Саенко Андрей Викторович : другие произведения.

Виртуальные кухни

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Cтатья в очередном номере издания "Россия: третье тысячелетие. Вестник актуальных прогнозов", (14'2007). На этот раз о роли интернета и интернет-сообществ в деле сохранения культурной традиции и в препятствовании манипулированию сознанием. Статья вышла сокращенном варианте, здесь - полная версия.

  Не исключено, что когда-нибудь в ходе отработки оперативной информации сотрудники УБЭП обнаружат и Интернет. Сдаст какая-нибудь крыса и кранты!
  (c) PocketElephant
  
  Популярная в Интернете шутка
  
  После того, как в середине 80-ых прошлого столетия были сняты жесткие административные преграды, отделявшие население нашего государства от всего остального мира, поток хлынувшей в страну информации был подобен водяному валу прорвавшейся вдруг плотины. Истосковавшиеся по альтернативным "официальной доктрине" искусству и любым фактическим данным люди с жаждой внимали всякому вновь открывшемуся источнику. Одновременно с появлением признанных, хотя некогда и "идеологически сомнительных" шедевров мировой литературы и кинематографа Россию также наводнил и низкопробный ширпотреб вкупе с заграничным агитпропом, что, впрочем, вполне закономерно и естественно.
  
  В такой ситуации вопрос культурной самоидентификации народа и каждого отдельного человека напрямую связан с понятием безопасности и народа, и конкретного человека, и страны в целом. Вопрос этот, так или иначе, встает перед каждым культурным сообществом. Однако не так часто сформировавшейся общности приходится пройти через подобное испытание искушением другими весьма привлекательными на первый взгляд, сдобренными фастфудовскими приправами культурными феноменами. Оценивая степень вторжения в 90-х годах прошлого века "инокультуры" в распространенные ставшие уже традиционными советско-российские устои вполне можно проводить параллель с влиянием культуры оккупантов на обычаи народов захваченных территорий: деформирована оказалась и ценностная лестница, включая нравственные ориентиры, и язык (как официальный, так и разговорный), и стиль общения, и другие не менее значимые составляющие традиционных концепций.
  
  В ситуации, когда многие столпы официального искусства, не говоря уж о диссидентах, в спорах о пути культурного развития России зачастую с легкостью занимают "западническую" позицию, которая активно поддерживается тяготеющими к западному опять же пониманию свободы средствами массовой информации, общение в стихийно возникающих культурных нишах становится неким аналогом пресловутых советских "кухонь", где говорили без оглядки на установки, говорили искренне, и создали плодородную почву для знаковых сугубо советских культурных явлений, таких как самиздат и бардовская песня.
  
  Удивительно, но сегодня, в эпоху декларируемой свободы слова, тоже создаются - либо возникают стихийно - такие "кухни", и создаются они, как ни парадоксально, для тех же целей. Людям хочется чего-то приватного, личного, неофициального, душевного, что невозможно получить через рупор газет и ТВ. Но, разумеется, научно-техническая революция не могла пройти мимо этого стиля общения. Нынешние посиделки единомышленников не ограничены метражом, и предоставляют возможность свободного общения не только людям, объединенным общей географией. Речь, конечно же, идет об Интернете, в котором создать "виртуальную кухню" может практически любой. И эти "виртуальные кухни" возникают в форме самых разнообразных сообществ.
  
  Не следует это явление абсолютизировать, ведь интересом, объединяющим Интернет-пользователей в группы, далеко не всегда бывает некое культурное зерно. Не будем также забывать, что согласно официальной статистике (впрочем, небесспорной) основной интернет-трафик составляет информация порнографического и эротического толка, затем новости и развлечения (кино, игры, музыка, программы), и только потом - все остальное. Тем не менее, признаемся друг другу, что и в былые времена люди встречались не только для проведения досуга за обсуждениями проблем авангардного или классического искусства.
  
  Свобода общения в сети, пока не попавшая под активный контроль (возможность специальных служб читать приватную информацию - что, кстати, на мой взгляд, вполне допустимо, если действительно дает провозглашаемые как цель результаты - я принципиально отличаю это от возможности влиять на распространение такой информации), обусловливает стиль коммуникации, который можно охарактеризовать популярным сегодня термином "поток сознания". Этим, кстати, объясняется и популярность вышеназванных сетевых ресурсов. В то же время возникновение именно в этой "свободной" среде сообществ, чаще всего непрофессиональных, объединенных общим интересом к вопросам отечественной истории и русского языка, к вопросам межнационального общения, к вопросам особенностей современного искусства, - все это говорит о том, что проблема культурной самоидентификации, как это ни неожиданно прозвучит на фоне создаваемой СМИ картины, теснит животные инстинкты и тягу к праздным развлечениям, оставаясь весьма актуальной для части населения настолько значительной, что отмахнуться от нее как от допустимой статистической погрешности не выйдет.
  
  Надо сказать, что Интернет сегодня, несмотря на свою "темную" харизму, выполняет функции медиума, которую до того технически могли взять на себя только СМИ. Одним из подтверждений факта всевостребованности Интернета являются неологизмы, воспринятые современным языком. Вслед за словами "юзер", "хакер" и "и-мэйл", переставшим быть профессиональным жаргонизмом компьютерного люда, в общеупотребимую лексику вошли такие термины, как "Рунет", "блог", "блоггер", "трафик", "сообщество", "ЖЖ", "пост", "сетература", а такие сетевые лэйблы, как "Яндекс" или "Рамблер" по известности вполне могут конкурировать как с названиями нефтяных компаний, так и с наименованиями популярных производителей соков.
  
  Как следует из официальной статистики, по состоянию на 2004 год (год 10-летия русского Интернета) в зоне RU было зарегистрировано 235 тысяч доменов (данные RU-Center), а объем русскоязычного Интернета оценивался в 350 миллионов документов. На сентябрь 2006 года в Рунете насчитывалось более 1 150 000 блогов. Причем если в 2005 году каждый час появлялось по 20 новых блогов, в 2006 году - уже более 100. Каждую секунду создается в среднем три новых записи (по данным Яндекса).
  
  Западное общество уже адекватно отреагировало на изменение формата наиболее востребованных источников информации. Не так давно на одном из популярных русскоязычных ресурсов весьма живое обсуждение вызвала информация о том, что в США на шумном судебном процессе, где предполагалось аккредитовать сто журналистов, хотя число желающих было значительно больше, два места из сотни были выделены блоггерам: в результате длительных переговоров с представителями американской судебной системы независимая организация "Ассоциация медиа-блоггеров" добилась возможности предоставлять ее членам журналистские права. Учитывая бурное развитие Интернет-технологий в России, можно с уверенностью сказать, что очень скоро и нас ожидают похожие изменения. Не секрет, что уже сегодня отечественные пользователи часто ищут альтернативу официальному освещению того или иного события в размещенных в сети частных наблюдениях его невольных свидетелей, а порой и добровольных участников. Интернет-сообщество охотно идет навстречу таким пользователям: сегодня существуют и пользуются популярностью новостные ресурсы, состоящий исключительно из компиляций записей, размещенных блоггерами в их частных журналах. И хотя, конечно, доверия к таким источникам порой не больше, чем к бульварной прессе, закрывать глаза на это явление было бы недальновидным. Тем более, что к любому автору "сомнительного" материала читатель имеет возможность обратиться напрямую и немедленно, чего в ситуации с бумажными изданиями как правило не происходит.
  
  Благодаря сложившейся на сегодняшний день в русскоязычном Интернете инфраструктуре общения ни одно знаковое событие не проходит мимо истосковавшихся по "чистой" без политических примесей информации пользователей.
  
  Всякие изменения или новшества политической жизни, попадая в жернова электронной мельницы, превращаются в муку настолько мелкого помола, что каждую деталь, каждый нюанс, каждую незначительную подробность можно выделить, многократно увеличить на мониторе и рассмотреть со всех сторон, разворачивая мышкой в трехмерном информационном поле. Осеннее обострение отношений России с Грузией, или, например, совсем недавние острые вопросы вокруг памятников советским солдатам в Прибалтике, вызвали самый живой интерес пользователей зачастую совсем неполитизированных сообществ. И интерес этот обуславливался и подчеркивался тем, в обсуждениях на равных принимали участие представители не только разных сторон конфликтов, но и простые наблюдатели с той и другой стороны, которые давали порой самую адекватную оценку ситуации, поскольку не находились при этом во власти эмоций.
  
  Президент РФ выступил в Мюнхене с заявлениями, которые официальные СМИ окрестили, как "жесткие". Но что это за заявления? Можно ли верить приводимым цитатам, вырванным из контекста речи? А главное, может ли печатное слово передать все тонкости устного выступления, нюансы речи и мимики? Разумеется, нет. И снова на помощь приходит глобальная сеть. Благодаря тому, что существующие технологии позволяют записать любой телевизионный сигнал "в цифре" и разместить такой материал в сети бесплатно, миллионы заинтересованных пользователей смогли в удобное для них время в буквальном "смысле из первых уст" ознакомиться с тем, на что пресса уже навесила свои безапелляционные ярлыки. И ознакомившись, дать этому свою оценку, которую тут же можно обсудить с неограниченным количеством таких же заинтересованных собеседников.
  
  Не стоит, впрочем, ограничиваться политикой. Фильм Павла Лунгина "Остров" стал одним из центральных культурных сетевых событий прошедшего сезона. Сколько было сломано копий, какие споры вызвал фильм, на какие только источники не ссылались оппоненты в доказательство своей правоты! Сегодня все новые кинопроекты имеют представительства в Интернете, играющие роль своеобразного рекламного плаката. И создатели фильма понимали, что Рунет не останется равнодушным к их творению. Но лишь на сайте, посвященном "Острову", всякий посетитель может в интерактивном режиме попросить прощения за все или излить душу в откровенном признании. Баловство? По большому счету - да, но с тонким расчетом на Интернет-аудиторию кинофильма.
  
  Объединяясь в "виртуальные кухни", люди стремятся не только получить достоверную информацию, не искаженную эффектом "испорченного телефона", но и реализовать нехватку духовного общения, связанную как с общим распространившимся "масскультовым" климатом, так и с банальным недостатком свободного времени на вдумчивое чтение серьезной книги или поход в театр. Конечно, нужно согласиться, что житель крупного города очень многое, из предоставленного Интернетом, сможет теперь уже традиционно получить в расплодившихся театриках, полузакрытых кинотеатрах клубного типа, специализированных букинистических и музыкальных магазинах. Однако что делать, человек живет в небольшом населенном пункте? Вот здесь-то в полную силу и действует Интернет-коммуникация, которая не знает ни пространственных границ, ни часовых поясов.
  
  То, что Интернет является проводником информации культурного толка, подтверждает даже беглый обзор соответствующего ее сегмента: это и образовательные сайты, и онлайн-библиотеки, и сайты музеев. Но, конечно, главной отличительной особенностью виртуального общения является его сиюминутность, "настоящесть", доступная каждому аналогия телемоста в прямом эфире практически с любым уголком земного шара.
  
  Интернет сегодня предоставляет возможность удовлетворения самых широких духовных потребностей, и анализ курсирующей в этой части сети информации может удивить тех, кто сам ориентируется в сети исключительно по заявлениям официальных СМИ. Судите сами.
  Блоги или дневники, традиционно - и, в общем-то, вполне оправданно - считающиеся у сетевых обитателей информационной помойкой, пестрят огромным количеством сообществ, посвященных, например, нормам современного русского языка. Неприметная заметка об инициативе Ульяновского губернатора Сергея Морозова привить местным чиновникам привычку проставлять точки над буквой "ё" во всех официальных документах вызывает в таких сообществах самый широкий отклик и оживленные дискуссии, со ссылками на специализированную справочную литературу по языкознанию, также широко представленную в сети.
  
  Другим заметным образованием в той же дневниковой форме является, например, сообщество "Чтобы помнили", перехватившее, как видно из названия, инициативу Леонида Филатова, и публикующее собранные силами добровольных членов сообщества материалы об ушедших и порой несправедливо забытых артистах, поэтах, писателях, деятелях культуры. В отличите от официального средства массовой информации здесь нет позиции редакции, нет коммерческой основы и рекламы, доступ к материалам бесплатен, а любой читатель выступает наравне с автором публикации, дополняя представленный материал, имея возможность в любой момент поменяться с автором местами.
  
  Отечественный самиздат уверенно обосновался на просторах российского Интернета, в значительной степени предпочитая их непрочным бумажным листам. Принципиальные цели авторов, которые размещают на таких тематических сайтах свои музыкальные, поэтические, прозаические или публицистические произведения, остались прежними: донести свой посыл до слушателя и читателя. Однако количество потенциальных слушателей и читателей теперь не упирается в количество записанных фонограмм или изготовленных бумажных копий книги, сам факт публикации не связан с достатком сочинителя, а отклик поступает к автору в неизмененном и персонифицированном виде - это то, о чем авторы самиздата прошлого века могли только мечтать! Кроме того, такая подача материала часто помогает авторам найти своего издателя.
  
  Говоря о литературном самиздате невозможно обойти вниманием и тот факт, что в сети стихийно возникают и проводятся литературные конкурсы. Удивительно, насколько быстро только что возникшие состязания становятся традиционными. Известны случаи, когда такие литературные конкурсы организовывала иностранная русскоязычная диаспора, и призами становилось не только более или менее ощутимое денежное вознаграждение, но и, например, поездка за границу к организаторам. Здесь также очевидна объединяющая роль сети, роль своеобразного медиума, благодаря которому люди, ощущающие за границей нехватку национальной культуры, носители русского языка, восполняют этот недостаток, помогая при этом выявлять новых ярких и самобытных авторов.
  
  Последние годы свидетельствуют о том, что в Интернете сформировались силы, способные противостоять угрожающим традиции опасностям, возникающим в сети. В свое время группа альтернативных "контр-культурных деятелей" объединилась под названием "Падонки". Одной из характерных и сразу обращающих на себя особенностей этого объединения авторов стало противопоставление применяемых ими норм речи общепринятым стандартам, что выражается как в активном использовании и обыгрывании ненормативной лексики, так и в нарочитом пренебрежении правилами орфографии. И если сначала это воспринималось как более или менее удачная шутка и чем-то напоминало забавных ёрничающих питерских "Митьков" под руководством Дмитрия Шагина, то очень скоро выяснилось, что "контр-культурная" (она же по сути и по значению "анти-культурная") позиция была подхвачена рядовыми Интернет-пользователями, а затем и вообще вышла за пределы Интернета. А после того, как неимеющие никакого отношения к "Падонкам" пользователи начали прикрывать "сетевым новоязом" свою банальную безграмотность, невинная поначалу игра грозила превратиться в культурное бедствие.
  
  Ответ приверженцев традиции не заставил долго себя ждать. В Интернете развернулась масштабная кампания "Пишу по-русски", участники которой размещали на своих ресурсах соответствующие баннеры, следовали правилам кампании (и правилам орфографии) сами и наказывали ослушавшихся. Инициатива отдельных пользователей очень скоро была подхвачена многими заметными Интернет-сообществами, в которых провинившиеся лишались на определенное время права размещать свои материалы на ресурсе, а то и вовсе права общения. Согласитесь, удивительно и одновременно приятно, что в Рунете достаточно консервативных в хорошем смысле сил, понимающих необходимость сохранения языковых норм в ситуации, когда административные карательные меры не принимаются, а негативные последствия отдалены во времени и для многих неочевидны.
  
  Нынешний Интернет, как и советские кухни, живет в своем ритме, рефлексирует, "отделяет зерна от плевел" и рождает новые формы. Появляются Интернет-романы, которые авторы пишут вместе со своими читателями, в виде бумажных книг публикуются Интернет-дневники, возникают музыкальные Интернет-группы, участники который порой знакомы лишь виртуально и создают песни, обмениваясь фрагментами записей по e-mail. На виртуальных кухнях в мельчайших подробностях обсуждается все значимое, что попадает и не попадает в официальные СМИ, благо сегодня даже передача объемного видеофайла стала доступной для очень многих. Участники виртуальных кухонь встают на защиту традиций и культурных ценностей, будь то русский язык или оценка события мира искусства. Сегодня именно такие сообщества и именно такое общение могут оказаться самыми действенными прививками от фастфудовского ширпотреба, от безвкусицы, от посягательств на традицию, от попыток манипулирования сознанием.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"