Сфинкский : другие произведения.

Cтарик и Рыба

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Пасхальное

 []

Старик и Рыба


Говорят, на уровне художественной идеи "Старик и море" тесно связан со 103 псалмом Давида, воспевающим Бога как Творца неба и земли, и всех тварей, населяющих нашу планету. Библейские реминисценции прослеживаются в повести и в образах главных героев (мальчик носит имя Манолин - уменьшительно-ласкательное сокращение от Эммануила, одного из имён Иисуса Христа, без которого старик вышел в море; старика зовут Сантьяго - точно так же, как и святого Иакова, и ветхозаветного Иакова, бросившего вызов самому Богу), и в рассуждениях старика о жизни, человеке, грехах, и в чтении им основных христианских молитв - "Отче наш" и "Богородицы". Говорят: огромный океан, в который уходит старик, - это символический образ как нашего вещного пространства, так и духовной жизни человека. Огромная рыба, с которой сражается рыбак, носит двоякий символический характер: с одной стороны - это собирательный образ всех рыб, пойманных когда-то Сантьяго, образ предназначенного ему Богом дела, с другой - это образ самого Создателя, обитающего в каждом своём творении, умершего ради людей, воскресшего и живущего в душах верующих. Но есть ещё одна вещь! Смотрите: в трудный момент ловли старик читает молитвы и обещает прочесть ещё, если Пресвятая Дева сделает так, чтобы рыба умерла. Это как это так? Убей в себе Бога?.. Старик просит об этом. И Пресвятая Дева в конце-концов это допускает. Бог мёртв (нем. Gott ist tot) - высказывание Ницше. Победа!.. Однако, в конце сюжата - печалька: потеряв свой улов в неравной схватке с акулами, старик чувствует себя побеждённым, но это ощущение наполняет его душу невероятной лёгкостью.
-- Кто же тебя победил, старик? - спрашивает он самого себя и тут же даёт ответ. - Никто. Просто я слишком далеко ушёл в море.
А тем временем, вспомним-ка, рыба-то - это же символ Христа, несущего причастие. А причащение есть таинство, в котором верующий под видом хлеба и вина вкушает (причащается) Самого Тела и Крови Иисуса Христа во оставление грехов и в жизнь вечную. О!.. Может, вот она художественная идея, открывшаяся, кстати, на Пасху, которую проебали литературоведы, а то и сам Хэмингуэй! -- Кто же тебя победил, старик? - спрашивает он самого себя и тут же даёт ответ. - Никто. Просто я слишком далеко ушёл в море.
Слабое утешение, однако. К тому же ответ - сознательный. А между тем, в год, когда был написан Старик и море (1951), умерла его мать. По существу первая страшная утрата пятидесятилетнего Хемингуэя - напоминание: скоро смерть. Смерть!.. А какая смерть без причащения? Вот и получается, что описанная рыбалка сознательно - это борьба со смертью, а бессознательно - страх перед ней и причащение, в котором старик вкушает Тела и Крови Иисуса Христа.
Из этого можно сделать интересный вывод: рассказ - это некая компенсация страха смерти. Вспомните как было при изображении деталей старого, исхудавшего тела старика. Даже его шрамы, наследие прошлых успехов, были как "трещины уже давно безводной пустыне". Однако, вдруг автор фокусирует внимание на глазах: "Все у него было старое, кроме глаз, а глаза были цвета моря, веселые, глаза человека, который не сдается. Страх смерти компенсируется свойством не сдаваться. Убей в себе Бога, если хочешь выжить! Так можно сформулировать художественную идею "Старик и море". С этим убийством связана, наверно, и метафора постмодернистской философии - смерть бога, и соответственно, - отказ от идеи внешней причины.
Но вот в чем дело: в конце сюжtта - печалька...
-- Кто же тебя победил, старик? - спрашивает он самого себя и тут же даёт ответ. - Никто. Просто я слишком далеко ушёл в море.
Лично мне, начиная с этого момента, Пресвятая Дева, которой молится старик напоминает мать, поучающую дочерей: "На Бога надейтесь, а с первого раза не давайте!".
Но вот в чём дело! Появился вопрос: победить в себе страх смерти - означает ли это убить в себе Бога? Ради перерождения, возможно?
Означает ли, что смерть Его - это перенормировка - явление в квантовой теории поля, заключающееся в том, что величины, которые вначале вводятся как внешние параметры задачи, сами изменяются в результате уравнений движения. Другими словами, такое явление можно назвать и самодействием частицы, то есть взаимодействием с полем, порождённым ею же самой. Если же частица находится во внешних полях, то и величина изменения динамических параметров (в данном случае, массы), тоже меняется. Нет, правда... Это же научное обоснование идеи жертвенности Сыном! Такое изменение носит название перенормировки во внешних полях. Опять же - проблема бесконечностей, знакомая нам по перезагрузке городских электростанций. Их периодически надо выключать потому, что Энергия-масса в поле становится бесконечной величиной. Это звучит как человечество погрязло в бесконечности пороков. Это приводит к тому, что каждый человек при этом будет рано или поздно обладать бесконечной инерцией, а это вызывает куда большую печаль, чем обглоданная акулами огромная рыба, пойманная стариком. В принципе, иначе быть не может как в условиях гравитации, так и в условии наличия Абсолюта. Живые организмы зависят от силы земного притяжения. Но сила эта настолько естественна, что мы её почти не замечаем. Да и как можно заметить силу, которая действует всегда и практически постоянна по величине? Тем не менее гравитация почти "учтена" практически во всех функциональных системах организма, на всех уровнях, от клеток до скелета - но всё же - "почти", так как она приводит к смерти. Нужны механизмы, противостоящие силе тяжести, поэтому эволюция и те силы, которые ею управляли, встроили гравитационный фактор почти в каждую систему. Но во все и на все 100 не смогли. Ну... Начала формироваться не только усиленная костно-мышечная система с развитыми конечностями, удерживающая тело в пространстве над землей в покое и в движении, но и система обеспечения всех частей тела кислородом и питательными веществами - мощный сердечный насос, способный гнать кровь вверх. А когда предки человека встали на ноги, также потребовалась перестройка механизмов нервной системы, управляющих движением конечностей. Но!.. Но это забирает энергию. Её рано или поздно нужно начинать тратить и на геморрой, и на простатит, на старость в конце-концов. Как же быть? А ведь надо сказать, рыбы и другие морские позвоночные животные превосходно адаптированы к существованию в среде без опоры! То есть, чтобы снова человеку научиться с опорой, надо опору эту выкинуть нах?! Перенормироваться?! Убить в себе Бога?!
А теперь, не бойтесь рассуждать...
Если тебе нужна перенормировка: врал, воровал, ебал чужих жён, изнасиловал, убил и съел... - убей в себе Бога, перенормируйся. Просто ты слишком далеко ушёл в море!

P.S. Кстати, сам Хемингуэй, как известно застрелился. Говорят, у него был рак кожи. А психосоматическая причина этого заболевания - полное непринятие себя.
Вот, как вам эта художественная идея рассказа "Старик и море" - попытка Хемингуэя, движимого страхом смерти, полностью перенормироваться?


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список