Сфинкский : другие произведения.

Дофаминовая петля Петра Вайля

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  Десять лет назад в декабре от инфаркта умер Петр Вайль, талантливейший журналист, писатель-иммигрант, радиоведущий Радио Свобода... Маниакально обожавщий путешествия и писать или рассказывать о них.
  
  Я всегда думал о таких: люди талантливые - маньяки. Генетика таланта такова: его, как и любую маниакальность, обусловливают свойства зеркальных нейронов, которые позволяют человеку как бы проецировать на себя то, что происходит в окружающей среде. Чем больше проекций, тем больле связей с обьектом.
  
  К примеру, если мать делает какие-то движения, а дитя ей подражает, то его мозг осваивает механизм выполнения данного движения. Но даже если ребёнок просто наблюдает за тем, как мать выполняет движение, этого уже достаточно, чтобы мысленно его воспроизводить и тренировать отвечающие за его выполнение нейронные связи. 
  То же относится и к эмоциям. Если вы способны испытывать эмоции, эмпатию, то при общении с любимым человеком, видя его грусть или радость, вы перенимаете его эмоции, ваш мозг учится с этим справляться. Если же человека с рождения отличает отсутствие эмпатии, он просто неспособен её проявлять по отношению к другим, но зато он ориентирует свою любовь на себя самого. Это называется отсутствием свойства симметрии у зеркальных нейронов. Человек в результате этого зацикливается на зависимости получения удовольствия от усиления нейронной связи самим собой и своими потребностями.
  
  Вообще, откуда берутся маньяки, психопаты, влюбленные?
  
  Известное дело - гипер-реактивная дофаминовая система вознаграждения в головном мозге подобных людей (марьяков, психопатов, влюбленных) может быть основанием для одного из самых проблемных типов поведения людей с расстройствами личности, связанными с жестокими преступлениями, рецидивизмом и злоупотреблением алкоголем и наркотиками. После совершения убийства часть клеток "выключается" на некоторое время (дофамин достигает максимального предела) , а затем все повторяется.
  Механизм весьма напоминает жажду нового свидания у влюбленных, которую временно "выключает" посткоитальная депрессия. Дофамин дает полную концентрацию на цели, понуждает добиваться ее любой ценой, отключает систему контроля. А если дефицит источников дофамина - это все равно, что дефицит любви. А... предваряя развитие темы, отмечу заранее манифестация дефицита любви - психосоматическая причина инфаркта миокарда.
  
  Итак...
  
  Десять лет назад в декабре от инфаркта умер Петр Вайль, журналист, писатель-иммигрант, радиоведущий Радио Свобода. Я называл его когда-то про себя "genius loci" - гений места. В классической римской религии genius loci (множественное число genii locorum) был защитным духом места. Он часто изображался в религиозной иконографии как фигура, держащая такие атрибуты, как рог изобилия, патера (чаша для возлияния) или змея."Называл" его "genius loci" , потому что забыл о нем, т.е в прошедшем времени. И вот сегодня посмотрел документальный фильм Радио Свобода "Пётр Вайль. Кино про меня". И вспомнил.
  
  "Гений места" - эссеобразный путеводитель по 35 Городам и Людям, жившим в них. В телесериале их 23. Двадцать три города мира: Европа, Азия, Северная и Южная Америка. И главное - сколько можно узнать: нет, не о мире, а о себе, путешествуя вокруг света.
  
  "Гений места" - финалист премии "Малый Букер" в 1999 году.
  
  О чем книга?
  
  Связь человека с местом его обитания - загадочна, но очевидна. Ведает ею известный древним genius loci, гений места, связывающий интеллектуальные, духовные, эмоциональные явления с их материальной средой. 
  
  Так вот, вспомнив про Петра Вайля и причину его смерти на шестидесятом году жизни (как я сейчас), сначала удивился несовпадению личности Вайля и псизосоматической причины инфарктов - дефицит любви. Как же так? Это вовсе не о нём. Не о браке Вайля, которому двадцать восемь лет. В чем же дело?
  
  В современной клинической литературе четко определены факторы риска развития инфаркта миокарда или heart attack (сердечной атаки). Чаще всего к таковым относят курение, высокий уровень ЛНП-холестерина в крови, неправильную диету, высокий уровень артериального давления, малоподвижный образ жизни и избыточный вес. Для прояснения патогенеза инфаркта миокарда мы предположили, что основным психологическим механизмом данной нозологии выступает осознавание смысла болезни. Наша концепция смыслогенеза предполагает, что событие, представленное как в форме болезни, так и в форме ситуаций, которые могут привести к болезни, актуализирует конкретные потребности как личности, так и социума. Депривация потребностей "запускает" различные психологические механизмы, связанные либо с восстановлением прежнего состояния системы, либо с углублением нарушений, вызванных болезнью. Если эти механизмы осознаются, то личность получает смысл своего заболевания, что приводит либо к конструктивной адаптации, либо к выздоровлению. Стоит оговориться, что смысл может быть и иллюзорным, что, помимо улучшения, может стать причиной ухудшения самочувствия. Если же личность функционирует на неосознаваемом уровне, то смыслы носят конфликтную, преградную природу, вплоть до бессмысленности.
  
  И вот, я читаю название статьи: "Инфаркт миокарда как манифестация дефицита любви". Ключевые слова в ней: смыслогенез болезни, депривация  (лат. deprivatio - потеря, лишение) потребности в любви, невротические модели поведения, способы психологической защиты в пост-инфарктном периоде.
  
  Что такое инфаркт миокарда?
  
  Инфаркт миокарда - острая форма ишемической болезни сердца. Он возникает, когда прекращается доставка крови к какому-либо отделу сердечной мышцы. А это связано с работой, дофаминовых рецепторов, точнее с избыточным количеством дофаминовых рецепторов.
  
  Поразительный вывод отсюда сделал я. Ведь, дофамин один из химических факторов внутреннего подкрепления и служит важной частью "системы вознаграждения" мозга.
  
  Вообще, Петр Вайль - отец современной тревел-журналистики и "русского травелога". 
  
  И вот вопрос:
  
  Зачем путешествуют люди? Зачем путешествовал Петр Вайль?
  
  Читаю: "Путешествие есть отличный, простой, доступный, а главное - увлекательный путь к себе. Ведь, приезжая в различные места, ты смотришь не только на них, но и видишь себя самого. Переносишь себя в иные декорации, в иной антураж и фиксируешь по-новому. Для всякого человека, повидавшего мир, абсолютно очевидно, что в Париже он не такой, как в Токио, а в Буэнос-Айресе не такой, как в Нью-Йорке. Но еще более "разным" себя ощущаешь, оказываясь в одном и том же месте с перерывом в несколько лет".
  
  Еще читаю: "В музыковедении есть понятие "загадка Россини" - почему композитор в расцвете славы, в 37 лет (Европы баловень, по слову Пушкина) вдруг бросает сочинение опер и уезжает в Париж и живет на покое? За отведенные ему после последней оперы "Вильгельм Телль" 39 лет жизни - больше, чем всего на свете прожили Моцарт, Шуберт, Мендельсон, - он сочинил "Маленькую торжественную мессу" и десятка два-три фортепианных и вокальных пьес, которые со вкусом назвал "грехи старости" . 8-минутная "Memento Homo" - грех какого угодно величия. Разгадки предлагаются разные: обратился к духовности (где она, кроме нескольких сочинений?), будучи по сути романтиком, растерялся, владея лишь классицистским инструментарием (да всем в музыке этот уникум владел). Однако надо вспомнить, как бежал Россини с премьеры "Цирюльника", чтобы записать рецепт салата. Как сравнивал моцартовского Донжуана с трюфелями. Как признавался, что плакал дважды в жизни - когда услышал Паганини и когда уронил в пруд фаршированную индюшку. Как получил в подарок от моденского колбасника мортаделлу и дзампоне (начиненную свиную ногу) и откликнулся: "Считаю ваше собрание сочинений совершенным. Меня восхищает мастерство и изящество композиции". Колбасник пришел в такую ажитацию, что угодил в дурдом. Какая может быть "загадка Россини"? Выдающийся человек просто сменил одно великое искусство на другое - музыку на кулинарию".
  
  Вайль обожал менять места. Он говорил: если бы было достаточно много денег, чтобы менять места проживания (один город, одна страна, один континент) он так бы и жил: Россия, США, Прага. Но он путешествовал. И был абсолютно универсальным с точки зрения своего вкуса, реагировал на все так, как реагирует большинство. Но при этом неутомимо искал это. И находил. "И в его случае это не упрек, что он не был, может быть, таким уникальным, как некоторые авторы путевых заметок, какой-нибудь Лимонов, который пишет обязательно что-то поверх всех, против всех, нет, Вайль писал так, как чувствовали все остальные. И его Париж был общим Парижем, его Сантьяго-де-Кампостелла было такое Сантьяго-де-Кампостелла, которое хотел бы и которое видел обычный интеллигентный русский путешественник. И в этом смысле он, конечно, просто попал во все точки, в которые только можно попасть".
  
  Человек ради сохранения чувства любви может менять женщин или мужчин, совершать восхождения на вершины мира. Таковы причуды дофаминовой зависимости. В случае Петра Вайля зависимости от путешествий, слов описания их и самого себя в них.
  
  И ещё: он "был очень точным человеком, и для него мера приближения к какой-то абсолютной точности была очень важна. Он же не просто писал о каком-то соборе, он писал о маленьких завитках на шпиле этого собора, каких-то очень точных, очень буквальных фотографических деталях. У него был фотографический взгляд".
  
  "Степень фотографичности его письма была совершенно потрясающая. Ведь его книжки практически не содержали иллюстраций, в них не нуждались, потому что человеку не нужен был портрет какого-нибудь дома Гауди, Саграда де Фамилия. Из строк Вайля читатель все это видел, чувствовал. И то, что делает его, наверное, самым качественным писателем о путешествиях из живших в наше время, а может быть, и вообще писавших на русском, - он умел понять все обстоятельства жизни путешественника, которая состоит не только из посещений музеев, но и из ресторана, воздуха, случайных взглядов, сна, передвижения. То есть он умел создать ощущение путешествия как такового, как оно есть"
  
  ... Последние годы Петр Вайль был Главным редактором Русской службы Радио Свободы в Праге. Ответственная работа, отсутствие свободного времени. Т.е., возможно, Пётр Вайль умер, испытывая дефицит перемены мест. Любить женщин без самих женщин нельзя. Невозможно. Также и путешествия. Возможно это была дофаминовая зависимость!
  
  Что такое дофамин вообще?
  
  Дофамин - это нейромедиатор, который передает сигналы внутри мозга. Он вырабатывается во время приятных процессов для человека: приема пищи, просмотра фильма, секса, покупки желаемой вещи... Сначала образуется аминокислота тирозин. Путем химической реакции она становится молекулой L-ДОФА, и наконец - дофамином.
  
  Дофамин работает в трех зонах мозга: в гипоталамусе, черной субстанции и вентральной области покрышки, которые вовлечены в систему вознаграждения.
  
  Получается со временем происходит привыкание к быстрым удовольствиям, человек все больше зависит от дофамина, а склонные к зависимостям люди могут попасть в "дофаминовую петлю" .
  
  Разберем, как это работает с порно:
  
  В современном порно снимается актер с идеальным телом, он не устает от 40 минут непрерывного секса. Актриса тоже с красивой фигурой и макияжем. Ей не нужна подготовка, ей не больно, и она делает все. Картинка слишком идеальная. И происходит выброс большого количества дофамина. Со временем организм требует еще больше дозы. Человек отправляется на поиски еще более идеальной картинки. И так со всем. Это и называется дофаминовой петлей.
  
  Чтобы не умереть от неё и, соответственно, от инфаркта, надо вовремя сменить одно доведенное до совершенства дело на ещё недоведенное. Совершенство не приносит новых качественных ощущений, а с ними и вознаграждения, т.е в этом случае "тупо" увеличивается число дофаминовых рецепторов - количество компенсирует качество. А так недалеко и до инфаркта.
  
  Впрочем, любая маниакальная идея, увлеченность, заняние ставит человека под эту угрозу.
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"