Саяпин Михаил Михайлович : другие произведения.

Важный фактор старения

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Ища причины старения человека, учёные проходят мимо такого, казалось бы, второстепенного органа, как вестибулярный аппарат. Но, возможно, что он-то и определяет старческий синдром.

Старость и проблемы ситуационной ориентации

Постановка проблемы

Общее в существующих на сегодняшний день концепциях старения то, что в них рассматриваются прежде всего соматические аспекты процесса: состояние клеток, белков, обменных процессов и т.п.

Не отрицая важности такого подхода, который предполагает наличие запрограммированных физиологических механизмов старения (он подтверждается почти мгновенным соматическим старением людей, долгое время сохранявших неизменным свой видимый возраст в летаргическом сне), хотелось бы обратить внимание и на ещё одну сферу, связанную с высшей деятельностью человека. Следует поставить вопрос не только о том, почему стареет организм человека, но почему с возрастом деградирует и он сам как личность.

В поисках ответа на этот вопрос присмотримся повнимательнее к такому органу, расположенному во внутреннем ухе, как вестибулярный аппарат.


На первый взгляд этот орган мало подходит на роль управляющего таким глобальным процессом, как старение: и сам по себе он вроде бы достаточно примитивен (окружённая нервами капсула с растворённой в жидкости взвесью; при изменении физической ориентации взвесь давит на нервные окончания капсулы, и организм получает информацию о своём положении - в общем, что-то вроде плотницкого уровня), и его функции кажутся сугубо вспомогательными.

Однако легко видеть, что, скорее всего, вестибулярный аппарат отвечает не просто за пространственную ориентацию, но за ориентацию вообще - имеется в виду ориентация в ситуации. Подтверждается такое предположение очень простым наблюдением: у людей, поставленных перед необходимостью найти выход из сложной ситуации (например, у запутавшихся во лжи, что часто изображают в комедиях), начинают бегать глаза, как будто он ищет выход из лабиринта, даже если пространственно человек располагается совершенно неподвижно. Таким образом, обобщённое ориентирование в ситуации вообще имеет те же механизмы, что и специфическое пространственное.

Именно вестибулярный аппарат, по всей видимости, отвечает и за структуризацию мозговой деятельности, когда из потока сознания требуется вычленить и связать между собой отдельные компоненты, преобразовав их в членораздельную речь (конкретную реализацию языка - устную или письменную). Люди, имеющие опыт написания научных статей (научная сфера показательна потому, что требует особенно жёсткой организации речи) могут засвидетельствовать, что работа над текстом по ощущению напряжения очень напоминает балансирование на сложной поверхности или прохождение опасных участков, где требуется постоянная физическая координация, за которую, как все знают, отвечает именно вестибулярный аппарат.

Таким образом, получается, что примитивный, казалось бы, орган равновесия на самом деле организует самую высшую интеллектуальную деятельность человека! (И, разумеется, животных тоже, но мы для простоты будем вести речь о человеке.) Именно организует, т.е., будучи лишённым сам непосредственно возможности генерировать импульсы сознания (по крайней мере, так представляется на сегодняшний день), он является распорядителем, герольдмейстером мозговой деятельности, а, по-компьютерному выражаясь, - супервизором мозга. Именно после утверждения "органом равновесия" взаимоположения составляющих первичная мозговая деятельность превращается в сознание!

Это упорядочение мозговой деятельности можно уподобить наиболее очевидной для нашего времени модели - работе операционной системе в компьютере. Как последней для осуществления своей деятельности нужна вспомогательная память, так, наверное, и вестибулярному аппарату требуется что-то подобное.

Такое (достаточно очевидное) предположение позволяет попутно объяснить феномен сна. Сон - это разгрузка "оперативной памяти" внутреннего уха, её "профилактика", когда мозговая деятельность осуществляется по большей части на бессознательном уровне, а управление сознанием переводится на минимально необходимый уровень (заметим, что при переутомлении мозговой "супервизор" долго не может успокоиться, отчего человеку снятся напряжённые сны, связанные с его предыдущей деятельностью). Компьютерная аналогия в данном случае позволяет правдоподобно объяснить необходимость сна; как при исчерпании служебной памяти компьютер начинает работать медленно и требует закрытия лишних приложений (а лучше - перезагрузки), так и исчерпание оперативной памяти внутреннего уха приводит к заторможенности, повышенному напряжению работы мозга - часто с повышением температуры тела - и тоже требованию "перезагрузки"). В фатальных ситуациях компьютер зависает; хорошо известно, что человек, принудительно лишённый сна, быстро умирает. (Известный компьютерщикам приём "разгонки" машины тоже может быть рассмотрен как модель действия на уставший мозг тонизирующих препаратов.)

Важные сведения о связи вестибулярного аппарата с восприятием дала космическая медицина. Состояние невесомости дезориентирует вестибулярный аппарат, что очевидно в узком, пространственном смысле. Но интересно, что в результате теряется и способность адекватного восприятия зрительной информации! Из-за нарушения деятельности глазных мышц вследствие отсутствия гравитации даже статичная картинка при повороте головы начинает казаться новой; в результате уже через несколько часов человек начинает чувствовать себя на орбите как лишённый сна в течение нескольких дней вкупе с синдромом тяжёлой морской болезни. (Впрочем, через три-четыре дня человеческий мозг приспосабливается к новым условиям, одновременно создавая для хозяина будущие аналогичные проблемы при возвращении на землю. Мозг животных - нет; они в невесомости погибают.)

Попутно изучение влияние невесомости на организм привело к удивительным результатам; в частности, открылась удивительная чувствительность вестибулярного аппарата, который, оказывается, способен различать разницу в значениях ускорения свободного падения на уровне себя и центра тяжести организма!! Из-за этого человеку в невесомости свойственно испытывать дискомфорт, ему кажется, будто он всё время висит вниз головой: скорость "падения" в невесомости, как известно, определяется именно движением центра тяжести, поэтому, когда человек повёрнут головой к Земле, центр тяжести запаздывает и создаётся впечатления висения на перекладине вниз головой, а когда человек поворачивает головой от Земли, центр тяжести, наоборот, начинает "падать" с опережением, создавая ощущения падения в лифте, а по сути - того же висения вниз головой; положение же вдоль орбиты в невесомости нестабильно без специальной фиксации. Получается, что, казалось бы, один из самых примитивных органов имеет на самом деле чувствительность, чуть ли не превосходящую возможности остальных!

Из этого можно заключить, что механизм упорядочения сознания, по-видимому, имеет нечто общее со зрением лягушки. Глаз лягушки (впрочем, разумеется, участок мозга, ответственный за восприятие зрительных образов), как все знают, воспринимает лишь движущиеся объекты, а всё неподвижное автоматически считается фоном. Мозговой "супервизор" аналогичным образом должен фильтровать для сознания информацию, создавая картину "неподвижного" фона, в которую не включается то, на чём сосредоточено внимание человека. Скорее всего, именно очистка, разгрузка памяти о фоне (способность к восприятию у человека без сна, как мы знаем, снижается, а после сна он встаёт свежим и готовым к новым впечатлениям) и является главной задачей сна. При отсутствии возможности поспать новый фон при перемене обстановки накладывается на остатки старого, что вносит путаницу из-за засорения внимания фоновыми элементами и дезориентации в ситуациях и приводит к перегрузке мозга. Чем больше разных ситуаций содержится в фоновой памяти, тем меньше работоспособность сознания.

Сказанное выше можно рассматривать как наброски к теме "роль внутреннего уха в организме"; его задачей было показать огромную важность этого органа в деятельности человека, в т.ч. и высшей.


Теперь к вопросу о старении.

Известна байка об одном учёном, который якобы заинтересовался феноменом детской подвижности. Действительно, дети непоседливы, прыгают и бегают целыми днями, не испытывая особенной усталости. Исследователь решил поставить жестокий опыт на себе. Он стал так же целыми днями прыгать и бегать вслед за детьми и вскоре, как говорят, "отправился к праотцам".

Даже беглый взгляд на динамику утомляемости человека с возрастом показывает, что она вполне линейна: с годами она непрерывно уменьшается. Поскольку, согласно предложенной выше вестибулярной теории, за внимание и утомление отвечает именно внутреннее ухо, что можно сделать основополагающий вывод: старческие эффекты в сфере сознания должны определяться в первую очередь деградацией вестибулярного аппарата! Детская свежесть реакции неутомлённого человека, порывистость юности, спокойствие зрелости и заторможенность старости очень хорошо укладываются в такую схему. Для большей полноты картины следует учесть здесь и взаимодействие динамик внешних ощущений и внутреннего осознания, которые, по-видимому, имеют различные скорости. Детская реакция на окружающее превосходит возможности осознания в сильной степени (детская безответственность), юношеская - в меньшей (наивность молодости), внешние и внутренние ритмы зрелости близки друг к другу, хотя первая уже начинает запаздывать (что создаёт иллюзию умудрённости), в старости реакция на смену обстановки начинает сильно отставать от внутреннего ритма мышления (что делает пожилых людей не только косными, боящимися перемены обстановки, но и в той или иной степени аутистами).

Следует ещё обратить внимание на то, что в случаях особенно яркого проявления старческих симптомов пожилые люди становятся похожими на больных энцефалитом (вызываемым именно поражением внутреннего уха): те же дрожания рук, стремление сжаться, приоткрытые рты, дискомфорт при движениях головы.

Таким образом, можно сделать предположение о сильной зависимости старческой деградации сознания от состояния вестибулярного аппарата. Как и все органы, он тоже имеет свой срок годности. Что именно выходит в нём из строя - это должны сказать исследователи. Возможно, с годами осаживается взвесь, давящая на нервные окончания. Но более вероятно, что "оперативная память" внутреннего уха (кстати, пока ещё гипотетическая) не получает должной очистки за время отдыха (как простое удаление файлов с диска компьютера не уничтожает полностью информацию, не говоря уже о появлении на нём дефектных участков), что приводит к уменьшению её объёма, а следовательно - и возможностей человека адекватно реагировать на происходящее. (Эта гипотеза позволяет описать и возрастные проблемы с памятью: от её избирательности, когда новый фон уже не может полностью вытеснить старый, и склонности стариков засыпать в самые неподходящие моменты до старческого маразма при потере сознанием возможности адекватной ориентации в имевших место событиях из-за наслоения фонов.)


В заключение хочется вспомнить утверждение одного из справочников о том, что внутреннее ухо остаётся одним из наименее исследованных органов, и призвать исследователей сосредоточиться на нём в большей степени (что позволяют и современные технологии, например, сканирование).
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"