Сфинкский : другие произведения.

Родина-мать зовёт... к неврозу

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:



Родина мать - архетип? В принципе образ "Родина мать" очень близок к коллективному бессознательному Архетипу Великой Матери. На первый взгляд!.. Но есть нюансы. Мать воплощает инстинктивное и эмоциональное начало, которое является источником жизни и жизненного тепла. Но ведь и Баба Яга с печкой тоже - в избушке есть печь. Т.е стоит разобраться!

Коллективное бессознательное - согласно психиатру - основоположнику аналитической психологии К. Юнгу, одна из форм бессознательного, единая для общества в целом и являющаяся продуктом наследуемых структур мозга. Задачей аналитической психологии Юнг считал толкование архетипических образов (архетипов), в которых видел источник общечеловеческой символики.

Юнг соотносит архетип с некой диспозицией поступить как-то, почувствовать что-то или с мотивами, распознаваемыми в нашем опыте и обнаруживаемые, как правило, в образах и мотивах сновидений. Именно коллективное бессознательное является тем резервуаром, где сконцентрированы все архетипы.

В отличие от Фрейда Юнг идет по пути дальнейшей дифференциации фрейдовского "Оно". У Фрейда "Оно" - всецело биологическое, природной данное, у Юнга же бессознательное включает и социальные мотивы. Но в отличие от многих неофрейдистов, которые постулируют тезис о "социальном бессознательном", "архетипы" юнговского бессознательного носят наследственный характер. Юнг предположил, что символика является составной частью самой психики и что бессознательное вырабатывает определенные формы или идеи, носящие схематический характер и составляющие основу всех представлений человека.

Честно говоря, определение и значение символов по Юнгу меня не впечатляет.

А вот идея Фрейда о том, что особенности культуры, призваны способствовать приглушению агрессивных человеческих инстинктов, а в тех случаях, когда в культуре агрессия может стать частью внутреннего мира человека, это с неизбежностью ведет к неврозам. Поскольку культура является достоянием не одного человека, а всей массы людей, то возникает проблема коллективных неврозов. В этой связи Фрейд ставит вопрос о том, не являются ли многие культуры или даже культурные эпохи "невротическими".

По мне, бессознательное - это метод вычисления пределов психических функций в т.н особых точках покоя динамической системы, в которой сама функция стремится к бесконечности, являющихся вырожденными или невырожданными узлами, фокусами и сёдлами, и в окрестности особой точки система может обладать очень сложной динамикой. Т.е на хрена лишнее определение символа?

Что же такое - узлы, фокусы и сёдла? Математические понятия о видах особых точек.

Узел в математике - вложение окружности (одномерной сферы) в трёхмерное евклидово пространство, рассматриваемое с точностью до изотопии. Но нас интересует не узел, коим можно считать невроз, а дополнение узла (как топологического пространства). Дополнение узла является "полным инвариантом" узла, в том смысле, что он отличает заданный узел от всех остальных с точностью до объемлющей изотопии и зеркального отражения. Вот дополнение узла - это и есть личное бессознательное. А группа узла (узел, полученный соединением разных или одинаковых узлов или соединением с собственным отражением), которая является просто фундаментальной группой его дополнения, - это коллективное бессознательное. Узлы могут иметь одинаковые или различные собственные значения, что и определяет их вырожденность. Все траектории психической функции (кроме самой особой точки) стремятся к особой точке, но под собственным углом.

В отличие от узлов, траектории фокусов стремятся к особой точке, не касаясь какого-то направления, а совершая бесконечное число оборотов вокруг особой точки, а седловая точка - такая точка, которая одновременно является и стационарной точкой, и точкой перегиба, типа как вот есть два холма, и между ними находится высокий перевал, образуя седловую точку в вершине этого перевала.

Все это особые точки и их суть в том, что векторное поле в ней равно нулю. В любой малой окрестности фазового пространства, не содержащей особых точек, векторное поле можно выпрямить подходящей заменой координат - тем самым, поведение системы вне особых точек устроено одинаково и очень просто. А вот в окрестности особой точки система - ничего сделать нельзя - ИНВАРИАНТ, ПЕРВООБРАЗ, СИНГУЛЯРНОСТЬ, АРХЕТИП, ОСОБЕННОСТЬ.

Особенность в математике - это точка, в которой математический объект (обычно функция) не определён или имеет нерегулярное поведение (например, точка, в которой функция имеет разрыв или недифференцируема). Вот архетип - он недифференцируем. А уже как он "докатился" до недифференцируемости и что в нем не дифференцируется - стремится ли он к особой точке, к положительной бесконечности справа и к отрицательной бесконечности - слева или вертится вокруг особой точке - это все виды поведений бессознательных образов.

Так вот... о мысли Фрейда: не являются ли многие культуры или даже культурные эпохи "невротическими"?

Невроз - состояние, обусловленное психическим конфликтом между желаниями человека и невозможностью их удовлетворения в реальной жизни. Симптомы этих неврозов можно интерпретировать как конфликт между "Эго" и "Ид". Именно психоневрозы, с точки зрения Фрейда, обусловлены невротическим конфликтом, то есть бессознательным конфликтом между побуждением "Ид", которое стремится к разрядке, и защитой "Эго", предотвращающей непосредственную разрядку или доступ к сознанию. Сам Фрейд различал две формы актуального невроза: неврастению как результат половых излишеств и невроз тревоги как результат отсутствия разрядки полового возбуждения. Разумеется, Юнг тут был с ним не согласен. Он, вообще, не любил присовывать половую культуру в общественные отношения. Хотя, если разобраться, почему бы и нет. Тут есть один момент. Уж если бессознательное наследуется, то стоит принять во внимание то, что другому поколению передают свои изменения только специальные клетки - половые. Половые клетки принципиально не могут копировать в свой геном изменения любых других клеток или каких бы то ни было других частей организма. Кроме того в общественных отношениях должен быть свой "общественный" способ воспроизводства подобного. Ну, можно, разумеется назвать его по другому - не еблей, но суть останется - непрерывно возобновляющийся в последовательно сменяющихся стадиях процесс общественного производства. Половое воспроизводство - процесс, с помощью которого мужские и женские половые клетки сливаются при создании нового оргаизма. Общественное воспроизводство (в том числе и архетипов), как понятие означает, что некий объект (явление) циклически воссоздается и развивается за счет связей и обмена с внешней средой. Одна хрень!

Главное преимущество полового воспроизводства заключается в том, что оно обеспечивает генетическое разнообразие, позволяя новым организмам лучше адаптироваться к изменяющимся условиям внешней среды. Архетипы, если они есть, видимо, тоже каким-то набором признаков позволяет новым группам людей лучше адаптироваться к изменяющимся условиям внешней среды. Люди неизменно стоят перед фактом, что их деятельность направлена на воспроизводство общества с его системой производства и потребления, с его социокультурными институтами. Следовательно, эта деятельность индивида объективно и субъективно фокусирована в двух направлениях: воспроизводства самого себя как личности и воспроизводство общественных отношений как результат процесса отчуждения от самого себя как личности. При этом ключевой момент - "отчуждение". Оно становится универсальной категорией, используемой современными философами, социологами, психологами для характеристики современного состояния общества и личности. Различие между отчужденным и неотчужденным состоянием человеческой реальности - это различие между ее историческим состоянием и им же, но уже опосредованным разумом. Отсюда и вывод: коллективное бессознательное - это отчужденное состояние личного бессознательного. Отчуждение выступает в качестве определенного способа отношения человека к результатам своей собственной психической деятельности в групповых отношениях в виде независимой переменной. Апплодисменты в студию!

Конфликт как средство преодоления отчуждения может приводить к неврозам. Вот и всё!

Теория отчуждения, несмотря на обилие работ, посвященных ей, имеет ряд спорных вопросов, требующих философской рефлексии. На этом пути важно выявить сущности отчуждения и конфликта, взаимосвязь отчуждения и конфликта, а также способы преодоления отчуждения. Позиции философов, ясно море, разделились и особенно по вопросу возможности преодоления отчуждения. Сами понимаете - два полюса: невозможность преодоления и необходимость преодоления, философия фашизма и философия либерализма, соответственно.

Относительно самой возможности преодоления отчуждения сложилось два основных подхода: Фихте, Гегель, марксизм, и персонализм отвечали на этот вопрос положительно. Противоположную точку зрения высказывали представители теоретического психоанализа и экзистенциализма. Они полагали, что отчуждением, рассогласованием человеческой сущности и человеческого существования пронизано все бытие человека. Не правы и правы все! Есть оба варианта.

Ситуация та же самая и в психоанализе. Разные представители психоанализа неодинаково понимают содержание бессознательного и, следовательно, содержательную сторону невротического конфликта. Для Фрейда это сексуальные и агрессивные импульсы и их конфликт с сознанием. А Адлер видел сущность невроза в конфликте между чувством неполноценности и стремлением к самоутверждению, жаждой власти. Он видел в невротическом состоянии переживание слабости и беспомощности, которое описывал как "комплекс неполноценности". Для преодоления чувства неполноценности и удовлетворения потребности в самоутверждении человек прибегает к механизмам компенсации и гиперкомпенсации. Невротический симптом при этом рассматривается как выражение борьбы, направленной на преодоление чувства недостаточности. Невротический симптом есть результат неудачной компенсации, фиктивный способ повышения собственного достоинства. На самом деле, "дураки" - оба. Достаточно формализовать оба утверждения и они оказываются об одном и том же - о "вырождении", буквально - о существование двух или более стационарных состояний с одинаковыми значениями энергии в системе, которая может обмениваться энергией и информацией с внешней средой. Например, труд отчужден от работы. Точно также как архетип отчужден от психотипа. Отчуждение происходит в особенной точке. Напомню, Особенность, или сингулярность в математике - это точка, в которой математический объект (обычно функция) не определён или имеет нерегулярное поведение (например, точка, в которой функция имеет разрыв или недифференцируема).

Для нас важно понимание особенности как точки, в которой функция недифференцируема, потому что открытость системы подразумевает, что измерение любой динамической величины (наблюдаемой) связано с конечным необратимым изменением состояния системы. При определённых условиях такая открытая система может достигать стационарного состояния, в котором её структура или важнейшие структурные характеристики остаются постоянными, в то время как система осуществляет со средой обмен веществом, информацией или энергией - этот процесс называется гомеостазом и является одной из наиболее важных особенностей процессов самоорганизации. Иными словами, вырожденное - это устойчивое состояние, возникающее в неравновесной среде при условии диссипации (рассеивания) энергии, которая поступает извне. Такое состояние называется диссипативная структура, от лат. dissipatio - "рассеиваю".

В отношении вопроса полной ликвидации отчуждения, как негативной формы включенности человека в мир, так же существуют различные подходы. Если объективизм и иррациональная философия отвечали на этот вопрос отрицательно, то марксистская; традиция видела будущее общества без отчуждения. Проблема отчуждения органически вписывалась в общесоциологическую концепцию Маркса.

Преодоление отчуждения К. Маркс связывал с революцией, которая, согласно его представлениям, призвана коренным образом изменить общественные отношения, субстрат, на основе которого возникают эти отношения и вернуть человеку его природное начало. В принципе верно. Но надо отдавать отсчет, что развитая система содержит определенное количество особенностей, которые вырезать нельзя. Любая структура устроена как сфера с некоторым количеством ручек - любая фигура гомеоморфна сфере с некоторым количеством ручек. То есть по сути у нас больше ничего нет.

Ручка - это пример поверхности с дыркой. Прообразом такой поверхности является обычная ручка, такая, как у гири, портфеля, чашки или чайника. Однако нам нужна ручка, которая была бы прикреплена не к поверхности, а к нашему 3-х мерному пространству. Такую ручку изобразить невозможно, как невозможно изобразить то, как выглядит наше пространство "со стороны". Однако, учитывая обстоятельство, что наши рассуждения относятся не к поверхности, а к трехмерному пространству, их можно отнести к представлению о двумерной ручки, только сама она представляет из себя двумерную поверхность 3-х мерной сферы. Методы комбинаторной топологиии (алгебраической топологии - это раздел топологии, изучающий топологические пространства путём сопоставления им алгебраических объектов (групп, колец и т. д.), а также поведение этих объектов под действием различных топологических операций), которые заключаются в исследовании топологических пространств посредством их разбиений на какие-то элементарные множества сфер с некоторым количеством ручек, и методы дифференциальной топологии, которые заключаются в рассмотрении гладких многообразий и гладких отображений.

И именно структура пространства с топологическими ручками или дырками, и призвана "объяснить" физический смысл личного бессознательного и коллективного - архетипов. Таким образом, задача модификации идей Юнга и Фрейда должна состоять именно в органичном соединении понятий топологии и понятий психоанализа или аналитической психологии. Только после этого мы сможем, пользуясь такой красивой во всех отношениях идеей, ответить на вопрос - что такое архетип и что с ним можно делать.

С этой точки зрения, личное бессознательное - это группы гомологий (топологические инварианты пространства проективное преобразование проективной плоскости на себя, которое оставляет неподвижными все точки некоторой прямой, называемой осью гомологии). Это уже - коллективное бессознательное. Группы гомологий (группы, состоящие из разных личных бессознательных комплексов) образуют коммутативную группу, т.е множество, на котором определена ассоциативная бинарная операция, причём для этой операции имеется нейтральный элемент (аналог единицы для умножения), и каждый элемент множества имеет обратный - обратное отражение Эго, что и предотвращает (особенностями строения двумерной ручки) непосредственную разрядку или доступ Эго к сознанию.

Так вот... о мысли Фрейда: не являются ли многие культуры или даже культурные эпохи "невротическими"?

Да являются. У них - лишние ручки, т.е у них есть "лишние "проективные преобразование проективной плоскости на себя, которое оставляет неподвижными все точки. Можно сделать в сфере несколько отверстий и вклеить в нее несколько ручек (пару лент Мебиуса) в качестве двумерных поверхностей отверстий (дырок). Свойство двусторонности здесь очень важно. Оно означает, что поверхность двух склеиных лент Мёбиуса разделяет пространство на две части "внутри" и "снаружи". Все поверхности тел относятся к двусторонним поверхностям, то есть, представимы в виде сфер с ручками и являются поверхностями с самопересечением того, что "внутри" и "снаружи". Для топологии это не имеет значения - будем, как и раньше, считать, что небольшим смещением в четвертом измерении мы можем устранить это самопересечение. Но следует отметить, что в этом случае никакой деформацией в трехмерном пространстве самопересечение устранить не удастся.

Второй особенностью получившейся поверхности является то, что через канал в ручке мы можем снаружи сферы попасть внутрь ее и разместить еще ручки. При всем при этом поверхность является замкнутой, то есть краев, отверстий, разрывов у этой поверхности нет. Тем не менее, она не отделяет одну часть пространства от другой. Но лишние проективные преобразование проективной плоскости на себя, которое оставляет неподвижными все точки, т.е лишние ручки из нее вырезать можно. Потоками Риччи!

У полученной нами поверхности - гибрида сферы и ленты Мебиуса - есть имя. Она называется проективной плоскостью. В математике есть целый раздел, называемый "проективная геометрия", который изучает свойства фигур на проективной плоскости и в проективном пространстве. Мы не будем здесь заниматься проблемами этой науки, отметим только, что изучаемая в проективной геометрии проективная плоскость топологически эквивалентна личному и коллективному бессознательному.

Так вот, чёрт побери, о мысли Фрейда: нам надо раскрыть типологию и структуру культурного невротического конфликта через понятие отчуждения, вырождения и ГОМОТОПИИ, а затем понять как можно уничтожать "лишние" гомотопические группы - "лишние" ручки.

Итак, давайте найдем ручки... лишние проективные преобразование проективной плоскости на себя, которое оставляет неподвижными все точки. Итак воспользуемся мифическими сказочными героями.

Широко известный в сказках персонаж Баба-Яга. Древнейший персонаж славянской мифологии. Первоначально это было божество смерти: женщина со змеиным хвостом, которая стерегла вход в подземный мир и провожала души почивших в царство мертвых. Этимология Бабы-Яги, возможно относится к санскриту, и имеет перевод не иначе как "йагья" - жертвоприношение, а слово "баба" с ударением на последний слог переводится как "отшельник". Образ Бабы Яги очень близок к Архетипу Великой Матери. Мать воплощает инстинктивное и эмоциональное начало, которое является источником жизни и жизненного тепла. Хотя тепло оно же и характеристика огня. И вот это то и дает нюаны, во первых разных ручек, во вторых - лишних ручек. Ручка, как элемент множества, склеинный из двух лент Мёбиуса, дает обратное отражение Эго, что и предотвращает (особенностями строения двумерной ручки) непосредственную разрядку или доступ Эго к сознанию. Но обратное - оно потому и обратное, что Мать превращает в Бабу Ягу, а Бабу Ягу в Мать. И где происходит превращение? В источнике тепла.

Способность пламени или печи давать духовное возрождение основано на психологическом факте: когда человека охватывает какая-либо внутренняя страсть, у него снижается уровень осознания и в силу этого облегчается контакт с бессознательным. В состоянии высокого эмоционального накала происходит трансформация, которая всегда воспринимается как возрождение или освобождение.

А теперь посмотрим на Мать и Бабу Ягу в русской культуре. Родина- мать и Баба-Яга. Последняя изображается в русских сказках как существо опасное, демоническое, но она не является воплощением только злого начала, Она может быть и доброй Бабой-Ягой, помощницей, дарительницей. В доме у злобной старухи всегда, хаос, разруха, бардак. Но не стоит забывать о широте русской души. Это видно по тем вопросам, которые задает Баба-Яга своим героям. "Откуда идешь? Куда путь держишь?" И старуха дает путнику поесть, попить, готовит баню и помогает советами.

А почему в русских сказках нет Родины Мать? О!.. На самом деле она есть. Но Ручка, как элемент множества, склеинный из двух лент Мёбиуса, дает обратное отражение, что и предотвращает непосредственную разрядку или доступ представления о своем отношении к Родине Мать к сознанию. Почему? Ну давайте поставим эксперимент. С чем ассоциируется Родина Мать? С выражением: жизнь отдать за Родину. И что кто то хочет? Жизнь отдать?.. Для француза его родина - Belle France, для англичанина - Old Merry England (старая добрая Англия); для немца - Alter Fritz (старый добрый Фриц), а вот для многих русских это "родина-мать" - мать то как раз и отдаст жизнь за своего ребенка. Вот так действует ручка. Обратное отражение - оно не выпускает травмирующее "отдать жизнь". Т.е на самом деле для русских Родина-Баба Яга. И в ее печку не пускает ручка. Отсюда - характерное поведение русских - упрямство и патриархальная твердолобость - "Родина превыше всего". Хотя где Родина, а где Администрация Родины - русским в основном по барабану. Ручка она ведь не пускает к Бабе Яге, Бабу Ягу - обратно. Старшее поколение, измученное неустроенностью жизни, грубостью и хамством, безденежьем и бесквартирьем, вечными дефицитами, брежневскими орденами, всеобщим лицемерием - оно до сих пор верит, что Родина Мать зовет не в печку.

В немецких сказках персонаж Бабы-Яги - Нехе (в переводе с немецкого "Ведьма". Немецкие Ведьмы живут в опрятных , аккуратных домиках, которые сделаны из печенья. сахара, пирогов. Они предсказуемы, последовательны, ответственны. У нее в доме чистота. порядок, все имеет свое место. Все это говорит о менталитете, о национальном характере немцев. Они всегда последовательны, точны, аккуратны.

Образ Бабы-Яги встречается и в сказках других народов. В Финляндии - это Лоухи, хозяйка сказочной страны. В Японии - Ямауба. Внешне она страшная, уродливая старуха. Волосы длинные, седые. Часто изображается в красном кимоно, грязном и рваном. Огромный рот ведьмы растянут во все лицо. В то же время Ямауба способна менять свою внешность, что помогает ей заманивать доверчивых людей. Вот еще одна Родина Мать - Япона Мать. Япона Мать тоже зовет... Принятая в среде самураев, эта форма самоубийства совершалась либо по приговору, как наказание, либо добровольно (в тех случаях, когда была затронута честь воина, в знак верности своему даймё и в иных подобных случаях). Т.е Япона родина мать зовет своих граждан делать харакири мечом точно также как и Родина Мать (она ведь с мечом?), вот только в японской культуре невроз заключается в том, что врага ищут в себе (дерево растет в корень), а в русской культуре врага ищут в другом, чужом (для него и меч в руке Родины Мать). Почему врага одни ищут в себе, а другие в другом? Островная и контитентальная психология наверно вносит отличия. Но сейчас не об этом!

Так где же "лишние" ручки? А вот где. Архетип Великой Матери - это нормальная ручка. А Архетип Великой Родины-Матери имеет лишнюю ручку (Родина) в ядре - в архетипе Великой Матери. Ну, да... в ядре многих (если не всех) комплексов можно обнаружить архетип Великой Матери. В литературе описаны различные комплексы: "Пуэра/Героя", "Кассандры", "Медеи" и др., и во всех этих комплексах в ядре - архетип Великой Матери. А вот Родина дает новую ручку. Образ Родины - это еще одна приклеиваемая лента Мёбиуса и она вызывает глубинное ощущение нахождения под заклятием: отдать жизнь за Родину, наложенным на него родной матерью, но энергию действующих на ребенка чар она черпает из архетипа матери. В привязанности к Родине воплощается связь с коллективным бессознательным. Потому, что коллектив одобрит если кто-то отдаст жизнь за Родину, тогда как сам человек отдавать не хочет, но должен. Вот это и есть невротизация. Ведь, невроз - это состояние, обусловленное психическим конфликтом между желаниями человека и невозможностью их удовлетворения в реальной жизни. Вот это есть типичные узел, фокус или седло - вложение неприемлимого личного страха в том или ином виде (см. выше суть узла, фокуса или седла) в трёхмерное евклидово пространство общественных отношений.


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"