Сфинкский: другие произведения.

Где "зарыта собака" Пм?

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Конкурс фантастических романов "Утро. ХХII век"
Конкурсы романов на Author.Today

Летние Истории на ПродаМане
Peклaмa
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Эссе для конкурса Постмодернизма "Пневматика-2013"

 []

Где "зарыта собака" ПМ?

Краткая анотация:
В статье "подвергнуты гармонии" изменения в неопозитивизме, герменевтике и структурализме, приведшие к утверждению ПМ. Написано автором в качестве противопоставления формальной логики литературоведов, понимающих ПМ как... (смотри определения признаков ПМ на страницах Конкурса, логике неформальной).
Что это значит?..
Тот же Эмануил Кант противопоставлял формальной логике содержательную, трансцендентальную логику, разработка которой и составляет основной предмет "Критики чистого разума":


"Но так как существуют и чистые и эмпирические созерцания ... можно ожидать, что и мыслить предметы можно различно ... В таком случае должна существовать логика, абстрагирующаяся..."

Автор - абстрагировался. Трансцендентальность своей логики он видит в геометрическом понимании трансцендентности. Допустим, Паша Виноградов задает тему 'Что такое Постмодернизм' и получает ответы, которые увязывают эмпирический опыт прочтения литературоведов, эмпирический опыт, скажем, Жиль Делеза, Феликса Гуаттари, Жак Деррида, Михаила Эпштейна и, разумеется личный опыт "Как я писал ПМ". По большому счету - это унылое как говно мамонта, формальная логика, о которой писал Кант. Трансцендентальная логика - это когда...
Вот, что такое трансцендентность в математике?
Возьмем самый известный пример - число Пи. Отношение длины окружности к диаметру. Поражает его универсальность - оно возникает во множестве чисто математических задач, не имеющих ни малейшего отношения к окружностям. Его хер вычислишь при помощи действий алгебры. Это иррациональное число, и его значение не может быть точно выражено в виде дроби m/n, где m и n - целые числа. Следовательно, его десятичное представление никогда не заканчивается и не является периодическим. О май Гад, это характеристика абсолюта!

Это в математике. Ну а в богословии трансцендентным является то, что лежит за пределами нашего мира. То, что является метасистемой по отношению к нашей Вселенной.

Так вот трансцендентальная логика - это когда находишь абстрактную модель метасистемы и она работает, несмотря на то какие значения в нее суёшь. Физику ПМ, философию ПМ, архитектуру, балет или литературу ПМ.

Кратчайшая история ПМ:
Постмодернизм в философии находится в русле тенденции, возникшей в результате 'лингвистического поворота', осуществленного западной философией в первой половине XX столетия. Этот поворот с наибольшей силой проявился сначала в неопозитивизме, а затем в герменевтике и структурализме. Собственно, поэтому постмодернистская философия существует в двух основных своих вариантах - постструктуралистском и герменевтическом. Наибольшее влияние она испытывает со стороны Ф. Ницше, М. Хайдеггера и Л. Витгенштейна.

Преодоление неопозитивизма, герменевтики и структурализма:

Неопозитивизм (или логический эмпиризм):
Является школой философии, которая включает в себя эмпиризм, идею о том, что для познания мира необходимы наблюдаемые доказательства, опирающийся на рационализм, основанный на математических и логико-лингвистических конструкциях в эпистемологии. Логический позитивизм утверждает, что мир познаваем, надо только избавиться от ненаблюдаемого. Преодоление границ наблюдаемого и ненаблюдаемого - это часть ПМ.

Герменевтика
Герменевтика (от гр. hermenentike - истолкование) - искусство толкования различных текстов, символов, смыслов социокультуры. Главная функция герменевтики - в выявлении способа выражения мысли, определяющего индивидуальность, своеобразие текста. Противопоставляется она диалектике и грамматике, которые в науке, в литературе и т.д, выявляя общее, оказались не в состоянии уловить индивидуально-стилистической особенности явления, произведения и т.д. То есть, во первых усиляющаяся тенденция от Общего к Частному, а во вторых - обратное действие. Философ Гуссерль в основу понимания этого поместил "неосознанный фон интенциональных актов познания", "нетематический горизонт", который дает некоторое представление о предмете. 'Горизонты' отдельных предметов сливаются в единый "жизненный мир", делающий возможным понимание одного другим.

Если перейти на простые примеры, то герменевтика - это описание Гитлера человеческим языком, в результате которого становится, например, очевидным, что фашизм - выделение личности из единиц измерения, а противоположность ему - либерализм - наоборот - выделение общества из единиц измерения. И то и другое - крайние варианты уёбства в крайней форме, но чтобы понять, оказывается надо ввести общие единицы измерения. В этом случае 'горизонты' фашизма и либерализма сливаются в единый "жизненный мир", делающий возможным понимание одного другим. Преодоление единиц измерения - это часть ПМ.

Структурализм

Одним из основных положений структурализма является утверждение о том, что социальные и культурные явления не обладают самостоятельной субстанциальной природой, а определяются своей внутренней структурой (то есть системой отношений между внутренними структурными элементами), и системой отношений с другими явлениями в соответствующих социальных и культурных системах. Эти системы отношений рассматриваются как знаковые системы и, таким образом, трактуются как объекты, наделенные значением. Структуралисты считали и считают, что сознание может быть сведено к трем элементарным состояниям: ощущения, представление, аффекция. Точно также они и пишут литературные произведения. Основное - расчленение на составляющие. А как общеметодологическое течение оно исходит из представления о преобладании, преимуществе структурного измерения в любых явлениях окружающего мира. Короче, никакой трансцендентальности, просто воплощают устойчивый момент сюжетной действительности. Преодоление структурализма - ... нет пока еще не ПМ. Но, постструктурализм!

А теперь посмотрим как преодолевается структурализм, что само по себе означает выработку алгоритма выхода за пределы структуры.

Итак. Выходим за пределы структуры сознания...

Фрейд: "Бессознательное структурировано как язык". Один из самых крутых лингвистов - Лакан усмотрел следующий алгоритм:

Означаемое, согласно ему, уподобляется, вытесненному, всегда отсутствующему, ускользающему от припоминания и выражаемому при помощи означающего, которое отражает структурированность языка. Означающее, будучи графически изображенным, - это материальная реальность. Логично!

Лакан называет буквой эту "локализованную структуру означающего". В таком названии нет ничего удивительного, ибо бессознательное действительно познается лишь через букву. Так, прибегая к различного рода иносказательным смыслам, Лакан квантует означающее, показывает сцепления, взаимосвязи слов, образующие структуру языка. Он отмечает два характерных свойства этой структуры, которая:

1) "сводится к дифференцированным, не поддающимся дальнейшему разложению элементам";
2) "образуется на основе законов, придающих ей скрыто упорядоченный характер".

Лакан, таким образом устанавливает, что две основные формы риторики - метафора и метонимия - подобны описанным Фрейдом основным законам сновидения - конденсации и смещению. А мы - аналогию с некоторыми эмпирическими признаками постмодерна в Старом разделе "Великой ложи Трансформеров". Наша задача в последующем будет - абстрагироваться от эмпирических признаков.

А пока - заметим, что в литературе "Бессознательное структурированое как язык", т. е. характеризуется строгой связанностью своих элементов, отделенных друг от друга "проблемами", играющими столь же важную роль, как и "полные" слова, работает точно также как в психоанализе, когда психоаналитик (наблюдатель, читатель) слушает все, учитывая основное правило, которое освобождает рассказ от ограничений, налагаемых на него социальными условностями.

Лечение состоит в выявлении временных зависимостей, образующих структуру языка: от одного означающего к другому, через интервалы, выполняющие функцию "пунктуации" всего рассказа или отдельных ассоциаций слов, постепенно все более отчетливо вырисовывается структура языка - это речь Другого, дополнительный плацдарм бессознательного. Вот это - постструктурализм. Они как бы разделяют структуру языка и пунктуацию.

Посмотрим какими методами:

К представителям постструктурализма относят Э. Морена, Ж. Бодрийяра, Ж. Делёза, Ф. Гваттари, Ф. Лаку-Лабарта, Ж.-Л. Нанси, С. Кофман, Ж. Деррида, Р. Барта, Ю. Кристеву, Ж. Лакана, М. Фуко, П. Бурдьё, К. Касториадиса, Э. Сиксу, Р. Жирара (Франция), Ф. Джеймисона, Дж. Батлер, К. Акер (США), Дж. Агамбена, Дж. Ваттимо (Италия), Х. Блюменберга (Германия), Ш. Муфф, Л. Иригарай (Бельгия) и др. Многие фамилии - знакомы.

Основные понятия:

Ризома - структура-лабиринт.
Деконструкция - новый тип понимания.
Текст.
Игра слов и логомахия.
Неразделимость означаемого и означающего.

Последнее - "Неразделимость означаемого и означающего" - эта суть всего перечисленного. И ризомы, у которой нельзя выделить ни начала, ни конца, ни центра, ни центрирующего принципа, ни единого кода, и деконструкции, которая исходит из предпосылки, что смысл конструируется в процессе прочтения, а привычное представление либо лишено глубины (тривиально), либо навязано репрессивной инстанцией автора, и текста - помним в постмодернизме вся реальность мыслится как текст, дискурс, повествование, и игры слов и логомахию с нарушением закона тождества.

Постструктурализм послужил философской основой постмодернизма. Но это еще не ПМ! ПМ - это когда преодолевается структурализм, непозитивизм и герменевтику вместе взятые. То есть ПМ - это преодоление границ наблюдаемого и ненаблюдаемого, единиц измерения и границ означаемого и означающего.

Если проводить ревизию неопозитивизма, то заметим - ПМ связывает наблюдаемую и ненаблюдаемую информацию в сложную структуру. Причем, и одно, и другое становятся частью Целого. Проблема наблюдаемости сводится к Сознательному, ненаблюдаемости - к Подсознательному и Бессознательному. Отличие последних друг от друга и от Сознательного - проста и сводится к различию единиц измерения информации. Решение проблемы - в неразделимости означаемого и означающего. Собственно, вот и всё! Весь ПМ - тут. Непосредственными предшественниками постмодернистской философии являются Ф. Ницше и М. Хайдеггер. Первый из них отверг системный способ мышления Гегеля, противопоставив ему мышление в форме небольших фрагментов, афоризмов, максим и сентенций. В частности, он выразил сомнение в наличии некоего 'последнего фундамента', именуемого обычно бытием, добравшись до которого мысль будто бы приобретает прочную опору и достоверность. По мнению Ницше, такого бытия нет, а есть только его интерпретации и толкования. Он также отверг существование истин, назвав их 'неопровержимыми заблуждениями'. Ницше нарисовал конкретный образ постмодернистской философии, назвав ее 'утренней' или 'дополуденной'. Хайдеггер продолжил линию Ницше, сосредоточив свое внимание на критике разума. Разум, по его мнению, став инструментальным и прагматическим, выродился в рассудок, 'исчисляющее мышление'. Эти и другие идеи Ницше и Хайдеггера находят дальнейшее развитие у философов-постмодернистов. Наиболее известными среди них являются французские философы Ж. Деррида, Ж. Ф. Лиотар и М. Фуко, а также итальянский философ Дж. Ваттимо.

Это, если кратко. И если с позиций эмпирического разума. Абстрактное рассуждение о ПМ следует...

Абстрактное представление ПМ

Техника ПМ - это способ работы мозга с информацией. Он приблизительно таков, каков природный механизм ее обработки. Минимальное количество измерений её - три. Остальные - избыточные. Физическое, ментальное и психическое - три измерения. Этика, мораль - это уже избыточные измерения. Но это не значит, что их нет. Правда если допустить, что границы наблюдаемого и ненаблюдаемого преодолены, как и границы означаемого и означающего, а единицы измерениея множественны, то окажется, что избыточное, скажем, социальное измерение в ПМ всё же есть, но оно заменяет одно из 3-х - физическое, ментальное или психическое.

Итак - где "зарыта абстрактная собака" ПМ или ПМ способ работы с информацией: Информация - это очень емкое и глубокое понятие, которому не просто дать четкое определение. С помощью органов чувств человек получает информацию из окружающего мира и на основании этой информации формирует свое представление о нем, то есть создает информационную картину мира. Любое литературное произведение - это информационная картина. Процесс систематического научного познания окружающего мира приводит к накоплению информации в форме знаний. Информацию, которую получает человек, можно считать мерой уменьшения неопределенности знаний. Если некоторое сообщение приводит к уменьшению неопределенности наших знаний, то можно говорить, что такое сообщение содержит информацию. Этот момент - первый камень, заложенный в фундамент Постмодернизма. До сего момента, все знали всё или почти всё с некоторой определенностью и называли свой подход к систематизации информации - логический позитивизм. Возникает вопрос - что знали?

То, что знает человек, отличается от информации, получаемой и анализируемой растениями или животными. Органы обоняния собак, например, настолько чутки, что позволяют находить людей даже под снегом. Человек - не может. Но и у собак, чувствительным к запахам следов, есть свои заморочки - у них понижено восприятие запахов трав, цветов, которые образуют фон. То есть органы чувств человека и животных по-разному воспринимают окружающий мир. Более того, органы чувств разных людей тоже по-разному фильтрует информацию. Одной её части человек придаёт большее значение, чем другой (из личных предпочтений), другую - забывает, третью - просто не хочет воспринимать (например, боится или в обществе она считается неприемлимой).

Итак, информация.... И, единицы ее измерения.

Виды информации, которые человек получает с помощью органов чувств, называют органолептической информацией. Практически 90% её человек получает при помощи органов зрения, примерно 9% - посредством органов слуха и только 1% - при помощи остальных органов чувств.

Чтобы понять, что в этой информации Сознательное, а что Подсознательное и Бессознательное потребуется вспомнить или узнать каким образом информацию можно представить. Сделаем это абстрактным методом - с помощью математики.

Абстрактная сущность, используемая для описания количества информации - это число. Качество информации - это немного другое. Качество информации - это ответ на вопрос чем одно количество отличается от другого. И какое значение мы придаем... нет... ни одному или другому, а - отличию одного от другого. В конечном итоге все состоит из квантов.
Квант - это неделимая порция какой-либо величины в физике, и не наблюдающаяся в свободном состоянии.
Не наблюдающаяся!.. Но если все состоит из не наблюдающаегося в свободном состоянии, чего мы видим, вообще?
О! Мы видим всякую хуйню типа "красные" и "белые", "демократы" и консерваторы"хотя в реале это части неделимой единицы политики. Спрашивается - а почему мы всё вместе не видим? Не хотим. А почему - это вопрос к Фрейду.
Вот она ревизия неопозитивизма!
Пока, что только в квантовой физике и психоанализе. Но кто мешает проводить аналогии?

Итак, для количественного выражения любой величины необходимо определить единицу измерения. Так, для измерения длины в качестве единицы выбран метр, для измерения массы - килограмм и так далее. Аналогично, для определения количества любой информации необходимо ввести единицу измерения. Добра или Зла, например.

Тогда вопрос: Добро и Зло - периодические или непрерывные, континуальные?

Понятно, что в физической природе существуют периодические и непрерывные процессы. В абстрактной математике - тоже есть числа, с помощью которых, можно представить и периодичность и непрерывность.

Существуют различные виды чисел. Натуральные числа 1,2,3... используются для счёта объектов. Если к натуральным числам добавить ещё отрицательные числа и ноль, мы получим целые числа. Целые - это те числа, которыми в математике описывают периодмческие процессы.

В литературе аналогами целых чисел являются те же самые по смыслу понятия - позитивные, негативные и "никакие" эмоциональные языковые средства выражения. Хочу-не хочу, хорошо-плохо - вот некоторые единицы измерения.
Отношения целых чисел называются рациональными числами, или обыкновенными дробями. В два раза больше хочу Машу, чем Юляшу. Это - отношение целых чисел. И вещь рациональная.

А вот теперь вспомним про бесконечные и непериодические дроби, называемые иррациональными числами. Геометрически иррациональнoe числo выражает собой длину отрезка, несоизмеримого с отрезком единичной длины. О существовании несоизмеримых отрезков знали уже древние математики: им была известна, например, несоизмеримость диагонали и стороны квадрата, что равносильно иррациональности числа Корень квадратный из двух. Чему он равен? Бесконечной дроби! Возникает вопрос - о единицах измерения бесконечности.

Вопрос - посложнее. Еще сложнее когда результатом деления в дроби является не периодическое бесконечное число типа 10/3 равное 3,3333333, а непериодическая дробь.

Никакой периодичности!

Если к рациональным числам добавить все бесконечные и непериодические десятичные дроби, мы получим вещественные (или действительные) числа. Действительные - это в смысле с ними можно совершать действие.
О!

Приехали?

Не совсем. Действительные числа также подразделяются на алгебраические и трансцендентные.
И вот тут зарыта собака породы "до ПМ" и породы "ПМ".
Алгебраические и трансцендентные числа!! При этом каждое трансцендентное число является иррациональным, каждое рациональное число - алгебраическим.

Множество алгебраических чисел счётно. Можно, например, взяться за перо и вспомнить всех своих баб. Сумма, разность, произведение и частное двух баб (кроме деления на нуль) суть алгебраические числа, то есть множество всех алгебраических чисел (баб или мужиков) образует поле. А поле... Проще всего наглядно представить себе поле, как возмущение (отклонение от равновесия, движение) некоторой (гипотетической или просто воображаемой) сплошной среды, заполняющей всё пространство. Аналогия ясна?.. Продолжаем...

Трансцендентное число (от лат. transcendere - переходить, превосходить)- это вещественное число, не являющееся алгебраическим, иными словами, число, не являющееся корнем многочлена с рациональными коэффициентами. Множество трансцендентных чисел континуально.

О! Вот оно - абстрактное представление ненаблюдаемого. Оно - континуально. То, что континуально не имеет алгебраических единиц измерения. То есть количества, в смысле возможности его измерения - нет! Хотя, на самом деле, измерять, есть что. Но об этом ни в этот раз.

Чтобы наблюдать необходимо количество наблюдаемого. Для количественного выражения любой величины, соответственно, необходимо определить единицу измерения. Так, для измерения длины в качестве единицы выбран метр, для измерения массы - килограмм и так далее. Аналогично, для определения количества информации о любви, лжи или подвигах романтического героя необходимо ввести единицу измерения. А если не вводить?
мВопрос!..

Ответ на него - в математике и физике. В природе существуют периодические и не процессы. И вот тут-то мы нарываемся на место где зарыта собака ПМ.

В методологическом плане ПМ опирается на принципы плюрализма и релятивизма, согласно которым в реальной действительности постулируется 'множественность порядков'. Периодические и непериодические - это всё порядки. Макро - это порядок, микро - порядок, нано - порядок, континуальный или квази - это тоже порядок. А множественность порядков - это не просто один человек думает так, а другой и иначе. Дело в том, что каждый из них потому думает так, потому что он, именно, не думает по другому. А думать можно только линейно. А вот как сделать так, чтобы нелинейно?

О!

Вот это то самое место, где зарыта... В нём есть преодоление границ наблюдаемого и ненаблюдаемого, преодоление границ означаемого и означающего, и нет единиц измерения. Вот это и есть абстрактная модель ПМ. А вот утверждения, что мой рассказ 'Запах запаха' - это не ПМ, - это чистой воды формальная логика.

ПМ - это не просто:
- превращение философии в поэтику, истины в эстетическое средство;
- приоритет этимологии над историческим содержанием, торжество принципа: история - это только текст;
- отказ от подмены искусства философией, религией или политикой;
- уничтожение рвов и границ между массовым и элитарным, профанным и сакральным, творческим и бытовым;
- стирание граней между реально существующей картиной жизни и виртуальными реальностями;
- уравнивание высокого и низкого, уродливого и прекрасного, пусть даже путем пародирования и низвержения идеалов;
- интертекстуальность: построение текста при помощи явных и скрытых цитат и реминисценций к произведениям мировой литературы;
- заимствование героев и художественных образов из произведений мировой литературы;
- гипертекстуальность: организация единого текстового пространства как системы множества самостоятельных текстов, постоянно отсылающих читателя от одного из них к другому;
- неприятие идейного пафоса и возведение на его место самодостаточного игрового элемента;
- одновременное существование в нескольких плоскостях, отсутствие единой точки зрения в силу раздвоенности сознания;
- химеризация формы и значений;
- деконструкция как метод обращения с миром;
- аллегория как акт вторжения в посюстороннее;
- ирония как способ нонконформизма.

Всё это формальная эмпирическая логика. Уж лучше - абстрактная модель метасистемы, которая работает, несмотря на то какие значения в нее суёшь - иронию, заимствование героев и художественных образов, интертекстуальность, химеризацию формы и значений, аллегорию... Чтобы образно (абстрактно, если хотите) представить, что такое ПМ - просто сложите руки, как в театре теней, встаньте у стены так, чтобы тень от вашей головы и плеч не загораживала тени от рук, и на стене появится тень зайца, собаки и т.п. Пошевелишь одним, другим пальцем, и тень откроет рот, - заяц замашет лапками, а собака залает. Собака - это значение, а тень её - знак значения - по большому счету - площадь которую занимает собака. Наполнить площадь значением - это дело наблюдателя. Создать площадь - дело автора. А делов то всего - преодоление границ наблюдаемого и ненаблюдаемого, единиц измерения и границ означаемого и означающего. Вот где зарыта собака!


 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com М.Лунёва "К тебе через Туманы"(Любовное фэнтези) В.Пылаев "Видящий-4. Путь домой"(ЛитРПГ) В.Старский ""Темный Мир" Трансформация 2"(Боевая фантастика) А.Вильде "Джеральдина"(Киберпанк) А.Робский "Охотник 2: Проклятый"(Боевое фэнтези) М.Боталова "Невеста под прикрытием"(Любовное фэнтези) В.Соколов "Обезбашенный спецназ. Мажор 2"(Боевик) М.Атаманов "Искажающие реальность"(Боевая фантастика) Ю.Резник "Семь"(Антиутопия) И.Громов "Андердог - 2"(Боевое фэнтези)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Д.Иванов "Волею богов" С.Бакшеев "В живых не оставлять" В.Алферов "Мгла над миром" В.Неклюдов "Спираль Фибоначчи.Вектор силы"

Как попасть в этoт список