Сфинкский : другие произведения.

Собака Павлова

"Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Психоделическая пьеса "Мы все в каком-то смысле "Собаки Павлова". Мы все выделяем желудочный сок! Но когда рассказчик этой истории становится собакой, становится некому говорить, и тогда обнажается абстрактный вопрос "слышно ли, как в лесу залаяла собака, если в лесу никого не было ".

 []

  СОБАКА ПАВЛОВА
  пьеса в одном акте


 Действующие лица:

  Рассказчик истории, он же Художник, первый участник медицинских экспериментов в клинике, одет в пижамные штаны без куртки - голый по пояс
  Бабс, второй участник медицинских экспериментов в клинике, белый негр в яркой одежде, барабанщик из Сенегала
  Пациенты, три других участника медицинских экспериментов в клинике, мужчины в одинаковых пижамах
  Врач, сотрудник клиники, субтильный мужчина в белом халате
  Медсестра, сотрудница клиники, женщина с выступающим как шляпки грибов бюстгалтером в белом халате

  НА ЭКРАНЕ ВСТУПИТЕЛЬНЫЕ ТИТРЫ: НАЗВАНИЕ НА ФОНЕ
  помещения, похожего на просторную больничную палату. Внутри несколько человек, похожих на пациентов больницы. Слышны ритмичные африканские барабаные тантамы. Один из пациентов выкладывает на койке мозаичные пазлы, двое других- молча играют друг с другом в шахматы, белый негр - стучит тантамы на барабане, около мольберта с кистью в руке сидит полураздетый длинноволосый молодой человек, похожий на художника и пишет картину.

 []


  НАЗВАНИЕ И НАЧАЛЬНЫЕ ТИТРЫ
  Название и начальные титры к телеспектаклю "Собака Павлова" появляются на фоне больничной палаты. Просторное помещение с окном с железной решеткой и прикреплёнными к полу кроватями. На каждой - ремни для привязывания беспокойных. Камера фокусируется на Художнике.

  СМЕНА ПЛАНА:
  Крупный план. Художник кладёт мазки... Видна кисть и рука художника с колотыми венами. На полотне - что-то психоделическое: человек со смешенными чертами лица животного женского и мужского пола.

  МУЖСКОЙ ГОЛОС ЗА КАДРОМ (ГОЛОС ХУДОЖНИКА): У нас в Монреале есть три клиники, где проводят испытание лекарств и психоактивных веществ на людях. Одна находится на Сноудон, две другие - на станции Акади. Я работаю добровольцем с каждой из них. Здесь - дают таблетки и берут из вены кровь, сравнивая новые лекарства со старыми. Часто мышление от такой "диеты" становится расстроеным...

СМЕНА ПЛАНА: Общий план. Спокойное поведение пациентов, играющих в шахматы неожиданно сменяется неадекватным эмоциональным. Эмоции проявляются в форме выразительных движений. Меняется ритм африканских тантамов. Бабс заставляют свои драмсы стучать и грохотать. Конфликт перерастает в потасовку. Появляется медсестра с выступающим как шляпки грибов бюстгалтером и пытается успокоить пациентов. Пациенты продолжают партию...

СМЕНА ПЛАНА: Средний план. Художник продолжает рисовать.

 ГОЛОС ХУДОЖНИКА ЗА КАДРОМ: ...и мы не можем оценивать последствия собственных действий в полной мере. Поэтому нас контролируют - везде и всегда. Иногда у кого-то возникают нарушение координации движений, иногда - слуховые и зрительные псевдогаллюцинации, чаще - просто резкие переходы от одного настроения к другому. Вчера мой сосед - барабанщик из Сенегала - испытал депрессивные переживания своего прошлого (по-моему, из раннего детства).

СМЕНА ПЛАНА: Средний план. Белый негр. Экспрессивно играет на барабане. Звуки напоминают кудахтанье кур, визг испуганного щенка, рычание леопарда и злобный рев слона-отшельника.

  ГОЛОС ХУДОЖНИКА ЗА КАДРОМ: Барабанщика зовут Бабс. Он - француз, родившийся в Дакаре. Точнее - сын француза и женщины из местного племени. Бабс - фанатичный африканский музыкант. Когда Бабс играет на барабане, у него всё улыбается. И глаза улыбаются, и нос, и рот, и сердце улыбается, и почки улыбаются. У него на Родине барабанные ритмы - как телеграф - то есть средство связи. А проблема заключается в том, что у народа Бабса на барабанах могут играть исключительно женщины. Поэтому Бабс - политический беженец. Он не может не играть и не может играть на барабане у себя на родине. А что говорить про наше положение в клинике? Находясь под воздействием психоактивных веществ, человек постоянно концентрируется на своих отрицательных эмоциях.

  Бабс рубит заключительные удары в нереальных ритмах. Музыка прекращается.

  СМЕНА ПЛАНА:
  Общий план. Больничная палата. Врач делает обход. Все пациенты - в лежачем положении. Горят лампы дневного света. За окном темно. Настенные часы показывают несколько минут после семи. Идёт вечерний обход. Слышны человеческие голоса. Бытовые шумы. Врач и медсестра с выступающим как шляпки грибов бюстгалтером по очереди подходят к каждому пациенту, беседуют с ним и врач делает записи в журнале. Врач отходит от койки Бабса, задевает случайно барабан. Бабс нервно пытается подняться с койки. Скалится, как собака... Врач - с применением усилия укладывает его обратно. Медсестра с выступающим как шляпки грибов бюстгалтером - пытается поставить барабан на прежнее место... Недовольный Бабс поднимает его к себе на кровать и начинает тихо наигрывать пальцами ритмы. Том... том... бум... та-ра-рат... бум! Том... том... бум... та-ра-рат... бум!..

  СМЕНА ПЛАНА:
  Средний план. Художник полусидит на койке. Рядом - стоит врач. Они беседуют друг с другом... Речь - не слышно. Врач задаёт вопросы, художник - отвечает. Выражение лиц и жестов обоих совпадают с ритмами барабана - они соответствуют различным внешним выражениям переживаний Художника. Его эмоции проявляются в форме высказываний об испытанных эмоциональных состояниях. Эмоции взаимодействуют между собой: одна эмоция активизирует, усиливает или ослабляет другую. Врач постоянно подтягивают кверху свою нижнюю губу, чтобы контролировать эмоции и делает записи в журнале.

  ГОЛОС ХУДОЖНИКА ЗА КАДРОМ: Идёт обычный вечерний обход... Утром при введении вещества, имитирующего состояние психоза, часть из нас ощутила нечто схожее с эмоциональными состояниями животных, другие - не почувствовали эмоций, но описали состояние возбуждения. Я же - быстро научился: для того, чтобы победить мужика в рукаве, надо полной хваткой брать в середину.

  ...прекращаются барабанные тан-тамы.

  ХУДОЖНИК: ...Быть собакой воспринималось мною как нечто само собой разумеющееся.

  ...врач делает запись в журнале.

  ВРАЧ: Что вы почувствовали ещё?
  ХУДОЖНИК: Одиночество суки.

  ...врач делает запись в журнале.

  ВРАЧ: Ещё?
  ХУДОЖНИК: А что ещё нужно суке?
  ВРАЧ: Месье, пожалуста, отвечайте на вопросы...

  ...врач делает запись в журнале. Снова слышны тан-тамы. Врач и художник продолжают говорить друг с другом. Речь - не слышно. Выражение эмоций на обоих лицах не совпадают с ритмами барабана. Звучат сложнейшие драмсы. Благодаря хаотическим движениям лица и всего тела, эмоции Художника кажутся непонятными переживаниями. Врач - сдержан или не способен воспринимать внутренний мир своего собеседника с сохранением всех богатых эмоциональных и смысловых оттенков его мимики и пантомимики.

  ГОЛОС ХУДОЖНИКА ЗА КАДРОМ: Скрип зубами... - подумал я. Не знаю, показались бы мои последние слова нервозными, но в клиниках я всегда говорю правду - отчётность по вторичным эффектам является необходимым условием эксперимента для получения денежной компенсации... Разумеется, просто "гробиться" из-за денег - скучно, поэтому, чтобы не было отвращения - я беру с собой в клинику мольберт, краски и кисти. К сожалению, при совпадении отвращения и удовольствия возникает пресыщение.

  ...Художник жестом указывает врачу на мольберт. Врач заглядывает в мольберт, смотрит на картину. Делает записи в в журнале. Прекращаются тан-тамы. Продолжаются и чередуются в тишине различные жесты, движения, позы...

 ВРАЧ: Это было похоже на нервозность, стресс или отсутствие возможности осуществить задуманное? Попытайтесь вспомнить, месье... Нам очень важно знать, какие разные растройства могут "вытащить" из глубины психики эти лекарства. Сегодня вы испытывали вещество уже существующее на рынке несколько лет, а завтра - вы получите совершенно новое.

  СМЕНА ПЛАНА:
  Начинаются новые ритмы барабанных тантамов... Общий план. Утро. Больничная палата. В ней появилось дополнительное медицинское оборудование. За окном светло. Настенные часы показывают несколько минут после семи. Два пациента с электродами на голове сидят с безучастными лицами на стульях. Медсестра с выступающим как шляпки грибов бюстгалтером устанавливает электроды третьему.

  ГОЛОС ХУДОЖНИКА ЗА КАДРОМ: Перед началом экспериментов нас тщательно готовят. Голову облепляют электродами и делают электроэнцефалограммы. Сегодня нам снова вживили электроды в гипоталамус.

  СМЕНА ПЛАНА:
  Общий план. Ритмы барабанных тантамов продолжаются. Больничная палата. Медсестра с выступающим как шляпки грибов бюстгалтером застилает койки. Три пациента с электродами на голове выполняют кажущиеся нелепыми действия.

  ГОЛОС ХУДОЖНИКА ЗА КАДРОМ: Когда электрическая цепь замыкается, мы испытываем либо эстетическое удовлетворение, либо половое влечение, либо элементарно хотим есть, пить, курить и спать в любой позе.

  СМЕНА ПЛАНА:
  Ритмы барабанных тантамов сменяются. Средний план. Художник и Бабс кушают под кроватью, скрываясь от посторонних глаз. На полу - небольшое количество еды. Художник - одной рукой рисует на полотне, снятом с мольберта, другой - держит бутерброд, который периодически кусает. Бабс - доновременно играет на барабане и пьёт из чашки.

  ГОЛОС ХУДОЖНИКА ЗА КАДРОМ: Эксперименты, еда, туалет и сон - всё происходит в одной комнате. Справа от моей койки стоит мольберт, слева - койка Бабса. На Бабсе всегда яркая рубашка, которую он привез из дома, на его языке она называется "мбобль"; браслеты и бусы - нняра и ллясм - из ракушек и бусин. Нам не разрешают приносить с собой никаких продуктов питания, но мы с Бабсом тайно едим бутерброды с грибами и завариваем чай горячей водой из-под крана. У них в Сенегале - грибов нет, но тоже пьют чай. Только никогда не покупают его в магазинах. Как у нас - грибы. - Зачем? - говорит Бабс. - У нас везде растут деревья, даже в городе - нарвешь листьев и пей.

  Последний кусок бутерброда с грибами съеден, Художник берёт в руку свою чашку, Бабс - меняет свою чашку на свой бутерброд. Их головы сближаются слишком близко и они сталкиваются носами. Художник морщится... Бабс - тоже, но каждый продолжает - рисовать и стучать на барабане, соответственно...

 ГОЛОС ХУДОЖНИКА ЗА КАДРОМ: Бабс - белый негр. Он пахнет. Говорят негры пахнут по-другому, чем китайцы, а мы, белые пахнем еще хуже для китайцев, чем негры для нас. Это правда! Потому, что есть сенсорные возбудители агрессивности - их изучали на нас в лимбической области мозга. - Зачем мы делаем опасные эксперименты? - спросите вы. - Как говорил мой любимый художник Леонардо да Винчи: "Всякий груз стремится упасть кратчайшим путём".

  Внезапно Бабс прекращает играть. Настороженно прислушивается... Делает предупредительный знак и вместе с Художником быстро вылезают из-под кровати. Бабс случайно задевает ногой барабан, тот с шумом катится в сторону... В палату входит медсестра с выступающим как шляпки грибов бюстгалтером... Подходит к Художнику, несколькими уверенными движениями приспускает с него пижамные штаны, ставит в удобную позу и с улыбкой на лице начинает приспосабливать клизму... Начинаются новые ритмы барабанных тан-тамов... Том... том... бум... та-ра-рат... бум! Том... том... бум... та-ра-рат... бум!..

  МЕДСЕСТРА: Чтобы во время эксперимента не случилось неприятностей...

  Раздвинув ягодицы пальцами левой руки и вращательными движениями правой, она осторожно вводит в прямую кишку Художника смазанный вазелином наконечник. Следом подсоединяет резиновую трубку к кружке с водой.... В таком положении Художник пыжится....(ритмы барабанных тантамов напрягаются). Тщетно - он так и не может опорожниться!

  ГОЛОС ХУДОЖНИКА ЗА КАДРОМ: Вот-т-т-т-т т-т-т-так вс-с-с-сегда... Медс-с-с-сестра забыла вытеснить воздух из трубки! Теперь - в-в-возникла надобность очищать анальные железы во избежание застойных явлений и в-в-воспаления.

  Медсестра захватывает пальцами кожу снизу вокруг анального отверстия и резкими движениями начинает выдавливать секрет по направлению к выходу... Скопившийся сзади секрет брызгает на грудь медсестры.

  ГОЛОС ХУДОЖНИКА ЗА КАДРОМ: Наверное, могли бы сделать это и в ванне...

  После отхождения газов, медсестра опускает кружку ниже кровати, стравливает воздух и делает клизму повторно... На этот раз удачно!

  ГОЛОС ХУДОЖНИКА ЗА КАДРОМ: Если бы я написал эту картину маслом и применил изобретённый моим любимым художником Леонардом Да Винчи Эффект рассеяния, то на ней появилась бы мерцающая улыбка медсестры, когда в зависимости от фокусировки взгляда зрителю кажется, что героиня картины то нежно улыбается, то хищно скалится.

  Меняются ритмы - Бабс заставляет свои драмсы шептать, бубнить, скрипеть и даже говорить.

 []


  СМЕНА ПЛАНА:
  Крупный план. Бабс заканчивает очерёдную партию. Играет так, как будто что-то хочет сказать... Иногда его эмоциональные драмсы становятся бурными и внезапными.

  СМЕНА ПЛАНА:
  Крупный план. Медсестра с выступающим как шляпки грибов бюстгалтером что-то говорит... Речь не слышно. Музыка заканчивается.

  СМЕНА ПЛАНА:
  Общий план из-за спины медсестры. Все пациенты сидят на стуле. Медсетра подходит по очереди к каждому и кладёт им в рот по таблетке.

  МЕДСЕСТРА: Мерси.

  Пациенты - безучастно запивают из стаканов и уходят по направлению к своим койкам.

  МЕДСЕСТРА: Мерси.
 ГОЛОС ХУДОЖНИКА ЗА КАДРОМ: Теперь время приёма таблетки... Эксперименты, строго говоря, - набор действий и наблюдений, выполняемых для проверки истинности или ложности гипотез производителей таблеток. Они - точно также, как и предметы на картинах Леонардо да Винчи, не имеют четких границ... Согласитесь, всё, как в жизни! Рассеяно, размыто и проникает одно в другое... Клиники, клизмы, таблетки, деньги, опять клиники, опять клизмы... Так рассеивается жизнь. А что остаётся?.. Таблетки?.. Сегодня таблетки - со вкусом печени.

  Доходит очередь принимать таблетку до Бабса.

  МЕДСЕСТРА: Месье, проглотите таблетку.

  Бабс открывает рот... Медсестра кладёт в него таблетку... Бабс запивает... Медсестра, подсвечивая фонариком в рот, проверяет проглочена ли таблетка...

  БОБС: Une momento, мадам... Мерси, мадам... Да, мадам... Четыре часа постельного режима. Знаю, мадам.. Ме-та-бо-лизм!

  Выполнив требуемые от него действия, Бабс снова берёт в руки барабан; стуча по нему, идёт к койке...
  МЕДСЕСТРА: Мерси.

  Том... том... бум... та-ра-рат... бум! Том... том... бум... та-ра-рат... бум!.. Том... том... бум... та-ра-рат... бум!

  Музыка прекращается. Медсестра подходит к последнему пациенту. Это - Художник. Процедура повторяется. Открывается рот... Кладётся таблетка... Запивается... Проверяется, проглочена ли таблетка...

  МЕДСЕСТРА: Мерси.

  Художник медленно идёт к койке...

 ГОЛОС ХУДОЖНИКА ЗА КАДРОМ: Теперь четыре часа покоя. Постельный режим снижает мышечную активность и, соответственно, скорость метаболизма. У разных людей - разный метаболизм. У меня, например, замедленный, у других - нормальный. Бабс способен принимать таблетки, как кобель к случкам - круглый год и без проблем. Разве что чуть ускорится пульс,.. чуть повысится температура тела,.. чуть повысится артериальное давление, но это значит лишь то, что организм, в конечном итоге, чуть быстрее состарится... Поэтому Бабс, играя на барабане, концентрирует внимание только на ударах, на звуке и на ритмах и выкидывает из головы все тревожащие мысли о родине. А без барабана ему - одиночество! Барабаны в Сенегале - как телеграф - ...средство связи.

  СМЕНА ПЛАНА:
  Общий план. Все пациенты в койках. Слышно как тикают часы... Время - не видно. Бабс лежит на животе, смотрит на барабан слегка расфокусировав взгляд, что позволяет ему фактически не видеть "объект желания".

  ГОЛОС ХУДОЖНИКА ЗА КАДРОМ: В течение четырёх часов после приёма таблетки - играть нельзя. Бабс тоскливо смотрит на барабан, как я - смотрю на мольберт, потом - равнодушно смотрит на мух на высоком потолке. Спать нельзя!

  СМЕНА ПЛАНА:
  Средний план. Медсестра с выступающим как шляпки грибов бюстгалтером ходит между койками - убеждаясь, что никто из пациентов не спит. Подходит к Художнику, который спит. Трясёт его за плечи, пытается разбудить. Он открывает глаза... Медсестра поворачивается к Бабсу - Бабс не спит - смотрит, но уже не на барабан, а на Художника... Глаза - часто мигают...

  ГОЛОС ХУДОЖНИКА ЗА КАДРОМ: Через три часа - Бабс уставился на меня... Часто моргая... Как будто он ночью едет мимо встречной машины и входит в поворот со скоростью 60 км/ч... В глаза бьёт свет фар. Теряется зрение метров эдак на пятнадцать, потому что зрачок резко сократился и глазу нужно время, чтоб восстановиться... Момент мигания глазами - похож на это... Обычно человек моргает четыре раза в минуту или каждые пятнадцать секунд. Кошки и собаки - моргают чаще, чем люди. Мне кажется, моргание Бабса бессознательно управляет моими собственными жизненными процессами, такими как сердцебиение и мочеиспускание. Я чувствую - моё тело отказывается узнавать - что хорошо для него, а что плохо, и соответственно реагировать. Мне хочется выть на высоких тонах!

  Раздаётся собачий вой, тон которого становится выше и выше... в конце концов переходит в дуэт.

  СМЕНА ПЛАНА:
  Крупным планом часы... Часть циферблата. Точное время не видно - секундная стрелка догоняет и опережает большую. Слышно - движение времени.

  СМЕНА ПЛАНА:
  Общий план. Пациенты рассредоточены по комнате. В левой половине находятся тихие и задумчивые пациенты. Один из них выкладывает мозаичные пазлы за столом, двое других- молча играют в шахматы рядом... В правой половине находятся яросные и беспокойные пациенты - Художник и Бабс.

 ГОЛОС ХУДОЖНИКА ЗА КАДРОМ (комментирует происходящее на экране): Через четыре часа - нам разрешили подняться с постели. Ещё через час у меня появилась привычка мочиться понемногу в разных местах. Во время частых прогулок по комнате я мочился, но с каждым разом более тщательно выбирая место. Бабс при встрече со мной старался выразить расположение и добрые намерения. Одновременно или после меня он мочился вблизи "моих мест" и скреб их ногтями...

  Бабс несколько раз обежал вокруг койки Художника, обнюхал мольберт и, подняв ногу, помочился рядом.

  ГОЛОС ХУДОЖНИКА ЗА КАДРОМ (комментирует происходящее на экране): Жизнь в клинике, как в поезде дальнего следования, не позволяет делать выводов о степени связи людей семейными узами, но все всё же знают друг про друга главное. Я, например, живу один и сужусь уже несколько лет с бывшей женой из-за детей. Бабс - тоже индивидуалист, находящийся почти постоянно в клиниках. Он - ни разу не проявлял ко мне интереса за их пределами....

  Художник передвигается на четырех конечностях, опираясь передней частью тела на межфаланговые суставы кистей... Вытащив из тумбочки баночки с краской, Художник рассматривает их, прячет их в защечные мешки, нюхает и бросает на пол, бегает по палате с фотографиями, пытается дать понюхать их Бабсу...

  ГОЛОС ХУДОЖНИКА ЗА КАДРОМ (комментирует происходящее на экране): Вот и сегодня его единственная и легко различимая реакция к моим попыткам показать фото своих детей отражала только некий сдерживающий психический комплекс самца, не позволяющий сгрызть эти странноватые и надоедливые фотокарточки. Бабс просто мигал озверело и делал языком быстрые круговые движения, не прекращая при этом горячо дышать так, чтобы его тяжелое дыхание поддерживало и возбуждало всё большее внимание к нему.

  Порыкивая и покусывая уши Художника, Бабс, как неопытной кабель, пытается сделать садку, не выбрав правильную позицию - заходит и с головы, и сбоку. Художник припадает к полу, истерично огрызается на попытки Бабса приблизиться.

  ГОЛОС ХУДОЖНИКА ЗА КАДРОМ (комментирует происходящее на экране): ...Моя первая реакция - испуг: я подумал, что он собирается заставить меня сделать "это" прямо здесь и прямо сейчас. Он приходил, уходил и снова возвращался ко мне, вставал на четвереньки и призывал поиграть с собой, осматривая моё лицо и обнюхивая ушные раковины. При этом он совершенно не защищался когда я пытался прогнать его - "одуревающего" под влиянием "моего" запаха, возникавшего когда страх или ожидание чего-то неизведанного заставляли сокращаться сфинктерную мышцу.

  Бабс устрашающе рычит... Художник, кажется, начинает благосклонно воспринимать игры Бабса и играет только "для приличия". Кажется, вот-вот он станет в стойку. Уже несколько раз его таз оказывался в непосредственной близости от шеи Бабса...

  СМЕНА ПЛАНА:
  Крупным планом со спины Бабса - Художник на четырёх конечностях. Голова наклонена чуть в сторону, но смотрит не в направлении Бабса. Глаза - выражают сложное эмоциональное состояние...

  ГОЛОС ХУДОЖНИКА ЗА КАДРОМ (комментирует происходящее на экране): ...Не сразу, но чувство страха сменилось более комбинированным - тревожностью, которая сочетала в себе и страх, и гнев, и вину, и интерес - возбуждение. У меня появилась потребность, связанная с отношениями между людьми, которые хотят познакомиться ближе. Мне захотелось самому стать возле Бабса. И так, чтобы тело оказалось рядом, либо касалось его руки или шеи! Я подошёл, повернулся к Бабсу спиной и отвернулся. Бабс пришёл в сильное волнение и повёл себя так, словно у него, в отличии от меня, уже был опыт сближения в присутствии медицинского персонала. При этом дело было не столько в скорости попыток приступить к "делу", а в том, как он обращался с ритмом... - молча и сурово. Как злой полководец, решивший во что бы то ни стало уничтожить находящегося в осаде врага!

  СМЕНА ПЛАНА:

  Средний план. Камера захватывает наблюдающую за происходящим медсестру с выступающим как шляпки грибов бюстгалтером. Она подходит к паре Художник-Бабс. Поднимает Художника на ноги и уводит за дверь.

  СМЕНА ПЛАНА:

  Общий план. Мечущийся по правой половине палаты Бабс... Двое пациентов, игравщих в шахматы с интересом наблюдают за ним. Третий пациент разрушает почти сложенный пазл... Раздаются тихие звуки медленной музыки... Её появление вызывает скрытое беспокойство у всех, кроме Бабса. Бабс - открыто нервничает и рвёт на себе одежду... Нервозность других пациентов накаливается. Раздаётся вой Бабса, тон которого становится выше и выше... в конце концов переходит в дуэт.

  ГОЛОС ХУДОЖНИКА ЗА КАДРОМ (комментирует происходящее на экране): Когда медсестра вывела меня из комнаты и посадила в кабинет врача, Бабс еще долго не мог прийти в себя. От неудовлетворенности он "хлопал" "пастью" мух, стонал, выл, рвал на себе нняру, ллясм и яркий мбобль и не мог успокоиться до тех пор, пока совсем не лишился сил. Тогда в палате включили медленную музыку. Она вызвала у оставшихся в комнате сильный вой и визг. Визг одного вызывал еще более сильный визг у другого; тогда тот, кто визжал первым, начинал выть, и второй, третий и так далее тотчас же подхватывали...

  СМЕНА ПЛАНА:
  Средний план. Художник сидит на стуле в комнате, напоминающей кабинет врача. Играет тихо медленная музыка. Слышны визг и вой, на которые Художник реагирует сначала с интересом, потом с тревогой, и, наконец, встаёт со стула и подходит к двери, прислушивается... Отходит, снова прислушивается, опять подходит и стоит возле неё - слушает, приложив ухо к двери...

  ГОЛОС ХУДОЖНИКА ЗА КАДРОМ (комментирует происходящее на экране): В кабинете врача я перестал мочиться. Вскоре и в комнате перестали выть и визжать. Только теперь откуда-то раздавался другой шум. Он прекращалсяся и через минуту-другую, снова возобновлялся. Я прошёлся около двери, чтобы прислушаться к шуму, но он там не повторился. Как только я отошёл от двери, снова поднялся тревожный, сильный шум, точно перед началом торнадо. Он доносился отовсюду... Крайне встревоженный, я снова подошёл к двери, и снова шум прекратился. И неожиданно начался опять...

  СМЕНА ПЛАНА:
  Общий план. Художник входит в палату. Лампы дневного цвета выключены. Из окна льётся солнечный свет. Художник осматривается по сторонам.... Два пациента играют в шахматы. Третий начинает складывать новый пазл. Мольберт валяется на полу. Рядом - барабан. Куски разорванной яркой одежды. Художник подходит к своей койке, ложится на неё, пододвигает к себе барабан, готовится ударить по нему, смотрит на спящего Бабса...

  ГОЛОС ХУДОЖНИКА ЗА КАДРОМ (комментирует происходящее на экране): Получив разрешение вернуться в комнату, я вдруг открыл, что шум производит своим храпом и скрипом зубов Бабс, спавший лицом к барабану.

  Том... том... бум... та-ра-рат... бум! Том... том... бум... та-ра-рат... бум!..

  СМЕНА ПЛАНА:
  Средний план. Палата. Горят лампы дневного света. Настенные часы показывают несколько минут после семи. На столах лежит посуда с недоеденным ужином. Художник полусидит на койке. Рядом - стоит врач. Они беседуют друг с другом... Речь - не слышно. Врач задаёт вопросы, художник - отвечает. Выражение лиц и жестов обоих совпадают с ритмами барабана. Количество хаотичных движений Художника заметно уменьшилось. Прекращаются тан-тамы... Продолжается - немой рассказ... В дальнейшем средством выражения эмоционального состояния Художника служит ритм и выразительные движения всего тела...

  ГОЛОС ХУДОЖНИКА ЗА КАДРОМ: Поздним вечером состоялся отчёт.
  ВРАЧ: Месье, что вы почувствовали?
  ХУДОЖНИК: Одиночество суки.
  ВРАЧ: Ещё?
  ХУДОЖНИК: А что ещё нужно суке?
  ВРАЧ: Месье, пожалуста, отвечайте на вопросы. Что вы почувствовали ещё?

  В тишине продолжаются и чередуются различные жесты, движения, позы Врача... Художник - слушает его... Слышно тикание часов. На циферблате - несколько минут после восьми.

  ГОЛОС ХУДОЖНИКА ЗА КАДРОМ: А собственно... Что ещё?.. Чувствует мужчина?.. Что нужно мужчине?.. Понятное дело - кобель!.. Женщине?.. Забиться между мужчинами как весенняя муха между стёкол. Или... Войти в чью-то жизнь как Мона Лиза с грибами в вагон: - Ах! Какие у вас рыжики! - А у вас такой белый!... И сойти с ним на полпути... Прилечь чуть в стороне от могилок здешних батюшек. Забыться... И ощутить как островок сухого под крышкой часов полузабытое чувство сладкой наёбанности и понять: "Что от кого-то пахнет псиной... В пустой собачьей конуре!"

  На последнем слове на экране фиксируется лицо Художника - интенсивное эмоциональное состояние, возникшее от расширения сознания и прикосновения к глубинам своего естества.

  ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ТИТРЫ

  Титры на фоне "стоп-кадра" под звуки тан-тамов: имена исполнителей ролей, композиторов и исполнителей музыки со словами благодарности им, художника по костюмам, оператора, монтаж,.. сценарист, продюсеры, режиссер. Далее на фоне "стоп-кадров" или "удачного дубля", или фотографий именованные участники производства делают собственные комментарии.

  ИСПОЛНИТЕЛЬ РОЛИ БАБС______(ГОЛОС ЗА КАДРОМ): (изображает игру на барабане в ритм музыкального сопровождения, потом прекращает игру и комментирует:
  Это пьеса - на грани, отделяющей словесность от молчания, а моя роль - почти стопроцентная пантомимика Собаки Павлова, которая играет на барабане... Пантомимика - это слово от греческого рantоmimоs - все воспроизводящий подражанием. В роли Бабса я не только подражал игре музыканта, инструмент которого, как говорится в тексте, средство связи - возможно с Родиной, возможно с близкими и родными людьми, я подражал и другим актёрам, которые по ходу не имели возможности вербально выразить самих себя. Это был интересный опыт расширения сознания эмпатией. Точно также как лекарство было психоделиком для Бабса, для меня - подражание было расширением сознания. Не зря говорят, что достоверность пантомимики основывается на том, что большинство ее проявлений происходит спонтанно и не контролируется нашим сознанием. Правда, я не знаю, есть ли сознание у собаки?

 ИСПОЛНИТЕЛЬНИЦА РОЛИ МЕДСЕСТРЫ_______(ГОЛОС ЗА КАДРОМ): ...Кстати, в средневековой Индии наиболее благоприятным источником политического прогноза, равно как и исчерпывающих размышлений о будущем, была собака. Ситуация считалась благоприятной, если собака чешет правую лапу левой, чешет правое ухо правой лапой или мочится, подняв правую заднюю ногу. То, как собака мочится, давало повод для размышлений относительно продолжения династии: родит ли царица мальчика или дочь, или же у нее случится выкидыш.

  АВТОР СЦЕНАРИЯ - СФИНКСКИЙ(ГОЛОС ЗА КАДРОМ):

  []
  Мизансцены "Собаки Павлова", а именно расположение актеров на сцене в каждом из отдельных моментов спектакля - очень натуралистичны, выстроены по самой теории Павлова - теории высшей нервной деятельности. Известно, что при эмоциональном возбуждении в кровь выделяется адреналин, под влиянием которого происходят различные телесные изменения: появляется дрожь, меняется ритм работы сердца и т. д. А что, если вызвать искусственно эту внешнюю картину эмоций и выяснить, будет ли человек переживать соответствующее психологическое состояние? Если да, то именно эти состояния и переживаются как эмоция. По этой причине психофизическое состояние зрителя "Собаки Павлова" выстраивается положениями о двух сигнальных системах. Обычно принято думать, что восприятие некоторого факта вызывает душевное волнение, называемое эмоцией, и что это психическое состояние приводит к изменениям в организме. Основной тезис "Собаки Павлова", напротив, состоит в том, что телесные изменения следуют непосредственно за восприятием волнующего факта, и что наше переживание этих изменений, по мере того как они происходят, и является эмоцией. Следовательно, причиной эмоционального переживания является не то или иное волнующее событие, а определенная система физиологических, телесных изменений, которые и воспринимаются, переживаются и осознаются как эмоция. Мы огорчены, потому что плачем, разгневаны, потому что наносим удар, испуганы, потому что дрожим. Заметьте, йога - лучшая из профилактик сопротивляемости организма - иммунитета учит исправлять такое интуитивное понимание поведения: "Я увидел серого волка, испугался и побежал", на самом деле, это понимание неправильно отражает последовательность событий. Попробуйте перестроить эту формулу по другому... Получится: "Я увидел серого волка, побежал, испугался". То же самое относится к таким глубоким чувствам как любовь. "Я увидел её или его, узнал и влюбился" - это по теории Павлова, а "Я увидел её или его, влюбился и узнал" - это сани впереди кобылы. Но, се ля ви! Мы все в каком-то смысле "Собаки Павлова"! Мы все выделяем желудочный сок.

  ИСПОЛНИТЕЛЬ РОЛИ ПАЦИЕНТА 1_______(ГОЛОС ЗА КАДРОМ): На самом деле, в "Собаке Павлова" несколько "собак", а название в единственном числе - это подчёркивает название вида рода Homo sapiens... Но, к сожалению, большинство из нас, действительно, забыли про теорию Павлова, про условные рефлексы или не задумываемся об их роли в реальной жизни. В отличие от животных, у людей условный рефлекс часто формируется сразу же после первого предъявления какой-то последовательности событий. В первую очередь это касается отрицательных условных рефлексов - реакции организма на неприятные вещи. Они вырабатываются уже после первого события! Например, вас испугали в темном переулке, после этого вы будете всю оставшуюся жизнь бояться темноты или избегать этого переулка, неудачная попытка первой любви - и вы отказываетесь от этого понятия вообще (Любви - нет!) потому, что вас "ударило током, когда вы сунули пальцы в розетку с высоким напряжением" чувств. Эффект первого впечатления создает самые стойкие условные рефлексы. В этом исключительная сила эмоций. Иногда они меняют жизнь, иногда делают её невыносимой, иногда - одинокой. Они её изменяют! И главные изменения происходят в голове!

  ИСПОЛНИТЕЛЬ РОЛИ ПАЦИЕНТА 2_______(ГОЛОС ЗА КАДРОМ): В повседневной жизни мы часто действуем неосознанно и необдуманно, создавая отрицательные условные рефлексы и тем самым только осложняя свои отношения друг с другом и ведя их к разрыву. У мужчин отрицательные условные рефлексы особенно сильные и стойкие!!! Это надо принимать во внимание. У каждого мужчины есть свой "джентельменский" набор отрицательных рефлексов, связанных с женщинами (в том числе, родом из глубокого детства, начиная с детского сада), условным раздражителем которых может являться любой пустяк (деталь одежды, прическа, определенный цвет помады или лака для ногтей, какие-то манеры, запах и т.п.).

  ИСПОЛНИТЕЛЬ РОЛИ ПАЦИЕНТА 3_______(ГОЛОС ЗА КАДРОМ): А потому, эмоционально-окрашенные действия нередко приводят к субьективной самоидентификации, причём личной лишь частично. Частично, потому что бытовой опыт определяется не только его конечным продуктом - эмоциями, изменяющими сознание, а в значительной мере установкой и обстановкой.

  ИСПОЛНИТЕЛЬ РОЛИ ВРАЧА________(ГОЛОС ЗА КАДРОМ): Герои "Собаки Павлова" помещены в клинику, где исследуют действие психотропных веществ и лекарств. Считается, что действие психоделиков заключается в выключении фильтров, отсеивающих сигналы, которые нормальное (привычное) состояние сознания считает ненужными. Действие психоделиков уникально тем, что, в отличие от большинства других психоактивных веществ, например, опиатов или стимуляторов, они не гарантируют достижения заранее известного состояния ума, а вызывают смещение центра сознания - привычного мышления и восприятия, давая возможность испытывать переживания, обычно недоступные в неизменённом, ординарном состоянии. Но при этом следует помнить, что основной психоделик в жизни - это натуральные эмоции.

  РЕЖИСЁР_________(ГОЛОС ЗА КАДРОМ): Собака Павлова - это бытовая драма, поэтому мизансцены в ней реалистические, убедительные и натуралистичные. В данном случае натурализм выражает не мысли, а естество. В этом проявляется сложное диалектическое взаимодействие формы и содержания: выражение внутренней сущности конфликта, взаимоотношений, идеи, логики сценического действия через его форму. Тарковский, например, считал построение фильма - родственным музыкальной форме: симфонии, сонате, фуге, рондо... Главным сюжетом фильма он видел не цепь событий, а противоборство главной и побочной тем - контрапунктом (буквально - точка против точки). Главная тема "Собаки Павлова" - человек и одиночество, побочная тема - клинические эксперименты с психоделиками, а контрапункты, которые могут создавать изображение и шум, изображение и музыка - это осмысленное противопоставление или сопоставление звука и изображения, слов и музыки, действия того же самого человека и той же самой собаки. Особенно ярким является контрапункт, в котором один смысловой пласт изображения контрастируется с другим - звуком. Примером может служить видеоизображение любовных игр собак, сопровождаемое человеческим комментарием переживаемых эмоций. Всё это служит одной цели - усилению способностей зрителей к эмпатии - способности к пониманию эмоционального состояния другого человека посредством сопереживания, проникновения в его субъективный мир с помощью "изменения" и "расширения" собственного сознания. Надо понимать, что условным раздражителем может быть то, что мы видим (чье-то лицо, жест, одежда и т.п.), то, что мы слышим (голос, музыка, шумы), то, что мы чувствуем (прикосновение, поцелуй, боль и т.п.) и то, что мы обоняем (запахи, запахи, запахи...). Но основным раздражителем должно быть, то что мы понимаем! По крайней мере, к этому надо стремиться. Хотя, абсурдность этого подхода заключается в том, что мы должны видеть, то что слышим, слышать, то что видим, и понимать умом всё то, что делается, собственно, только для ушей и для глаз.

  ИСПОЛНИТЕЛЬ РОЛИ ХУДОЖНИКА______(ГОЛОС ЗА КАДРОМ): Когда я прочитал сценарий, мне показалось, что его предтечей должно быть были знаменитый роман Кена Кизи о драме в лечебнице для душевнобольных и ещё более знаменитый фильм Милоша Формана "Полет над гнездом кукушки", где, по сути, воспроизводится древний архетипический для всей западноевропейской культуры сюжет об инаковости - уникальной отличительности людей, которые в результате жертвенно верных поступков, все равно не могут обрести ни счастья, ни свободы, ни благополучия. По крайней мере, для себя. Но тем не менее, их полёт - состоялся. Так мне показалось... Но всё-таки, основным раздражителем является "то, что понимаешь". Но теперь "прожив" роль, я знаю - "Собаки Павлова" не совершали никаких полётов над... Здесь нет никаких жертв, никакого провокативно-суицидального поведения различных борцов за свободу, демократию или какие-то малопонятные естественные права человека, в которых невнятно обозначено, в чем их естество и почему за них надо бороться. Нет шокирующих широтой души личностей, нет никаких возвышенных чувств или возвышенных отношений между людьми, нет других ценностей, противопоставляющихся материальным ценностям, правда есть любимые занятия (это примеры любви!). Нет, "Собака Павлова" - это не высокий полёт, а натуралистическое обнажение пациентов "Кукушкиного гнезда" до условных и безусловных рефлексов прогрессивных приматов, отличающихся от животных, в основном, способностью к членораздельной речи и абстрактному мышлению. Но когда рассказчик этой истории становится собакой, становится некому говорить, и тогда обнажается абстрактный вопрос "слышно ли как в лесу залаяла собака, если в лесу никого нет".

  НА ЭКРАНЕ: САМЫЕ ПОСЛЕДНИЕ ТИТРЫ - КОНЕЦ


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Пленница чужого мира" О.Копылова "Невеста звездного принца" А.Позин "Меч Тамерлана.Крестьянский сын,дворянская дочь"

Как попасть в этoт список