Аннотация: Очарование Одинокого дракона или поверим сюрреализм гармонии. Окончанию конкурса Литературные Уа-Огрере - 2007 посвящается.
Поверим сюрреализм гармонии или очарование "Одинокого странного дракона"
Я предполагаю, что кто-нибудь отвернёт нос от определения "законы логики сюрреализма" только потому, что считает: "сюрреализм должен предложить зрителю то, что не может быть узнано, потому что не существует в реальности". Ребята, Manifeste du surrИalisme- это хоть и декларация, но сама по себе она не является сюром. Поэт Бретон писал о психическом автоматизме в Manifeste понимая и используя достижения психики, высшей формой которой является СОЗНАНИЕ. Поэтому, я - о логике СЮРРЕАЛИЗМА...
В Manifeste du surrИalisme, где сюрреализм определялся как "чистый психический автоматизм, при помощи которого предполагается в устной или письменной форме, или каким-либо иным образом передавать реальное функционирование мысли" - это декларация знаний о небольшой части психики на 1924 год (попробуете догадаться какой!). Мама миа, - это 1924! В это время Константин Эдуардович Циолковский ещё только работает над рукописью работы "Космический корабль", а Нобелевские премии выдают ещё только за самые первые открытия и исследования в области рентгеновской спектроскопии и механизма электрокардиограммы. В то время как Фрейд начинает сосредотачиваться на конфликте внутри психической инстанции, руководствующейся принципом реальности. В это время Бретон обьявляет психический автоматизм принципом сюрреализма! С этих пор подписавшиеся под Manifeste свободны от контроля разума, моральных, эстетических и каких-либо иных интересов. Пи-здесь! А память? Память свободна от них? Память тогда ещё ни хрена толком не была исследована! Память больше понимали как то, что осталось в голове после голодомора райского сада (не хрен знать, то что не понимаешь) и после геноцида Всемирного потопа (стирание из памяти коллективного бессознательного).
Память???? Читаем Manifeste: "одна только память присваивает себе право делать в нем (Сф: сне) купюры, не считаясь с переходами и превращая единый сон в совокупность отдельных сновидений". Ребята, сюреализм - это то что осталось в памяти о её деятельности без субьективного контроля.
Надо вернуть "игры памяти" в критерии сюра! Психика - это ведь "душевное восприятие реальности или производного от неё, способность к сохранению, накоплению информации для просто воспроизведения или дальнейшего воображения с участием субъективных ощущений, эмоций и ПАМЯТИ!!!). Психика вообще оценивается по целостности, активности и коммуникативности того что в ПАМЯТИ о том, что просходило или происходит в душе! В неосюре в душе - алогичные сочетания элементов реальности Дали или Магритта, конструкционные биологические образы Миро или кристаллические - Эрнста. Лично я отношу это к форме без содержания!
А вот какой список сюрреалистов Бретона: Свифт - сюрреалист в язвительности. Сад - сюрреалист в садизме. Шатобриан-сюрреалист в экзотике. Констан - сюрреалист в политике. Гюго - сюрреалист, когда не дурак. Деборд-Вальмор - сюрреалист в любви. Бертран - сюрреалист в изображении прошлого. Рабб - сюрреалист в смерти. По - сюрреалист в увлекательности. Бодлер - сюрреалист в морали. Рембо - сюрреалист в жизненной практике и во многом Малларме-сюрреалист по секрету. Жарри-сюрреалист в абсенте. Нуво - сюрреалист в поцелуе. Сен-Поль Ру - сюрреалист в символе. Фарг - сюрреалист в создании атмосферы. Ваше - сюрреалист во мне самом. Реверди - сюрреалист у себя дома. Сен-Жон Перс - сюрреалист на расстоянии. Руссель - сюрреалист в придумывании сюжетов.
Вот в этом списке и есть представление сюра. Хотя ещё нет понимания! А тот же неосюр - и не сюр вовсе! Это алогичные в лучшем случае метафорические фантазии!
Скромность "Одинокого странного дракона" - Арбитра Уа-Огрере, не выделяющего себя из рамок Manifeste позволила определить, что в арбитраже конкурса Литературные Уа-Огрере сознательно правили ощущения и эмоции и "литературность". Они определяли оценку арбитра. И не только его! А оценка игры памяти?
Знаете, что на мой взгляд является особенностью сюрреалистического мышления? Не предложение того, что не существует в реальности, а неспособности субъективного контроля над информацией в памяти. Это как игра в кубики: На экране сознания рассыпано много кубиков, образующие группы. Те, которые будут лежат рядом можно удалять. Чем больше кубиков удаляется за один ход, тем лучше результат. Оставшиеся кубики падают на освободившееся место и образуют новые группы. Способность к сохранению групп в сюрреалистическом мышлении исполненна на подобии детской юлы, - когда нажимаешь на ручку и маленькие шарики начинают кружиться, образуя вихрь перемешивающихся картинок памяти вокруг невидимого, но отражающего их зеркала.
Спасибо очаровательному Дракону за скромность и Виктору за порядок на конкурсе - "Психушка" - победила по-моему заслуженно, и среди несколько других равных. Поздравления победителю и участникам финала! Но надо вернуть "игры памяти" в критерии сюра на конкурсе! Кроме того столько времени прошло с 1924 года, Фрейд заболел и почти забыт, Циолковский помер, а корабль его летает в космос с регулярностью сна и бодраствования. С тех пор нейропсихологи лучше изучили что такое память и отчего сверхреализм воображения возникает без субьективного контроля. Всё же просто - память существует в активной форме, готовой к реализации в данный момент времени, и пассивной - не готовой к непосредственному воспроизведению. Память проявляется в возможности модифицировать поведение в зависимости от прошлого и настоящего опыта. Активация же её ведётся через "подсказку" (Tulving) - лучше усвоенные образы. Увы до сих пор нет законченной теории памяти. "Почти вековые исследования механизмов памяти все же позволили прийти к исключительно важному выводу, который дает возможность взглянуть на содеянное под другим углом зрения: cледы храняться, а память - создается. Мозг сохраняет не память, а следы информации, которые позже используются для создания памяти, не всегда правильно отражающей картины прошлого реального опыта. Чтобы выполнить эту процедуру, разные части мозга действуют как важные узлы нейронных систем, кодирующих, хранящих и воспроизводящих информацию, используемую для создания памяти. Это не означает, что существуют отдельные нейронные структуры, полностью поддерживающие сохранение каждого вида памяти, но означает, что эта память критически зависит от функционирования этих нейронных структур. Современная точка зрения заключается в том, что нет смысла разговаривать о памяти, связанной с гиппокампом или миндалиной: проблема заключается в том, чтобы понять, как системы взаимодействуют для осуществления памяти". Только это белый ящик науки о памяти и о том как работает сюрреалистическое мышление. Чёрный же ящик сюрреализма - это наши с вами сюрреалистические игры с памятью. Информация на входе и информация на выходе. То что осталось в памяти! К сожалению многие рассказы на этом конкурсе напоминали игры Парамнезии. Это ложные или искаженные воспоминания, а также смещение настоящего и прошлого, реального и воображаемого. Это больная психика! Это - Дали, больного психологической зависимостью к необходимости эпатажа, ведущего наверх. Эпатаж - это хорошо, зависимость - это плохо! При желании можно привести и другие примеры нарушений памяти, типа гипермнезии или какой-нибудь гипомнезии, но ведь это о больной душе. Мы с вами о бессознательном контроле души!
И потому, я ещё раз хочу напомнить, что такое бессознательное: 1.Неосознаваемые мотивы, истинный смысл которых не осознается в силу их социальной неприемлемости или противоречия с другими мотивами 2.Поведенческие автоматизмы и стереотипы, действующие в привычной ситуации, осознание которых излишне в силу их отработанности 3.Подпороговое восприятие, которое в силу большого объёма информации не осознается
Это и есть инструменты памяти для сюрреалистического мышления, которое я лично определяю как игры или иронии памяти. А самое главное вот эта мысль "память - создается. Мозг сохраняет не память, а следы информации, которые позже используются для создания памяти". Это и есть суть сюрреалистического мышления. Извините за нескромность. Мерси.
P.S. Если критерии сюрреализма для судейства на конкурсе в дальнейшем не будут выработаны Вечем, мне кажется оптимальным оставить судейство "народным". Очарование тритейского суда Дракона заключается в том, что он чувствует сюрреализм правильно, но не понимает его.