Саяпин Михаил Михайлович : другие произведения.

Удивительное искусство

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Фотография была и будет искусством. Самым масовым из искусств. Самым удивительным из искусств.

Фотореализм и правда жизни

Удивительное искусство

Принято считать, что человек лишён того врождённого багажа, которым наделены животные: если маленький бобрёнок смело лезет в воду, то человека плавать надо учить - так же, как и всему другому.

И всё же и человеческий детёныш не лишён, подобно иному головастику, того питательного запаса, который помогает ему войти в жестокий мир взрослых и адаптироваться к нему. Только этот запас не физический и вдобавок обнаруживается не с первых дней рождения, а существенно позже.

"Будьте, как дети", - говорил Христос. Значит ли это, что люди должны быть капризными, непослушными и плаксивыми? Нет, конечно; под "детьми" имеются в виду не столько карапузы, сколько отроки, подростки. Именно подросток должен был удивлённо воскликнуть: "А король-то голый!". Думается, что "дитя", которого приласкал Христос, когда говорил свои слова, был не умильным бутузом, а как раз вступающим в жизнь отроком.

Подросток видит мир каким-то особенно пронзительным взглядом; в нём словно просыпается и бурно проявляет себя врождённый запас нравственного максимализма, который большинство людей с годами быстро проедает. (Иногда подростковый суд над миром оказывается бескомпромиссным и заканчивается трагически. Именно этому посвящена лучшая повесть Айтматова - "Белый пароход".)

Трудно смириться с тем, что такое удивительное качество подростков не проявляется как-то в высшей человеческой способности: творчестве. И педагоги (не говоря уж об обременённых любовью родителях) утверждают, что это так: детское творчество во многом самобытно, дети-художники с лёгкостью демонстрируют то, что часто долго ищут взрослые мэтры.

Но на пути торжества юношеской талантливости стоит очевидное препятствие: мастерство. Сколько бы ни было в каляке-маляке (любого жанра) искренности и непосредственности, трудно по ней судить о подлинном уровне таланта. А случаи, когда 14-летний художник, как то было с Пикассо, пишет полноценное академическое полотно и навсегда расстаётся со станковой живописью как с пройденным этапом, - единичны в истории искусства.

"О если бы юность умела, о если б старость могла!"

Но есть один удивительный вид творчества, который позволяет обходить это препятствие! Это, конечно, фотография.

Дать в руки ребёнку фотоаппарат, чтобы он снимал всё вокруг, а не проводил время в сомнительных компаниях, - нет ничего проще. Собственно техника изготовления отпечатка примитивна и доступна дебилу. Так в руки ребёнку попадает устройство, позволяющее в принципе изготовлять шедевры с необычайной скоростью - если есть к тому предрасположенность.

К счастью, журнал "Советское фото" завёл в своё время мини-рубрику "Фотоюниор". И фотография смогла показать всем подлинный уровень подростковой талантливости - как она же позволяет видеть невидимое в криминалистике.

Оказалось, что действительно существует такое явление, как детская умудрённость. Детские фотографии бывают пронизаны удивительным чувством понимания жизни и даже какой-то её музыкальности. Рядом с ними работы взрослых мэтров, как правило, выглядят творчеством впавших в детство.

"Я и мы". Старшеклассник, улыбаясь, пожимает руку другу-фотографу почти прямо в объектив. Да, это дружба. Та самая школьная дружба, которая радует сердце спустя годы. Но как? Почему? Это тайна искусства.

 []

"Старшая сестра". Девушка-страшеклассница в простом платьице. Время первой любви и стремительного взросления - "в жизни раз бывает восемнадцать лет." Это время созревания отражается на лице девушки, её смуглая кожа кажется дышит неведомыми и сладостными ощущениями, которыми она сейчас живёт. Фотограф - девочка 14-ти (!) лет.
Старшая сестра []

Казалось бы, что ты, соплячка, можешь понимать в том, что может быть видно разве что родителям и учителям? И она вряд ли много понимает; но юная душа всё чувствует с необычайной глубиной проникновения.

"Консилиум". Подлинный шедевр: сгрудились в кучу дебелые тётки-дядьки в белых халатах, что-то обсуждая. И скраю внизу - печальное покинутое личико маленького героя сюжета, мальчика, из-за которого весь сыр-бор.

Консилиум []

Эта фотография могла бы стать классикой, могла бы украсить выставку признанного мастера фотоискусства. Но она сделана подростком.

Так является ли фотография искусством? И если да, то почему?

Работы юных художников помогают дать ответ. У фотографа главный орган не глаз и не мозг, а рука, в мгновение ока, без участия сознания, делающая выбор. Или так: фотограф снимает не камерой и не рассудком - он снимает душой.

Я много раз всматривался в знаменитый фотоснимок Альперта, одно время носивший дурацкое название "Комбат" (хотя изображён на нём всего-навсего поднимающий бойцов в атаку младший политрук): постановка или нет?

Альперт

Да, это не может не быть постановкой: не только сам герой - это взрыв, но и - на некадрированной версии - лежащие за ним в полной выкладке три бойца - это отлетающие комья земли. Причём сами их развороты относительно друг друга усиливают динамику видимого взрыва!

Нет, это не может быть постановкой: такой потрясающей выверенности в образности невозможно добиться искусственно.

Сам автор рассказал историю своего самого знаменитого снимка так: залез в окоп впереди цепи, прицелился в видоискатель, вдруг вид загородила какая-то фигура, и рука сама нажала на спуск (прямо-таки "поскользнулся, упал, очнулся - гипс"). В этом бесхитростном рассказе - объяснение самой тайны рождения фотографического шедевра.

Альперт

А тоже известная фотография сидящих в окопе четырёх бойцов того же Альперта? Как и почему из разности поворотов их лиц возникает самая настоящая музыка? И это знает лишь рука фотохудожника.

Всё то же можно наблюдать и у других великих: Балтерманца, Игнатовича, Родченко.

С изобретением фотографии, кажется, сама жизнь нашла простой способ испытывать любого человека на талантливость: ведь точность попадания фотографа сродни меткости стрелка. И тому и другому нужен лишь инструмент; дальше дело определяет моментальный акт, перед которым в принципе все равны. Но почему-то равенства нет.

Поэтому фотография была и будет искусством. Самым масовым из искусств. Самым удивительным из искусств.


Фотоюниор []

Фотоюниор []


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"