Сандомирский С.М. :
другие произведения.
Начала теории литературы и искусства
Самиздат:
[
Регистрация
] [
Найти
] [
Рейтинги
] [
Обсуждения
] [
Новинки
] [
Обзоры
] [
Помощь
|
Техвопросы
]
Ссылки:
Комментарии: 4, последний от 27/04/2008.
© Copyright
Сандомирский С.М.
(
solsand@front.ru
)
Размещен: 02/10/2003, изменен: 02/10/2003. 604k.
Статистика.
Очерк
:
Литобзор
,
Философия
Оценка:
1.74*11
Ваша оценка:
не читать
очень плохо
плохо
посредственно
терпимо
не читал
нормально
хорошая книга
отличная книга
великолепно
шедевр
Аннотация:
Программа для средней школы. Методика анализа художественного произведения.
Начала теории литературы и искусства для школы и ВУЗа
ЧАСТЬ 1. Литература
ПРОГРАММА для средней школы
МЕТОДИКА анализа художественного произведения.
Преподавание литературы и искусств
эффективно на столько,
на сколько преподаватель сам владеет
теорией и практикой изучения произведения.
Вступление.
1. О бытии.
2. О науке.
2-1. Определение понятия.
2-2. Общие признаки науки.
2-3. Предмет, метод.
2-4. Системность.
2-5. Этап формирования.
2-6. Науки естественные и гуманитарные.
3. Искусство и наука.
4. О языке.
5. Критика науки о литературе.
6. О непознаваемости (агностицизм).
7. Зачем нужна литературы.
8. Теория литературы.
Теория 1. Предмет теории литературы.
Теория 2.Метод.
8-1. Анализ произведения: исходные позиции.
8-2. Сказки Перро.
Теория 3. Содержание произведения. Модель.
Теория 4.Форма произведения. Сцепление понятий.
Теория 5.Идея.
8-3. Басни Крылова.
Теория 6. Персонаж. Действующее лицо.
Теория 7. Образ, художественный характер.
Теория 8. Сюжет.
Теория 9. Внесюжетные элементы.
Теория 10.Тема.
Теория 11. Проблема.
9. Россия. Общественная история и история литературы.
10.Творчество Пушкина.
10-1. Трактовки произведений Пушкина МГУ.
10-2. Анализ произведений Пушкина.
10-3. Итоги рассмотрения Пушкина, задачи, перспективы.
10-4. О личности Пушкина. Осторожные заметки.
Теория 12. Род: лирика, эпос, драма.
Теория 13. Условность жанра и определенность идеи.
Теория 14. От формы к содержанию, а не наоборот. Д.Д. Благой.
Теория 15. Композиция.
Теория 16. Жанр.
Теория 17. Направления. Классицизм. Романтизм.
Теория 18. Анализ есть решение вопросов формы. Законы восприятия.
11. Анализ одиночного произведения. Гоголь. "Шинель".
Теория 19. Писатель и читатель.
Теория 20. Способы разъяснения автором своих задач.
Теория 21. Схемы с одержаний. Зачем нужны модели и схемы.
12. Законы теории литературы.
Теория 22. Итоги. Определение художественного произведения.
Жанр. Род. Направление. Содержание и форма.
13. Перспективы дальнейшей работы над теорией.
Программа по литературе для 5 - 11 кл.
Методика анализа художественных произведений.
ВСТУПЛЕНИЕ.
Общественные, гуманитарные предметы, прежде всего литература, искусства
и история в России в настоящее время не являются науками, - сказываются
последствия советского времени. Со временем они должны либо стать
науками, как все другие предметы, либо им грозит опасность в качестве
самостоятельных дисциплин покинуть учебные заведения: ненаучному
предмету места в учебном заведении нет.
Все же надеюсь, недалеко то время, когда первыми действиями учителя
литературы и живописи в классе, лектора в студенческой аудитории будут
не прочувствованные речи с места в карьер, не игра голосом и
выразительные пасы руками, не многозначительная таинственность шамана, а
скромные, простые слова введения в новый предмет. Слова эти будут
примерно такими: "Мы приступаем (продолжаем) с вами изучение литературы
и искусства - *науки о художественном произведении"*.
Читатель скажет, что сейчас в вузах присутствуют научные дисциплины:
"Введение в литературоведение", "Теория литературы", "Основы теории
литературы", но как покажу ниже, науками их признать нельзя. Ценность,
истинность того, что выдается за науку, зависит от того, в какой мере
она используется ее авторами. Но ни Поспелов и его школа в МГУ, ни
Тимофеев и Гуляев и их школы, ни другие видные теоретики не оставили
практических анализов художественных произведений, то есть не смогли
утвердить свои труды как научные. Поэтому, несмотря на обилие учебников
теории литературы и искусств, никакой науки на самом деле нет, а есть
только пустая видимость ее или, в лучшем случае, попытки осмыслить
состояние предмета. Практической пользы от большинства из них нет.
Причины неудач разные, но то, что эти попытки ни к чему положительному
не привели и не приведут, можно сказать заранее. Почему? Ответ очень
прост: потому что *науку нельзя придумать*, изобрести, сочинить угодной
кому бы то ни было, - она всегда есть *обобщение практики*, в данном
случае *практики анализов произведений*. А наши ученые, какими бы
большими авторитетами в области науки не выступали, анализировать не
умеют и не могут опереться на серьезные анализы, поскольку их очень мало.
Данная работа имеет целью изложение теории художественного произведения.
Своеобразие построения работы - в стремлении не представить обобщения
многочисленных анализов произведений, мною проведенных, а попытаться
вместе с читателем на удобных образцах вывести теорию и закрепить на
примерах. То есть вся работа строится на тесной связи с практикой
рассмотрения произведений и на этапе установления теоретических
положений, и на примерах учебных анализов, и на этапе анализа сложных
произведений. Конечная цель: вывести общие положения теории литературы,
получить инструменты анализа, сведенные в методику, научиться их
применять в практических анализах. Своеобразие и простота
искусствоведческой науки в сравнении с естественными науками позволяет
такой наглядный подход.
Была когда-то в Третьяковке картина Родченко "Линия", которую
благополучно продали на аукционе Сотбис: на черном фоне зигзагом,
наподобие зеркального Z, три белые линии. Смысл картины в том, что
плодотворное общение, сопровождающееся процессом сообщения информации
одним собеседником и приемом ее другим возможны лишь в том случае, если
уровни подготовки, уровни опыта, знаний, умений у них не слишком
разнятся. Если разница превышает определенное значение, общение
становится невозможным. Для нашего плодотворного общения, поскольку дело
касается предметов общекультурных, общечеловеческих, а не узко
прикладных или специфических, требуется немногого, но важного.
Во-первых, отличное и точное знание текста литературного произведения,
поэтому обратимся сначала к произведениям небольшим и общеизвестным,
во-вторых, требуется если не интерес, то хотя бы внимание к предмету
нашего разговора. Впоследствии, убежден, появится и интерес.
Порядок изложения и разделы диктуются практической направленностью
данной работы: теория родилась из практики анализов, обобщает ее опыт и
служит последующим самостоятельным анализам. Сначала упор делается на
произведения, которые служат как бы лабораторными образцами.
Принят порядок рассмотрения от простого к сложному. Он проводится
дважды: сначала при строительстве теории, затем в методике анализа.
Наобум взятое произведение, даже детское, часто оказывается весьма не
простым в анализе и, не пройдя первого этапа освоения теории, вы можете
столкнуться с непреодолимыми сложностями.
Действую без корысти, движимый искренним интересом и стремлением
постигнуть закономерности искусства. Результаты неожиданны, интересны
мне самому и вызывают новый интерес. Выявленные закономерности сводятся
в научную систему и позволяют резко сократить процесс рассмотрения
произведения. Отсюда желание поделиться своими выводами со всеми
заинтересованными и равнодушными лицами: первым они дадут инструмент
анализа, равнодушных озадачат и со временем, надеюсь, заинтересуют.
Убежден, преподавание литературы и искусств эффективно в той мере, в
какой преподаватель сам владеет этой нехитрой теорией и практикой
изучения произведения.
1. О БЫТИИ.
Бытие есть жизнь материи, разум - особая форма бытия.
Безграничность пространства и времени не исключает того, что были
времена хаоса, когда материя искала свои устойчивые формы. Для этого она
должна была в своем стихийном движении избавиться, подавить в себе
второстепенные качества, вывести и усилить основные, главные, а затем
эти качества должны были естественно войти в некоторые простые отношения
- в этом условие стабильности, устойчивости, неизменности материи. Если
данное качество предмета зависит от многих других, достаточно активных
факторов, то оно не может быть стабильным. С течением времени все
процессы в материи как бы отстоялись, освободились от мелких движений,
не столь существенных. Мы можем теперь видеть, что каждое качество
материи зависит от очень немногих других, и эти отношения выражаются в
простых, немногословных физических законах. *Физические* законы
выражаются в математических формулах - здесь связь прямая,
следовательно, материя пришла к предельно чистым, простым, хотя и весьма
хитрым для человеческого понимания *математическим* отношениям.
Стабильность материального мира объясняется его подчиненность немногим
законам: сохранения энергии, всемирного тяготения, теории
относительности, квантовой механики, статистическим закономерностям
газовых процессов.
Многообразие космических объектов создает многочисленные следствия
закономерностей, но можно проследить и общие: сложные и относительно
кратковременные переходные процессы из одного состояния в другое и более
простые длительные, очень инерционные с более простыми закономерностями
почти покойных состояний. Отсюда следствие: любое событие может быть
предусмотрено, появление его рассчитать.
Говорить о разумности неживой природы, о возможности некоего плана, по
которому создавалась эта необъятная махина, нет оснований: все
неустойчивое, шаткое, неопределенное в себе, в своих качествах давно
прекратило свое существование, давно единичные случайности не оказывают
существенного влияния на общее направление движения: для материи далеко
позади времена беспокойного становления.
Бесконечность времени позади необходимо приводила к появлению живой