Самохин Иван Сергеевич : другие произведения.

К вопросу о методе измерения эмотонности в тормоплесическом государстве

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Статья ранее опубликована в научном журнале "Социально-гуманитарный вестник Юга России" (Самохин И.С. К вопросу о методе измерения эмотонности в тормоплесическом государстве // Социально-гуманитарный вестник Юга России. - Краснодар: АНО "Премьер". - N 1 (21) 2012. - С. 247 - 256).


К вопросу о методе измерения эмотонности в тормоплесическом государстве

   "...возможно, что виброизображение найдёт применение там, где и вообразить сейчас нельзя"
   В.А. Минкин [2007, c. 66]

   В статье "Измерение эмоций в тормоплесизме" мы обосновали практическую ценность естественно-научного подхода к измерению эмотонности (интенсивности эмоционального тона ощущений - удовольствия / страдания). Продемонстрирована потенциальная важность эмота (единицы измерения эмотонности) для специализированных сфер деятельности и межличностных отношений [Самохин 2011]. Теоретическая значимость естественно-научного подхода к рассматриваемой характеристике вытекает из этико-философской значимости всеобщей НИЭР (нулевой итоговой эмотонной разницы). Это понятие является ключевым в тормоплесической философии и обозначает равную нулю разность приятных и неприятных эмотов, полученных с момента рождения до момента смерти [Самохин 2011а, 2011б]. Любое живое существо должно иметь НИЭР, поскольку: 1) не обладает свободой воли, из чего следует отсутствие моральной ответственности за собственные поступки; 2) является гедонистом, то есть осуществляет всю свою деятельность исключительно ради максимизации личного удовольствия и минимизации личного страдания. В связи с отсутствием моральной ответственности равное соотношение "награды" (удовольствия) и "наказания" (страдания) представляется справедливым, выступая этическим аналогом более очевидного, но менее привлекательного варианта - упразднения эмоционального тона ощущений.
   В данной работе мы проанализируем один из допустимых методов измерения эмотонности в рамках выбранного подхода - метод виброизображения В.А. Минкина. Перед этим нам представляется уместным рассмотреть некоторые методы, опирающиеся на различные виды ненаучного мировоззрения.
   Английский мыслитель, основатель утилитаризма Иеремия Бентам считал, что удовольствие и боль (страдание) поддаются количественному измерению и могут быть сопоставлены для определения ценности конкретного поступка. Философ называл это "сведением баланса", при котором преобладание приятных ощущений даёт "хорошую тенденцию действия", а преобладание неприятных - плохую [Бентам 1998, с. 43 - 44].
   Такая "эмоциональная арифметика" отличалась умозрительностью, поскольку не предусматривала методологической основы для измерения эмоций на практике. Это можно объяснить внешними причинами. В конце XVIII столетия, когда создавался основной труд Бентама, физиология как наука носила метафизический характер [Сорокина 2008], а первые теории эмоций появились лишь около века спустя. Что же касается точного измерения удовольствия и страдания, испытанных всеми членами общества в результате чьего-либо индивидуального действия [Бентам 1998, с. 43 - 44], это едва ли станет возможным когда бы то ни было. Ведь для подобных расчётов нужно определить, в какой степени всеобщее эмоциональное состояние обусловлено данным действием, которое выступает одним из множества катализаторов. К тому же, поступок будет всё время влиять на эмоции людей по-новому в связи с его прямыми и косвенными последствиями. Неизбежно возникнут вопросы, касающиеся интерпретации конкретных действий.
   Например, применительно к прошлому веку можно задаться вопросом: считать ли изобретение атомной бомбы последствием открытия естественной радиоактивности урана? И если считать - то каким: прямым или косвенным? Рассматривать один поступок в совершенном отрыве от другого было бы нелогично. А признание зависимости, вероятно, потребовало бы также признать, что открытие А. Беккереля, за которое он получил Нобелевскую премию, имело в XX веке "плохую тенденцию действия". Если видеть в атомном оружии косвенное последствие, страдает ценность, присущая обнаружению урановой радиоактивности. Если же смотреть на появление бомбы как на прямое последствие, это бросает тень и на самого Беккереля. Ведь в таком случае он, наверное, мог предвидеть подобный результат - и не заявлять о своём открытии. Следовательно, знаменитый учёный может показаться недостаточно умным или, мягко говоря, не особо нравственным человеком.
   В общем, очевидно, что данная проблема решается не с помощью метода высокоточных измерений. При этом следует иметь в виду: упомянутые поступки - явления исключительные, надолго задержавшиеся в коллективной памяти. Многие действия вообще нельзя учесть, поскольку они никем не замечаются даже в момент их совершения. Ещё одна трудность заключается в том, что ни одно выполненное действие никогда не прекращает влиять на эмоции людей, хотя это влияние может быть мизерным и неосознаваемым. Таким образом, все человеческие поступки (и каждый в отдельности) обретут свою итоговую ценность лишь после исчезновения их автора и потенциального измерителя - нашего биологического вида... Вероятно, ощущая бесперспективность работы над практическим методом, Иеремия Бентам ограничился подробными и теоретически значимыми, но отвлечёнными руководствами. Тем не менее, в научном плане он превосходит своего преемника Джона Стюарта Милля, поскольку, в отличие от последнего, не разделяет виды удовольствия на "низменные" и "возвышенные" [Johnson 1992].
   В 1969-м году американские учёные Норман Бредберн и Эдвард Нолл предложили шкалу аффективного баланса (Affect Balance Scale) - психологический тест, состоящий из 10 вопросов, 5 из которых определяют уровень приятных эмоций, а другие 5 - неприятных. За каждый ответ "да" человек ставит себе 1 балл, за каждый ответ "нет" - 0 баллов. Сначала высчитывается сумма баллов за вопросы, связанные с удовольствием, затем - за вопросы, связанные со страданием. Аффективный баланс определяется как разность этих сумм. [Bradburn, Noll 1969]
   Основным недостатком подобного метода представляется его ярко выраженный субъективизм. Человек определяет интенсивность своих текущих эмоций, ориентируясь на собственный эмоциональный опыт, накопленный за всю жизнь, и личные представления о предельном счастье и предельном горе. Кроме того, неподготовленный индивид может смешивать понятие интенсивности эмоции с понятиями длительности, стеничности, модальности и глубины. Также возможна неискренность (ради самообмана или желания "приукрасить" себя в чужих глазах). По всем этим причинам у человека, оценившего интенсивность своего удовольствия (страдания) на "5", оно может быть объективно слабее, чем у того, кто поставил своему удовольствию (страданию) лишь "4". Вероятно, Н. Бредберн и Э. Нолл не учли физиологическую составляющую эмоции отчасти потому, что их шкала разрабатывалась до международного конгресса 1982-го года, на котором психофизиология получила интернациональный статус как новое направление в науке [Данилова 2001]. Однако и после упомянутого события появилось множество методик, отличающихся субъективным подходом к измерению интенсивности тона ощущений: шкала удовлетворённости жизнью Э. Динера и коллег (Satisfaction with Life Scale - SWLS), шкала счастья М. Фордиса (Happiness Measure - HM), шкала ожидаемого баланса С. Стаатс (Expected Balance Scale - EBS) и так далее. По нашему мнению, подобные методы следует использовать не для измерения эмотонности человека, а для прояснения одной из составляющих его самооценки: того, как он сам относится к своей эмотонности.
   В рамках нашего обзора также вызывает интерес одна из идей, изложенных в романе американского писателя Курта Воннегута "Сирены Титана" [Vonnegut 1959]. По сюжету книги, после победоносной войны с марсианами на Земле создаётся так называемая Церковь Господа Всебезразличного, призванная объединить людей вокруг новой, "справедливой" религии. Согласно её канону, человек слишком ничтожен, чтобы привлечь внимание Бога - и поэтому должен воспринимать свою судьбу как проявление Случайности, а не Высшего Промысла. Соответственно, счастье и несчастье также признаются обыкновенным стечением обстоятельств, а не Знамением или Воздаянием. Это учение претворяется в жизнь следующим образом. Люди, наделённые физическими или интеллектуальными преимуществами, искупают свою вину перед больными, слабыми, уродливыми или глупыми, взваливая на себя то или иное бремя. Наиболее распространено прикрепление к телу тяжёлых предметов: железных пластин, мешков с дробью и т.п. Однако некоторые адепты новой религии действуют иначе. Например, один зоркий старик специально испортил себе зрение с помощью чужих очков, а одна эрудированная женщина по доброй воле вышла замуж за человека, не читающего ничего, кроме комиксов...
   Следует отметить, что такой подход к счастью и горю принципиально отличается от подходов Бентама и Бредберна-Нолла обязательным стремлением к компенсации. С точки зрения тормоплесизма, это положительное отличие. И всё же метод, описанный в "Сиренах Титана", представляется несостоятельным из-за своей условности. Церковь Господа Всебезразличного фактически отождествляет удовольствие с определёнными свойствами (здоровьем, привлекательностью, интеллектом), тогда как на самом деле они представляют собой лишь вероятные катализаторы приятных эмоций. Поэтому и компенсация удовольствия осуществляется прихожанами не напрямую, а косвенно: не через страдание как таковое, а через факторы, традиционно ассоциируемые со страданием (тяжесть, увечье, физическую боль, отсутствие взаимопонимания с супругом). Если судить по книге, "самоистязатели" не только не мучаются от своих вериг, а наслаждаются оными, считая их собственным вкладом в установление справедливости. В романе сказано, что каждый сильный мужчина носит назначенный утяжелитель "с гордостью, на людях и дома" [Воннегут 2003, с. 221]. Далее говорится, что на Земле живут "миллиарды людей, с радостью взваливших на себя какое-нибудь бремя" [Там же, с. 225]. Таким образом, происходит не исчезновение, а увеличение эмоционального неравенства, хотя ревнители новой веры, по-видимому, этого не осознают. Правда, есть один нюанс. Возможно, обиженные судьбою думают, что человечество действительно страдает от своего добровольного бремени, как они сами - от вынужденного. Думают - и радуются... В таком случае эмоциональное неравенство может оставаться на прежнем уровне или уменьшаться. Но даже если в какой-то момент оно бы полностью исчезло, общество не заметило бы данный факт и не смогло бы его верифицировать. Этого не позволила бы условность метода - практическая сосредоточенность не на эмоциях, а на их катализаторах. Аналогичные подходы описаны в "Путешествиях Гулливера" Джонатана Свифта, где Академия Прожектёров желает обложить физические преимущества денежным налогом [Swift 1726], и в рассказе "Time Out" Виктора Пелевина, где взаимокомпенсирующие источники удовольствия и страдания - это раскалённая сковорода и доза кокаина соответственно [Пелевин 2005].
   Таким образом, каждый из рассмотренных подходов к измерению эмотонности имеет серьёзный недостаток: отвлечённость (И. Бентам), субъективизм (Н. Бредберн, Э. Нолл) или условность (К. Воннегут). Устранение любого из этих дефектов потребовало бы "хирургического вмешательства" в суть соответствующего метода. Утилитаризм ориентируется на философское познание, шкала аффективного баланса - на обыденное, Церковь Господа Всебезразличного - на религиозное. Данные виды постижения действительности в целом не приспособлены к точному количественному измерению тех или иных феноменов. Требуется метод, опирающийся на научное познание.
   Отечественный специалист по биометрии В.А. Минкин предлагает измерять эмоции на основе микродвижений головы, регистрируемых и анализируемых посредством виброизображения. Во-первых, данный метод не субъективен, поскольку в его основе лежит физиологическое явление - вестибулярно-эмоциональный рефлекс (ВЭР) [Википедия]. Данное обстоятельство, - ориентированность на рефлексное движение, имеющее постоянный характер, - делает виброизображение более информативным в нужном нам контексте по сравнению с методами, учитывающими улыбку, прищуривание и прочие локальные мимические движения [см., напр.: Ekman 1993; Essa, Pentland 1995]. В связи с его постоянным характером ВЭР можно сравнить с такими физиологическими процессами, как артериальное давление, частота сердечных сокращений и кожно-гальваническая реакция, традиционно измеряемыми с помощью полиграфа [Ekman 2001]. Во-вторых, методу В.А. Минкина не свойственна отвлечённость. Он апробирован на международных научно-технических конференциях и успешно применяется в различных областях: медицине, психологии, безопасности и детекции лжи [Минкин, Николаенко, Медведев 2011]. Например, виброизображение используется в аэропортах для выявления потенциально опасных пассажиров (через определение уровня агрессии, тревожности и стресса) [Минкин, Николаенко 2008]. Наконец, в-третьих, метод не отличается условностью: фактический акцент сделан именно на эмоциональной сфере, а не на её ситуативных катализаторах, вроде физических преимуществ (недостатков), социально-экономических привилегий (ограничений) и черт характера.
   По мнению В.А. Минкина и Н.Н. Николаенко, в перспективе метод виброизображения позволяет "сделать измерение эмоций таким же однозначным, как измерение любой другой физической величины, например, тока, напряжения или расстояния" [Минкин, Николаенко 2010: Электронный ресурс]. То есть речь идёт об универсальной единице измерения эмоциональности или о нескольких единицах, имеющих отношение к различным характеристикам данного феномена. Второе представляется более разумным, поскольку по своему объёму понятие эмоциональности аналогично понятию света, с которым связан целый ряд физических величин (световой поток, сила света, освещённость, яркость) и соответствующих единиц измерения ("люмен", "кандела", "люкс", "нит"). Сложно представить, чтобы одна единица одновременно измеряла и интенсивность эмоции, и её тон, и её глубину, и её сложность, и её длительность, и её влияние на поведение (стеничность / астеничность), и какую-нибудь физиологическую характеристику, выраженность которой позволяет определить эмоциональную модальность... В процессе изучения работ В.А. Минкина мы пришли к выводу, что под однозначным измерением эмоций исследователь прежде всего понимает унифицированный подход к измерению интенсивности любых эмоциональных состояний.
   Подход к эмоциональному тону ощущений связан со спецификой использования автором определённой лексики. Значения, в которых употребляются некоторые термины, расходятся со значениями, приведёнными в большинстве психологических словарей. Так, тревожность, по В.А. Минкину - это скорее не личностная черта, а состояние, с высокой вероятностью включающее в себя эмоцию страха. Слова "агрессия" и "агрессивность", по-видимому, используются для обозначения не столько формы деструктивного поведения и предрасполагающих к ней качеств личности, сколько состояния, обычно подразумевающего эмоцию гнева. Наконец, под стрессом, очевидно, понимается его разновидность, часто вызывающая неприятные эмоции астенического типа, то есть дистресс (в интерпретации Г. Селье). Автор, таким образом, акцентирует внимание на относительно сложных психофизиологических явлениях, связанных с эмоциональной сферой, а не на её непосредственном ядре - базовых эмоциях. С нашей точки зрения, опираться следует именно на последние, так как им свойственны "отчётливые и специфические нервные субстраты" [Изард 2002, с. 64] и фиксированный тон ощущений. Наиболее удачной нам представляется классификация базовых эмоций, предложенная Кэрролом Изардом. Она включает в себя интерес, радость, удивление, печаль, гнев, страх, отвращение, презрение, стыд и чувство вины [Там же].
   Что же касается состояний, рассмотренных В.А. Минкиным, они могут объединять базовые эмоции, имеющие противоположный тон ощущений. Например, в агрессивном состоянии к злости (гневу) иногда примешивается радость от предвкушения возмездия ("праведный" гнев, "священный" гнев). Приятная эмоция может добавляться к страху в состоянии тревожности - при мысли о величественности, нравственно-эстетическом совершенстве угрозы ("благоговейный трепет"). Дистресс бывает неприятным или вредоносным [Селье 1992] - другими словами, порой он отрицательно воздействует на здоровье и поведение, но при этом доставляет удовольствие (как в состоянии алкогольного или наркотического опьянения). Возбуждение, также упоминаемое автором, вообще не связано с каким-то определённым тоном ощущений: оно может быть и всецело приятным, и всецело неприятным. Тем не менее, есть основания предполагать, что В.А. Минкин собирается уделить более пристальное внимание базовым эмоциям. В конце своей монографии он говорит о целесообразности научной конкретизации таких понятий, как ярость - гнев, радость - счастье и так далее [Минкин 2007]. Также указывается на то, что технология виброизображения позволяет "проводить анализ любой эмоции на основе единого подхода" [Минкин, Анисимова 2009]. Очевидно, любые эмоции - это и базовые в том числе. О том, что В.А. Минкин, скорее всего, признаёт существование базовых эмоций, говорят учёт психофизиологической специфики эмоциональных состояний и рассмотрение эмоциональности как физической величины или совокупности таковых. В противном случае исследователь, наверное, видел бы в эмоциях лишь "функцию перцептивно-когнитивных процессов", продукт "культуры, социализации и обучения" [Изард 2002, с. 64] - наряду с Л. Фестингером, С. Шехтером, Дж. Мандлером, Э. Ортони и другими.
   Следует отметить, что В.А. Минкин делает упор на эмоциональные состояния, связанные прежде всего с тем или иным видом страдания. При этом они противопоставляются не состояниям, обычно основанным на приятных эмоциях, а спокойному ("нормальному") состоянию, как правило, имеющему относительно нейтральный тон ощущений. Вероятно, измерение удовольствия пока не является насущной потребностью сфер, на которые ориентирован метод виброизображения. Также не исключено, что учёный решил начать с неприятных эмоциональных состояний по причине их большего разнообразия. Таким образом, технология виброизображения пока не позволяет вычислить эмотонную разницу - даже в размытом виде, без опоры на базовые эмоции. Впрочем, как уже говорилось выше, автор планирует конкретизировать некоторые понятия - в частности, связанные с приятными ощущениями: "радость" и "счастье".
   Как и методам, рассмотренным в первой части нашей статьи, методу виброизображения свойственна нетипичная для тормоплесизма черта - антропоцентричность. Однако в данном случае она не носит абсолютного характера. При общей сосредоточенности на человеке технология может быть использована и для измерения эмоций животных [Минкин 2007; Минкин, Николаенко 2008а]. Кроме того, в трудах В.А. Минкина встречаются стилистические вызовы крайнему антропоцентризму. Например, говоря о механических перемещениях, компенсирующих выделение внутренней энергии, исследователь утверждает, что в этом смысле "человек, находящийся в состоянии эмоционального возбуждения и вынужденный находиться в фиксированном положении, не отличается от кокера на охоте" [Минкин 2007, с. 50]. Вероятно, сближение бытийной значимости человека и животного может показаться кому-то избыточным или даже лишним элементом тормоплесической философии. Подобный скепсис - вполне предсказуемое проявление человеческой гордыни и потребности в идентификации со своим биологическим видом. Однако необходимо помнить: если государство не добивается наличия итоговой нулевой эмотонной разницы у всех живых организмов, способных испытывать приятные и неприятные эмоции, оно не может называться тормоплесическим. Поэтому полноценное распространение технологии В.А. Минкина на высших млекопитающих так же важно, как и осуществление других упомянутых задач.
   Итак, метод виброизображения удовлетворяет основным требованиям, которые мы предъявляем к методу измерения эмотонности: ему не свойственны субъективизм, отвлечённость и условность. В случае освобождения данной технологии от определённых свойств (антропоцентризма, эмоциональной "однотонности", недооценки базовых эмоций) её можно будет эффективно использовать при тормоплесическом строе.
  
   Список литературы
  
      1. Бентам И. Введение в основания нравственности и законодательства. - М.: "РОССПЭН". 1998. 415 с.
      2. Виброизображение // Википедия. 31.12.2011. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Виброизображение
      3. Воннегут К. Мать тьма: Романы. - СПб.: "Азбука". 2003. 1072 с.
      4. Данилова Н.Н. Психофизиология: Учебник для вузов. - М.: "АспектПресс". 2001. 373 с.
      5. Изард К.Э. Психология эмоций. - СПб.: "Питер". 2002. 464 с.
      6. Минкин В.А. Виброизображение. - СПб.: "Реноме". 2007. 108 с.
      7. Минкин В.А., Анисимова Н.Н. Видеоинформация, как основа общей теории эмоций. // Труды 17-ой Международной научно-технической конференции "Современное телевидение". - М., 2009.
      8. Минкин В.А., Николаенко Н.Н. Применение технологии и системы виброизображения для анализа двигательной активности и исследования функционального состояния организма // Медицинская техника. Т. 42. N 4. 2008. С. 30 - 34. URL: http://www.elsys.ru/downloads/reports/Medtechnics.pdf
      9. Минкин В.А., Николаенко Н.Н. Телевизионная вестибулометрия. // Труды 16-й Международной научно-практической конференции "Современное телевидение". - М., 2008а.
      10. Минкин В.А., Николаенко Н.Н. Информационно-статистические параметры виброизображения как базовые элементы расчёта любых эмоциональных состояний. // Труды 18-й Международной научно-технической конференции "Современное телевидение". - М., 2010. URL: http://www.elsys.ru/downloads/reports/ModernTV2010.pdf
      11. Минкин В.А., Николаенко Н.Н., Медведев А.Ю. Виброизображение против контактных датчиков. От теории к практике на примере психофизиологической детекции лжи. // Труды 19-ой Международной научно-технической конференции "Современное телевидение и радиоэлектроника". - М., 2011. URL: http://www.elsys.ru/downloads/reports/ModernTV2011pub.pdf
      12. Самохин И.С. Измерение эмоций в тормоплесизме // Социально-гуманитарный вестник Юга России. - Краснодар: АНО "Премьер". - N 6 (14) 2011. - С. 3 - 9.
      13. Самохин И.С. Изоляционно-стимулирующий вариант общественного развития как вероятный предвестник тормоплесизма // Общество - Язык - Культура: актуальные проблемы взаимодействия в XXI веке. Доклады Пятой международной научно-практической конференции. МИЛ, 2 декабря 2010 г. - М.: МИЛ, 2011а. - Т. 2. - С. 55 - 67.
      14. Самохин И.С. Всеобщая НИЭР в тормоплесизме (этико-философская и функциональная значимость) // Общество - Язык - Культура: актуальные проблемы взаимодействия в XXI веке. Тезисы Шестой международной научно-практической конференции. МИЛ, 7 декабря 2011 г. - М.: МИЛ, 2011б. - С. 104 - 106.
      15. Пелевин В.О. Relics. Раннее и неизданное. - М.: "Эксмо". 2005. 352 с.
      16. Селье Г. Стресс без дистресса. - Рига: "Виеда". 1992. 109 с.
      17. Сорокина Т.С. История медицины. - М.: "Академия". 2008. 559 с.
      18. Bradburn N.M. Noll E.C. The Structure of Psychological Well-Being. Chicago: Aldine Pub. Co. 1969. 318 pp.
      19. Ekman P. Facial expression and emotion // American psychologist. Vol. 48. N 4. 1993. Pp. 384 - 392.
      20. Ekman P. Telling Lies: Clues to Deceit in the Marketplace, Politics, and Marriage. 3rd edition. N.Y.: W.W. Norton. 2001. 390 pp.
      21. Essa I.A., Pentland A.P. Facial expression recognition using a dynamic model and motion energy // Proceedings of Fifth International Conference on Computer Vision: Cambridge, MA, 1995. 20 - 23 June 1995. Pp. 360 - 367.
      22. Johnson O. John Stuart Mill // Great Thinkers of the Western World (ed. by Ian P. McGreal). N.Y.: HarperCollins Publishers. 1992. Pp. 360 - 363. 572 pp.
      23. Swift J. Travels into Several Remote Nations of the World, in Four Parts. By Lemuel Gulliver, First a Surgeon, and then a Captain of Several Ships. London: Middle Temple-Gate (printed for Benjamin Motte). 1726. 2 volumes.
      24. Vonnegut K. The Sirens of Titan. N.Y.: Dell Publishing Co. 1959. 319 pp.
  
  
  
  
  
  
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"