Как всегда, читать интересно, но, по сути, многие положения неверны. Я долго не понимал, что заставляет его выдумывать новые мифы, которые не очень сопрягаются с реальной действительностью. Потом дошло, что виною всему философское образование Галковского и его талантливость. Для философа ведь нет правды, реальности, истории, для него есть поток информации, из которой можно выстроить некую концепцию. Философ не может выстроить концепцию, если будет учитывать все факторы, и поступают философы очень просто, все что противоречит их концепции, они выбрасывают, игнорируют, высмеивают и т.д.
На самом деле, роль философии в формировании нации ничтожна. Мифы, формирующие нацию, запускают не философы, а барды, поэты, писатели.
В Древней Греции было множество философских школ, все они отрицали друг друга, но Древняя Греция - это "Илиада" и "Одиссея", там греки видели правильное зеркало, там они видели самих себя, а не у Платона или Аристотеля.
Немецкую нацию формируют Гете и Шиллер, а не Гегель и Кант.
Но и роль поэтов и писателей не стоит преувеличивать. Если народ родился, то он уже живет на уровне своего "коллективного бессознательного". Бессознательного в том смысле, что стереотипы нашего поведения воспроизводятся помимо нашей воли, и тем более, эти стереотипы невозможно переделать с помощью навязанных извне стереотипов.
Плюс к этому, программа поведения закладывается опять же на подсознательном уровне в семье, в национальном социуме. Так что переформатировать народ невозможно, можно только какие-то черты приглушить, какие-то усилить.
Все мы понимаем, что уничтожение русской элиты привело к тому, что патриархальное русское крестьянство, из которых и сформировали советского человека, было благодатным материалом для манипуляторов, и эти русско-советские, которые проиграли все вдрызг, были результатом этих манипуляций, здесь Галковский совершенно прав.
Что касается фольклора, то тут все просто. Танцы, пляски, этикет, правила застолья и т.д. Все это ровно никакого значения не имеет для формирования личности, все это вторично.
Человеку просто нужна эмоциональная разгрузка, чувство радости. И у всех народов такая разгрузка происходит примерно одинаково. Пение хором - это молитва, это подтверждение того, что человек не один, его Я - это часть общего, нигде так хорошо это не осознается, как во время хорового пения, а вот что и как поют, это совершенно вторично.
В плясках человек сбрасывает свое эмоциональное напряжение, а медленные танцы, у русских - хороводы, это медитация, энергичные танцы - у русских мужчин это пляска в присядку, это колоссальный выброс энергии, за которым следует расслабление.
Ну и так далее.
Утратив свой "фольклор", мы ничего не потеряли, все свое мы несем с собой. Я уже писал об этом, мы возвращаемся в свой дом, сейчас мы находимся где-то во второй половине 19 века. Но это не значит, что до начала 20 века, когда русский народ стал политическим, почти стал нацией, нам нужно брести 40 лет, возвращение происходит быстрее.