5 июня этого 2024 года исполнилось ровно полвека с того дня, когда перестало биться сердце советской лунной программы. Были прекращены все работы по программе Н1-Л3 и ракете Н1.
Смахнем слезу.
Почему это произошло?
А что было написано в свидетельстве о смерти?
Увы, это не озвучивалось! Режим секретности, видите ли. Потому и почти весь советский народ, за исключением тех счастливцев, кои принимали участие в этой программе, замечу, за весьма достойное денежное вознаграждение, даже и не знал о существовании лунной программы.
Думаю, я не одинок, утверждая, что у каждого человека есть в душе небольшой и поначалу не замеченный пунктик, связанный с событием или чередой событий, случившихся в жизни. Думаю, что дипломированные психологи могут это подтвердить.
И для тех, кто прикоснулся к советской лунной программе, этим событием стала судьба ракеты Н - 1, главного элемента программы.
Так получилось и в моей жизни.
После окончания ВУЗа я был распределен на предприятие, возглавляемое Генеральным конструктором Н.Д.Кузнецовым, которому было поручено создание двигателя для Н -1.
Разумеется, на старте трудовой деятельности, я ничего об этом предприятии не знал.
Мне было поручено, это была моя первая работа на предприятии, писать программы для ЭВМ по расшифровке телеметрической информации - такое легкое прикосновение к упомянутой программе.
Признаюсь, я занимался этим весьма недолго, около полугода.
Тем не менее, как сказано выше, в душу запало!
Надо б сказать, что на этом предприятии проблемой создания ЖРД для ракеты Н -1 занималось целое ОКБ, которое к моменту смерти советской лунной программы тоже лишилось жизни.
Но память - то куда деть?
После скоропостижной смерти уже Советского Союза и озвучивания многих прежде секретных сведений, тема лунной программы оказалась в центре внимания СМИ. Кто только не приложил руку к описанию нюансов ее исполнения. Увы, как видится сегодня, не всех нюансов.
Но об этом, чуть ниже.
Нынешние поколения, рожденные после 80 - х годов прошлого 20 века, уже и не знают ничего о советской лунной программе. И если быть откровенным, эта тема не представляет никакого интереса для них. Интереса к этой теме не больше, чем к иным памятникам прежней эпохи, тоже ни разу не выполнившим действие, задуманное на старте их изготовления. Скажем, это царь - колокол и царь - пушка.
Сегодня, любой пожелавший ознакомиться с обсуждаемой темой, может с информацией о ней ознакомиться в Википедии. Ничего сложного.
Статья в Вики, как это всегда было в СССР, выдержана в идеологически верном тоне и описывает неудачу с лунной программой почти как победу.
Как незадолго до последнего испытания Н-1, как оказалось, очередного неудачного испытания, в стенной газете "Конструктор" было размещено стихотворение одного из местных поэтов: "Мы все желаем, все хотим, успеха нашей Н -1!" .
Мне же эта тема кажется близкой, не только потому, что именно нашему предприятию было поручено создать двигатель для Н-1, но и потому, что по жизни пришлось "соприкоснуться рукавами" с главными, как мы сегодня знаем, действующими лицами.
Это и Валентин Петрович Глушко, который читал нас у нас на факультете физтеха курс "Теория турбулентности", и Василий Павлович Мишин, который к моменту нашего знакомства, а это конец 80 -х годов 20 века был заведующим одной из кафедр МАИ, где часто приходилось бывать по работе.
Но, прежде, чем двигаться дальше, считаю необходимым напомнить читателю, все же прошло с тех пор полвека, о чем идет речь.
Говоря словами любимого мною поэта Игоря Губермана, родившего целое афористическое напрвление литературы, под названием "гарики":
"...из нашего времени тошного
глядится светло и возвышенно
героика хищного прошлого".
Трудно возразить.
В мае 1961 года президент США Джон Кеннеди заявил, что до конца десятилетия США "отправят первого человека на Луну и в целостности и сохранности вернут его обратно на Землю".
Год спустя Кеннеди выступил с другой знаменитой речью, сообщив американцам о подготовке миссии "Аполлон":
"Мы приняли решение полететь в этом десятилетии на Луну и сделать другие вещи - не потому, что это легко, а потому, что это трудно", - сказал президент.
Главной целью миссии "Аполлон-11" было обеспечить посадку астронавта на Луну и его возвращение на Землю в течение последующих десяти лет.
Были и другие, дополнительные цели - фиксация факта пребывания на спутнике нашей планеты и информационное обеспечение науки.
Другими целями были научное исследование Луны,
Это - установка телекамеры, которая посылала бы сигналы на Землю, чтобы ученые могли наблюдать за экспериментами астронавтов.
Перед ними были также поставлены задачи фотографирования лунной поверхности, а также подготовки к отправке проб лунного грунта.
И еще, установить на Луне американский флаг.
Сигнал, поданный миру американским президентом, разумеется, был услышан в Советском Союзе.
Мы же первыми запустили в 1961 г. человека в космос.
Ужель, не перегоним американцев, чтоб утерли сопли?
Началась спешная суперсекретная подготовка советской лунной программы.
Центральным элементом советской программы и должна была стать сверхтяжелая ракета, названная "Н-1", подобная американской. Хотя никому в СССР, естественно, до поры, до времени, не была известна компоновка американской ракеты"Сатурн".
Впрочем, слово "подобной" не совсем верно, и его следует употреблять очень осторожно. Правильнее, и там и там, ракеты предназначались для исполнения одинаковых функций. И оказалось, что компоновки ракет были различны.
В СССР разработкой проекта ракеты руководил С.П.Королев, неизвестный советскому народу, а в США легендарный Вернер фон Браун, и тоже неизвестный советскому народу.
И советский и американский эскизные проекты закончились примерно в одно и то же время.
Из Вики цитата:
"В КБ С. П. Королёва ... к концу 1961 года эскизный проект был готов.
В 1961-1962 годах отрабатывались отдельные агрегаты и их части, была определена основная конструктивно - компоновочная схема ракеты"
Еще одна цитата оттуда же:
"10 января 1962 года НАСА опубликовала планы строительства ракеты-носителя "Сатурн C-5"".
Конец цитаты.
Очевидный вывод: и СССР и США начали свои лунные программы в одно и то же время и эскизные проекты ракет также были закончены в одно и то же время!
Не специалист вполне мог бы сделать вывод, что и советская и американская ракеты были похожи, визуально.
Но это не совсем так.
Чтобы читатель мог сравнить советскую и американскую ракеты, приведу небольшое сравнение визуальных характеристик ракет.
Итак, американская ракета Сатурн - 5:
Длина с головной частью 110,6 м
Количество ступеней 3
Диаметр 10,1 м
Стартовая масса 2965 т
На первой ступени ракеты-носителя "Сатурн-5" устанавливались пять двигателей F-1.
Суммарная тяга у земли - 34 343 кН.
Число запусков 13
- Успешных 12
- Неудачных 0
- Частично неудачных 1
Советская ракета Н - 1:
Длина с головной частью 105,3 м
Количество ступеней 5
Диаметр 15,6 м
Стартовая масса 2735 т
На первой ступени ракеты-носителя Н -1 устанавливались 30 двигателей НК -33.
Суммарная тяга у земли - 45 258 кН.
Число запусков 4
- Успешных 0
- Неудачных 4
Сравнили?
Обратили ли внимание, что советская ракета, при практически равной длине с американской ракетой, имела наибольший диаметр первой ступени в 1,5 раза больший!
И суммарная тяга у земли была в 1,3 раза больше.
16 июля 1969 года экипаж "Аполлона-11" был запущен в космос ракетой "Сатурн-5" (Saturn V) с космодрома имени Кеннеди во Флориде.
24 июля командный модуль "Коламбия" приводнился в Тихом океане, и членов экипажа подобрало спасательное судно авианосца "Хорнет" (Hornet).
Длительность полета с момента старта до момента приводнения составила ровно 195 часов и 19 минут.
20 июля 1969 года в 21:17 часов по времени Германии спускаемый аппарат "Игл" (Eagle) с астронавтами Нилом Армстронгом (Neil Armstrong) и Баззом Олдрином (Buzz Aldrin) на борту сел на Луну.
Пилот командного модуля Майкл Коллинз (Michael Collins) остался в модуле "Коламбия" (Columbia) на лунной орбите.
Через 109 часов и 42 минуты после старта Нил Армстронг стал первым человеком, ступившим на лунную поверхность.
Первая посадка пилотируемого космического корабля на Луну стала историческим событием и до сих пор считается непревзойденным достижением человечества.
За пределами спускаемого аппарата Нил Армстронг и его товарищ по экипажу Базз Олдрин провели около двух с половиной часов, а все их пребывание на естественном спутнике Земли продлилось 21 час и 36 минут.
Через несколько часов после посадки - в 3:56 21 июля 1969 года - Нил Армстронг стал первым человеком, ступившим на поверхность Луны.
По всему миру люди смотрели по телевидению трансляцию исторической высадки на Луну.
Кроме СССР.
В общей сложности число зрителей составляло от 500 до 600 миллионов - в тот момент была включена примерно половина всех телевизоров на Земле!
Ставшую знаменитой фразу Нила Армстронга: "Это один маленький шаг для человека, но гигантский скачок для всего человечества" тоже можно было услышать и в радиоэфире.
Между 1969 и 1972 годами на Луне побывали шесть пилотируемых миссий "Аполлон". Непосредственно на ее поверхность высадились в общей сложности 12 американских астронавтов.
Первым был Нил Армстронг, а на данный момент последними людьми, побывавшими на Луне, остаются Юджин Сернан (Eugene Cernan) и Харрисон Шмитт (Harrison Schmitt), участники миссии "Аполлон-17" в 1972 году.
Высадка на Луну стала настоящим прорывом, повторить который с 1972 года так никому и не удалось!
А что стало с советской лунной программой.
Она была незаметно для советского народа, для тех, кто не имел представления о том, на что были заточены действия большого количества причастного к программе люда, закрыта, а в 1989 году полностью рассекречена.
Уф, можно передохнуть, введение закончено.
Нужны ли какие - либо дополнительные объяснения, почему я заинтересовался неожиданно попавшейся на глаза публикации в интернете с коротким, но много говорящем, пусть даже только мне, названием "Н - 1".
Автор статьи 1936 г. р., судя по его собственной информации, один из тех, кто длительное время, а именно, с 1960 по 2015 годы работал в ракетно - космической отрасли, занимаясь вопросами проектирования, создания, управления полётами и эксплуатации космических аппаратов, кораблей и станций.
Прочел с первого и до последнего слова.
Увы, ничего нового. Своеобразный отчет советского чиновника о проделанной работе с мягкими неубедительными формулировками.
Статья типа "и я там был".
Как вам фраза из статьи:
"В США в мае 1961 года, когда СССР был намного впереди в космической гонке, была принята программа "Аполлон" с целью осуществления посадки астронавта на поверхность Луны и безопасного возвращения на Землю".
Обратили внимание на словосочетание "когда СССР был намного впереди"?
Смешно не стало?
Автор, видимо, не в курсе, как возникла советская космическая отрасль.
Не в курсе послевоенной командировки в Германию освобожденного из заключения С.П.Королева и генерал - лейтенанта артиллерии Л.М. Гайдукова, создавших научно - производственную базу " Нордхаузен" для освоения достижений гения ракетно - космической отрасли Вернера фон Брауна, не посчитавшего нужным после его ухода в США с командой сподвижников, уничтожить остатки своих фирм и незавершенных производством ракет "Фау 2". Эти остатки и послужили основой созданной в СССР ракетно - космической промышленности.
Известно, что вследствие неудач с испытаниями ракеты Н -1, руководству стало ясно, что лунную программу СССР, во избежание бессмысленных затрат, следует завершить.
В начале мая 1974 года председатель ВПК при Совете Министров Устинов Д.Ф. собрал у себя группу ответственных лиц для решения судьбы программы Н1-Л3 с целью подготовки решения ЦК КПСС и Совета министров.
Уже 23 мая 1974 года был освобождён от должности главного конструктора и начальника ЦКБЭМ соратник С.П. Королёва Мишин В. П. и вместо него назначен Валентин Петрович Глушко.
И он, генеральный конструктор НПО "Энергия", как человек государственный, 5-го июня 1974 года своим первым приказом с согласия свыше, прекратил все работы по программе Н1-Л3 и ракете Н1.
Далее, автор публикации упоминает о причинах неудачи советской лунной программы по высадке экспедиции на поверхность Луны, среди которых спрятана главная изюминка- - неудачи при испытательных пусках Н-1, объясняемые недостаточной наземной отработки и отсутствием стендовых огневых испытаний первой ступени.
Вот именно на этом я бы хотел остановиться, поскольку весь предыдущий текст был подготовкой к этому утверждению.
Трудно поверить, но за 50 прошедших лет мне не удалось встретить, ни одной публикации, посвященной анализу и работе по устранению предполагаемых причин неудачных испытаний.
Хотя, как инженер с большим опытом участия в создании и доводке объектов оборонной техники, я считаю, что многократное повторение аварий при испытаниях одной и той же конструкции ракеты, свидетельствует о недостатках и не полном учете всех факторов, влияющих на работоспособность в выбранном проектировщиками конструктивном исполнении.
Как говаривал незабвенный Виктор Степанович Черномырдин: хотели как лучше, а получилось, как всегда!
Скажем, пятиступенчатость ракеты Н-1 могла привести к неконтролируемым продольным колебаниям корпуса и, как следствие, пусть и к незначительным изгибным колебаниям, препятствующим синхронности подачи топлива и окислителя к каждому из 30 двигателей первой ступени ракеты и к вибрационному горению в камерах сгорания ЖРД.
Увы, нигде, ни в одной работе, не сформулированы версии причин аварийных испытаний.
На этом все.
Ах да, чуть не забыл.
Период работы над лунной программой совпал с усилением государственного антисемитизма в СССР.
Разумеется, вследствие особой секретности темы, еврейские технические специалисты не были допущены к участию в решении технических проблем программы.
Вот в этом, по - моему мнению, была главная ошибка идеологов лунной программы.
Смотрите сюда.
Израиль, куда на переломе тысячелетий, утекло много технических специалистов, создал на пустом месте эффективную ракетно - космическую промышленность.
Одна система "Хец - III" многого стоит.
Что говорить, создан носитель атомной боеголовки, с дальностью полета 17 500 км.