Сапожников Виктор Максимович : другие произведения.

Ариэль. Едем К Самаритянам

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    О необычной поездке по Палестинской автономии

   О Ариэль, Ариэль,
   Город, в котором родился Давид!
  
  То, что вы прочтете ниже, представляет собой своеобразные путевые заметки, практически лишенные каких - либо оценок.
  Цель этих заметок состоит всего лишь в желании познакомить читателя с необычными на взгляд россиянина впечатлениями, полученными в необычных условиях в необычном месте!
  Месте, в которое туристов, массово посещающих Израиль, не возят!
  
  В один из дней нашего с женой пребывания в Израиле, в Тель-Авиве, позвонил наш давний знакомый Илья с предложением через пару дней свозить нас к самаритянам.
  Дал нам на обдумывание этого предложения пару дней, чтобы мы могли эту поездку встроить в программу нашего непродолжительного пребывания в стране.
  Но предупредил, что перед поездкой, чтобы она не оказалась пустой и бесполезной, следует по Википедии ознакомиться с их историей, конфессиональными предпочтениями и этническими особенностями.
  О том, чтобы нас хорошо встретили, он позаботится.
  
  Проблем, с изучением самаритян не было. У меня был с собою нетбук.
  Но что восхитило.
  Где бы вы не находились в Тель - Авиве, абсолютно везде, да хоть и на пляже, есть общественные сети, высокоскоростные, к которым вы мгновенно можете подключиться и войти в Интернет.
  Жаль, что у нас в России такого нет!
  
  Илья в Израиле года с 1987. Окончил физфак Новосибирского университета. Вплоть до отъезда работал в Иркутском филиале СО АН СССР - изучал вулканы на Камчатке.
  Уехал на ПМЖ уже с ученой степенью доктора физмат наук.
  На описываемый здесь момент работал где-то в израильской оборонной промышленности. Представлял продукцию этой промышленности в разных странах.
  Для перечисления стран, в которых он побывал, не хватит пальцев на руках и ногах.
  
  Сегодня уже на пенсии.
  Как только исполнилось 67 лет, на следующий день был уволен.
  Что делать, таковы законы Израиля!
  А если захочет вернуться на это место должен заключить контракт.
  Всего на один год, выиграв конкурс, в котором участвуют более молодые конкуренты, возможно, не имеющие его опыта, но получившие израильское высшее образование.
  Конечно, маловероятно, трезво оценивая ситуацию, что он мог бы выиграть такое соревнование.
  Впрочем, он и не расстраивался.
  
  Судя по его словам, он получил и социальную поддержку государства, и неплохую пенсию, в пересчете на американские рубли составляющую около 2 700. В пересчете на российские рубли около 200 тысяч!
  Не хило, правда?
  
  И не забываем практическую бесплатность любого медицинского обслуживания израильской медицины, о качестве которой всем известно!
  
  Конечно, удивляет тот факт, что профессиональные историки и лингвисты обсуждая имя собственное Самара, остановились в своих филологических многоязыких упражнениях, как будто наткнулись на какое-то препятствие.
  Небольшой шажочек в этом направлении был сделан фразой о том, что в древней Иудее был город Самария.
  В современном Израиле есть целая область, называемая в русской транскрипции Самария, та самая, которую в политизированной российской среде согласно принятой еще советской властью позиции якобы об оккупации Израилем Палестины называется "Западный берег реки Иордан".
  Открою секрет, в Израиле эту область называют контролируемой территорией. Поставляют жителям этой области воду, продукты, топливо, газ, электричество, строительные материалы и пр.
  И самое главное, банки Израиля перечисляют администрациям этих контролируемых территорий деньги.
  Молодежь из этой области, включая и сидящих в израильских тюрьмах террористов, вправе учиться в израильских высших учебных заведениях, разумеется, сдав соответствующий психо - тест на родном диалекте арабского языка, да хоть на русском, и набрав допустимое количество баллов.
  
  Про террористов упомянул не случайно, т.к. известно, что некоторые отсидевшие свой срок, отказываются выходить из тюрем по причине желания завершить высшее образование.
  Еще бы, они считаются гражданами Израиля и имеют израильский паспорт "Даркон". И даже могут стать депутатами Кнессета, в котором представлены арабские партии.
  Известны случаи, когда молодые арабы, не имеющие средств на получение высшего образования, имитируют теракты, чтобы только попасть в тюрьму, где они могут осуществить задуманное получение высшего образования.
  
  Следует сказать и то, что уровень жизни израильских арабов такой же, как и остального населения Израиля, но в разы выше, чем в окружающих Израиль странах: Египте, Сирии, Ливане, Иордании, Ираке, Иране.
  И не забываем, что они в случае необходимости всегда могут воспользоваться израильской медициной, которая как мы знаем, выше всяких похвал.
  Бесплатно!
  
  И еще.
  Арабы не обязаны, но вправе, если возникнет желание, служить в многонациональной армии обороны Израиля ЦАХАЛ (аббревиатура от ивритского "Цва хагана ле-Исраэль"), в которой служат друзы, черкесы, индусы, пуштуны, даже русские и украинцы.
  Цитата из одной статьи об этом:
  "За последние три года число израильских арабов - мусульман и христиан, - которые добровольно служат в ЦАХАЛ увеличилось в десять раз.
  ... "Израиль - наше государство и мы должны его защитить, а, значит, - привлечь к службе как можно больше людей", - считает Коль Важди Сархан, руководитель группы меньшинств ЦАХАЛа.
  
  "Сегодня у нас несколько сотен военнослужащих (среди них есть и девушки-арабки), и мы хотим их число удвоить по сравнению с предыдущим годом".
  Майор израильской армии, мусульманин Юзеф Ахмади говорит: "Большой части арабской молодежи надоела нескончаемая антиизраильская возня их старших соплеменников.
  Они проклинают Израиль, но при этом охотно пользуются всеми благами еврейского государства.
  На мой взгляд, это несправедливо.
  Когда мне говорят, что я пошел против своего народа, я отвечаю: у нас одна родина, и ее интересы, прежде всего!
  Я араб, но я также считаю себя частью этой страны.
  Это наше государство, и мы должны отдать ему долг, помочь настолько, насколько мы можем, государству, которое защищает нас".
  
  Свою гражданскую позицию подчеркивает подполковник Ала Вахиб: "Я - верующий мусульманин и никогда не откажусь от своей веры.
  Но я считаю, что сионизм - это больше, чем религия.
  Это нечто такое, что полностью отражает мое чувство принадлежности к государству Израиль, и то огромное обязательство, которое я взял на себя в деле защиты и охраны страны, гражданином которой я являюсь".
  Это мнение разделяет и Элинор Жозеф, военнослужащая арабка-христианка: "Когда я слышу, что служить в израильской армии - это значит помогать евреям убивать арабов, я отвечаю: арабы убивают также арабов, когда обстреливают Израиль ракетами и минами. И, в конце концов, я защищаю свою родину".
  
  "Для меня террористы всех мастей - враги, потому что они - убийцы, предавшие ислам, - согласен с сослуживцем офицер, араб-мусульманин Саид Хазек, Израиль давно не оккупирует Газу, но хамасовские и другие боевики обстреливают жилые кварталы еврейского государства, потому что жаждут пролития крови.
  Исламские террористы, которые возглавляют большинство палестинских организаций, следует считать врагами не только арабов и евреев, но и всего человечества"
  
  От себя добавлю, в развитие последнего предложения, что ХАМАС и Хезболла, стремящиеся уничтожить Израиль, которых к тому же поддерживает лучший друг Асада Иран, открыто декларирующий ту же цель, во всем мире признаны террористическими организациями. Правда, только очень развитыми демократическими странами. Из большой двадцатки, куда РФ, увы, не входит!
  
  Но у арабов, проживающих на контролируемых территориях, есть еще и привилегия.
  Никто из приехавших в страну нелегалов, что делать, таковые, конечно есть, из Судана, Эритреи, Марокко, Украины, Молдавии, опять же из России, не имеют права официально работать на стройках страны, выполняя некоторые виды строительных работ: укладку облицовочной плитки, фундаментные и штукатурные работы и т.п.
  Это связано с тем, что Израиль признает жителей контролируемых территорий своими гражданами и несет на себе обязанность обеспечения их работой.
  
  Я здесь не упомянул технологические и научные центры, часть которых размещена на контролируемых территориях, большая часть научного и технического персонала которых тоже арабская.
  
  И еще немного об израильской оккупации, не смог сдержаться.
  Средняя продолжительность жизни на Западном берегу и в секторе Газа в 1967 году (когда Израиль освободил от иорданской оккупации Иудею и Самарию и занял сектор Газа) составляла 48 лет.
  Сегодня это более 75 лет - больше, чем во всех арабских странах вокруг Израиля.
  В 1967 году показатель младенческой смертности был выше, чем 150 на 1 000 родившихся. Сегодня он меньше 19.
  Палестинские арабы - это самые образованные арабы на Ближнем Востоке и в Северной Африке.
  В 1967 году на Западном берегу не было ни одного университета. На сегодняшний день существует 11 университетов и 13 колледжей.
  В 1967 году только в 4 арабских селениях была проточная вода. На сегодняшний день их существует более 640. (В Аммане, столице Иордании, находящейся всего в десятках километров, водопровод работает только один день в неделю).
  
  По данным Всемирного банка, палестинцы получили в четыре раза больше помощи, чем Европа по плану Маршалла после Второй мировой войны.
  Все знают, что Соединенные Штаты поддерживают Израиль.
  Но ни один из них не знает, что палестинцы получают помощи от Соединенных Штатов, Европейского Союза, Японии, арабских стран и Организации Объединенных Наций больше, чем любой другой народ в мире.
  С оккупированными территориями нигде в мире так не поступают.
  Жители этой области вполне спокойно могут проехать в любой конец Израиля, где периодически устраивают теракты с убийством израильтян, не исключая женщин и детей.
  
  Трудно понять, что помешало ученым, обладающим огромными лингвистическими познаниями, не доступными неподготовленному простому смертному, к которым себя относит автор этих строк, обратиться к известной библейской притче "о добром самаритянине", даже не к тексту притчи, а лишь к ее названию.
  Эта притча изложена в одном из 4-х канонических Евангелий - Евангелии от Луки, написанном на греческом языке во 2 веке нашей эры.
  
  Напомню содержание притчи.
  Итак, в Евангелии от Луки присутствует "Притча о добром самаритянине" - о милосердии и добром отношении попавшему в беду человеку со стороны самаритянина.
  Один из законоучителей (т. е. толкователь иудейского закона) решил осведомиться у Иисуса о способах обрести вечную жизнь и тот ответил, что достаточно жить в любви с ближними.
  Ответ показался вопрошающему слишком расплывчатым, и пророк решил проиллюстрировать его случаем из жизни.
  
  Некоему иудею, на пути в Иерихон попались бандиты, (скорее всего арабские), которые ободрали его до нитки (до последнего шекеля) и оставили умирать посреди дороги.
  
  Несчастный долгое время лежал на жаре, на оживленном пути, но никто (из проходящих мимо арабов на пути в Шхем, это библейский город недалеко от древнего поселения самаритян, и обратно) не помогал ему, т.к. арабы помочь иудею не могут.
  Их удел - совершение терактов.
  Никто из арабов не находил в себе жалости к нему.
   Но помощь подоспела от одного из оказавшихся в здешних краях самаритян (их, по ошибочному мнению Луки, поддержанному, как не покажется удивительным, современной электронной библиотекой Википедией, иудеи считали давними врагами, что, конечно же, вызывает обоснованные сомнения).
  
  Это был молодой самаритянин, военнослужащий из боевой бригады "Голани" ЦАХАЛа, случайно проходивший мимо.
  Тот не пожалел последних денег ради помощи умирающему, и даже для эвакуации в больницу вызвал вертолет.
  Обычное дело.
  Бандитов, которые не сумели далеко уйти, впрочем, тоже быстро обнаружили и при задержании уничтожили.
  Стандартная для древнего Израиля ситуация.
  Столь шутливое описание ситуации, говорит только о необходимости всегда помогать любому, оказавшемуся в беде.
  И не важно, откуда он родом, какой он религии и национальности.
  Это одна из главных мыслей иудейского вероучения, а точнее - мировоззрения, которую озвучил Иисус, сам, согласно догматической легенде христианства, выходец из иудеев.
  
  Сюжет является одним из самых популярных в мировом искусстве, особенно средневековом.
  Практически каждый великий художник посвятил ему одно из своих полотен: Рембрандт, Винсент Ван Гог, Эме Морот, Доменико Фетти, Иоганн Карл Лот, Джордж Фредерик Уоттс, Джакомо Конти, Ян Вейнантс.
  Современная культура имеет также немало отсылок к легендарной притче Христа: английский композитор Бенджамин Бриттен написал одноименное произведение к столетию "Красного Креста", в 2003 году австрийский монетный двор выпустил серию денежных знаков, на реверсе которых отражены сцены из Библии (в том числе и помощь ближнему).
  
  Ну, скажите, что помешало официальным историкам вспомнить обо всем этом?
  Слово "самаритянин" фонетически близко к именованию "Самара". Может быть, здесь стоило покопать исторической лопатой!
  Например, изучив историю попадания этого слова в церковный канон: кто такие самаритяне, почему их так называют, откуда это пошло и т.д.
  И какая связь греков, записавших Евангелие от Луки, и самаритян, откуда греки о них узнали?
  
  Опять вопросы, вопросы!
  
  Для сравнения уровня материального обеспечения.
  У меня есть в Израиле давний самарский приятель, бывший майор советской армии того же возраста, что и Илья.
  Живет с женой в городе Беэр - Шева (Восемь колодцев) на юге Израиля.
  
  Считается столицей южного округа.
  Имеет славящийся на весь мир университет!
  Это место, куда пришел из Ура библейский Авраам.
  
  Когда мы с женой оказались на центральной площади города, около памятника воде (во многих городах Израиля присутствуют подобные памятники), у меня в сознании мгновенно возникли строчки:
  Здесь Авраам, закончив путь,
  Решил присесть и отдохнуть!
  
  Немного, совсем чуть- чуть отвлекусь. Тоже про Беэр-Шеву.
  Когда мы от Тахана - мерказит, пардон, от центральной автобусной станции шли к центральной площади, я, посмотрев на уличный указатель, увидел что мы идем по улице Иосифа Трумпельдора.
  
  Знаете кто это такой?
  Наверное, подумали, что герой Израиля? Пардон, что еврейский герой!
  Действительно - еврейский герой Российской империи.
  
  Полный кавалер трех георгиевских крестов, врученных ему царем Николаем II.
  Казак, потерявший руку в сражениях Первой мировой войны!
  Правда, не ожидали?
  
  Так вот, этот мой беэршевский приятель сообщил мне, что они вдвоем с женой получают пособие по старости, нет не пенсию, поскольку они ни дня не работали в этой стране, чуть больше половины пенсии Ильи.
  
  Илья, о котором было упомянуто выше, живет в городе Ариэль, на территории Палестинской автономии, как говорят в Израиле, на контролируемых территориях, в Самарии.
  Вспомнили название высококачественного стирального порошка?
  Как вы думаете, где он разработан?
  Уже вижу, что догадались!
  
  Что собой представляет Ариэль?
  Но прежде опишу регион Самария, где он находится!
  Это сплошь гористая местность с поверхностью гор, практически лишенной растительности. Но обильно усеянная камнями разного размера. Об этом упомяну чуть ниже!
  Ариэль преимущественно малоэтажное поселение. Всего 18 тысяч жителей.
  Даже меньше среднего российского райцентра.
  Дома максимум в 5 этажей. А жилые дома не более двух - трех этажей.
  
  Конструкция типичного жилого строения учитывает рельеф гористой местности.
  С фасада дом выглядит как двухэтажный, а с тыльной стороны дома обычно одноэтажный, вход с горы сразу на 2-й этаж.
  А в остальном развитая инфраструктура, правда, весьма живописная.
  
  Не удержался, сфотографировал предвыборный плакат на русском языке на въезде на АЗС только потому, что во время работы в Тольятти был знаком с полным тезкой кандидата в мэры Ариэля.
  Можно обратить внимание на обилие зелени. Проделана огромная ручная работа по удалению камней на склонах и посадке деревьев.
  Рядом с Ариэлем расположен большой научно - производственный комплекс, как у нас говорят - наукоград. Выпускается экспортная наукоемкая продукция.
  В нем работают, в том числе и на руководящих постах, преимущественно арабы.
  Налицо использование еврейскими оккупантами рабского арабского научного труда!
  
  Как живут ариэльтяне?
  Например, Илья!
  Он живет один.
  Выросшие дети, коих двое, и бывшие жены живут в других местах.
  У Ильи большая квартира, в которой большой салон около30 квадратных метров, 4 спальни по 10 -12 квадратов, 2 санузла, большая ванная, пара лоджий по разные стороны дома и большая хозяйственная комната. Итого около 100 квадратов.
  
  Но это еще не все про Ариэль!
  В этом маленьком городке, по российским меркам уровня райцентра, есть университет!
  Ариэльский университет известен всему миру и высоко котируется!
  В нем преподают два нобелевских лауреата.
  Некоторые педагоги, естественно достаточно именитые, ведут курсы и в зарубежных университетах. Даже, как мне рассказали, в Украине и России. Контингент студентов преимущественно арабский.
  Обучение в университете ведется на 4-х языках: иврите, английском, арабском, русском. И никаких тебе государственных языков!
  
  Илья объяснил, как добраться до Ариэля.
  Назвал номер автобуса на Ариэль, отправляющегося не так уж часто от Тахана Мерказит - центральной автобусной станции Тель - Авива.
  Что представляет собой Тахана Мерказит.
  Это типичный образец израильского градостроения.
  Шестиэтажное здание, в центральной части которого находится многоуровневый торговый центр, а на выходе из него на каждом из этажей расположены пассажирские платформы, к которым подъезжают автобусы. На всех шести этажах.
  
  Пока ждали автобуса сделал несколько снимков вечернего Тель - Авива.
  Выехали, когда уже стемнело. Доехали без происшествий. Поздно ночью.
  С утра в путь.
  Израильские дороги вызывают восхищение не только своим качеством,
  но, и скажем так, обустройством.
  О чем это я?
  
  Дело в том, что Израиль представляет собой преимущественно гористую местность. А горы сплошь усеяны камнями и валунами.
  Шоссе, пролегающее по межгорным расщелинам, являлось и является лакомой целью разного рода террористов, которым достаточно с небольшим усилием толкнуть или просто сдвинуть с места большие валуны на горном склоне, чтобы тот уже самостоятельно полетел к шоссе.
  Понятно, что он может натворить, упав на дорожное полотно.
  
  Для того, чтобы исключить вероятность такого события на склонах гор выполнены своего рода ступени шириной 8 - 10 метров. Следы таких ступеней можно видеть со стороны шоссе в виде как бы параллельных горизонтальных линий.
  Скатывающийся камень, падая по склону, последовательно попадает на горизонтальные ступеньки и неминуемо теряет кинетическую энергию.
  А если какая - то доля энергии и сохранится, то валун упадет в широкую канаву, прорытую между основанием горы и дорожным полотном.
  
  В машине я сидел сзади и имел возможность обратить внимание на некоторые особенности пейзажа.
  Невозможно не увидеть ограждения с колючей проволокой вдоль дорог, за которыми находятся строения Палестинской автономии. По той же причине, что и модернизация склонов гор.
  Кстати, высоковольтные линии электропередач, ведущие в Палестинскую автономию на всем протяжении пути, были неотъемлемым элементом пейзажа. Все вполне понятно - снабжение электричеством этой территории, считающейся Израильской территорией, обязанность государства.
  
  Постепенном углубляясь в Шомрон или по - русски Самарию, видим, как меняется характер пейзажа, все меньше зелени, но все больше камней на склонах гор.
  Но зато - какие виды!
  Оранжевые "мячи", укрепленные на электропроводах, однозначно служат для обозначения проводов вертолетчикам.
  
  Тот, кто водит машину и использует навигатор, бывает, что неправильно истолковывают указания навигатора и не там, где нужно сворачивает с правильной дороги.
  Со всеми бывает. Чуток заблудились, впрочем, мы не в претензии, так как узнали много нового.
  
  Сначала, вдруг перед нами вырос блок - пост еврейского поселения.
  Но это не вызвало какого - либо напряжения как у нас, так и у вооруженных поселенцев, которые подсказали как выехать на правильную дорогу.
  Вроде бы выехали на правильную дорогу, но опять блок - пост.
  И мы въезжаем в удивительное поселение.
  Удивительно даже название его "Иману Эль", что в переводе с иврита означает "С нами Б-г".
  Мы привыкли, что созвучное с этим названием слово "Эммануэль" из одноименного французского фильма, несмотря на очевидное происхождение, символизирует противоположное понятие с сексуальным подтекстом.
  
  А вот и первый признак религиозного поселения - ортодоксальный иудей, спешащий в синагогу.
  Поражает чистота. Поражает архитектура.
  Но и это еще не все. Во время короткой остановки, чтобы размять ноги,
  мы вдруг увидели необычных зверьков, свободно гуляющих по ухоженному газону. И конечно же попытались их заснять, что и удалось.
  Оказывается, этот зверек называется, это мы узнали потом, горный заяц.
  Внимание, из семейства слоновьих!
  
  Долго не могли найти выездную дорогу. Но нам подсказали, и мы поехали дальше.
  То, что мы уже недалеко от цели, зная, что наша цель недалеко от древнего города Шхема, в котором находится усыпальница библейского Иосифа, а ныне населенного исключительно арабами, которые называют его Наблусом, увидели по дорожному указателю на развилке дорог.
  В древности, в библейские времена, Шхем служил укрытием для людей, совершивших непредумышленное убийство.
  На указателе на арабском и английском написано Наблус, а на иврите по другому - Шхем.
  В самом деле, Иосиф был похоронен в Шхеме же, а не в Наблусе.
  Такой вот анахронизм.
  Все равно, что сказать, великий философ Кант был похоронен в Калининграде, а не в Кенигсберге.
  
  В том, что мы недалеко от цели нашей поездки говорит и огромный щит у дороги, размером около 3 х 6 метров с легко читаемым текстом на нем.
  Перевожу с английского: "Эта дорога ведет к территории "А" под палестинским управлением. Въезд гражданам Израиля запрещен. Опасно для жизни. Закон Израиля не действует!".
  И вот, наконец, ведущая на вершину горы Гризим дорога
  упирается в указатель. На белом фоне, как всегда на иврите, арабском и английском написано Shomronim, т.е. Самаритяне!
  Ничего себе, фонетика слов различна! Какая связь?
  Об этом я написал в работе про Самару, город в котором я живу большую часть своей жизни!
  А ниже, белыми буквами на коричневом фоне указано, что мы находимся на горе Гризим.
  Нас ждут!
  И мы въезжаем на центральную улицу поселения самаритян Кирьят - Луза.
  
  Самаритяне - это несколько отличающаяся от иудеев этно - конфессиональная группа населения. Не буду углубляться в их историю. Любой интересующийся может обо всем этом узнать из электронной библиотеки.
  По словам предводителя самаритян или иначе, по-нашему, главы администрации поселения, они живут на горе Гризим уже более 3,5 тысячи лет.
  Сами же самаритяне относят себя к иудеям. И свое вероучение к варианту иудаизма.
  Не криминально!
  
  Оказывается самаритян осталось около 600 человек.
  Из них около половины проживает в этом поселении.
  Беда в том, что популяции самаритян угрожают генетические болезни вследствие близкородственных браков.
  Израильское правительство озаботилось этой проблемой и в целях сохранения и приумножения этноса носителей уникальной многотысячелетней культуры, включая уникальный язык, переселило около 300 членов популяции в город Холон, около Тель-Авива, создав своеобразную культурную автономию, в надежде исправить геном самаритян браками с индивидуумами, не входящими в популяцию.
  И при этом сохранив самаритянский анклав на горе Геризим.
  Для сведения, исключительно с целью сравнения, стоимость одного квадратного метра жилья в Холоне, чуть севернее Тель - Авива, по моим оценкам, составляет 5 - 6 тысяч долларов, что в несколько раз превышает стоимость среднего жилья в престижном юго - западном районе Москвы. Скажем, в том же Кунцево.
  
  Самаритяне имеют несколько паспортов.
  Паспорт Израиля, т.к. они израильские граждане.
  Паспорт Палестинской автономии, т.к. это территория автономии.
  Паспорт Иордании, поскольку эта территория находилась под иорданской оккупацией с 1948 по 1967 год и Иордания до сих пор считает их своими гражданами, оформляя свои паспорта.
  Разумеется, по паспорту Израиля, называемым Дарконом, самаритяне вправе безо всяких виз путешествовать более, чем по сотни стран, кроме исламских. А по остальным паспортам запросто могут посещать и исламские страны.
  
  Нас встретил глава самаритян и провел в туристический центр, надо сказать, оснащенный весьма современно, где вкратце ввел в нас немного информации по истории популяции.
  Специально для нас открыли и музей самаритян.
  Но об этом чуть позже.
  А живут самаритяне, по - семейному, в неплохих домишках, разумеется, с современными удобствами.
  Найти самаритянский музей оказалось совсем несложно, коль указатель на видном месте центральной улицы поселения.
  К сожалению, у нас не было возможности посетить самаритянскую синагогу, расположенную на некотором удалении от поселения.
  
  Глава самаритян был вполне образованным человеком, свободно владеющим английским, ивритом и арабским, окончил университет в одной из европейских столиц.
  Когда мы заговорили про синагогу, он, услышав это слово, нас поправил, мол, мы не в Греции и у нас это называется на иврите "Бейт Кнессет" - Дом собраний, как и везде в Израиле.
  
  Стало быть, мы отправились в музей.
  Оборудование музея, насыщение исторической информацией, несомненно, является плодом труда израильских историков.
  Понятно, что любой музей отражает ту или иную концепцию, заданную инвестором. Поэтому подбор экспонатов музейной экспозиции не случаен и служит формированию у посетителей прогнозируемого устроителями мнения.
  Скажем, музей на одну и ту же тему в Москве и в Нью-Йорке, например, посвященный нобелевскому лауреату Иосифу Бродскому, будут существенно отличаться концепцией.
  В самаритянском музее концепция легко угадывается и укладывается в простую фразу: "Мы по праву - израильтяне!".
  
  Мы же еще помним придуманную Сталиным теорию о коренных нациях с придуманными для ее обоснования аргументами.
  Теории, которая, на первый взгляд, служила для объяснения преимуществ одних народов перед другими, а по сути, обосновывала как бы законность, своего рода поражения в правах всего лишь одного народа - "безродных космополитов".
  
  В экспозиции музея практически нет древних артефактов, различных черепков.
  Да они и не нужны для понимания, что же это за народ самаритяне.
  Экспозиция размещена в двух больших светлых залах.
  И вошедшего в музей встречают ростовые древние самаритяне в традиционных облачениях.
  Затем следуют фотографии, на которых зафиксированы различные события из жизни общины и карты, на которых показаны пути миграции древних самаритян.
  
  Стоит 3-х мерный макет устройства древнего самаритянского поселения
  И картины библейских сцен, подчеркивающие общие с иудеями религиозные воззрения
  Например, жертвоприношение Авраамом собственного сына
  Но в моем представлении самым интересным экспонатом было изображение дерева языков, ветви которого наглядно иллюстрируют развитие во времени различных языковых групп.
  Этому же служит и таблица алфавитов
  
  Когда вы попадаете на центральную улицу поселения самаритян, то неминуемо обращаете внимание на два здания вблизи туристического центра, в стены которого вставлены пластины с текстом на самаритянском языке. Начертание букв похоже на ивритское.
  По словам Главы поселения, самаритянское письмо древнее иврита. Но скорее всего, как показывает дерево языков это близкие ветви, выросшие из одного прото - синайского языка.
  
  Если немного спуститься чуть вниз по склону горы, то у подножия ее отчетливо видны строения древнего библейского города Шхема, сегодня с мононаселением, арабами, которые называют этот город Наблусом. Обычные средиземноморские низкоэтажные жилые постройки.
  Обращают на себя внимание два ярких пятна в центре Шхема.
  Это оранжевый "мяч" указывающий на электропровода и здание под голубым куполом.
  - усыпальница библейского Иосифа, святое место для иудеев.
  В Израиле принято святые для иудеев места обозначать голубым цветом.
  Это своего рода цветовая индикация, визуальная характеристика иудеев, наряду с гексаграммой или по другому - шестиконечной звездой Давида и хáмсой, защитным амулетом в форме ладони.
  Голубой цвет в сочетании с белым фоном и гексаграммой - присутствуют на государственном флаге Израиля.
  Посещение гробницы израильтянами, а такое бывает несколько раз в год, возможно только в сопровождении Армии Обороны Израиля (ЦАХАЛ). Опасно для жизни!
  
  Издалека Шхем выглядит довольно живописно, весь в белом с незначительными вкраплениями зелени, контрастируя с преобладающим бежевым цветом строений поселения самаритян.
  Откуда же бежевые отделочные плитки зданий в поселении самаритян.
  Это иерусалимский камень.
  
  Дело в том, что в 1918 году во время разработки плана по развитию и сохранению Иерусалима британский мандат утвердил закон, что все строящиеся здания и все общественные здания должны быть облицованы иерусалимским камнем золотисто - бежевого цвета.
  В лучах солнца Иерусалим выглядит как бы покрытым позолотой. В Израиле популярна песня об этом - "Золотой Иерусалим"!
  С тех пор, с 1918 года, считается престижным отделывать этим камнем строения не только в Иерусалиме. В том числе и в Палестинской автономии.
  
  Пора прощаться с самаритянами и Шхемом. Напоследок еще пара кадров.
  
  P.S. Я сознательно не употребляю слово "палестинцы" для обозначения арабов.
  Дело в том, что в начале 20 века в Тель - Авиве выпускалась газета, предназначенная для ишува - еврейского населения подмандатной британской территории"The Palestinian Times". Голда Меир однажды даже заявила: "Палестинцы - это евреи! Я сохранила палестинский паспорт. Могу показать!"
  Превращение арабов в палестинцев в публичном пространстве обязано непосильным трудам Е.М. Примакова, пусть земля ему будет стекловатой, на поприще многолетнего формирования в СССР и исламских странах ненависти к Израилю, последовательно вбрасывавшего в информационное поле понятий "палестинские арабы", "арабский народ Палестины" и, наконец, "палестинцы".
  
  28.02.2024
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"