Незнакомец - мужчина средних лет/неопределенного возраста
Действие первое.
(монолог?)
Она. - Год был високосный. Стало быть, в феврале в такой год на один день до весны дольше...
И приехал в город театр - москвичи привезли "новинку", по фамилиям судя, все сплошь "звезды".
Черный был февральский вечер. И снега тоже было необычно много - не стылый был, не пронизывающий февраль, как привыкли в Питере. Нет, он прокрался мягкий, вкрадчивый, усыпав снегом набережные, крыши домов и соборов, Васильевский, Петроградку, и сыпал, сыпал, сыпал.
Я увидела афишу внезапно, уж на что слепая была курица, а здесь прямо перед носом черно-белая полоса расколола свет - увидела... сначала руки, тонкие...Такие удивительные, живые, отдельно живущие руки...потом черты лица...а после имя.
Подумала? Поняла про себя, что нужно идти.
В кассе немного народа - цены на билеты высокие: "Еще бы, москвичи!" - "Звезды, куда там". Протянула в оконце руки, приняла билет как просвиру...
И был день 26-й этого февраля - четверг - спектакль первый.
Я увидела свет...На темной сцене Его лицо в луче света. Он сам - подвижный, легкий, светлый...живой...и стремительный. Еле унесла ноги. Придя домой, как в исступлении, стала перебирать браслеты, кольца, заколки: "Где же? Где же, черт меня возьми?!"
Вытащила. Вот он - мой крест. На тонкой цепочке. На тонкой порванной цепочке. Как два года назад я сорвала его, не расстегнула - дернула крест вниз, а вверх прокричала "анафема" - в тот миг я усомнилась. С тех пор крест лежал. Нетронутый. Ждал своего часа. Теперь я знала, что делать. Легла спать спокойно, ведь знала же, что делать!
Но ночь прошла тяжко, что-то смущало душу, всю ночь во сне Его видела. Образ то четкий, то размытый. Проснулась. Голова была тяжела. Подумала "Нет, не буду" "не должна? Вдруг смогу справиться".
И был день 27-й - пятница.
Целый день отвлекала себя. Говорила: "Не надо! Смогу, справлюсь! Черт меня возьми, один билет полторы тысячи!" Целый день себя занимала, чтобы проворонить время, а потом будет уже поздно. И не пошла.
Ровно в семь, когда запели монахи- заныло в левом подреберьи. Ах, как голова была тяжела. Словно в угаре, но не пошла. Легла, забылась. Увидела Его. Отчетливо. Узнала - рыжеватый, глаза светлые, темные круги, тонкий прямой нос, сжаты губы, чуть тонковата
верхняя, чуть надменный подбородок целеустремленного человека, которого, казалось,
љ Сафонова Екатерина. 2005
Гордыня совсем слегка задела, лишь коснулась, походя, своей ладонью, и эти руки! Сумасшедшие и с ума сводящие, трепетные, немыслимые руки. Словно и не спала, такой ясный Он явился передо мной. Теперь без сомнений. Судьба, от нее не убежишь...
И был день 28-й - суббота - через два года после черного дня моего отступничества - в этот день давали третий спектакль.
Я чем-то опять себя занимала. Сомнения толпились в голове, угловатые, неразборчивые и оттого еще более мучительные. "Не стоит, не стоит. Подумай. Одумайся!" Но с трех по полудни я уже металась как загнанная, из угла в угол, подстегиваемая нетерпением. Внутри все дрожало - словно натянутые лески. Гулко стучала в висках кровь.
В пять выбежала из дома, соврав что-то несусветное. В шесть была на Невском - люди!
Время уходит. "Да, Черт меня возьми!" В пятнадцать минут седьмого ворвалась в театральную кассу ... и здесь - люди! Люди, миленькие, да, деньтесь же куда-нибудь. Взяла билет, ряд, место - не имеет значения, ведь я Его увижу...Ох, одумайся. Без двадцати выбежала на Горьковской. Глотнула воздуха - февраль! Но нужны цветы, обязательно, иначе, не получится. Купила розы, ирисы, пальмовая ветвь - Его приветствовать...
Звонок, вошла в зал. Вновь чудо Явления...Дышала через раз, все слова знала уже наизусть. Время сгинуло...
Свет вспыхнул. Как в беспамятстве подошла к сцене, не споткнулась нигде, словно, кто под руку вел. Протянула руки к Нему, мольба была услышана, Он наклонился. Внутри завыли трубы. Судорожно, в ладонь Его, теплую, живую ладонь Его...вложила крест.
А лица Его в то мгновение не запомнила, услышала только тихое "спасибо"...или почудилось? Отошла от импровизированного эшафота. Неужели почудилось? Потянулись люди из зала - подошла к помосту, осмотрела, не выронил ли... Нет, ничто не блеснуло...
На душе было спокойно. Показалось, что все - миновало. Уснула легко, словно просто свет погасила. Мысль пришла потом: "я Его напугала! Ведь принять чужой крест - боязно - не всякий решится! Я не должна смутить Его душу. Все объяснить - надо просто все объяснить"...
И был день 29-й - Воскресение
Встала, зная, что нужны силы, дотянуть, дожить до вечера. Снова металась, снова считала минуты. В пять из дома, в шесть была на Невском, в пятнадцать минут седьмого ворвалась в театральную кассу - билетерша узнала, изумленно подняла брови: "Третий раз идете?" Без двадцати на Горьковской - все, как вчера. Казалось мне, в таком механическом повторении - залог успеха, моей удачи. Цветы - сегодня лилии, изящные как Его руки. Нежные цветы, дурманящий запах...
Вошла в зал, пахло ладаном. Господи, как я буду без этого?! Вспомнила, что делать должно. Достала билет, карандаш (ручкой по глянцу писать невозможно):
"Пожалуйста, не пугайтесь креста, что я дала вам вчера. Это хороший крест - легкий, радостный. В нем чистая, наивная вера, которая еще не знала сомнений. На вас Благодать Божья, посему этому кресту следует быть у Вас". Подписала, человек должен знать из чьих рук принимает крест. Перечла. "Боюсь, похоже на бред, но ведь это правда, хотя и сумбурная".
Прикрепила к цветочной обертке, расправила складки, чтобы скрепкой Он случайно не поранил руку. Я себе не прощу, если Он поранит руку!
Все, теперь все понятно. Ему все будет понятно. А мне станет легче...
љ Сафонова Екатерина. 2005
Запели, я смотрела туда, где ворох тряпья у края сцены. Знала, Он там, смотрела пристально. Закричал, вскочил бедный черноризец. Склонился принять благословение от старца...в луче прожектора блеснул...крест.
Мой? Неужели, мой? Да быть не может...Но ведь вчера не было! Мнишек ласкала его голую грудь. Мой?! Мой крест! Внутри, в подвздошьи, разверзлось что-то. Захотелось выть, радостно? Неужели, надел, не испугался?!
Дальше смотрела только на него. Чуть сутулые плечи, поворот головы - мелькнул крест. Склонился, целует Мнишек - мелькнул крест...
Свет вспыхнул, подошла к сцене. Стоит. Не узнал. Устал очень, такие глаза - запали. Устал. Раздражен немного, но не подаст вида. Наклонился, протянул руки, взять цветы. Подала, увидела записку - забыла убрать - все, пусть будет, значит, судьба. Лишь бы Он не поранил руку... Взял букет, задержал свои ладони на моих - мгновение лишь - так надо, Он так благодарит...всех, кто принес цветы, кто оценил Его надрыв и Его легкость. Если, конечно, они могут это оценить...
Все...кончилось.
Далеко стучат колеса - уехал театр. Ночь. За окном ночь. Я сижу в темной комнате, смотрю в окно. За окном февраль високосного года. Двадцать третьего года моей жизни. Пустой...бессмысленной...бесцельной...жалкой?
Незнакомец: - Ну, мать, сколько драматизму! Не ожидал. Стоит ли так убиваться?
Она: (оборачивается, пристально смотрит на незнакомого мужчину. Он - среднего роста. Неброская внешность. Обычная. Чуть рыжеватые волосы. Прямой тонкий нос. Чуть тонковатые губы. Глаза ...темные? Не мигает. Улыбается?)
Незнакомец - Ну что? Что ты уставилась? Неужели, ты думала, здесь будет сидеть черный пудель с золотой рамой на шее? Или, на худой конец, Вениамин Смехов? (скалит зубы)
Она - Здравствуйте.
Незнакомец - К чему официоз? Можно на ты и по имени - мне будет приятно. Итак, слушаю тебя. Только - без пустопорожней болтовни. Пожалуйста, сразу к делу! Год, конечно, високосный, февраль - на день длиннее, но и он заканчивается, как видишь.
Она.- (пауза) Продам душу...
Незнакомец. - (с интересом) Недорого?
Она. - Возможно...для тебя это мелочь, для меня - жизнь...
Незнакомец.- Судя по твоим словам, "бессмысленная, бесцельная, жалкая" - она недорого стоит.
Она.- Не ерничай! Ты знаешь, не эту жизнь - будущую...
Незнакомец.- Ну что ж...Надо подумать. Чего же ты хочешь взамен?
Она.- Мне нужна ...пьеса
Незнакомец.- Что?
љ Сафонова Екатерина. 2005
Она.- Пьеса...необычная пьеса, которая бы стала событием..(сбивается)
Незнакомец.- За чем же дело стало? Сядь - напиши...
Она.- Ты опять смеешься! Я - бездарна, а мне нужна хорошая пьеса...сейчас. Настоящая...даже талантливая...и ...и чтобы ее поставили в Москве...обязательно в Москве...и чтобы я была там...Но это все не так важно. Нет, важно...Главное...мне нужна пьеса.
Незнакомец.- Не гони...Вразумительно скажи мне, чего ты хочешь: умение писать "хорошие" пьесы или пьесу?
Она.- И то, и другое! Но пьесу сейчас!
Незнакомец.- (передразнивает) И то, и другое! Ну, "поколение Пепси" дает! Ваши запросы растут день ото дня. Имей совесть! (ухмыляется)
Она.- Ты не согласен? За это душу...
Незнакомец.- Я не сказал, что отказываюсь. Но зачем она тебе? Попроси ...вечной молодости, красоты, например, ты, кстати, дурно выглядишь.
Она.- Еще бы... как можно выглядеть иначе, если тебя без конца выворачивает наизнанку, а в голове у тебя гвоздь?
Незнакомец. - (недоуменно) Гвоздь?
Она.- (терпеливо поясняет, как нечто естественное) У меня в голове гвоздь...я чувствую это. Острая боль, заколачиваемого в череп, гвоздя...без передышки...
Незнакомец. - Как мило...То-то я смотрю, ты все время теребишь висок. Но оставим это на время и "вернемся к нашим баранам" (как бы про себя: во всех смыслах этого слова) - зачем тебе, чадо, пьеса?
Она.- Чтобы ее поставили ...и она стала событием, чтобы понравилась людям...
Незнакомец. - Тю...так ты хочешь славы и денег?
Она.- Нет, это все пустое...мне нужна отличная пьеса, чтобы отдать Ему главную роль.
Незнакомец.- (как будто без интереса) Ему?
Она. - (резко) Ты знаешь, о ком я...ты знаешь.
Незнакомец. - Почему ты так уверена в этом? Я - не Господь (пауза, очень короткая), мне не все ведомо...
Она. - Ты знаешь, кто Он! Ведь я вижу тебя, когда Он играет, ты всегда у Него за левым плечом...смотришь пристально...
љ Сафонова Екатерина. 2005
Незнакомец.- Наблюдательная! Ценю...Положим, я знаю, о ком идет речь, но зачем тебе это?
Она. - (уверенно) Так должно быть. Тогда все обретает смысл. Я принесу Ему пьесу, Он сыграет в ней свою, возможно, лучшую роль!
Незнакомец.- почему ты решила, что он согласится?
Она. - Не может быть иначе. Он согласится.
Незнакомец. - Почему ты так в это веришь? Если он не захочет? Пойми, это же просто. Быть может, он не желает новой, пусть удачной, роли...Я слышал...он хочет сына (задумчиво) Кстати, а это - идея! Твое желание обладать им - я могу решить это в две секунды: иди в театр, к служебному подъезду, стой с букетом - я не буду излишне жесток, поморожу тебя всего часа два - двери настежь, он выходит - из толпы поклонниц - ты! С букетом к нему на грудь - я отвожу ему глаза - очнетесь утром в номере Метрополя, а через девять месяцев - уа-уа - ты будешь нянчить его младенца и владеть им, на законнейших основаниях!
Она.- (слишком поспешно) Это мне не нужно!
Незнакомец.- Но ты ведь хочешь переспать с ним?
Она.- Переспать? Господь с тобой, это так банально...
Незнакомец.- (ухмыляясь) Тьфу, Чертова девка! Следи за языком. Еще раз предлагаю простой и верный способ обладать им...
Она. -Мне это не нужно! Зачем ты повторяешь?! (напряженно)
Незнакомец.- Потому, что я тебе не верю...
Она. - Я честна с тобой!
Незнакомец.- Только если ты будешь честна перед собой, ты будешь честна перед другими! (публике: Сказал не я, но, по-моему, неплохо! Во всяком случае, патетично...)
Она. - Я стараюсь не врать.
Незнакомец. - Но все равно же врешь! Раз в жизни попробуй быть искренней...абсолютно. Не говори пустого - не сотрясай воздух! Слова - пыль, тлен, ложь! Уж я-то знаю - я в словах большой искусник. Не Он! а я - воплощаю в жизнь столь чудный слоган: "В начале было Слово и Слово было жизнь"! Вся ваша жизнь - это пустой поток слов, (с издевкой) "информационный поток", в котором отдельные слова уже потеряли саму свою суть и силу!! Вы преспокойно жрете сосиски, когда с экранов девочки и мальчики, с плоскими лицами и мозгами, вещают вам, что на кого-то, например, упал небесный свод небольшой отдельно взятой "райской кущи"! (одергивается) Но что-то я увлекся. На чем мы остановились?
Она.- На том, что я должна хоть раз побыть искренней.
љ Сафонова Екатерина. 2005
Незнакомец.- (удивленно, как будто сам себе) Неужели, это я дал столь дельный совет? (ей) Попробуй, загляни в себя и ответь мне честно...чего ты действительно (выделить) хочешь...на кону - твоя душа (закуривает?)
Она.- (задумавшись) Я хочу...самую лучшую пьесу прямо сейчас, чтобы отдать Ему главную роль...
Незнакомец. - кхм...
Она.- Я не закончила!
Незнакомец- (удивленно приподнимает брови)
Она. - (по-прежнему, как будто раздумывая) и я хочу присутствовать, когда эту пьесу будут ставить...и потом...и еще...обрести умение писать...писать по-настоящему...
Незнакомец.- Н-да...у меня такое чувство, словно зачитывался список призов в финале игры "Поле чудес"! Уверена ли ты, что твоя душа стол ценна? Ладно, давай разбираться по пунктам - начнем с хвоста: "писать по-настоящему" - это как?
Она.- Чтобы не было банально!
Незнакомец. - (устало) Милочка, знаешь ли ты, как сложно - писать не банально... Грань тонка, а за ней пошлость, глупость и вульгарность, в качестве расплаты за неудавшиеся попытки...
Она.- (как будто не услышав) Чтобы слова легко ложились на язык, легко сходились друг с другом, легко и ровно, как плетение бисером, а не рвались из гортани болезненными харкающими сгустками как у меня...чтобы слова эти были о главном, чтобы они снова обрели смысл, чтобы за них было не стыдно, при том что тексты мои нравились бы очень многим людям..
Незнакомец.- (обрывает ее резко) Дальше ахинея! Остановись - суть я уловил. Про "нравиться людям"... Это - просто! Выругайся со сцены матом! Нынче это модно. Твой персонаж через слово поминает "мать" и все - ты в когорте! (жест руками) Второе: "хочу присутствовать, когда пьесу будут ставить" - это-то тебе зачем?
Она.- (как само собой разумеющееся) Театр...мне нужен театр
Незнакомец.- Ох-хо-хо-хо..к твоему сведению, Михаил Афанасьевич перевернулся в гробу, трепетно прижимая к груди "Театральный роман"! Вы все обезумели? Помешались?! Зачем тебе (!) театр!?
Она.- Зачем театр? Неужели, ты не понял, ведь ты там так часто! Ведь ты...даже любишь его! так..
Незнакомец.- (публике: говорю же, наблюдательная девка!) Да, театр, пожалуй, одно из моих любимейших мест времяпрепровождения. Лучший светильник в ваших мрачных жизнях, привлекающий такие полчища, трепетных как мотыльки, душ! Да что, полчища! Имя им - Легион...Но почему? Скажи мне...
љ Сафонова Екатерина. 2005
Она. - (с тоской) В театре - я могу...летать, умирать, любить, испытывать миллион состояний! Прожить тысячи жизней!
Незнакомец.- (устало) Но пойми, театр с жизнью не может сравниться никоим образом...
Она.- Ты - прав, сравниться - не может...он может... ее заменить...
Незнакомец.- (раздраженно?) Ну, хорошо - повезло, удачные сюжеты, поставлены неплохо, благосклонная критика - ты в зените славы! какое-то время, но ничто не вечно...и потом - провал? Падение? Тебя это не пугает?
Она.- Нет...ведь, падение может быть только с высоты. Оно - знак величия человека, значит, жизнь его предшествующая была прожита не зря...
Незнакомец.- Плутовка...Итак, ты любишь театр? (ее кивок) Беззастенчиво, безоглядно...Почему же ты не стала актрисой?
Она.- Тебе нравится унижать меня?
Незнакомец.- В мыслях не было! (с ехидной усмешкой) Чистый вопрос, без подтекста. Если бы ты была актрисой, ты, возможно, играла бы... даже с ним. Возможно даже, тебя, а не нынешнюю Мнишек он целовал бы с такой страстью у фонтана...4 вечера в месяц.. с одуряющим постоянством (скалит зубы) хотя ты утверждаешь, что тебе это (выделить) не нужно. Почему же ты не стала актрисой? (с ударением) играла бы рядом с ним...
Она.- Тебе все же доставляет удовольствие мучить меня. Кто Он и кто я! Он - чудо, гений, свет, а я - ничтожество и бездарность! И мы на одной сцене! Можешь ты представить себе страдание от несоответствия с Ним?! Это космическое страдание!
Незнакомец.- Не забывайся! В каком-то смысле, я - специалист по страданиям. И мне нравится этот самоуничижительный мазохизм. Ты в нем открываешься по-новому, новые грани, совершенствование в саморазрушении - тема ценности твоей души начинает выглядеть иначе. Но к ней вернемся после одного вопроса, последнего в твоем "списке призов", если идти от хвоста к голове (публике задумчиво: Рыба тухнет с головы...к чему это я?) (ей, не оборачиваясь, жестко) Итак, "хочу отличную пьесу, чтобы отдать Ему главную роль" - почему? Для чего? Если ты, как говоришь, даже не любишь его?
Она.- Я хочу лишь служить к вящей славе Его...
Незнакомец.- (смотрел в зал, в это момент поворачивает голову и смотрит на нее пристально, молча)
Она.- (тверже) Я хочу служить к вящей славе Его.
Незнакомец.- (как будто про себя) Достоин ли он этого?
Она.- Не смей так говорить! Как можешь ты оценить Его!! (кричит)
Незнакомец.- Интересно - ты повышаешь на меня голос?! Имей в виду, что как раз я, пожалуй, и могу оценить его. Ведь я тоже актер в каком-то смысле...мастер
љ Сафонова Екатерина. 2005
перевоплощений - я могу стать кем угодно, влезть в любую шкуру, я с каждым говорю на его языке - результат моих актерских дарований известен - под моей рукой миллионы (скромно потупив взор)...
Она.- (с сомнением) Так ли это?
Незнакомец.- Неужели, ты так наивна, что сомневаешься? Или это какие-то странные игры, женское кокетство, в надежде достичь какой-то потаенной цели? Учти, попытка тщетна. Сочтем тебя просто наивной. Разумеется - под моей рукой миллионы. По сути, почти весь ваш мир в моей власти. Я наблюдаю, вслушиваюсь, предугадываю, читаю в чертах лица - ловлю мгновение, когда вы позовете меня, чаще всего, отчаявшись достучаться до небес, привлечь Его благосклонное внимание - открою тебе маленькую тайну: Ему всегда не до вас, не до ваших мелких, на Его взгляд, терзаний, Он решает глобальные вопросы вселенских масштабов...видимо...а я - нет, я здесь, с вами, чудные мои, точнее даже, среди вас...
Она.- Скажи, ты приходишь к человеку один раз?
Незнакомец.- (удивленно) Почему ты вдруг спрашиваешь об этом?
Она.- Мой гвоздь опять пронзил мне голову на мгновение, так остро! И показалось, что невозможно вынести твои повторные визиты...
Незнакомец. - (как будто обиженно) Не тебе судить, знаешь ли! Некоторым нравится, что я посещаю их часто. Одни считают, что я, без ложной скромности, единственный достойный их собеседник. Ведь не у всех такая заниженная самооценка как у тебя, дорогуша! Для других, я - единственный собеседник в полном смысле этого слова, сколь жутко бы это ни звучало... Одиночество щедро на кошмары. Повторюсь, но именно я как всегда чутко прислушиваюсь к малейшим трепетаниям ваших душенек, потаенным желаниям, и прихожу к вам, чадо мои, по малейшему зову (чувствуется, что ерничает)
Она.- (неожиданно и резковато) Почему ты пришел ко мне?
Незнакомец.- (мгновенно став серьезным) Пожалуй...ты мне интересна. Возможно, кто-то сочтет тебя сумасшедшей, твое болезненное исступление может ввести в заблуждение многих...Да, ты в горячке и бреду, но ты не больна...Хотя и не нормальна...
Она.- (говоря, постепенно срывается на крик) Зачем ты говоришь мне все это? И почему ты медлишь? Мы все обсудили... я продаю тебе свою душу, сказав, чего хочу взамен.. Почему же ты медлишь?!!
Незнакомец.- (со злостью) Нет! Почему ты вдруг так спешишь? Почему вы люди всегда так спешите там, где не надо? Куда вы торопитесь? В своей жизни? Даже в продаже собственной души? Если ты готова отдать ее мне, то не сомневайся, я заберу ее быстро - для этого вовсе не придется разрывать твою грудную клетку и даже подписывать договор кровью (последнее с издевкой) Важно другое, готова ли ты?
Она.-(тихо) Я готова..
Незнакомец.- Готова?
љ Сафонова Екатерина. 2005
Она. - (кричит) Готова! (тихо) я так устала, я хочу покоя....