Аннотация: Троцкий прямой потомок А.С.Пушкина. Дворянское происхождение.
Личность Троцкого, окружена многочисленными мифами и легендами, созданными в свое время в угоду ненавидящему его Сталину и перекочевавшими в наше время.
Ненавидящему настолько, что даже более, чем через 10 лет после высылки Троцкого из СССР, им был отдан приказ об убийстве Троцкого.
В результате спецоперации НКВД в 1940 году 60-летний Троцкий, проживавший в Мексике, был убит Рамоном Меркадером.
Не отравлен полонием, как Александр Литвиненко и Юрий Щекотихин, не застрелен как Анна Политковская, Галина Старовойтова и Борис Немцов, а попросту зарублен топором.
Р. Меркадер, после 20 лет отсидки в мексиканской тюрьме, уехал в СССР, где, несмотря на наступившие вроде бы другие времена, был принят как герой и награжден званием Героя Советского Союза.
Видимо, его "подвиг" был очень важен для страны.
Сталинское наследие, знаете ли!
Правда те люди, а это П. Судоплатов и Н. Эйтингон - и здесь еврейский след, которые по заданию руководства НКВД разработали и курировали операцию по физической ликвидации Троцкого, в это же время сидели в советской тюрьме.
Тоже своеобразная награда!
Как и "подвиг" другого такого же орденоносца, отмеченного таким же званием Героя Советского Союза страстного юдофоба - бывшего главы Египта Гамаль Абдель Насера, с радостью приютившего многочисленных немецких нацистских преступников, скрывшихся в Египте от послевоенного преследования. А таких было до 10 000 человек!
В конце 60 - х годов 20-го века, в связи с высокой оценкой правительством СССР совместно согласованных усилий главы Египта по уничтожению Израиля и его награждением званием Героя Советского Союза, по Москве ходил, разумеется, в еврейской среде, язвительный стишок:
На бреге Нила греет пузо
Полуфашист, полуэсер
Герой Советского Союза
Гамаль Абдель на всех Насер.
Извиняюсь, отвлекся!
Поскольку автор не принадлежит к религиозной группе почитателей Джугашвиля, поэтому не только его оценки личности Троцкого и всей советской историографии представляются ему ничтожными, говоря современным юридическим языком.
В данном опусе не ставится задача оценки личности и деятельности Троцкого, а всего лишь попытка коснуться исключительно темы происхождения Троцкого в контексте связи с еврейством, опираясь на известные литературные источники.
В рекламном ролике о фильме про Троцкого, предваряющем показ сериала о нем, в течение многих дней сентября - октября 2017 года многократно показываемом в рекламных паузах различных передач на первом канале российского телевидения, демонстрировались несколько выдержек из сюжетных сцен.
Надо думать, что авторы и заказчики фильма выбрали для ролика те эпизоды, которые, по их мнению, и в соответствии с канонами рекламы, являются ключевыми в фильме, способные заинтриговать потенциального зрителя.
Из нескольких эпизодов, а их всего - то 4, вызывали возмущение два эпизода в одесской тюрьме.
Первый - это эпизод, в котором молодой Троцкий, тогда еще под фамилией Бронщтейн, предъявляет тюремной власти претензии, связанные с избиениями осужденных.
Второй - эпизод, тоже в тюрьме, в котором старший надзиратель одесской тюрьмы объясняет герою фильма суть якобы русского характера, естественно предполагая, что тот ничего об этом знать не мог.
И тот, и другой эпизод на совести сценариста и режиссера фильма, не сумевших избавиться от мифов, штампов и стереотипов, относящихся не столько к личности Троцкого, сколько к упомянутому пресловутому "еврейскому вопросу".
Ясно, что авторы фильма опирались на дремучие антисемитские мифы, и не знакомы с историей жизни не только самого Троцкого, но и с нравами и правилами существования населения в Российской империи.
Тем не менее, показ именно этих эпизодов в рекламном ролике свидетельствует о том, что авторы считают их наиболее важными при всей изначальной лживости!
Правда, некоторым оправданием авторов фильма может служить видимо осознаваемое ими убеждение, что культурный уровень населения Российской Федерации весьма низок, "быдло", схавают и не заметят несуразности.
Понятно, что в любом художественном фильме содержится изрядная доля вымысла и в сюжетных линиях и диалогах.
Но то, что касается личности Троцкого, известной его биографии, и не только советской истории с ним связанной, разумеется, должно быть показано правдиво, как можно ближе к известным литературным источникам.
Однако, в указанных выше эпизодах историческая правда радикально искажена, точнее совсем отсутствует. Показано то, чего не может быть в принципе!
С какой целью?
Можно только объяснить это предположением, что показанные эпизоды вызовут отклик у той части российского населения, а эта часть немалая, которая заражена юдофобией и все беды России связывает исключительно с существованием евреев.
И обвиняющих их всех без разбора во всех, зачастую взаимоисключающих, смертных грехах!
Беда в том, что это мнение неизменно всегда поддерживалось и ныне поддерживается иерархами РПЦ (метрополиты Иоанн (Снычев), Тихон (Шавкунов), Кирилл (Гундяев) и др.) и, как следствие, многочисленными священниками, стоящими на более низких ступенях иерархической лестницы русского православия.
Да и тем, а их немало, достаточно грамотным и образованным жителям России, критически настроенным к тщательно цензурированным оценкам советского периода, будет интересно новое прочтение биографии Троцкого.
И, как следствие, привлечет к экранам телевизоров множество зрителей, повышая эффективность рекламных вставок в паузах при трансляции фильма.
И что же мы увидели?
В самом первом эпизоде из рекламного ролика, а, как известно из психологии, первое впечатление самое сильное, молодой Лев Бронштейн, громогласно и экзальтированно предъявляет претензии тюремным надзирателям одесской тюрьмы.
В этом эпизоде облик Троцкого совершенно не похож на тот, который известен по фотографиям.
Более того, черты его лица намеренно стилизованы под кажущиеся авторам фильма верными, так называемые канонические этнические признаки еврея: черная шевелюра торчком, крючковатый нос, экзальтированная речь с некоторой нечленораздельностью.
Как будто авторы фильма подсмотрели эти признаки в юдофобских карикатурах в советских газетах начала 50-х годов прошлого века во времена "борьбы с безродными космополитами" или же в в газете "Штюрмер" ("Штурмовик"), выпускавшимся Юлиусом Штрайхером, признанным Нюрнбергским трибуналом военным преступником и повешенным по его приговору, или же в карикатурах на евреев в современных иранских, читай антисемитских, газетах и журналах - мы же теперь дружим с Ираном против общего врага - США!
А чтобы зритель понял смысл сюжета и чтоб облегчить ему движение мысли в правильном направлении - ему подсказка в другом эпизоде.
Как известно, помещение осужденного в пенитенциарное учреждение во всех странах и всегда сопровождается набором официальных документов, связанных с личностью осужденного.
Тюремщик в фильме, а им, как известно, был старший надзиратель Одесской тюрьмы Троцкий (именно его фамилия впоследствии была вписана в фальшивый паспорт одного из будущих создателей советского государства), несомненно, должен знать сведения о национальной принадлежности содержащихся в тюрьме заключенных.
И, вдруг он ни с того, ни с сего, задает Бронштейну, фамилия которого, казалось бы, прямо указывает на вероисповедание, вопрос: "Вы - еврей?".
Глупость несусветная, старший надзиратель, оказывается, не знает, что за контингент содержится в тюрьме!
Троцкий попал в одесскую тюрьму, напомню, что он родился 7 ноября 1879 г., а арестован был 28 января 1898 года, т.е. когда ему было всего 18 лет (в одесской тюрьме Бронштейн провёл два года).
В те годы в Российской империи принадлежность человека к той или иной группе населения и, соответственно, его гражданские права определялись не фамилией и национальностью, а вероисповеданием.
Мог ли он в этом возрасте в тюрьме "качать права", не опасаясь нарваться на вполне очевидный отпор и в очевидной форме?
Можно, конечно, предположить, хотя это маловероятно, и даже неправда, что в одесской тюрьме содержали исключительно малолетних преступников, и 18-летний Лев был самым старым из них!
Он предъявляет претензии об избиении сокамерников, наверняка более великовозрастных, не опасаясь подобного же отношения к нему самому!
Как будто тюрьма - это пансион благородных девиц!
Для сравнения любой может представить, что с ним случилось бы, окажись он в современном российском пенитенциарном учреждении, например в колониях и тюрьмах, где содержались Ильдар Дадин, Марина Алехина и Сергей Магницкий и содержатся до сих пор Борис Стомахин, украинский режиссер Олег Сенцов и множество других, подчеркну, политических заключенных.
И точно такие же нравы, ну, может быть несколько более мягкие, наблюдались и в царской России.
Надо отдать должное вежливости тюремщика, естественно симпатичного русского философа в фильме, по контрасту с образом неказистого еврея Льва Бронштейна.
Кто же еще может быть философом, как ни тюремный надзиратель!
Только таких персон, обычно, в российских тюрьмах набирали и до сих пор набирают в надзиратели!
Не смешно?
Небось, еще и экзамены устраивают! По философии или социальной психологии!
Дополнительно, для тех зрителей, естественно российских, которые не врубились в тему или пропустили первый сюжет мимо ушей, он зачем - то разъясняет 18 - летнему Троцкому, одному из нескольких сотен осужденных, мифологизированную суть якобы русского характера, подчеркивая тем самым, известное из антисемитской литературы заблуждение, что евреи в царской России ничего о русских не знали, да чего уж греха таить, и до сих пор не знают, живя с ними бок о бок много столетий!
Все остальные народы России - татары, мордва, чуваши, якуты, поволжские немцы и др. знают, а евреи нет!
Лева Бронштейн, проучился шесть лет в Одесском лютеранском училище Св. Павла с 10 до 16 лет, 377 учеников в котором были абсолютно различного национального происхождения и вероисповедания.
(В 1890 году из 377 учеников училища было 139 русских, 111 немцев, 83 еврея, 44 поляка).
Поэтому он вполне разбирался в особенностях национального характера не только русского народа. Будучи самым лучшим учеником, и в свете сказанного ниже представляется интересным ответ на вопрос, к какой группе учеников относился Лева Бронштейн.
Видимо, в царских тюрьмах была такая традиция - вести философские беседы с осужденными. Или, скорее всего, так думают члены авторского коллектива фильма!
Со всеми! А их несколько сотен!
И, мне кажется, что эта традиция сохранилась во ФСИН до настоящего времени, частично видоизменившись, будучи преобразованной в угрозы, причем немедленно воплощаемые в жизнь!
Смешно? Мне тоже! Точнее страшно!
А, может быть, такие беседы велись исключительно с предполагаемыми носителями еврейства?
Вы скажете, ну это же было давно, за это время многое изменилось.
А вот и нет!
Напомню, что после административного по надуманной причине ареста Леонида Волкова, руководителя предвыборного штаба А. Навального, руководитель Следственного Комитета России А.Бастрыкин, обращаясь к адвокату Волкова, девичья фамилия которой Гинзбург, благодаря чему это стало известно СМИ, заявил, ничуть не таясь, во всеуслышание, что "евреи - враги русского народа"!
Разве это не мракобесие?
Не лишне напомнить в связи с вышесказанным, что русское слово "погром", в огромной мере определяющее взаимоотношение русского и еврейского населения царской России, вошло во все европейские языки без фонетических изменений - POGROM!
Таким образом, любому человеку ясно, что содержание описанных двух эпизодов это типичные юдофобские измышления, подрывающие доверие и к остальным эпизодам фильма.
И стандартные оправдания этому, тем, что в авторском коллективе фильма присутствуют лица, которых нельзя заподозрить в антисемитизме в связи с принадлежностью к еврейскому народу, ни в коей мере не исключают идеологической направленности обсуждаемой темы, как в силу различного, не всегда доминирующего влияния этих лиц на авторскую политику, так и в силу недостаточного знакомства с еврейской и нееврейской, во как!, линией биографии Троцкого и жизнью российских евреев.
Судя по всему, авторский коллектив фильма, выполнял некий, не всем явный, допускаю, что и не вполне осознаваемый, социальный заказ!
Какой?
Понятно же, что на съемку этого фильма были выделены, надо думать немалые, средства. И прежде, чем транслировать фильм по ТВ, он обсуждался на художественном совете, куда входят не только деятели киноиндустрии, руководители ТВ, но и кинокритики.
Легко понять, что это фактически один из элементов мракобесия, поднимающего голову в нынешней России.
Не власти.
Хотя трудно исключить подозрения, что власть координирует уровень мракобесия, о чем свидетельствуют громкие заявления разновеликих деятелей из властной структуры и РПЦ.
Дело в том, что нынешняя российская власть всячески демонстративно открещивается от проявлений антисемитизма.
Общинная еврейская жизнь, которая, правда, за исключением Москвы в других регионах чуть теплится, не преследуется, не находится "под колпаком" идеологических и спецслужб, как было при советской власти.
Работают синагоги в разных городах страны.
Открылся "Еврейский музей" в Москве, правда, с приставкой " и Центр толерантности".
Политика по отношению к евреям советской страны, отличающаяся злобным государственным антисемитизмом, легко преобразовалась, так как объектом ненависти стали "кавказцы", грузины, "мусульмане", а в последнее время уже и украинцы.
А латентный, народный, антисемитизм, как некий общественный атавизм, остался. И, по данным опросов социологических служб, несколько подрос!
И случаев его проявления достаточно.
Чего только стоит обсуждение в Государственной Думе вопросов о признании "Шулхан Арух" (свод законов и стандартов ежедневного поведения, которые должен соблюдать каждый еврей для безгреховной жизни) и "Торы" (Прототип христианской Библии) экстремистскими материалами.
Или высылка из страны раввина Сочи, якобы за экстремизм. Или запрет на общинную деятельность, наложенный судом на евреев Череповца.
Здесь же, примерами элементов возрастающего мракобесия можно признать обсуждение содержания Корана, как экстремистской литературы, запрет судом в России деятельности "Свидетелей Иеговы" и арест таможней экземпляров Библии.
Или обсуждение и осуждение в ГосДуме мусульманского вероучения ваххабизма как варианта терроризма, в жесткой форме прекращенное министром иностранных дел РФ справедливым указанием безграмотным депутатам, что это государственная религия Саудовской Аравии, с которой власть РФ не может портить отношения.
Именно в силу вышеизложенного, содержание этих двух эпизодов рекламного ролика вызвало у меня внутренний протест.
Почему?
ПОТОМУ, ЧТО ДАВНО ИЗВЕСТНО, ЧТО ТРОЦКИЙ НЕ СЧИТАЛ СЕБЯ ЕВРЕЕМ!
Объясняю.
В одной из статей известного литератора Льва Анненского, обозревателя журнала "Родина"(2002, No 24 (614)), посвященной происхождению Троцкого, утверждается со ссылкой на статью известного пушкиниста Александра Лациса "Спрятанный ключ. Шифровальное мастерство Пушкина" в литературном альманахе "Кольцо А" (1996, No 2) и ее вариант с добавлениями - "Из-за чего погибали пушкинисты?" в вестнике "Ной", 1996, No 19 , что Троцкий прямой потомок А.С. Пушкина по отцовской линии.
Действительно, Троцкому приписывается фраза, которую он сказал еврейской делегации, когда она пришли просить защиты от большевиков: "Скажите тем, кто вас послал, что я не еврей! ".
Литератор Владимир Козаровецкий, приятель Л. Анненского, прислал последнему письмо, в котором уверял, что "...фразу эту надо понимать не в переносном, а в прямом смысле: Троцкий действительно не был евреем, фамилия Бронштейн была фамилией приемных родителей его отца...".
И далее: "Лев Троцкий был прямым потомком Пушкина по внебрачной линии (это исследовал и об этом писал пушкинист Александр Лацис).
Дитя любви Пушкина и польки Анжелики Дембинской было отправлено в семью Раевских.
Пушкин писал о нем в письме к брату Льву 8 сентября 1820 года: "Ты знаешь нашу тесную связь и важные услуги, для меня вечно незабвенные".
Н.Н.Раевский - младший поручил французу Фурнье отвезти ребенка в их южное имение под Полтавой, где полковой священник исполнил обряд (замечу - крещения - ВС) и выписал метрическое свидетельство.
Мальчику присвоили фамилию матери и назвали, предположительно в честь крестного отца, Л.В.Дубельта, Леонтием.
В дальнейшем "Фурнье присматривал за воспитанием, и посему ребенок неплохо выучил французский язык ".
Леонтий Дембинский к концу жизни Раевского стал его секретарем и читал умирающему генералу французские книги.
У вдовы генерала было две кузины: с одной из кузин у Дембинского состоялся роман, и около 1846 года она родила ребенка, которого, как было принято поступать с незаконнорожденными детьми дворян, отдали в надежную, непьющую - еврейскую - семью...".
Итак, отец Троцкого Давид Леонтьевич Бронштейн был отдан на воспитание в семью врача Бронштейна, от которого получил еврейское имя и фамилию.
Замечу, что отчество осталось от родного отца.
Впрочем, противники этой версии утверждают, разумеется, не имея под рукой никаких доказательств, что отчество Леонтьевич произошло как ошибка при предполагаемом некоем оформлении официальной бумаги, в которой якобы настоящее еврейское отчество "Лейбов" преобразовалось в обрусевшее "Леонтьевич", а не "Львович".
Разумеется, можно допустить, что в одном из документов по неизвестно чьей вине неизвестно когда вкралась ошибка в написании отчества.
Но ведь документов, сопровождающих жизнь любого человека, множество!
И что, потребуется все менять и переоформлять заново в соответствии с некоей случайной ошибкой?
Любому человеку в наше время, да и тогда, было ясно что даже случайное изменение всего лишь одной буквы в начертании фамилии, имени или отчества приводило к огромным усилиям в попытке доказать, что это произошло не преднамеренно и является ошибкой. Особенно, это касалось документов, связанных с оформлением наследства.
Но есть и другие соображения, подтверждающие отчество именно "Леонтьевич".
Но об этом чуть позже!
Напомню, что в царской России регистрацией детей обычно был факт записи в церковных (синагогальных) книгах с указанием даты рождения, имён родителей и даты крещения (обрезания).
Можно небезосновательно допустить, что до передачи младенца в семью Бронштейна он, будучи сыном православных родителей - Л. Дембинского и кузины вдовы генерала Раевского, мадам Бороздиной - был крещен и записан в церковную книгу.
Ведь очевидно, что дворянка, мадам Бороздина, разрешалась от бремени в присутствии кого - либо из медиков и факт появления на свет родившегося ребенка был известен окружающим, видевшими ее на последних стадиях беременности. Вряд ли вызывает сомнение, что она некоторое время кормила ребенка грудью.
Только по прошествии достаточно большого промежутка времени, когда необходимость грудного вскармливания отпала, было принято решение о передаче ребенка для воспитания в другую семью.
В качестве своего рода патронажной или приемной семьи была выбрана семья земского врача Бронштейна, который судя по всему, был близок к семье Раевского, и даже, возможно, сам принимал роды у мадам Бороздиной.
Хотелось бы отметить, что передача младенца на воспитание в другую семью, выбор которой был неслучаен, наверняка была предметом договоренности и оговаривалась и обставлялась определенным набором условий, в том числе, касающихся материального обеспечения ребенка и финансовой компенсации воспитательных усилий приемной семьи.
Вряд ли в синагогальных книгах этот ребенок был зарегистрирован.
И вряд ли он подвергся процедуре обрезания крайней плоти, которому подвергаются все новорожденные мужского пола.
Замечу, что обряд обрезания, это обряд не столько медицинский, сколько религиозный, производится на восьмой день после рождения мальчика, когда свертываемость крови очень высока. Болезненность этой процедуры для восьмидневного малютки не больше, чем от обыкновенного укола.
А смысл - преимущественно религиозный.
Поэтому по завершении чисто технических, весьма кратковременных, медицинских манипуляций, как продолжение обряда обычно устраивается праздничная трапеза с религиозной составляющей (молитва, пожелания и т.п.) и обычно в присутствии раввина и друзей семьи.
Ни один моэль, т.е. уполномоченный религиозными органами и специально обученный человек для проведения медицинских манипуляций, не возьмется за его осуществление по прошествии большого промежутка времени после рождения мальчика.
В противном случае, эта процедура превращается в некое подобие хирургического вмешательства и должна производиться уже профессиональным хирургом, естественно исключительно евреем, и в соответствующих медицинских и диктуемой иудаизмом условиях.
Смысл этой процедуры, в которой несведующие, но считающие себя умными, люди усматривают некую утилитарную нагрузку, с точки зрения евреев несет основную, исключительно религиозную компоненту - как завет с Богом!
Кстати, сам Троцкий в своей автобиографической книге "Моя жизнь" ни разу не указал ни свою, ни национальную принадлежность отца.
Все вышесказанное практически означает, что сын Леонтия Дембинского, хотя и получил в семье Бронштейна еврейское имя Давид (Врач Бронштейн, скорее всего, оформил его, говоря современным языком, опекунство), оставался необрезанным, православным, хотя и получил еврейское образование и воспитание.
Не предосудительно!
То, что Давид, живя в еврейской семье, получил еврейское воспитание, не подлежит сомнению.
Иного быть не могло!
Известно, что дети, даже из очень бедных еврейских семей, с пяти лет обязаны были посещать хедер - начальную еврейскую школу, преподавание в которой велось на языке идиш. Об этом заботилась еврейская община.
Кроме того, в хедере дети знакомились с основами языка идиш и т.н. древнееврейского языка (иврит) как языка синагогальной службы.
Именно этим объясняется поголовная грамотность евреев во все времена!
Косвенно, о знании отцом языков идиш и иврит писал и сам Троцкий в своей книге "Моя жизнь".
Он писал, что родители были малообразованными людьми - в зимние вечера мать "громким шепотом читала заношенный роман из Бобринецкой библиотеки, водя натруженным пальцем по строкам.
Она нередко сбивалась в словах и запиналась на сложно построенной фразе...
Отец научился разбирать по складам уже стариком, чтобы иметь возможность читать хотя бы заглавия моих книг...".
Здесь, надо понимать, что малообразованность родителей трактуется с точки зрения исключительно знания русского языка.
Известно, что отец Троцкого Давид Леонтьевич много десятилетий трудился на земле и был землевладельцем.
Легко понять, что ему приходилось делать многочисленные записи, связанные с ведением бизнеса. Несомненно, что он делал эти записи на языке идиш.
Разумеется, отец понимал и русскую и украинскую речь, так как дома говорили на русско - украинском диалекте, а идиш, еврейский разговорный язык, не был языком ежедневного общения.
И, разумеется, отец Троцкого, Давид, знал о своем нееврейском происхождении.
Об этом говорит не только его отчество. Если бы он считал себя евреем, то наверняка, чтобы "быть как все", постарался бы отчество "евреизировать". Например, преобразовав его в "Лейбович".
Это неопровержимо свидетельствует о том, что его метрика или иной эквивалентный документ о его истинных христианских родителях, был сохранен и впоследствии попал в руки также и его сыну Льву.
И, наверняка, прежде чем передать младенца, получившего еврейское имя Давид, на воспитание в еврейскую семью, он был крещен. И об этом тоже говорил соответствующий документ, и это тоже было известно Троцкому.
В подтверждение этого утверждения приведу следующие соображения.
Как известно, в Российской империи существовал запрет евреям (иудеям) заниматься некоторыми видами деятельности.
Сюда входил и запрет на занятие земледелием.
Однако, отец Троцкого сумел приобрести на новом месте жительства небольшой земельный участок, видимо доказав свое христианское происхождение.
Маловероятно также, что его опекун, земский врач Бронштейн, смог предоставить уже взрослому Давиду Леонтьевичу, пусть даже небольшие средства, для приобретения земельного участка.
Видимо, эти средства достались ему от своих родных родителей - дворян!
В продолжение темы о землевладении отцом Троцкого уместно развеять один из давно сложившихся мифов, касающихся его происхождения.
Из одной к другой публикации кочует миф, что Троцкий "был сыном крупного землевладельца", при этом без указаний насколько крупного.
В силу психологических особенностей среднего советского человека, на протяжении многих десятилетий, пытавшегося выбраться из нужды, для которого и был рожден этот миф, слово "крупный" однозначно ассоциируется со словом "богатый".
В случае же с Троцким, который в своей книге отмечает крайнюю бедность своей семьи, например, в детстве ни у него, ни у других детей не было покупных игрушек, этот миф был призван оправдать гонения большевиков на сельских "буржуев".
Конечно, можно признать, что вследствие многолетнего тяжелого сельского труда Давид Леонтьевич со своей женой добились некоторого материального успеха. Но, богатства, в том понимании, какое мы привыкли вкладывать в это слово, как возможность приобретения всего того, что только душа пожелает, увы, не было.
Говорить о том, что Троцкий родился в семье богатого землевладельца, как об этом писали многие советские биографы, это то - же самое, что говорить, скажем, об отпрыске высокопоставленного военного, который вышел на пенсию в чине генерала, что этот отпрыск родился в семье генерала.
Разумеется, после революции 1917 года, в которой столь деятельное участие принял большевик Троцкий, вся собственность его отца была отнята большевиками.
Какая ирония.
Возвращаюсь к теме про Троцкого, точнее к эпизодам фильма "в одесской тюрьме".
Из вышеизложенного следует, что надзиратель не мог спросить осужденного Бронштейна, тогда он еще не был Троцким, о национальной принадлежности, а мог судить о его вероисповедовании только по фамилии и мог задать свой вопрос исключительно в форме: "Вы иудей?".
И, в свете сказанного становится очевидным, как ответил бы на этот вопрос Троцкий!
Хотя ответ, как и вопрос, никоим образом не связан с требованием, предъявляемым тюремным властям, и, думается, не влияет на возможную реакцию надзирателя, разумеется, если он не крутой антисемит, жаждущий крови!
И, разумеется, на вопрос тюремного надзирателя Троцкий ответил бы не так, как в фильме, учитывая его мироощущение и знание происхождения его отца, которого, несомненно, можно назвать русским, получившим еврейское воспитание.
Следовательно, если говорить о фильме, учитывая и русское происхождение отца и самого Троцкого, эти два описанных выше эпизода являются изначально не столько идиотскими, сколько безграмотными!
Сам Троцкий, в написанной им книге писал, что его отец до глубокой старости не умел читать, заметим - по - русски, а еврейскому чтению он, как всегда было принято в еврейской среде, даже в очень бедных семьях, очевидно обучался в детстве.
Известно, что в доме Давида Леонтьевича Бронштейна, на хуторе Яновка, куда он со своей семьей приехал из Грамоклеи (с юга Полтавской губернии), говорили на смеси русского и украинского языков, не говорили ни на иврите, ни на идиш, религиозных обычаев не соблюдали, по субботам работали.
Это вполне естественно, семья - то православная, ведь и отец и дед его, А.С. Пушкин, были православными.
Цитата из статьи видного пушкиниста А.Лациса:
"...Младшего сына Давида Леонтьевича назвали Львом. У Льва Давидовича Бронштейна, как и у Пушкина, случались беспричинные обмороки; как и у Пушкина, у Троцкого был нервный тик в левом углу рта (Пушкин не грыз ногти, как думали некоторые, а прикрывал свой нервный тик, держа у уголка рта то карандаш, то перо, то просто закрывая его рукой); были и другие совпадения наследственных признаков: подагра, близорукость, желудочно-кишечные неприятности, - но первые два, вместе с беспредельной любовью к слову, - решающие...".
Впрочем, как кажется, аргумент о совпадении наследственных признаков и болезней Троцкого и Пушкина представляется весьма слабым для оценки их степени родства, ведь у Троцкого были братья и сестры, о болезнях которых нигде не упомянуто и ничего не известно. Конечно, множественность этих признаков наводит на определенные размышления.
Национальная принадлежность - это все-таки не столько голос крови, сколько голос сознания, это выбор, решение, осознанный акт.
Если Троцкий заявлял, что он не еврей, значит, он не еврей, и лучше всего с этим примириться.
Это тем более разумно, что еврейская принадлежность имеет в представлении многих людей какой-то мистический отсвет и вызывает чрезмерно острые эмоции.
На сегодня, думается, пора избавляться от мифов и стереотипов в личности и судьбе Троцкого, рожденных в угоду ненавидевшему его Сталину, отдавшему приказ о его физическом уничтожении.
Ненавидевшего не только как политического конкурента, знавшего всю подноготную диктатора, который завидовал политической, да и просто, человеческой чистоплотности и безупречности Троцкого, его интеллектуальной одаренности и тому, что он имел, несомненно, более значимые заслуги в становлении советского государства.