Сфинкский : другие произведения.

"Ахиллес и черепаха", "Дама ждет, кларнет играет", "Территория любви" и др

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

 []

"Ахиллес и черепаха", "Дама ждет, кларнет играет", "Территория любви" и др.

"Дама ждет, кларнет играет" - так называлась пьеса Майкла Кристофера, которую в восьмидесятых играли в Нью-Йорке, в котором я очутился после т.н "римских каникул - прожил полтора года в предместье Рима на пути в США. Мне повезло... В 1981 эмиграция из-за Афганистана закрылась. Почти до самого конца 1980-х выезжало в год по тысяче человек, а то и меньше. Главным образом старики, и только к близким родственникам. Но нам с родителями повезло - в Риме мы успели сделать выбор: едем в Америку, а не в Израиль. Мы проехали пол-Европы, пересекли несколько государственных границ, побывали в Венеции и Флоренции, но видели там только железнодорожные станции.

Когда мы приехали, в Риме было тепло и сладко пахло мимозой... Через полтора года в Нью Йорке я впервые увидел пьесу "Дама ждет, кларнет играет". В главной роли актриса арабского происхождения Гули Насифа.

Очень странная актриса!

Я тоже был странный мальчик. Меня интересовали шифровальные коды, математические парадоксы, формально-логические противоречия, которые возникают в содержательной множеств теории и формальной логике... Парадоксы же, связанные с бесконечностью Кантора - парадокс Бурали-Форти, например... Чтобы разобраться в его постмодернизме... Cлышали поучительную историю о любопытной Варваре, которой на базаре рассказали про парадокс Банаха-Тарского, отчего она сошла с ума, разрезала себе нос на конечное количество частей и склеила из них рогатую сферу Александера& Вот и я...

Я изучил... Гули Насифу: Гуль. В переводе с арабского al-ghul означает демон. В арабском языке ghul женская форма. Мужской аналог гули носит название "кутруб". Этот пустынный вампир - настоящий оборотень. Гули часто заманивают неосторожных путешественников в глубину пустыни, чтобы...

Фамилия Гули - Насифа. Насифа - женское имя, происходит от глагола "н-с-ф" - "делить пополам". Оно символизирует склонность человека к непрерывному движению, хотя буквально обозначает, что нужно что-то разделить на две равные части и взять одну их таких частей.

А другую часть?

Я изучал этот вопрос почти сорок лет с тех пор, как приехал в Нью Йорк, даже не подозревая, что он не изучен и изучается мною.

Вопрос о бесконечной делимости пространства привёл, как известно (бесспорно, поставленный ещё ранними пифагорейцами), к значительным затруднениям не только в философии (пример - известная апория "Ахиллес и черепаха"), но и в медицине (пример - гомеопатия), не говоря уже о разделении территории любви.

..."Территория любви" - именно так назывался спектакль, который я увидел в Нью Йорке почти сорок лет назад, а в прошлом году в Москве. Разумеется, - автор его: Майкл Кристофер, но режиссер московский - Владимир Панков. Она (главная героиня) - Елена Яковлева.

...В глубине сцены - старый шкаф, наверху которого лежит обтрепанный чемодан. В центре пространства - тоже старый, но очень длинный стол. На нем, свернувшись калачиком, обосновалась женщина в черном пальто и неопрятных ботах. Наконец, она решает подняться и выпить еще. Выпить, чтобы наконец вызвать в памяти три мужских образа, с которыми эту женщину когда-то связывали отношения. И образы эти незамедлительно являются. Они выходят из платяного шкафа под аккомпанемент молодого музыканта, что самозабвенно играет на кларнете... Музыку ее души.

История героини, которая вспоминает трёх лучших мужчин: Пола, Джека и Джордж. Из большого количества мужчин она вспоминает лишь их, потому что они были лучшими. Пол был слишком скромным и видимо не сильно для нее привлекательным, поэтому она предпочла ему Билли, потом поняла, что зря, но было поздно.

Джек был женат, но при этом еще и нерешителен, шел на поводу у жены, не мог ее бросить из-за детей, а когда решился, то героиня его просто выгнала, а ведь могла быть с ним и счастлива.

Джордж казалось был идеалом: готовил, убирался и делал все, и ничего от нее не требовал, но однажды она решила все в себе поменять и не оставила ему ничего из того что он любил.

В конце она жалеет, что все так сложилось и говорит, что с каждым могла бы прожить такую жизнь!

Я вернулся в Нью Йорк. Как всегда, на окончательное восстановление после поездок на родину и трансокеанский перелет ушло несколько месяцев.

Десяток галлонов кофе и пятьсот маамулек с финиками и орехами - поэтичный способ не замечать "демона под маской" в арабском кафе Бруклина - тут я случайно встретился с той самой Гули Насифой - только уже старой красящей волосы женщиной. У неё тоже была бессоница. Тайная война человека со сном: из ночи в ночь человек похищает что-то у сна, а сон у человека.

Странная встреча. Я бы сказал - парадокс. Среди всех попыток избежать подобных парадоксов в жизни или в какой-то мере попробовать их объяснить, я и пил кофе галлонами, слушая её истории, среди которых, пожалуй не сами истории, а вывод, который сделала она сама из них:

"Первое, что узнаешь в жизни - "ты дура", - однажды сказала Гули. - И это - разумеется, пока ты ещё ничего не знаешь. Но, и последнее, что понимаешь в жизни - тоже самое. Дура была, дурою и осталось. Все накопленные тобою знания в конце жизни уже ни к чему - пока ты жила, жизнь изменилась. Ну, а ты? Ты... Человек - не меняется".

Она назвала все свои истории одной историей, а её - парадоксом Ахиллеса и черепахи. Вы помните - одну из апорий древнегреческого философа Зенона? Она!..

Быстроногий Ахиллес никогда не догонит неторопливую черепаху, если в начале движения черепаха находится впереди Ахиллеса.

В интерпритации старухи Гули она звучала значительно драматичнее и романтичнее - была о любви, но которую ещё стоило понять:

"Допустим, Ахиллес бежит в десять раз быстрее, чем черепаха, и находится позади неё на расстоянии в тысячу шагов. За то время, за которое Ахиллес пробежит это расстояние, черепаха в ту же сторону проползёт сто шагов. Когда Ахиллес пробежит сто шагов, черепаха проползёт ещё десять шагов, и так далее. Процесс будет продолжаться до бесконечности, Ахиллес так никогда и не догонит черепаху".

Всё тоже самое, да... Но - о любви. О сорока годах - я даже не понял сразу о сорока годах бесконечно большой или бесконечно малой величине...

Я понимаю: существует много объяснений такого результата: равнодушие, себялюбие, эгоизм, случайность, отвлекающие жизненные факторы и т.д. Но, если спросите меня, то я назову более глубокую причину терра инкогнито - непознанности территории любви: незнание математики.

Вообще, очень сложно объяснить человеку далекому от понимания теории чисел, что существует принципиальная разница между движением Ахиллеса и черепаха и пройденным ими расстоянием, а также о том, что бесконечно малая, как и бесконечно большая - это числовая функция или последовательность, которая стремится к бесконечности определённого знака.

Пройденное расстояние можно произвольно делить, между тем как движение произвольному делению не поддаётся, хотя и представляет собой вычислительную операцию непрерывной величины, значения которой целиком заполняют некоторый интервал.

Поскольку перебрать все значения непрерывной величины не представляется возможным, то задать ее можно с помощью функции распределения, которая определяет  вероятность того, что величина примет некоторое значение - одномерное действительное число или двумерное - комплексное. Т.е по сути, при измерении непрерывных комплексных величин мы имеем дело уже с операторами, т.е отображениями, ставящими в соответствие функции одной меры другую функцию (другой меры).

Вы поняли - в чем суть парадокса Ахилеса и черепахи? В том, что сумма бесконечно большого и бесконечно малого в расстоянии между Ахилесом и черепахой - конечное число. Парадокс?

Сложите функции бесконечно большого и бесконечно малого и получите параметр - заряд или вектор с модулем и направлением. Множество всех зарядов образует нормированую решетку и даже более, того К-пространство - топологическое пространство, в котором в нескольких компонентах (как в мужчинах этой героини Поле, Джеке и Джордже) замкнуты все множества от низших до высших размерностей, пересечение которого с каждым компактным подмножеством этого пространства замкнуто.

Но... есть несколько "но"! При переходе от низших размерностей к высшим числа теряют одно из свойств: при переходе от действительных чисел к комплексным теряется свойство упорядоченности (когда для любых двух различных чисел можно сказать, какое из них больше); при переходе от комплексных чисел к кватернионам теряется свойство коммутативности умножения (ab = ba) и, наконец, при переходе к числам Кэли теряется свойство ассоциативности умножения (a(bc) = (ab)c). По сути дела, вопрос в пьесе "Дама ждет, кларнет играет" поставлен о четырехмерном потенциале поля в чисто физическом понимании.

Вы поняли?

Я... Среди всех попыток избежать подобных парадоксов в жизни или в какой-то мере попробовать их объяснить, я пришёл к выводу: сорока лет недостаточно для объяснения их природы и причин появления, коренящихся в дихотомии мышления и языка, в особенностях формальной логики. Но в какой-то мере в данном ограничении я всё же смог проследить аналогию с тем, что когнитивные психологи называют "категоризацией основного уровня": определение которого сведено к наиболее легкой для понимания и изучения концепцией без анализа её составных частей.


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список