Ярослав, Kiev : другие произведения.

О Предстоянии

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


Оценка: 6.00*4  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Но "Возлюби Господа" это не только вера. Если Предстояние можно сравнить с прикасанием к Источнику Радости (сравните в Гите: "Творения Источник неиссякаемый"), прикасанием дающим вдох-новение и силу творить, дающим Радость, то Первая Заповедь выводит нас в область Четырехбуквенного (Тетраграмматон), имени не изрекавшегося вслух, иначе как в сокровеннейшем месте храма один раз в год. Это то, о чем Адвайта Веданта говорит: "Ахам Брахма Асми" (если Вам больше нравится Хайнлайн, то: "Ты - Бог" - сказал Майк. "Чужой в чужой земле")



"И если знаете о непрестанном предстоянии, то уже имеете прямой Путь"
Казалось бы, уж куда конкретнее, но, как убеждался каждый пробовавший, попытки реализовать это через визуализацию и рецитацию приводят к головной боли и отупению, или при некоторых "успехах" к "молитвенной прелести". Впрочем, было бы неразумно отрицать зерно смысла породившего эти техники. По меньшей мере, это тренинги сосредоточения.
Но вопрос о том, как добиться "Божественного присутствия" остается открытым. Явления Музы всегда ценились, и множество ухищрений предназначалось для ее вызова. И ведь вызывали. Но, правда, велика разница между искусственным возбуждением, экзальтацией и настоящим изливанием Чаши. И велика именно потому, что разнообразнейшие методики направлены на воспроизведение вторичных, третьестепенных и других околостоящих признаков-переживаний: мурашки по коже, веселость, возбужденность, легкость переходов внимания, отстраненность, разнообразные "кайфы", астральные путешествия...
В качестве примечания
Наверное каждый переживал околоэкстатичные состояния Касания Горнего. И подобно З.Фрейду можно утверждать, что в основе всего нашего поведения... но вот тут "профессор был не прав". Говорят, что Фрейдовский анализ неплохо описывает тяжелые деформации психики, но в большинстве остальных случаев весьма некорректен. Тогда как любой грамотный и искренний священник (черный, белый, зеленый, оранжевый...) не затруднится объяснить, что лежит в основе. А что является деформацией, обусловленной инерцией материи.
Такие тонкие (и не очень) побочные эффекты и аффекты достаточно подробно описаны в соответствующей литературе, иногда даже как ключевые вехи-признаки успешного продвижения по Пути данной школы. Мало того, порою даже рекомендуется сосредоточение на тонких феноменах в начале практики. Но последнее слово всегда остается не за нами. О необходимости Воли Божественной для Спасения, как и о мгновенном просветлении, не зависящих напрямую от трудов подвижника, говорится во всех серьезных Учениях.
У Стругацких, в "Понедельнике..." рассказывается о сотрудниках отдела Поиска Истины, которые пришли к выводу, что раз Истина бесконечна и, следовательно, для ее познания требуется бесконечное количество времени, то не имеет значения, делаешь ли ты что-либо. Логично, почти изящно, но вот только шерсть на ушах начинала активно расти у таких мыслителей...
Смысл этого пассажа прозрачен, поэтому все таки продолжим биться о то, что не всегда стена - однажды, но не случайно, может и не семь лесных верст оказаться до неба.

"Хотите больших мыслей - избавьтесь от малых"


Этические построения любой серьезной системы, как правило, идут в разрез с маленькими радостями очевидности, т.о. кроме необходимого воспитательного аспекта, предполагается переназначение интересов - потребителей внимания, времени, в общем случае Y-Е (пси-энергии).
Когда упоминались две первых христианских заповеди, то подчеркивалось, что вторая, данная почти в домашней обстановке, является методом реализации первой, т.е. тем самым делом, без которого вера "мертва есть".

(*) - Йод-Хе-Вау-Хе - читается
Яхве(х) - Может быть прочтено как "Я есть Дух, чувствующий Дух"

(**) - "Я есть Брахма", т.е. творческое начало Мира

К слову о "Непрестанном предстоянии"


Но "Возлюби Господа" это не только вера. Если Предстояние можно сравнить с прикасанием к Источнику Радости (сравните в Бхагават Гите: "Творения Источник неиссякаемый"), прикасанием дающим вдохновение и силу творить, дающим Радость, то Первая Заповедь выводит нас в область Тетраграмматона (*), имени не изрекавшегося вслух, иначе как в сокровеннейшем месте храма один раз в год. Это то, о чем Адвайта Веданта говорит: "Ахам Брахма Асми"** (если Вам больше нравится Хайнлайн, то: "Ты - Бог" - сказал Майк. "Чужой в чужой земле")
У Вайшнавов принято посвящать пищу Кришне (Вишну; используя генотеизм, - монистической Вселенной вообще). В христианском обычае молиться перед едой. Пифагорейские "Золотые стихи" советуют перед всяким начинанием обратиться к Бессмертным (речь шла о Богах-Олимпийцах). В книгах Агни-йоги достаточно прямо говорится о существенной разнице между личными потугами и действиями, совершенными с осознаванием Связи. В йоге Ауробиндо для тех, кто не может еще быть проводником силы Матери указывается посвящать Ей все свои действия. В некоторых текстах рекомендуется, протягивая руку помощи, знать, что вместе с твоей протягивается рука Учителя.

All together!


В качестве примечания
Важно отметить как йогический (в смысле "единство"), так и этический (т.е. твои деяния должны быть достойными) аспекты, опять же сравнимые с первыми двумя Заповедями, или тезисом "Господом твоим" (т.е. как "Господом", так и "твоим" - две составляющие), или сочетанием "Никто не приходит к Отцу, кроме как через Я" и "Вера без Дела мертва есть", или буддийское "В Сансаре не дает погрязнуть Мудрость, а Сострадание не дает Покою затянуть". Т.е. вопреки традиционно нерешенным российским вопросам "Кто виноват?" и "Что делать?" четко указывается и "Куда" и "Как". Отдельно можно подчеркнуть, что речь идет о Пути Бодхисаттв.

"Когда земле моей горестно, позорно иметь успех". В.Высоцкий


Это уже не эмоционально-экстатические вспышки, вообще говоря не слишком полезные как для конкретного человека, так и для окружающих. Речь идет о Знании, но не столько об информации, которая лишь открывает Врата, сколько о самом Бытии, "Ахам ... Аси", Это обоснование и смысл, высший критерий действий. Помните: "Как небо бездонно, так сила ваша велика". Но именно здесь понимается эта бездонность.

И, как следствие, - понимание законов Проявленного. И в меру этого понимания возможность гармонизировать входящее в сферу внимания.
Опыт показывает, что, утомившись идеологическими декларациями, человек начинает создавать свой день без нарочитых значков и символов - собственно человеческий день. Но очень существенно, что бы на этом этапе не произошло как явного отрицания, так и скрытого угасания идеи внутреннего Сопереживания Сущего.
Сейчас мы подходим к тому месту в размышлениях, где сближаются (хотя и не были далеки) поднятый в предыдущей статье ("Телескоп 2") вопрос о свободном, лишенном побочных аффектов, доступе к Источнику и затронутая выше проблема реализации Непрестанного Предстояния.

"Лозунг дня"


Вопреки традиционному тезису "Выживает сильнейший" (в вульгарном толковании) можно с уверенностью, подкрепленной всем ходом эволюции заключить, что на вершине, в конце концов, оказывается развивающийся.
Всем знаком прилив сил при касании к новому. Но эксплуатация "эффекта новизны", который является лишь одним из ингредиентов, чревата пресыщением и следующими за этим извращениями Чрезмерности.
Так обыватель жадно кидается на "свежие сплетни", или "новейшие откровения", а желтая пресса намерено подбирает материалы "поострее и погорячее", в области же человеческих отношений погоня за яростью и свежестью порой приводит в область психопатологии.
"Вера без Дела...". В равной степени это относится и к Знанию любого рода. Не учиться-запоминать (тем более НЕ запоминать), но учиться-делать.

Чтобы пробойник не заклинило, его нужно проворачивать


Само собой разумеется, что учиться разному: буддийский архат, согласно традиции, должен обладать познаниями и навыками (!) во многих областях, а в двух-трех быть мастером. Также упоминается о дуге мышления, которая у того же архата должна быть полным кругом (ср. "кругозор", но не только как "эрудированность")

Я не могу утверждать, что бросившись изучать новые языки и научные дисциплины человек избавится от упадков и депрессий (можно лишь заметить, что внутренняя дисциплина и привычка не "убивать" время в дешевых развлечениях избавят от последствий собственных времяпрепровождений ). Ритмы были и будут, но стоит воспринимать отсутствие вдохновения не как чей-то злонамеренный произвол, но как сигнал о нарушении Связи ("Господи, почему не слышу тебя?!"), и, соответственно, искать "в чем ты был не прав".

В качестве примечания
Ритмы были и будут, но минус волна может быть как депрессионным ударом, унижающим человека иногда до состояния растения, так и временем для спокойного осмысления накопленного за последний цикл и пониманием новых путей, или, что привычнее, чем-то посередине.

"И если ты ни холоден и ни горяч..."


Само собой, что "неправота" может заключаться как в действии, явно повреждающем "Ткань Лакшми", так и в более часто встречаемом "посерении", затирании Образа. И если первое можно предотвратить (т.е. программа минимум; критерий необходимости - помните математику?), выполняя некоторый этический набор, то программа максимум (критерий достаточности), находится за гранью линейно предсказуемых событий. Можно лишь методом от противного отмечать, что ни одна из методик не дает гарантированного результата в произвольный текущий период времени.

"На каждое сознание найдется своя пралая"


В качестве примечания
Важно помнить, что любая психотехника (обряд, ритуал) создается лишь как метод повторения какого-либо переживания (хуже - эффекта произведенного на окружающий мир) через воспроизведение вторичных признаков. Потому и тускнеют и вырождаются культы, когда второе поколение учеников повторяет их без понимания и без установления Связи.

"Но выше сумрачных вершин сияющая Твердь" и если в период упадка сил не допускать малодушия (очень правильное слово - ведь именно малость души не дает вместить), то Радость снова коснется как раз в тот момент, когда наши личные силы доходят до последнего предела. Так, чтобы происходило Развитие.
Это, пожалуй, и есть ключевое понятие, - как говорил о. Иоанн Кронштадский - "Благодать Божественная непрерывно изливается на Землю, но надобно рвение, чтобы ее принять".

Оценка: 6.00*4  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"