Если сегодня кому-нибудь из молодых граждан-автовладельцев предложить увеличить толщину прокладки под головкой цилиндров его авто, то он, наверняка, изумится и уж не знаю, что подумает, тем паче, если хоть что-то понимает в машинах.
Такая операция уменьшает степень сжатия, увеличивает расход бензина и вполне закономерно сажает мощность вашего двигателя.
Возникает законный вопрос, а почему, в совсем ещё недалёкой социалистической действительности, такие манипуляции с личным автотранспортом производили не менее четверти автовладельцев?
Тратить деньги, силы, время, чтобы уменьшить возможности машины и увеличить при этом расход топлива?
Они там что, любили топтаться по здравому смыслу?
Увы, нет.
Просто граждане желали перейти на бензин более низкого октанового числа, на тот самый бензин, что двигал государственный грузовой транспорт и который лился рекой, его можно было купить дешевле чем на заправке, а тем, кто работал в этой сфере, и вообще можно было кататься на халяву.
Откуда он там брался в излишках?
Ведь были очень строгие нормы расхода топлива на километр пройденного пути, к слову, не один автомобиль, даже новый с конвейера, эти номы не выдерживал и легко съедал куда больше.
Откуда излишки при таком раскладе, когда по согласно крылатой ленинской фразе - социализм - это учет?
Тоже очень просто, от второй составляющей - пройденных километрах.
Их лихо накручивали и это было выгодно всем - водитель получал премию, предприятие выполняло план, и все были довольны.
Приписки, как двигатель социалистической экономики.
А поскольку приписки были гигантским, то скапливалось огромное количество бензина, который девать было просто некуда, вот предприимчивые водители и сбывали его частникам по бросовой цене, но бензина было много, а частников, увы, мало и тогда излишки просто сливали куда придётся.
Не верите, юные граждане?
Эх, молодо зелено, кто бы точно знал сколько морей, озер и рек можно было наполнить тем количеством слитого бензина.
И если бензин ещё хоть как-то, в малых долях, пристраивался к делу, то солярка полностью шла в распыл, вернее в слив.
Не было у частников машин с дизельными двигателями, не было личных тракторов и прочей техники, которые могла потребить то гигантское количество "лишнего" топлива, что варварски уничтожалось, загаживая нашу землю.
И ещё маленькая ремарка - при продаже поддержанной машины, её владелец обязательно указывал на замену прокладки, как на дополнительную опцию, что должна была увеличить её стоимость.
К слову, машину с рук люди покупали дороже, иногда значительно дороже, чем стоила новая из автомагазина, но это уже совсем другая история из нашего социалистического прошлого.
25.10.2018г
Сайт прозаика и журналиста из Калининграда Сергея Сальникова: http://sss1949.wixsite.com/salnikov