|
|
||
Вы смотрите передачу "Иллюзия свободной воли"... Понимаете, что избавляться от иллюзии нужно - но не хотите этого делать? Сегодня я, Джордж Ортега, помогу вам справиться с данной проблемой. Да, мы выслушали множество аргументов, блистательно доказывающих, что свободы воли не существует... Но она нам нравится! Так уж получилось, ничего не поделаешь. Гедонистический императив приказывает нам верить в свободу воли и наслаждаться этой верой.
Пока мы не углубились в тему выпуска, я кратко напомню вам о цели моей передачи. А также о том, что понимается под свободной и несвободной волей и бессознательным. Я создаю эту передачу, потому что вижу, сколько вреда приносит иллюзия свободной воли. Представим, что двухлетний ребёнок сделал что-то дурное. Мы не приписываем малышам свободу воли - и поэтому отнесёмся к его поступку снисходительно. "Он не ведает, что творит" - скажем мы себе.
Однако если оступился подросток или тем более взрослый, мы говорим ему: "Это был твой свободный выбор - поэтому ты заслуживаешь наказания. Ты плохой, ты несёшь зло". Конечно же, мы произносим другие слова, но с тем же смыслом... Не даём мы спуска и самим себе. "О Боже, я поступил неправильно! Я виноват! Угрызения совести не оставят меня до конца моих жалких дней". Вот во что выливается вера в свободу воли: в миллион ненужных терзаний, чувство вины, агрессию... Разумеется, я не предлагаю отказаться от этики, от нравственных норм. Необходимо подчеркнуть, что закон причинности не позволяет нам творить что угодно с кем угодно. Как раз наоборот: избавление от иллюзии свободной воли даст нам возможность создать новый мир, наполненный добротой и счастьем. От этой иллюзии незаслуженно страдает множество людей: преступники в тюрьмах, дети в школах, служащие в офисах и рабочие на заводах...
Называя свою волю свободной, люди имеют в виду, что их решения не могут всецело зависеть от факторов, которые они не контролируют. "Контроль" - вот главное слово. "Я сам решаю, что мне делать, а что не делать, у меня всё под контролем" - такова основная мысль... А теперь давайте вспомним о том, что наше бессознательное по определению не подчиняется сознанию (по крайней мере, в реальном времени). Оно скрыто от нашего мысленного взора, хотя работает без перерывов и днём, и ночью. Бессознательное заставляет биться наше сердце и отвечает за другие физиологические процессы. Именно в нём хранятся воспоминания и вызревают идеи. В сущности, ни одно из решений не принимается нами без участия бессознательного. Если мы не можем контролировать это загадочное явление, значит, свобода воли невозможна.
Человеческая воля обусловлена прошлым. Она подчиняется закону причинности. Любое принятое нами решение имеет причину, которая, в свою очередь, выступает следствием из более ранней причины - и так практически до бесконечности: до нашего рождения, до возникновения Земли, до появления Солнца. Жизнь каждого человека - это фильм, условия для которого создавались несколько миллиардов лет... Природа решила навязать нам иллюзию свободной воли. А может быть, не природа, а Бог... В любом случае, это не укладывается в голове. Если человек действительно является венцом эволюции или творения, то зачем было делать его жертвой столь примитивного обмана? Поняв причинную обусловленность и бессознательность своей воли, человечество не только преодолеет ложь, но и попытается выяснить, что же заставляло лгать нашу Вселенную.
Давайте признаемся: нам не хочется избавляться от иллюзии свободной воли. Некоторые люди понимают, что свободы воли не существует. Что она несовместима ни с законом причинности, ни с бессознательным, ни с так называемой "случайностью". Ведь случайные явления беспричинны, а значит, не могут быть обусловлены ничем, включая свободу воли. Да, многие это понимают - и всё же мироздание заставляет их верить в неё... Им не удаётся пробудиться ото сна.
Но дело вот в чём: если вы не расстаётесь со своими убеждениями, но осознаёте их ложность, то это уже не иллюзия, а самообман. Человечество не заблуждается насчёт свободы воли, а просто обманывает себя. Сейчас объясню, как это происходит. Давным-давно немецкий психиатр Мюллер-Лайер описал оптическую иллюзию, которая возникает при наблюдении горизонтальных линий со стрелками на концах. У верхней линии стрелки направлены остриями наружу, а у нижней - внутрь.
Кажется, что нижняя линия длиннее, хотя они равны. Это называется иллюзией. А вот если вы вооружились линейкой, измерили обе линии и по-прежнему считаете, что нижняя линия длиннее, то здесь мы уже имеем дело с самообманом.
Большинство людей никогда не задумывались ни о чём подобном. Есть словосочетание "свобода воли" - значит, есть и само явление. Так они считают... Мало кто исследовал человеческую волю достаточно глубоко, чтобы понять: свобода воли невозможна. Почему мы продолжаем в неё верить? Некоторые люди рассуждают так: "Если весь мир кинотеатр или ангар с роботами, то жизнь лишена всякого смысла. Никакой свободы, никакой ответственности... Тоска зелёная!"
Человек - существо религиозное. Ему свойственно верить в Бога, в Высший Разум... Нам не хочется представлять себя автоматами в невидимых стенах гигантской мастерской. Куда приятнее быть проводниками Божьей воли... Некоторые люди считают, что Бог существует вне пространства и времени - вне Вселенной. Однако это противоречит здравому смыслу. Церковь утверждает, что Бог вездесущ, то есть присутствует во всех точках пространства. Проще говоря, Он - это всё, а мы - Его часть.
На всё воля Божья. Если вы религиозны, несвободу нашей, человеческой, воли можно объяснить себе и в таком ключе - почему бы нет. Мы рабы Провидения, орудия в Длани Господней. При такой трактовке наша самооценка остаётся на высоте. Мы не роботы и не марионетки, а творения Всевышнего, зерцала Его мудрости. Через нас Бог являет себя этому бренному миру. Думаю, многим людям стоит воспринимать свою несвободу именно так. Это позволит им расстаться с иллюзией менее болезненно.
Существует и другая причина, по которой многие из нас боятся поверить в свою неподконтрольность самим себе: допустив, поняв и прочувствовав, что у нас нет свободы воли, мы, по их мнению, лишимся морали. Другими словами, нас нельзя будет ни вознаградить, ни наказать. Исчезнут поводы для мирной гордости и возвышающего раскаяния... Этот страх вполне оправдан. Ведь признав свою волю несвободной, люди могут пуститься во все тяжкие ("С меня взятки гладки! Я за себя не отвечаю!"). Современный философ Саул Смилански, автор книги "Свобода воли как иллюзия" ("Free Will and Illusion"), осознаёт всесилие закона причинности. Однако он считает, что учёным и мыслителям следует хранить это в секрете: мол, если люди узнают, что они не боги, а рабы, то у них опустятся руки. Полагаю, что всё будет совершенно иначе. В любом случае, наше отношение к несвободе воли зависит от нас ничуть не больше, чем всё остальное. То есть - никак не зависит. И здесь не важно, во что мы верим - в Бога, в Природу или во что-нибудь третье.
Некоторые люди считают, что без веры в свободу воли наступит анархия. Спешу их успокоить: она не наступит. Нами правят различные императивы, включая гедонистический. Зигмунд Фрейд назвал его принципом удовольствия-страдания, а биология и другие естественные науки предложили свои варианты. Суть в том, что мы, люди, обречены стремиться к удовольствию и избегать страдания. Иногда мы согласны испытать неприятные эмоции, чтобы усыпить более жестокого мучителя - совесть. Это вынужденный компромисс... Но всемирная анархия определённо сделает людей несчастнее - поэтому они её не допустят.
Мы постоянно кого-то осуждаем. Знакомых, друзей, врагов, самих себя. "Этот человек плохой, он должен быть наказан" - такая мысль посещает нас не раз, не два и не три. А взаимные обвинения на уровне наций и государств нередко оборачиваются войнами... Победив иллюзию свободной воли, мы как минимум станем более разумными. Когда кто-нибудь совершит ошибку, мы скажем себе: "Этот человек поступил неправильно. Осуждать его бессмысленно, однако мы должны принять какие-то меры, чтобы он так больше не поступал. Ради него самого и других людей".
Избавившись от иллюзии свободной воли, мы, скорее всего, начнём принимать гораздо более мудрые и гуманные решения.
Человек, совершивший неправильный поступок, не будет терзаться чувством вины. А ведь таким человеком может стать любой из нас... Окончательная победа над содрогнувшимся миражом сделает всех нас умнее и добрее.
Когда всё идёт хорошо, религия учит нас благодарить Всевышнего. Ведь любое добро от Него. А вот если что-то пошло не так, то дело уже в нас самих... Я расскажу об этом в отдельном выпуске, но вопрос о том, обладает ли Бог свободой воли, остаётся открытым. В глубине души я надеюсь, что у Него её нет... Не верить в свободу человеческой воли просто здорово: ведь можно на полном основании считать себя совершенно невинными. Думать так о Боге тоже довольно приятно.
На то, чтобы осознать несвободу воли, оценить её и начать новую жизнь, уйдёт немало времени. Годы, а, быть может, десятилетия. Но первые шаги уже сделаны. В какой-то степени мы понимаем, что наша воля подчиняется всеобщей причинности и индивидуальному бессознательному. Возьмём современную юстицию. Если установлено, что обвиняемый не мог предвидеть последствий своего поведения, юристы обычно говорят о "состоянии аффекта" или "состоянии невменяемости". Им ясно, что человека нельзя признать виновным, если он не отдаёт себе отчёта в содеянном. Такое бывает при определённых повреждениях головного мозга и различных психических заболеваниях.
Когда мы, наконец, постигнем иллюзорность своей "свободы", наша уголовная система станет гораздо более гуманной. Возможно, нам по-прежнему придётся изолировать многих нарушителей закона, однако условия их содержания будут менее суровыми. И это ещё не всё. Человек нередко преступает закон, желая наказать другого человека, поквитаться с ним. В общем - отомстить. Но если люди разуверятся в свободе воли, они поймут, что никто ни в чём не виноват; что месть - это глупо и жестоко.
Избавление от иллюзии свободной воли сделает нашу жизнь чудесной. Не просто прекрасной или восхитительной, а именно чудесной - наполненной чудесами. Это будет гениальнейший из фильмов. Да, да, не будем забывать, что всё на свете было прописано во вселенском киносценарии миллиарды лет назад. Всё было предопределено: не только появление Солнца и Земли, не только совершённые нами поступки, но и падения горных дюн, и взлёты птиц, и прыжки кузнечиков. Это смущает, озадачивает, ставит в тупик - но и очаровывает... Сквозь мою передачу красной нитью проходит мысль американского философа Джона Сёрля. Он считает, что если свобода воли окажется иллюзией, это повлияет на сознание людей ещё сильнее, чем открытия Эйнштейна, Коперника, Ньютона, Дарвина и Галилея. Думаю, он прав. Победа над иллюзией свободной воли позволит нам взглянуть на мир по-новому - без розовых или тёмных очков.
Кто-то спросит: а зачем нам менять своё мировоззрение? Мы ведь многого достигли. Два века назад почти все люди были бедны, а сейчас многие имеют даже больше, чем им действительно нужно. Не будем скромничать: мы потрудились на славу. В каком-то смысле наш мир достоин восхищения. Но есть сферы, в которых он абсолютно беспомощен - и их довольно много. Возьмём глобальное потепление. Похоже, нам придётся сталкиваться с его последствиями ещё несколько десятилетий. Скорее всего, мы ничего не сможем с этим поделать, поскольку причины нынешних климатических изменений сформировались двадцать, а то и тридцать лет назад. Пожалуй, глобальное потепление несёт в себе более серьёзную угрозу, чем всемирный экономический кризис. Так вот: если мы избавимся от иллюзии свободной воли, то решение главных проблем современности займёт у нас меньше времени и отнимет меньше сил. Ведь мы будем искать не виноватых, а выход из ситуации...
Веря в свободу воли, мы часто говорим себе: "Эти люди поступают неправильно. Они плохие. Мы должны держаться от них подальше". С таким отношением друг к другу у нас вряд ли получится что-нибудь путное. К сожалению, добиться взаимопонимания очень трудно: ведь признавшись в чём-то нехорошем, человек фактически называет себя преступником или злодеем. Если же все поймут, что свобода воли всего лишь иллюзия, - что люди не могут контролировать своё поведение, что у них, в сущности, нет выбора, - то осуждать себя и других просто не возникнет желания. Мы будем не обвинять, а просить или, в крайнем случае, требовать. "Эй, ребята, прекратите загрязнять атмосферу, кому сказано!". Разумеется, если слова не помогут, придётся использовать иные методы... Но обычно людям не нужно угрожать или навязывать чувство вины: они могут взять на себя определённую ответственность и без этого.
Глобальное потепление и всемирный экономический кризис - не единственные проблемы современности. Вызывает серьёзное беспокойство наше отношение к хозяйственным животным. Ещё лет семьдесят назад коровы паслись на просторных пастбищах, а цыплята прыгали где хотели. Вы даже не представляете, в каких чудовищных условиях они содержатся сегодня. Зайдите на "YouTube" и посмотрите фильм "Цена бифштекса" ("Meet Your Meat"). В этой двенадцатиминутной кинохронике, снятой международной организацией "Люди за этичное обращение с животными", известный актёр Алек Болдуин рассказывает о тех человеческих зверствах, с которыми сталкиваются наши меньшие братья. Всё это можно видеть на экране... Цыплята на всю жизнь втиснуты в клетки, где нельзя расправить одно крылышко. Свиньи, которые, как известно, даже умнее собак, вынуждены томиться в крошечных вольерах. Иногда им приходится лежать без движения несколько месяцев... Уровень жестокого безразличия просто зашкаливает!
Нам не следует есть мясо хотя бы потому, что без него мы проживём дольше и будем себя лучше чувствовать. Однако нас не волнует даже такая, чисто эгоистическая аргументация. Мы продолжаем мучить и убивать животных просто по привычке. Если бы люди задумались над своим поведением, они бы осознали всю его бездушность. Я имею в виду не только забойщиков и других фермерских работников, но и всех тех, кто просто употребляет мясо в пищу. Ведь это соучастие в убийстве, пусть и непрямое... Если не лгать самим себе, к иному выводу прийти невозможно.
Избавившись от иллюзии свободной воли, мы поймём, что не виноваты в своей жестокости к животным. При желании мы сможем обвинить Вселенную: мол, как она смеет использовать нас - свои разумные инструменты - с такой целью... При подобном взгляде мы снимем с себя бремя ответственности. Исчезнет скрытое чувство вины, воспрянет оглушённое им сострадание - и мы отважимся назвать Зло по имени. Конечно, хочется надеяться, что у нас хватит духа не только на это, но и на конкретные действия...
Мне кажется, именно ощущение ответственности, вызванное иллюзией свободной воли, мешает людям осознать масштаб их жестокости. К сожалению, мы обречены убивать животных - в этом горькая ирония нашего положения... Однако есть вероятность, что скоро Вселенная заставит нас понять, что мы не обладаем свободой воли. Тогда наше отношение к меньшим братьям станет по-настоящему братским.
Чем более сокрушительное поражение мы нанесём иллюзии свободной воли, тем более прочным окажется фундамент нашей новой жизни. Это будет как Возрождение, пришедшее на смену Средневековью - только раз в десять удивительнее. Осуждение, самобичевание и мучительный поиск оправданий уйдут в прошлое. Ругани мы предпочтём конструктивный диалог. "Почему Вселенная заставила тебя поступить неправильно?" - спросите вы у друга. Он, возможно, ответит так: "Не спеши с выводами. По-моему, Вселенная приводит меня к убеждению, что моё действие было верным". По сути, ваш разговор будет ближе к научной дискуссии, чем к выяснению отношений. Вы оба попытаетесь понять, было ли поведение ошибочным, чем оно вызвано и как сгладить его последствия (если их, конечно, нужно сглаживать).
Осознав, что свободы воли не существует, мы также поймём, что современная система школьного образования оставляет желать лучшего. В программировании есть проверенный временем принцип "Мусор на входе - мусор на выходе" ("Garbage in, garbage out"). Он применим и к нашим детям. Рано или поздно нам станет ясно, что нормы, заложенные родителями, и сведения, почерпнутые от учителей - это программа поведения на всю дальнейшую жизнь. Тогда мы станем уделять больше внимания воспитанию и образованию своих детей. Тому, как сделать их более счастливыми и добрыми.
Мир станет лучше - мудрее, терпимее, нравственнее - не только поэтому. Есть множество других причин, о которых я расскажу в следующих выпусках... Признав свою волю несвободной, мы ещё долго не сможем с этим смириться. Однако смирение, в конечном счёте, и не понадобится: ведь когда-нибудь мы поймём, что открытые глаза сулят нам гораздо больше радости.
Вот увидите!
Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души"
М.Николаев "Вторжение на Землю"