимание ни обывателей, ни писателей, ни даже владельцев гостиниц.


Мямля

Я решилась-таки написать свой отзыв на "Мямлю". Почему так долго не решалась (этот рассказ я прочитала еще до начала конкурса БД 2017)? Потому что боюсь нечаянно солгать, чисто по-человечески и чисто по-женски. Потому что я не уверена в чистоте моего восприятия. Тема мужчина-женщина неоднозначна и очень сложна, а тут речь об отношениях двух женщин, между которыми стоит их мужчина. В этой ситуации нет и быть не может ни легкого мнения, ни даже однозначного взгляда на вещи.

Надеюсь, что я не отношусь к числу людей, которые видят мир простым и черно-белым. Мне удается увидеть множество оттенков. Поэтому я не считаю, что мужчина не должен изменять, мои личные наблюдения свидетельствуют о том, что полигамность у мужчин -- в крови. Но и женщина не выигрывает, когда прощает или терпит его измены. Но в сюжете -- в подоплеке -- речь идет именно о чем-то таком: то ли о прощениии, то ли многотерпении, хотя сюжет написан не об измене как таковой, но о сильной женщине, встретившейся с предательством и сумевшей над предательством подняться.

Да, для сильного человека любовь, дружба и много лет совместного партнерства -- важнее ревности. И можно простить, можно даже умереть, можно даже любить и поддерживать дорогого человека, находясь уже по ту сторону жизни. Но что-то в этой картинке не так, несправедливо, неправильно.

В рассказе нет самих женщин. Не в том смысле, что из образы не созданы или не удались. Образы -- есть. Есть главная героиня, сильная и мудрая. Есть соперница, которая показана через субъективный взгляд, через обиду (обида читается). Обе женщины реальные, живые. Есть их сомнения, боль, страхи. Но кто они? Кто они вне своей любви к этому мужчине? Увы, увы, увы, предавший мужчина не стоит такого внимания, не достоин той прежней, проверенной временем крепкой любви. Он недостоин (с точки зрения сугубо женской) и той яркой жизни, которую он себе обеспечил за счет этих женщин. Он сделал выбор. Он решил рискнуть ради яркой сексуальной жизни, и поэтому единственное, чего он достоин, это -- пройти через этот риск и съесть его полной ложкой Я надеюсь, что описанная в рассказе ситуация -- всего лишь временный этап в жизни обеих женщин (даже той, которая умерла, как ни странно это звучит!). Но этот специфический момент жизни главной героини описан правдиво и очень верно. Я чувствую, что понимаю ее и мысленно протягиваю ей руку.


Булимия


Название


"Мальчишки"

По-моему, в рассказе нет ни одного "материального" подтверждения о мистике происходящего. Разве что телефонный звонок? Как бы там ни было, осталось впечатление, что описанные события происходят исключительно в голове героини. (По сути, не удалось отыскать фантастический элемент.) Конечно, можно отыскать в рассказе некоторую мистику, но с натяжкой. Гораздо легче списать сюжет на ностальгию по юности, юным мечтам и иллюзиям. Осталось впечатление, что автор мог бы написать отличное произведение, но этот сюжет показался несколько незрелым.

Как ни удивительно, рассказ навеял странный вопрос: почему, взрослея, женщины продолжают цепляться за свои девичьи иллюзии? Казалось бы, во всю идет процесс осваивания новой жизни и новых ролей (жена, мать), но и влюбленных в тебя мальчиков так трудно отпустить. Ну, и вопрос поважнее: так уж и влюблены были эти мальчики. Но этот вопрос -- за рамками рассказа, уж так... в перерывах между чтением, на досуге.


 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com Д.Сугралинов "Дисгардиум 5. Священная война"(Боевое фэнтези) Н.Мор "Карт бланш во второй жизни"(Любовное фэнтези) Д.Сугралинов "Дисгардиум 6. Демонические игры"(ЛитРПГ) М.Юрий "Небесный Трон 3"(Уся (Wuxia)) М.Атаманов "Искажающие реальность"(Боевая фантастика) А.Ефремов "История Бессмертного-2 Мертвые земли"(ЛитРПГ) М.Атаманов "Альянс Неудачников-2. На службе Фараона"(ЛитРПГ) А.Ригерман "Когда звезды коснутся Земли"(Научная фантастика) Л.Лэй "Пустая Земля"(Научная фантастика) А.Завадская "Рейд на Селену"(Киберпанк)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Институт фавориток" Д.Смекалин "Счастливчик" И.Шевченко "Остров невиновных" С.Бакшеев "Отчаянный шаг"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"