Признаюсь, не считаю нужным реагировать на сообщения новостных лент изготовлением текстов - откликов с последующей их публикацией.
Увольте.
Но, увы, нет правил без исключения.
Иногда отклик все же имеет место.
Особенно, когда нарываешься на вбрасывание в публичное поле представителем властного чиновничества заведомо недостоверной информации, свидетельствующей о безграмотности властного чиновника.
На подобное вбрасывание нарвался вчера 4 ноября 2024 г., да так, что захотелось сразу же отреагировать.
О чем речь?
Патриарх РПЦ Кирилл на встрече с бывшими военнослужащими заявил, что церковь, имея, видимо, в виду, придуманную И.Сталиным 8 сентября 1943 г. Русскую православную церковь, а до нее - Российскую православную церковь, никогда не осуждала смертную казнь, если она применяется в рамках закона.
Его слова приводятся на сайте Московского патриархата.
По словам Патриарха, "убийство человека в наказание за его преступления - это крайняя мера", но Священное писание это допускает.
Видите, даже сослался на Священное писание (1 Кор. 5:13), мол, в слове Божием есть такие слова: "Измите злаго от вас самех", как бы настаивающие на ликвидации опасного для общества человека.
"То есть, если есть человек опаснейший для общества и если его невозможно никак изолировать, его нужно убрать", - отметил Кирилл.
И главный вопрос здесь, конечно же, в том, о каком периоде в истории цивилизации, о каком географическом регионе идет речь и на какой закон ссылается Патриарх.
Уточню.
Эта фраза из Первого послания к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованного святителем Феофаном, вряд ли может быть признана отсылкой к слову Божьему, к Священному писанию!
Думается, он не случайно для вбрасывания вопроса о необходимости смертной казни, сослался на религиозный отсвет давно обсуждаемой в РФ темы, государстве, где смертная казнь запрещена законодательно.
Судя по всему, лицами, расположившимися на верхних ступеньках административной лестницы, обсуждается тема возможности внесения в систему уголовного наказания высшей меры - лишения жизни преступников по приговору суда.
Иначе невозможно понять вбрасывание Патриархом в публичное пространство темы смертной казни. Чего вдруг?
Ведь Патриарх является одним из высших чиновников России.
Посему полагаю, что он открыл в очередной раз, повторно, тему для обсуждения широкими народными массами.
Это как передовица в главной советской газете "Правда", по сути, представляющая собой инструкцию правильных и ожидаемых действий, реакции партийных органов КПСС (организации, запрещенной в РФ) на то, как реагировать на предложенную для обсуждения тему.
Следует, однако, заметить, что при этом глава РПЦ приветствовал действующий в настоящее время в России мораторий на смертную казнь и добавил, что "нужно наблюдать, как он повлияет на уровень преступности".
По мнению патриарха, обратите на это словосочетание особое внимание, Иисус Христос не осуждал смертную казнь, несмотря на то, что сам был, ей подвергнут.
А на кого же еще ссылаться верховному церковному иерарху,
Собственно статья в интернете так и называется: "Патриарх Кирилл: "Иисус Христос смертную казнь не осуждал"".
Моментально появились и отклики на упомянутую статью - сказать что - нибудь хочется, но сказать - то и нечего ввиду незнания темы. Все эти отклики можно назвать одной фразой - "Мне так кажется!"
Именно последнее предложение заставило меня, вполне законопослушного гражданина, к тому же дипломированного религиоведа, ответить, точнее, возразить Патриарху.
Начну с того, что правильный религиовед, в моем представлении, не должен быть апологетом какого - либо вероучения, должен быть атеистом.
Только в этом случае его сознание не будет замутнено религиозными догмами, позволяя ему критически анализировать основы любого вероучения.
Это постулат!
И поскольку речь идет о православии, ответвлении христианства, придется начать с христианских догм, представляющих собой легенды об основах вероучения, как всегда, в огромной мере иррациональных.
Напомню, догмы любого вероучения представляют собой набор легенд, созданных многими поколениями переписчиков, не всегда грамотных не только в лексике, синтаксисе и грамматике используемого языка, но и зачастую неосведомленных в деталях, описываемых в легенде событий, внося в обсуждаемую тему свое видение.
Причем, событий, к которым обращаются и старательно описывают их нюансы, зачастую придуманные, через много десятилетий и веков, после самого события.
Характерный пример сказанного.
Скажем, 4 ноября в России отмечали один из главных нынешних всенародных праздников, заменившего собой, по указанию властей РФ, прежний, практически совпадающий по дате "День 7 ноября - красный день календаря...".
При этом громогласно чествуют Минина и Пожарского, якобы главных действующих лиц периода Смутного времени в истории России в первом десятилетии 17 века.
Замечу, что тогда государство еще не называлось Россией, а называлось Московией.
К тому же, Московия входила в Османскую империю, с которой дружественно рассталась, развелась почти 100 лет спустя, по желанию Петра Первого, в соответствии со Статьей 8 Константинопольского Договора 03 июля 1700 года.
Минин и Пожарский стали национальными героями лишь через 200 лет, когда у властей, дабы усилить патриотические чувства населения, пусть даже не всего, а лишь аристократического сословия России, не превышающего количественно 1,5% населения, появилась потребность в новых национальных героях, в связи с серией русско - французских войн, практически личных войн Александра Первого и Наполеона, позже, через пару десятилетий, совокупно названных Отечественной войной 1812 года.
Грандиозный памятник этим лицам был сооружен на Красной площади Москвы в 1818 - 1820 гг. Чувствуете, через 200 лет после Смутного времени.
Причем, эти персоны были героям лишь одного аристократического сословия населения России, сословия, по сути, рабовладельцев, если держать в уме, что в это время в России действовало крепостное право, которое, вполне, можно назвать рабовладельческим! Остальное население, крепостные, количественно большее, надо сказать, встречало войска Наполеона хлебом - солью, как освободителей от крепостного рабства. Увы, надежда оказалась необоснованной.
Но возвращаюсь к Иисусу, по словам Патриарха, к его оценке якобы допустимости смертной казни по решению суда.
И не забудем и про "Бритву Оккама" - "Не следует умножать число сущностей сверх необходимости".
Напомню, что автором этой фразы, является средневековый британский философ Уильям Оккама.
Смысл этого утверждения состоит в том, что если возможно непротиворечиво объяснить некое явление, исходя из суммы уже имеющихся фактов, то нет нужды притягивать за уши дополнительную информацию.
Пребывание иудеев в египетском рабстве, стало своеобразной генетической прививкой, позволившей иудеям сформулировать и самим следовать моральному кодексу безгрешного существования.
Те, кто бывал в синагоге, наверняка обращали внимание на организацию внутреннего пространства синагоги.
Центральным элементом синагоги является Арон койдешь, хранилище свитка Торы, красиво оформленное специально изготовленными покрывалами.
Свиток Торы скрывается от случайного взгляда за самым большим вертикально укрепленным лицевым покрывалом и извлекается только во время иудейских обрядов.
А над хранилищем свитка всегда укреплен специальный перетяг, на котором крупными, читаемыми издалека буквами, записаны на иврите десять заповедей - Декалог, первые 10 заповедей из общего числа 613, которые должны соблюдать иудеи для безгрешного существования.
Причем, согласно вероучению иудеев, сформулированные моральные правила - Декалог, имеют не относительный, как пытаются это представить, не вполне грамотные комментаторы, а абсолютный характер, которому иудеи Израиля следуют до сих пор уже несколько тысячелетий.
И первой, главной заповедью, которой иудеи следуют уже несколько тысячелетий, является заповедь "Ло тирцах" - "Не убивай".
Христианство, родившееся в лоне иудаизма, позаимствовало эти 10 заповедей, трактуя "Ло тирцах", как невнятное "Не убий", не объясняя, как понимать эту заповедь!
Но иудеям все понятно и без дополнительных разъяснений.
Почему?
Только потому, что этому посвящена одна из недельных глав Торы, которую вместе с раввином все иудеи обсуждают в течение недели, практически ежедневно.
Как трактуется иудеями заповедь "Не убивай"?
Отвечаю!
Она означает, что решение о рождении человека и его смерти является прерогативой исключительно Господа!
Не убивай, если человек не вредит тебе, твоей семье, твоим близким, твоим родственникам, твоему народу.
Именно следование этой заповеди, объясняет, почему, в отличие от всех остальных народов планеты, в иудейском народе никогда не было касты палачей, присутствующей во всех остальных странах.
История цивилизации, история европейских многоэтничных государств, напоминает нам, что в них, в соответствии с законодательством, каждый этнос, компактно присутствующий в государстве, был обязан предоставить власти и содержать этнической общиной лиц для выполнения разнообразных государственных функций.
Разумеется, и для выполнения функции лишения жизни преступников по приговору суда, т.е. палачей.
И как решалась эта проблема иудеями в условиях запрета убийств?
Как обычно, иудеи шарили по карманам.
И в итоге, собрав нужную сумму, выкупали из тюрем, обреченных на длительное пребывание в них, преступников из сословия аристократов.
Они и становились палачами.
Их дети вступали в браки исключительно с детьми других палачей, создавая касту палачей!
Что же иудеи делали с теми, кто совершал тяжелые преступления?
Подскажу, тюрьмы ведь никто не отменял! И преступники пребывали в них до самой смерти.
Лица, непроизвольно, в силу обстоятельств, совершившие убийства, с очень и очень давних пор, переселялись в город Шхем, который сегодня находится в Палестинской автономии, и населен только арабами, которые называют его иначе - Наблусом.
Правда, среди персон, ненавидящих иудеев, используется, рожденная в Советском Союзе, некая географическая привязка этой территории - Западный берег реки Иордан - отсутствующая на картах и глобусе, дабы публично не использовать названия, принятого в Израиле - Иудея и Самария, дабы исключить звучания, в явном виде указывающего на связь территории с этносом, некогда ее населявшим.
Так что, когда кто - либо утверждает, что жестоковыйные иудеи всегда полагались на принцип "око за око", не верьте. Здесь речь идет всего - лишь о своеобразной компенсации допущенного кем - либо ущерба, как правило, денежной!
Все ли понятно?
За все время существования иудеев, а это несколько тысячелетий, в иудейском сообществе не был казнен по приговору суда ни один человек.
Пардон, вынужден поправиться.
Было таки двое казненных.
Первый, это Адольф Эйхман - оберштурмбаннфюрер СС, известный как "архитектор Холокоста", идеолог и организатор убийства евреев в нацистской Германии, Катастрофы европейских евреев, имеющей специальное и всем понятное название - Холокост.
Он скрылся от послевоенного возмездия, видать понимал, что за свои деяния достоин уничтожения, спрятался в Аргентине и даже выдержал операцию по изменению черт лица.
Но, благодаря специальной операции Моссада, знаете ли, о чем речь, был обнаружен, вывезен в Израиль и предан суду, ход которого освещался в большинстве стран мира.
Кстати, зная, что Израиль не приемлет убийства даже по приговору суда, Эйхман надеялся избежать казни.
Но был к ней приговорен и повешен 1 июня 1962 года.
Был в истории и еще один, второй человек, казненный во исполнение решения суда.
Это капитан армии Израиля Меир Тубиански.
Он был арестован во время Войны за Независимость 30 июня 1948 года, во время покупок на тель-авивском рынке.
Военная разведка подозревала, что Тубянский, находясь в Иерусалиме, выдал сверхсекретную информацию гражданину Великобритании, который, в свою очередь, передал ее армии Иордании.
Иорданская артиллерия, действуя на основании этой информации, обстреляла несколько стратегических объектов по всему Иерусалиму.
В военном трибунале, который в сумме длился менее часа, Тубянский был обвинен в шпионаже в пользу арабов, признан виновным и приговорен к смертной казни.
И был тут же расстрелян на глазах у группы ошеломленных израильских солдат.
Что вы хотите, идет война с армиями 8 стран Ближнего Востока! На кону жизнь еврейского народа!
Так что, Тубянский был единственным человеком, когда-либо казненным в Израиле, помимо Адольфа Эйхмана, был единственным иудеем за многотысячелетнюю историю иудеев, казненным приговору суда.
Но меня интересует весьма частный вопрос, об отношении Иисуса к смертной казни.
Вот мы и перешли к персоне Иисуса, и стало быть, к началу распространения христианства.
Далее нам придется рассматривать ситуацию с происхождением христианства, обращая внимание на те, казалось бы, мелочи, мимо которых прошли другие публицисты, но которые в итоге оказываются важными для представления о событиях.
И неминуемо придется обратить внимание на Иисуса, считая, вслед за Патриархом, что такая персона в действительности существовала.
Конечно, об этом можно было б и поспорить.
Но это не тема рассмотрения настоящего ответа Патриарху.
И неизбежно придется упомянуть, в дополнение ко всему сказанному, о вкладе великого раввина Гилеля (вариант написания - Гиллель) в формирование менталитета иудеев, влияющего на их отношение, казалось бы, к незначительным событиям бытия!
Раввин Гилель - великий еврейский мудрец и духовный лидер эпохи второго Храма, несомненно, один из героев иудейской истории.
Он занимал высокие государственные и религиозные посты.
Доводилось ли вам слышать о Золотом правиле морали Гилеля - квинтэссенции свода моральных правил, позаимствованных (ВС - Позаимствованных ли до конца?), христианством и исламом?
Талмуд рассказывает, что приблизительно с 30 года до нашей эры Гиллель на протяжении 40 лет был одновременно главой Синедриона и председателем суда.
Синедрион, по-другому, Большой Сангедрин, стоял во главе иудеев и состоял из руководителя и 70 судей - знатоков законов Торы (т.о., в Большом Синедрионе заседал 71 человек).
Увы, сегодня имя Гилеля практически никому неизвестно.
Но, надо отметить, что в заметках и древних, и современных христианских богословов, имя Гилеля и его изречения упоминаются часто, правда, без упоминания источника изречения.
Многие сформулированные им нормы поведения до сих пор являются критерием определения любого порядочного человека, задающего себе вопрос на сложных этапах своего взаимоотношения с окружающими миром:
"Если я не за себя, то кто же за меня? Но если я только за себя - зачем я?"
Одним из самых известных его высказываний является:
"Если не я себе, то кто мне?
Но если я для себя, то, что я?
И если не теперь, то когда?"
А вот и другое его известное высказывание, часто упоминаемое, но без ссылок на источник:
"Не отделяйся от общины, не верь в себя до дня смерти, не осуждай ближнего, пока не встанешь на его место".
Гилель, в соответствии с моральными заповедями иудейского народа старался избегать педантизма и гнева и был готов ответить на любой вопрос любого человека, даже неиудея, даже заданный специально, чтобы вывести его из равновесия.
В литературе часто описывается притча о язычнике, который обусловил свой переход в иудаизм требованием, чтобы ребе обучил его Торе, за то время, которое он может простоять на одной ноге, на что тот ответил:
"Не желай и не делай другому то, что ненавистно тебе самому.
Это и есть Тора, все остальное - комментарий".
В дальнейшем это изречение признали "золотым сечением" Торы - Учения, то, что впоследствии, после перевода на греческий язык на рубеже тысячелетий, а затем и на европейские языки, было названо Библией.
И еще одно изречение Гилеля:
"Господи, дай мне силы изменить то, что могу, принять то, что я не могу изменить, и всегда отличать одно от другого".
Итак, одно из главных положений христианства - это утверждение, что Иисус происходил из народа иудеев.
Надо сказать, что создатели догматики христианства не были искушены в истории иудеев и их менталитете.
Позаимствовав в иудаизме многое, из греческого перевода с иврита основных догматических трудов "Сиптуагинта", они не разобрались в менталитете иудее, поитав нюансы не стоящими внимания деталями.
Первые христиане, уже не иудейского происхождения, позаимствовали обустройство ритуального помещения, поместив на центральное место его иконостас.
Позаимствовали и обряд перехода в христианство как своеобразное копирование последней фазы гиюра, то есть сложного обряда перехода в иудеи, омовением в специальном бассейне микве.
В сюжете, с которого начинается якобы история христианства, считается, что Иисус был физическим лицом, выходцем из иудейской среды.
А это означает, что как все иудейские мальчики поучаствовал на восьмой день после рождения, в обряде Брит - мила, своеобразном семейном празднике, называемом обрезанием крайней плоти, болезненном для младенца не более обычного укола шприцем.
С 6 лет Иисус, как это и полагается у иудеев, обучался в хедере - начальной школе иудейских знаний.
Посещал Бейт Кнессет, извиняюсь, синагогу.
Молился, как и все иудеи. Накладывал филактерии.
Практически ежедневно общался с местным раввином, обсуждая те или иные злободневные проблемы существования.
Обсуждал, как было уже упомянуто, и проблему смертной казни во время обсуждения специальной недельной главы Торы.
И его отношение к смертной казни, что вполне естественно, не отличалось от представлений породившего его народа!
Вспомним слова Гилеля: "Не желай и не делай другому то, что ненавистно тебе самому".
Так что можно категорически утверждать, и это является возражением на утверждение Патриарха Кирилла, что Иисус отрицал возможность смертной казни по решению суда, так как считал, что лишение человека жизни это прерогатива Господа, а не других людей!