Оставим за скобками преподавание технических наук в советской школе, которое было вполне солидным, хотя, с одной стороны, и грешило оторванностью от практической жизни, а с другой даже не пыталось чуть-чуть развивать желание заниматься исследованием и годами очень надёжно изучало закон Ома.
Наша тема - гуманитарные науки.
Смею утверждать, что те школьники, которым не повезло попасть в школы или классы с уклоном на иностранный язык, его не знали совсем.
Сама методика была порочная, поскольку не шла путем естественным познания языка от "слышу", к "понимаю", далее "говорю" и, лишь потом "пишу", а стартовала с последнего этапа.
Ну, там идиотизм с постановкой произношения при отсутствии словарного запаса, а главное, что никто даже не пытался, чтобы изучающий, за любым английским словом, видел образ или действие.
Без этого невозможно понимать живую беглую речь, фильм, песню, поскольку учащийся слушал слово, искал в бедной головке аналог русский и лишь потом до него доходило значение сказанного, а за это время герои того же фильма уже успевали дважды укокошить друг друга или разрушить крепкие семейные узы. Сказать честно, но в школе я даже не слышал такого приятного для уха слова как "Лингафонный кабинет". И конечно желание преподавателя видеть записанные тексты исключительно без ошибок - это вообще был конёк, хотя мы ведь знаем прекрасных писателей, которые лепили ошибки в родном языке, а уж в хреновой куче нагромождений, в том же английском, сам Бог велел не быть безупречным в написании их слов.
У меня есть подозрение, что большинство преподавателей иностранного языка в школе были сами жертвами этой системы преподавания и часто не могли понять фильм на языке, который преподавали.
Ну, ладно, закончил ученик школу, поступил в ВУЗ и тот уж он познал чужой язык.
Ха, как же!
В технических, экономических, медицинских ВУЗах изучение языка заканчивалось на втором курсе, и было ещё хуже, чем в школе.
Кто знает, тот понимает, что такое "сдавать тыщи"
Итак, с иностранным разобрались и видим, что уровень подготовки в этой дисциплине у школяра и человека с высшим, был практически равнозначен, если, конечно, оставить за скобками инязы и ряд специальных ВУЗов, ну, например, готовивших моряков торгового флота.
Литература и русский язык.
Дипломированный инженер в этих науках был подкован ровно, как и выпускник школы и не более того, поскольку программа этих ВУЗов не предусматривала расширение и углубление знаний студентов в этой области.
История?
То, что верхоглядкой ученик вынес из школы, с тем и будет жить далее, технический и прочие ВУЗы, кои я перечислил выше, ему в этом помогать не будут.
Опять знания на уровне средней школы.
Зато ВУЗ всех мастей и направлений будет засерать мозги бредом советского агитпрома под названием "История КПСС", "Марксистско-ленинская философия", "Политэкономия" и "Научный коммунизм", кои к философии, экономике и истории отношения не имели.
Факт, что гуманитарные познания выпускников технических ВУЗов были на уровне учащихся средней школы.
Увы!
02.12.2023 г.
Сайт писателя и публициста из Калининграда Сергея Сальникова: