|
|
||
Где лежат корни протестантской революции? На... Балканах. |
От историков как-то ускользнул расовый характер эллинского общества.
Известно, что эллины - пришельцы на Пелопоннесе. Но считается, что это случилось в какие-то доисторические времена. Отчего же? Появление эллинов легко заметно - это переход от архаики к классике. От хтонических уродцев к искусству. И "греческое чудо", конечно, остается удивительным, но всё же становится более понятным, если посмотреть на классику как на искусство другого народа.
Народ-завоеватель - полисные эллины, контролировавшие Пелопоннес. Как города на оккупированных территориях (скажем, в недавнем Афганистане) традиционно представляли собой форпосты марионеточных властей.
Эллинская пластика, как и вся эллинская культура, с ее фитнес-культурой и состязательностью, имеет расовую направленность. Она так же прославляет победивший расовый тип, как скульптуры перед Имперской канцелярией в Третьем Рейхе.
На ранних памятниках мы можем увидеть этот тип в достаточной чистоте. Люди с крепкими, полными силы фигурами и интересными лицами - округлыми, с утопленными в них подбородками; по современнным представлениям они не кажутся эталонами красоты (и быстро были выправлены поздней классикой на более очерченные), но всё же они отмечены какой-то почвенной красотой.
(Удивительным образом подобные типы лиц можно наблюдать на... Русском Севере. Откуда автор не собирается делать какие-то исторические выводы. А просто приводит эту параллель, чтобы лучше представить тип эллинов-завоевателей на знакомых образцах.)
Вот краткий портрет тех, кто культивировал полисную демократию.
Как легко может видеть читатель, современные греки нисколько не похожи на гордившихся своей златокудростью эллинов
Более того, не будет особым преувеличением сказать, что современные греки - самый семитизированный по антропологическому типу европейский народ. (История, как обычно, посмеялась.)
Этот слом произошел где-то в середине 1-го тысячелетия, на закате Западной Римской империи. Семитские мигранты заполонили Империю, а на на ее востоке стали преобладающим этносом
Новые жители востока Империи, освоив один из государственных языков (греческий), однако, как водится, принесли и свои обычаи. Семитские.
Вообще-то возвысившие семитскую расу ассирийцы, наверное, впервые и с особой чистотой (а это очень свойственно социальным первопроходцам) провозгласили имперскую идею - безоговорочное подчинение огромной массы людей единой воле.
Именно от Ассирийского царства идет, наверное, тот самый пресловутый "восточный деспотизм", который историки ищут (и находят) везде "восточнее Суэца". И опыт начальных шагов (ас)сирийцев (тоже, как водится) закрепился в их подсознании навсегда.
Христианство окрепло в рамках Римской империи, когда римляне еще помнили о республиканских обычаях, а эллины о полисных.
Ранняя христианская церковь была республикой верных; в чем-то полисом, "уммой", выражаясь по-мусульмански. С общим участием в церковных делах и властью церковного народа.
Это было совершенно естественно с позиций психологии как диссидентствующих римлян (сама Империя стремительно принимала восточные черты), так и покоренных эллинов. Правда Бога и могла быть только такой: с диспутами, народными возмущениями и выборностью властей.
Но не так было для сирийцев. Для них Правда Бога (отчасти как и для евреев) была прежде всего в величии. Бог-деспот, перед которым склоняются безмолвные подданные, не смея видеть его лица. Да его никто и не видел: замещали его собой патриархи (в число которых поначалу входил и Римский), обмахиваемые опахалами под возгласы "исполла эти дэспота!". Ну а по цепочке такое отношение перешло и к "патриархам" меньшего ранга и даже пресвитерам, выборность которых постепенно сошла на нет, а власть усилилась до всех мыслимых пределов.
Но так-то оно ведь лучше! С точки зрения порядка и величия.
Такой стала имперская Церковь.
Одним из ударов по греческо-семитской Церкви (так будем ее называть) было желание повелителя Запада Карла Великого иметь Церковь "под себя".
Анархия завоевателей нуждалась в укрощении цивилизацией (конечно, римской как единственной известной в данной ойкумене). Но, возможно, Карл чувствовал, что дух германской военной демократии несовместим с семитским раболепием Востока. И он, отказавшись от предложения стать мужем императрицы, начал раздувать римскую патриархию в противовес константинопольской.
Собственно, говорят, так и зародился Запад как противовес Востоку.
Но с Римской Церковью произошло то, что бывает с набирающей силу периферией: она стала подражать центру. Чтобы укрепиться, она решила стать "константинопольнее" константинопольской.
Тут еще должен был сыграть тоже расовый момент: Южная Италия тоже оказалась сильно семитизированной (что ощущается в Италии и сейчас как конфликт Севера и Юга). И итальянцам, похоже, константинопольский образец показался вполне подходящим.
Римская Церковь стала западным клоном Константинопольской. Сейчас мы знаем Вселенский Патриархат с резиденцией в Стамбуле. И думаем: вот он, остаток византийской Церкви. Но всё-таки, видимо, именно по мощи вселенского деспотизма римско-католической Церкви легче реконструировать историческую физиономию Греческой Церкви византийских времен.
Германское возрождение (впомним хотя бы Оттоновское) оказалось недолгим. Как Римско-германская Церковь (ее тоже стоит так называть) попала под культурное влияние византийско-семитской традиции, так и германский ареал Европы попал под нее тоже - уже при активном посредническтве европейского клона семитской Церкви - Римско-Католической.
Немцы с их древней традицией решения вопросов на "вече", "круге" в стиле "слушали - постановили" ("любо - не любо"), конечно, не могли принять ломающую деспотию Церкви. Германцев структурировала родовитость, но ее как раз и не признавала Церковь; как по общим соображениям дисциплины, так и потому, что итальянцы сохранили в себе, возможно, идущий еще с римских времен общегражданский демократизм! В результате церковных аппаратных игр нередко плебей ставился над уважаемым человеком с хорошей родословной.
И это "иссушало душу" германского народа, делая господство римской Церкви форменным игом, насаждающим чуждые порядки. Народ Божий в качестве безмолвной массовки, внимающий с опущенными головами премудрости в лице "дэспота", что-то бормочущего на непонятном, но сакральном языке, явно не входила в его систему ценностей.
Вот, собственно, и главная причина Реформации: расовая несовместимость двух суперэтносов Европы: арийского и семитского.
Нарыв должен был прорваться, и он прорвался. Ну а поводы - продажность церковников (итальянцев или обработанных Церковью в итальянском духе), нажива на индульгенциях - конечно, нашлись бы.
Лютер просто доделал дело Карла. Тот создал клон ненавистного Константинополя в качестве противовеса ему с родимыми пятнами "семитщины". Ну а Лютер создал настоящую анти-Римскую (читай: анти-Константинопольскую) Церковь на новом месте и без родимых пятен. И его Церкви (их много но они все общи в главном) поставили во главу угла независимость религиозной личности и церковную демократию. Как то было в античной Европе до нашествия сирийских "гостей".
И Вагнер, витийствоваший о несовместимости арийского духа с семитским, не так уж был неправ. Правда, семитский дух он понимал упрощенно и зауженно.
|
Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души"
М.Николаев "Вторжение на Землю"