Сатыртдинов Муса+леда+чудик Ли: другие произведения.

Этносепаратизм в Европе. Ирландская проблема

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Конкурс 'Мир боевых искусств.Wuxia' Переводы на Amazon
Конкурсы романов на Author.Today

Конкурс фантрассказа Блэк-Джек-20
Peклaмa
Оценка: 6.00*3  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Это писалось как реферат для моей знакомой. Но я вложил туда много своего (и не своего). Можно сказать, что писали мы это втроем, хотя в разное время.

  Введение.
  Поскольку Европа является регионом с уже устоявшейся этнополитической ситуацией, сепаратизм как явление здесь встречается достаточно нечасто. Чаще в этом регионе встречаются террористические организации марксистско-ленинского или анархистского толка. Однако и этносепаратизм в Европе все же наблюдается.
  Баски, крупный по европейским меркам народ (около миллиона человек), населяющий горы и предгорья Пиренеев по обе стороны испано-французской гра-ницы, заслуженно считаются главными возмутителями спокойствия в Европе. Уже почти полвека баскские сепаратисты из группировки ЭТА ("Эускади Та Ас-катасуна", что можно перевести как "Отечество и свобода") пытаются при помощи террора добиться от испанских и французских властей признания независимости своей родины.
  Другая "горячая точка" современной Западной Европы - остров Корсика. Его население, составляющее приблизительно 300 тыс. человек и говорящее на одном из диалектов итальянского, в течение нескольких десятилетий добивается независимости от французского правительства.
  Сравнительно недавно широкую известность приобрело шотландское дви-жение за отделение от Великобритании, существуют подобные движения на Ки-пре, в Бретани и Уэльсе. Однако наиболее известной проблемой такого рода в Ев-ропе является ирландская проблема. В настоящее время она не считается такой уж острой (какой была, по крайней мере, в семидесятые годы), и в сущности, уже близится к своему разрешению - особенно если вспомнить о ее многовековой ис-тории. Пример Ирландии и теперь - Северной Ирландии, происходившего и про-исходящего здесь конфликта, и опыт разрешения подобных конфликтов, накоп-ленный в этом регионе, могли бы служить уроком для тех стран, где подобные проблемы возникли лишь недавно.
  
  1. Этносепаратизм в Европе.
  Баски являются уникальным этносом, говорящим на языке, не имеющем ни-чего общего с остальными европейскими языками. Кроме того, баски - один из древнейших народов в Европе. Они занимали свои земли в Пиренеях еще до при-хода туда римлян. Примечательно, что название этноса с тех пор практически не изменилось: римские авторы, писавшие об Иберийском полуострове, упоминают народ васконов, живший в тех же местах, которые сейчас населяют баски. Этот народ успешно пережил вторжение римлян, несколько волн варварских нашествий и арабское завоевание. Тем не менее прочную государственность баски создать так и не сумели. Их небольшие княжества не могли соперничать с соседними Кас-тилией, Наваррой и Францией. К XIV веку баскские земли были полностью по-глощены этими королевствами, а позднее большая их часть вошла в состав Испа-нии. Баски никогда не отличались преданностью испанской короне и верностью испанским законам. Они умело извлекали выгоду из положения разделенного на-рода с никому не известным языком: контрабандная торговля на испано-французской границе процветала. Возможно, поэтому идея независимого государ-ства вызревала в умах басков очень долго. Даже в конце XIX века, когда в Стране Басков начало оформляться националистическое движение, его лидеры, братья Сабино и Луис де Арана, требовали лишь автономии в составе Испании. Не ис-ключено, что этим требованием дело бы и ограничилось, тем более что в 1931 го-ду баски получили автономию из рук республиканского правительства. Однако после прихода к власти в Испании франкистов баскская автономия была ликвиди-рована, а использование языка эускеро запрещено не только в официальных учре-ждениях, но и в личном общении. Такая политика вызвала закономерное возму-щение басков. В годы гражданской войны в Испании они едва ли не поголовно выступили на стороне республиканцев. С тех пор прочного мира в Стране Басков не было. Террористическая группировка ЭТА возникла в конце 50-х - начале 60-х годов прошлого века, после того как основные силы баскского партизанского движения были разгромлены войсками Франко. Примечательно, что первые шаги баскских террористов, организовывавших покушения на военных, жандармов и политиков-франкистов, были встречены если не с одобрением, то с пониманием испанцами, у которых было немало поводов для недовольства режимом. Франко, одержавший победу в гражданской войне, оказался бессилен перед горсткой бое-виков ЭТА. Несмотря на крайне жесткие меры по отношению ко всем заподозрен-ным в сотрудничестве с группировкой, террор не шел на убыль. Под угрозой на-ходились все -- от простого государственного служащего до генерала. А наивыс-шим "достижением" ЭТА стало убийство премьер-министра Испании Карреро Бланко в декабре 1973 года. Баскские боевики специализировались на терроре, что, однако, нисколько не препятствовало им заниматься банальными грабежами. Похищения с целью выкупа, вымогательство денег на нужды революции, в том числе и у предпринимателей-басков, были не менее важным направлением дея-тельности ЭТА, чем борьба с диктаторским режимом. Очевидно, построенный на терроре бизнес группировки оказался достаточно прибыльным. По крайней мере, когда в 1979 году баскам вернули их автономию, ЭТА не успокоилась. Целью ее деятельности была отныне объявлена борьба с испанскими колонизаторами за создание независимого государства. Восстановление автономии внесло в жизнь группировки только одно существенное изменение: ЭТА обзавелась политиче-ским крылом, партией "Ери Батасуна" ("Народное единство"), которая могла уча-ствовать в выборах и представлять интересы террористов в парламенте Страны Басков. Испанские власти после 1979 года вели себя по отношению к ЭТА очень последовательно, ни при каких условиях не вступая в переговоры, но в то же вре-мя и не пытаясь ограничить автономию Страны Басков. Пожалуй, наиболее жест-кой политической мерой правительства по отношению к сепаратистам стал запрет деятельности партии "Батасуна" в конце августа этого года. В то же время нельзя сказать, что такая тактика принесла значительный успех в борьбе с терроризмом. Конечно, его масштабы несколько сократились по сравнению с временами Фран-ко, однако полностью ликвидировать его так и не удалось. Проблема заключается в том, что большинство баскского населения одобряет если не методы, то цели террористов. Причем самое неприятное для Мадрида заключается в том, что идеи сепаратистов пользуются горячей поддержкой отнюдь не среди социальных низов или в сельской глубинке, а у наиболее динамичной части общества - молодых го-рожан, принадлежащих к среднему классу. Именно они вышли на улицы городов Страны Басков, протестуя против запрета "Батасуны". [4]
  Корсика - один из самых отсталых районов в Европейском союзе. Основные отрасли ее экономики - сельское хозяйство и туризм. При этом корсиканцы и в XXI веке сумели сохранить крайне архаичные формы общественного устройства - традиции кровной мести живы на острове до сих пор. Остров Корсика вошел в со-став Франции в 1769 году в результате соглашения французов с генуэзцами. Мно-гие корсиканцы, переезжая на материк, делали прекрасную карьеру во француз-ской армии -- как, например, Наполеон Бонапарт. Однако органичной частью французских владений Корсика так и не стала. Власть Парижа всегда была здесь довольно условной - благодаря корсиканским традициям гостеприимства и круго-вой поруке французы никогда не могли добиться от местного населения выдачи преступников. Сейчас этим с успехом пользуются террористы. Требования корси-канцев о предоставлении автономии острову в Париже очень долго оставляли без внимания. Законодательство Франции вообще не предусматривает существования в стране каких-либо национальностей, кроме французов. В практическом плане это, в частности, означает запрет на изучение родного языка в школах. Неудиви-тельно, что вспыльчивые корсиканцы перешли к насильственным методам борь-бы. Крупнейшая на острове террористическая организация, действующая под се-паратистскими лозунгами, "Фронт национального освобождения Корсики", была создана в 1976 году. Счет ее жертв, главным образом представителей французских властей и жителей острова -- некорсиканцев, идет на тысячи. Средства на освобо-дительную борьбу корсиканские террористы добывают при помощи грабежей, вымогательств и торговли наркотиками. Кроме "Фронта национального освобож-дения Корсики" на острове действует еще порядка двадцати террористических ор-ганизаций. Подготовка терактов поставлена в буквальном смысле слова на поток: ежегодно происходят десятки взрывов. Власти пока бессильны в борьбе с терро-ром. Недавние уступки сепаратистам в виде предоставления автономии Корсике не привели к желаемым результатам, боевики просто стали требовать большего. Попытки обезвредить лидеров террористов упираются в корсиканскую круговую поруку. Жители острова, вне зависимости от своего отношения к сепаратистам, не выдают преступников. Так, французским спецслужбам известно имя человека, среди бела дня застрелившего префекта Корсики Клода Эриньяка в феврале 1998 года. Однако арестовать его так до сих пор и не удалось. [4]
  Шотландская национальная партия, действующая с середины 30-х годов прошлого века, прямо заявила о своих намерениях бороться за независимость. Во французской Бретани ситуация значительно тяжелее. Здесь уже создаются боевые группы, ставящие своей целью вооруженную борьбу за национальное освобожде-ние. К этому списку можно добавить каталонцев и галисийцев в Испании, фла-мандцев в Бельгии. Сепаратистские настроения растут и в Италии, где их подпи-тывают значительные диспропорции между уровнем экономического развития се-верной и южной частей страны. Чем может это закончиться на Сицилии с ее бога-тыми патриархальными традициями, гадать не нужно: пример Корсики рисует та-кую перспективу исчерпывающе. [4]
  
  
  
  
  
  
  
  2. Ирландская проблема. Исторический экскурс.
  Ирландский конфликт между завоевателями и местным населением имеет настолько длительную историю, что стал уже одним из признаков национального характера.
  Ирландский остров как самостоятельное государство (или конгломерат го-сударств, некая федерация с номинальной центральной властью) существовало уже в начале нашей эры. Нашествие гэльских племен к этому времени остров уже пережил, и этнополитическая ситуация в целом успела устояться. Христианизация страны, протекавшая в начале нашей эры, прошла не в пример многим странам почти безболезненно, обогатив христианство именами новых святых, некоторые из которых (например, Святая Бригита) являлись в прошлом кельтскими божест-вами. В свою очередь, устная традиция кельтских саг была сохранена именно бла-годаря христианским монастырям. В остальном на Британских островах христиа-низация, завоевания римлян и англосаксов практически полностью погубили кельтскую и докельтскую культуру. Расцвет Ирландии пришелся на эти века. Дос-таточно сложно говорить о степени ее экономического, политического или куль-турного влияния, однако школы и монастыри Ирландии были наиболее развитыми в Европе, а ирландские пираты наводили страх на английское и шотландское по-бережье. Можно сказать, что Ирландия не была больше столь же свободной, спо-койной и богатой страной, как в этот период. Первым послекельтским завоевани-ем Ирландии, оказавшим влияние на всю дальнейшую судьбу страны, было наше-ствие викингов. Не смотря на то, что целиком страна так и не была захвачена, и завоеватели не оказали заметного влияния на этнический состав населения (как это случилось в Англии и Шотландии), сам факт вторжения, длительных войн с колониями викингов на ирландском побережье и сражений за право называться верховным королем Ирландии, в которые вожди викингов также были втянуты, стал переломным для национального самосознания жителей Ирландии. До сих пор любые нашествия не воспринимались как опасность захвата и иноземного влады-чества, ибо междоусобные войны ирландских королей за звание Верховного коро-ля, склоки между отдельными племенами, еще не ставшими единым народом, бы-ли делом обычным. Впервые появился мотив всенародной борьбы с завоевателя-ми, тогда не вполне осознанный, но с каждым новым проявлением все более от-четливый. В 1014 году в битве при Клонтарфе (пригород Дублина) была одержана победа над датчанами, в сущности, положившая конец скандинавскому присутст-вию в Ирландии, хотя многие из викингов сражались в этой битве на стороне ир-ландцев и после остались в Ирландии.
  В 1169 началось англо-норманнское вторжение, в некотором роде подготов-ленное внутриирландскими распрями между королями Лейнстера и Коннахта. Вследствие сложных политических маневров в Ирландии появилась английская колония, называемая Пейл. В сущности, еще в 1154 году Папа Римский объявил Генриха 2, короля Англии, также и королем Ирландии. На протяжении следую-щих 200 лет здесь протекала, в общем-то, успешная ассимиляция ирландцами аг-ло-норманнских пришельцев (что случалось со всеми, приходившими на ирланд-скую землю). Однако в 16 веке Генрих 8 решил восстановить власть Англии над островом, бывшую в тот момент достаточно номинальной.
  Итак, английское завоевание в значительной степени состоялось, и началось формирование того национального характера, с которым страна пришла к началу 20 века.
  К противостоянию национальному добавилось и религиозное противостоя-ние, когда Генрих 8 порвал все связи с Ватиканом, положив начало англиканской церкви - английской версии протестантизма. Католичество в Ирландии начало всячески притесняться, а затем и искореняться - также и потому, что священниче-ство поддерживало бунтовщиков, а богатство ирландских монастырей не давало спокойно спать английской военной аристократии.
  Религиозная позиция в Ирландии всегда была очень сильна, в частности, еще и потому, что христианство здесь никогда не насаживалось сверху и почти не боролось с местной языческой культурой. Не стоит забывать и о том, что Ирлан-дия была второй после Рима христианской (католической) страной Европы (об этом не стоит забывать и при рассмотрении современной ситуации, часто непо-нятной нам, жителями сугубо атеистической страны, где религиозная традиция была благополучно изжита). Следует также учесть, что последователи одной кон-фессии (к тому же более старой) полагали всех остальных отступниками от истин-ной веры. Подчиниться и перейти в протестантство для второй католической страны Европы означало всем населением спрыгнуть в геенну огненную. Очевид-но, что мирным путем такой процесс пойти не мог. Очевидно также и то, что чем большим гонениям подвергается религия, тем более истинной она кажется. В Средней и Северной Европе, где протестантство было религией именно протеста, католичество было изжито как религия угнетателей. В Ирландии же на позиции религии угнетателей оказалось протестантство.
  Последовали века английского владычества, полные восстаний, тайных об-ществ и пассивного сопротивления, повальной эмиграции. По сути страна ни разу не объединилась в своей борьбе против Англии, крестьянские восстания и загово-ры аристократов сменяли друг друга, не достигая цели. Ирландскому правящему классу вдруг стало очевидно, что Ирландия - очень маленькая страна на краю ми-ра, не имеющая ни природных ресурсов, ни сколь-нибудь заметных богатств, и власть британской короны - единственный шанс для нее оставаться на европей-ской арене. В конце XVI - начале XVII вв. произошла колонизация Манстера, Ольстера и части Ленстера, не входивших в Пейл. За два века английские колони-заторы присвоили около 85% всех ирландских земель. 1688-1691 гг. произошло ирландское восстание, с трудом подавленное англичанами. В конце XVII - сере-дине XVIII вв. англичане боролись с ирландскими католиками, были изданы зако-ны о борьбе с католическими заговорами. В второй половине XVIII в. под давле-нием растущей оппозиции английское правительство вынуждено отменить ряд за-конов, восстановить автономию ирландского парламента. В 1798 г. было жестоко подавлено восстание за независимость. В 1801 г. парламентская автономия Ир-ландии ликвидирована, сам парламент упразднен, а ирландские представители по-лучили несколько мест в английском парламенте (согласно "Акту об унии"). В XIX в. Ирландия превратилась в аграрный придаток Англии. В 1829 г. английское правительство было вынуждено предоставить ирландским католикам пассивное избирательное право. В 30-е годы XIX в. стихийные выступления крестьян приня-ли характер настоящей войны против налогов, которые собирала метрополия. Раз-вернулось движение за разрыв англо-ирландской унии. В 1840 г. возникла Ассо-циация Рипилеров, внутри которой в 1848 г. образовалась более радикальная группа "Молодая Ирландия". В 1847 г. радикальные элементы национального движения основали Ирландскую конфедерацию, призывавшую к вооруженному восстанию, которое произошло в 1848 г. и было подавлено английскими властями.
  К началу 20 века ирландская ситуация, казалось, приобрела вечный и нераз-решимый характер. Представить, что через два десятка лет Eire (Ирландская рес-публика) приобретет независимость, не смог бы практически никто. Во время Первой мировой войны ирландцы попытались использовать затруднения Велико-британии, вспыхнуло ирландское восстание 1916г., которое, как и все предыду-щие, было подавлено. Ирландские сепаратисты вели переговоры с Германией о поставках оружия, ходили даже разговоры об открытии второго фронта против Великобритании.В 1919 г. президентом становится И. Де Валера. Явочным поряд-ком собранный в Дублине парламент провозглашает независимость Ирландии, ирландская республиканская армия (ИРА) разворачивает активные боевые дейст-вия против английских войск и полиции. В 1921 г. между Ирландией и Велико-британией подписан мирный договор, Ирландия получили статус доминиона. Шесть наиболее развитых в промышленном отношении графств тем не менее ос-тались в составе Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирлан-дии. В 1922-1923 гг. противники заключения мирного договора продолжают боевые действия, гражданская война не прекращается. В 1937 г. принята новая конституция, в соответствии с которой бывший доминион стал суверенным госу-дарством Эйре, лишь номинально связанным с Великобританией. Во время Вто-рой мировой войны Ирландия сохраняет нейтралитет, хотя определенные круги в Eire готовы были выступить на стороне Германии. В 1949 г. Ирландия провоз-глашена независимой республикой. Сообщено о выходе ее из состава британского Содружества. В 1955 г. Ирландия вступила в ООН. Казалось, Eire ушла с арены большой политики. Однако на протяжении многих десятилетий этой стране уди-вительно везло с политиками, которые знали достоинства и недостатки своей страны, приумножали первые и старались избавляться от последних. Вопреки сложившемуся мнению, Eire отнюдь не действует в разрезе политического курса Великобритании, что особенно наглядно показали события перед второй войной в Персидском заливе, когда Eire отказала США в возможности дозаправки военных самолетов в аэропорту Шэннон, и США пришлось искать возможность договора с Турцией.
  3. Северная Ирландия
  Ольстер (Ulster) - это историческая область Ирландии, включающая в себя 9 графств, 3 из которых на настоящий момент принадлежат Eire, 6 - Великобрита-нии. Соответственно, южные ирландцы никогда не назовут эту часть острова - Ольстером, они говорят - "шесть графств". Кроме того, конституция Eire состав-лена таким образом, что распространяется и на часть, принадлежащую Велико-британии; раздел Ирландии конституцией не признается. Само название - Оль-стер (Ульстер) - происходит со времен сакрального пятичленного деления Ирлан-дии от названия народа (уладов), проживавших на этой территории. Следует отме-тить, что по некоторым данным, улады были докельтстким народом, отличались от остального населения острова и временами находились с ним в противостоя-нии.
  Один из наиболее знаменитых героев кельтской мифологии, Кухулин, фигу-рирует в пантеоне обоих противоборствующих лагерей Северной Ирландии. Он присутствует в темах граффити как в протестантских кварталах, так и в католиче-ских. Однако каждый интерпретирует его участие в легендарной истории Ирлан-дии по-своему. Для националистов, Кухулин является символом Ирландии в борь-бе за свободу. На главной Почте Дублина, центрального места Пасхального вос-стания 1916 года, скульптура Оливье Шеппарда изображает тяжело раненого ге-роя приковавшего себя к скале, чтобы умереть сражаясь, лицом к врагу (англий-скому!). Таким образом, Кухулин отображается на республиканских граффити как "поборник" национальной идеи. Для лоялистского лагеря, напротив, Кухулин яв-ляется героем Ольстера, грозным воином, который уже более двух тысяч лет за-щищает это древнее королевство от набегов других ирландских королевств (Кон-нахт, Мюнстер, Лейнстер и Мит), как повествует знаменитый кельтский эпос "Tain Bo Cualnge" (Похищение быка из Куальнге). Кухулин является персонажем многих настенных рисунков посвященных военизированным группировкам лоя-листов.
  В то время как "Южная Ирландия" приобретает постепенно полную полити-ческую независимость между 1937 и 1949 (дата основания Ирландской Республи-ки), шесть из девяти графств исторической провинции Ольстер остаются под анг-лийским господством. Эта новая единица, называемая Северной Ирландией, бла-гополучная до 1972 и имевшая относительную внутреннюю самостоятельность, обладавшая собственным правительством и парламентом в Белфасте и все еще со-храняющая представительство в Вестминстере.
  Этот статус позволил протестантскому большинству унионистов осуществ-лять политику дискриминации по отношению к значительному католическому меньшинству (третья часть населения "шести графств"). Население Северной Ир-ландии состоит большей частью из протестантов, не считающих себя ирландцами и имеющих некие проблемы с самоидентификацией: они определяют себя как ольстерцы, лоялисты, унионисты, реже - англо-ирландцы. Разность вероисповеда-ния В Северной Ирландии имеет не только религиозное, но и вполне социальное значение. Протестанты и католики образуют две общины, каждая со своим жиз-ненным укладом, возможностями получить образование и работу, часто со своим районом проживания (в Северной Ирландии встречаются как города с четко опре-деленными протестантскими и католическими районами, полностью протестант-ские или католические населенные пункты, так и населенные пункты без четко выраженного разделения). [1]
  Имеющие очень мало представителей, как в парламенте, так и в муниципа-литетах из-за хитроумной избирательной системы, благоприятствующей протес-тантам, католики были около пятидесяти лет жертвами дискриминационных мер в области трудоустройства и жилищной политики. Кроме особенностей избиратель-ного право, дискриминация была (и в некоторой степени остается) обусловленной системой школьного образования. Школы в Ирландии делятся по религиозному принципу. Как правило, протестантские школы имеют лучшее (частное) финанси-рование, отсюда и более высокий уровень образования. Католические же школы финансируются только на муниципальном уровне, и образование дают такого ка-чества, что до семидесятых-восьмидесятых годов колледжи и университеты были практически закрыты для католического меньшинства. Отсюда, естественно и дискриминация в области трудоустройства, и более низкий уровень жизни. [2]
  Только во второй половине 1960 это безраздельное господство унионист-ского большинства начинает подвергаться пересмотру. Под влиянием "Движения за гражданские права " осенью 1968 проводятся первые большие демонстрации протеста. Они не требуют воссоединения острова, но настаивают на прекращении дискриминации и равенстве для всех граждан. Силовое вмешательство полиции (составленной практически только из протестантов) и унионистов, враждебных любой политической реформе, которая может урезать их привилегии, быстро пре-вращают эти мирные манифестации в жестокую конфронтацию. С лета 1969 на-чинается настоящая гражданская война, которая противопоставляет два лагеря, вызывая высадку первых английских войск: в августе, католический квартал Бог-сайд, в Лондондерри, превращается в полностью изолированный и контролируе-мый комитетом местной самообороны. Для националистов, "сражение при Бог-сайд " становится символом: еще сегодня можно прочесть на тщательно сохра-ненной стене уничтоженного дома надпись 1969 (регулярно обновляемую): "Сей-час вы входите в свободный Дерри". [1]
  Сама ситуация 60-70-х гг. была полностью спровоцирована вводом войск и неспособностью британского правительства даже помыслить о пересмотре поло-жения Северной Ирландии. Для британской политики в принципе свойственен консерватизм и бездумное подчинение традициям, традицией же в данном случае было подчиненное положение Ирландии и жестокое подавление любого ирланд-ского недовольства. После первых же силовых акций со стороны Британии еще не полностью исчезнувшие вооруженные группировки ИРА появились снова - тоже в силу традиции. Само поведение обеих противоборствующих сторон полностью повторяло то, что происходило в Ирландии на протяжении многих веков. Не толь-ко ввод войск на территорию Северной Ирландии, но и политика интернирования подозрительных лиц без суда, действия спецподразделений, направленные на фи-зическое уничтожение членов неугодных группировок и партий, безразличие к го-лодовкам заключенных - все это было обусловлено именно многовековой истори-ей конфликта. [3]
  С другой стороны, к проблеме Северной Ирландии нельзя подходить с тех же позиций, как к проблеме Ирландии в историческом плане. После пика насилия, пришедшегося на 60-70 годы, начали проявляться первые признаки разумности со стороны Лондона - что в штыки было встречено протестантским населением Се-верной Ирландии. Проблема Северной Ирландии - это не ирландцы и англичане, не "Алое и зеленое" (роман А. Мердок о событиях 1916 года), это прежде всего - католики и протестанты, "зеленое и оранжевое", Лондон же здесь выступает ско-рее в качестве судьи на ринге, которому часто достается от увлекшихся боксеров.
  Начиная с 60-х годов в Северной Ирландии, кроме ИРА, уже почти не иг-рающей никакой реальной роли, появились множество различных террористиче-ских и полутеррористических организаций. При этом протестантские организации зачастую были не менее, а то и более агрессивны, чем католические:
  Ассоциация обороны Ольстера (Ulster Defence Association, Северная Ирландия): Крупнейшая протестантская вооружённая организация в Северной Ирландии. ЮДА возникла в сентябре 1971 по инициативе Энди Тайри (Andy Tyrie) в ответ на терроризм ирландских экстремистов. При возникновени объеди-нила несколько групп протестантов. Цель деятельности - защита протестантского населения Ольстера от нападений террористов и противодействие попыткам отде-лить Северную Ирландию от Великобритании. Во время развязанной ПИРА в 1970-х бомбовой войны ЮДА проводило вооружённую кампанию для "защиты улиц". Идеологически ЮДА ориентируется на социализм, рассматривается как рабочая организация. На счету боевиков ЮДА многочисленные покушения, всего более 100 убийств. [8]
  Добровольческие Силы Лоялистов (Loyalist Volunteer Force , Северная Ирландия): ЛВФ - экстремистская террористическая группа, сформирована в 1996 из отколовшихся от "Сил Волонтёров Ольстера" боевиков. Причиной раскола СВО стало стремление его лидеров к мирному урегулированию конфликта в Оль-стере. Диссиденты ЛВФ стремились подорвать политическое урегулирование с ирландскими националистами. Они предпринимали нападения на католических политических деятелей и гражданских жителей, на протестантских политиков, приверженцев мирного договора. При создании организацию возглавил Билли Райт по кличке "Крысиный Король". Райт был убит в 27 декабря 1997 тремя бое-виками Ирландской Национальной Освободительной Армии в тюрьме Мэйз. По-сле Райта организацию возглавил Марк Фултон "Громадина". Убиство Райта в де-кабре 1997 стало причиной ряда нападений боевиков ЛВФ на католиков. В Порт-дауне ЛВФ организовала массовые беспорядки, в ходе которых экстремистами уничтожалась собственность католиков, предпринимались нападения на полицию при помощи снарядов с зажигательной смесью. Группа применяет при нападениях взрывчатку, огнестрельное и холодное оружие. От рук боевиков погибли в 1997 Шон Браун, Сэмус Диллон, Эдди Трэйнор. Другой мотив активизации терроризма лоялистов - стремление правительства ограничить ежегодно проводимые парады различных протестантских обществ. Крупнейший парад проводит Орден Оранжи-стов, насчитывающий до 100000 членов. В ответ на планы правительства терори-сты ЛВФ угрожали осуществить взрывы. 15 мая 1998 ЛВФ объявили односторон-нее перемирие и 18 декабря 1998 ими было сдано некоторое количество вооруже-ния. Хронология акций: 1 июня 1997 в графстве Антрим убит констебль полиции Грэг Тейлор. Причиной убийства стал запрет на проведение очередного ежегодно-го парада протестантов. 15 июля 1997 католик Бернадетт Мартин был застрелен. 28 декабря 1997 три террориста из автоматического оружия обстреляли Гостиницу Гленганнон. В результате нападения убит экстеррорист ИРА Сэмус Дилло; три человека ранены. 31 декабря 1997 террористы ЛВФ в северном белфасте убили католика Эдди Треанора. 5 декабря 1997 боевики ЛВФ убивают католика Джерри Девлина в северном Белфасте. [8]
  Ирландская Армия Национального Освобождения: ИНОА создана в 1975, на волне роста левоэкстремистского движения в Европе. Является воору-жённым крылом Ирландской республиканской социалистической партии, создан-ной вышедшими из "официальной" ИРА членами. ИНОА террористической дея-тельностью стремится заставить вывести из Северной Ирландии Британские вой-ска. Цель ИНОА - объединение Ирландии и создание на её территории марксист-ско-ленинского революционного государства. ИНОА осуществляла взрывы и воо-ружённые нападения на британских и ольстерских должностных лиц, представи-телей сил безопасности, протестантских лоялистов, членов протестантских мили-ции. Идеологическими расхождениями была вызвана продолжавшаяся некоторое время война с ИРА и ПИРА. Эта борьба продолжались с 1974 по 1977, когда осно-ватель ИНОА Сэмус Костелло был убит неизвестными террористами. Организа-ции перешли к совместной координации деятельности. Численность активных боевиков - около 20 человек. Средства добывают экспроприациями. Взрывчатку в начале 1980-х АНОИ поставляла "Аксьон Директ". Самый крупный акт - взрыв ночного клуба в 1982.XII, при этом погибло 17 и ранено 66 человек. ИНОА ответ-ственна за четыре убийства в Северной Ирландии начиная с 27 декабря 1997. [8]
  Силы волонтёров Ольстера (Ulster Volunteer Force): Протестантская пра-воэкстремистская террористическая группировка, сформирована в Северной Ир-ландии в 1966 для вооружённой борьбы с ирландскими террористами. Название ЮВФ приняло от существовавшей в 1913-1920 гг. лоялистской организации. ЮВФ объявила 21.V.1966 о планах уничтожения боевиков Ирландской Республи-канской Армии. Тогда же правительством Северной Ирландии ЮВФ поставлена вне закона. В последующие годы боевиками ЮВФ предпринята серия взрывов, покушений и убийств. 20.2.1979 судом Северной Ирландии за убийство 19 като-ликов (как правило, жертвы случайного выбора) к раздичным срокам заключения были приговорены 11 протестантских террористов (г.о. члены ЮВФ), считавшие свою деятельность местью за акции террора ИРА. ЮВФ выступает против каких-либо мирных переговоров с Ирландцами по вопросу о статусе Ольстера. Террори-стические операции: 28.6.1966 трём членам организации предъявлено обвинение в убийстве пяти ирландцев; убийцы приговорены к пожизненному тюремному за-ключению. 30.3.1969 террористы ЮВФ взорвали электростанцию и установку во-доснабжения Белфаста. [8]
  Ирландская Армия Продолжения (Совет Армии Продолжения, Continuity IRA): Радикальная республиканская организация, откололась от ИРА в 1994 году. Причина - несогласие с курсом ИРА на мирные переговоры по урегу-лированию североирландской проблемы. ИАП считает необходимым продолжать борьбу до воссоединения двух частей Ирландии в единое государство. ИАП от-ветственна за взрыв автомобильной бомбы, происшедший 14 июля 1996 года в Эннискиллен, Северная Ирландия, а также за взрывы 29 сентября (Белфаст) и 22 ноября (Лондондерри). В Лондондерри 30.10.1997 предприняли попытки терактов с помощью пластиковой взрывчатки сэнтэкс. Политическое крыло ИАП - отко-ловшейся от Шинн Фейн "Республиканская Шинн Фейн. [8]
  По логике самого конфликта, динамика массового сознания в протестант-ской общине воспроизводила с точностью "до наоборот" перемены в среде като-ликов. В ответ на "предательство" Лондона с его реформами, представлявшими угрозу для привилегий юнионистов, их гражданская мобилизация обретает край-ние формы - нетерпимости и религиозного экстремизма, готовности поддержать неконституционные действия протестантских военизированных организаций. Од-нако даже в протестантской общине мучительно медленно, но все же происходят важные перемены. И там потребности в новой политике вызывают к жизни ростки несектантского сознания, идет процесс своеобразного "окультуривания" экстре-мистских течений, придающего им (или, по крайней мере, наиболее способным к духовной и политической эволюции их элементам) социально осмысленный ха-рактер и делающего в принципе возможным сотрудничество и поиски компромис-са с противоположной стороной конфликта. С другой стороны, в католической общине идет консолидация на основе признания законности существующего ре-жима и совершается переход к конструктивной политической деятельности, фор-мируются партии нового для католиков типа - нацеленные на участие в преобра-зовании внутренней жизни и допускающие изменение конституционного статуса Северной Ирландии только законным путем. [5]
  Так были созданы важнейшие предпосылки для мирного процесса - поис-ков путей прекращения противоборства и решения проблем государственного устройства Северной Ирландии путем переговоров всех политических партий и групп, отвергающих насилие. Мирный процесс в 1984-1985 гг. начинали партии, представляющие католическую общину, без участия протестантской стороны. На этом этапе основной задачей мирного процесса становится подготовка перегово-ров всех заинтересованных сил, всех, без исключения, партий и движений, отвер-гающих насильственные пути выхода из кризиса, при участии правительств Вели-кобритании и Ирландской Республики. В ходе медленного, трудного продвижения к этим переговорам преодолевалось сопротивление юнионистских партий, с поро-га не допускавших на первых порах саму мысль об обсуждении внутренних про-блем Ольстера с его католической общиной, а тем более с привлечением "иностранного государства" - Ирландской Республики. [6]
  Проблему приобщения к переговорному процессу юнионистов решала на протяжении 70-х - 80-х годов консервативная партия Великобритании. Как "братская" для юнионистов организация, она по традиции пользовалась их дове-рием (в той, разумеется, мере, в которой доверие вообще мыслимо при архаичном, конфронтационном типе сознания). Достижением консерваторов стало утвержде-ние в ходе различных встреч, переговоров, предварительных соглашений второй половины 70-х - первой половины 90-х годов основополагающего принципа: любые перемены в конституционном статусе Северной Ирландии возможны толь-ко с согласия большинства ее населения. Он был воспринят протестантами как на-дежный базис будущих переговоров. В марте 1991 г. идея многопартийного диа-лога о разделении власти в будущем региональном законодательном органе между представителями обеих общин и о законности участия Ирландской Республики в обсуждении ольстерских проблем - идея, ранее горячо одобренная партиями на-ционалистического спектра, - была, наконец, поддержана и всеми юнионистски-ми партиями. [5]
  Дальнейшее развитие мирного процесса шло по линии сближения позиций сторон по самым острым вопросам. В 1992-1993 гг. обсуждались принципы воз-можного в будущем воссоединения страны. "Декларация с Даунинг-стрит 1993 года" провозглашала, что эту проблему должен будет решить референдум, на ко-тором свое отношение выскажет население обеих частей Ирландии. При этом Ве-ликобритания обязывалась свернуть свое военное присутствие, а Ирландская Рес-публика - отменить те статьи своей Конституции об особом положении католи-ческой церкви в государстве, которые на протяжении многих десятилетий служи-ли генератором страха и ожесточения протестантов. Тем самым отдельные пози-ции, которые сближались и согласовывались на протяжении многих лет, были за-фиксированы, пункты наиболее острых разногласий сняты и путь к будущему ми-ру в стране открыт. [7]
  Следующий этап мирного процесса предполагал изоляцию экстремизма, республиканского и лоялистского (ультра-юнионистского) терроризма, вытесне-ние и исключение его из политической жизни Северной Ирландии. Началом этого был сам факт согласия на встречу за "круглым столом" представителей всех пар-тий, исключая те, которые связывали себя с террористической деятельностью. Еще одним шагом должно было стать вовлечение в переговорный процесс партии Шин Фейн - при условии прекращения огня ИРА - и оказание дальнейшего давления на нее, чтобы избавить эту организацию от "генетической" предраспо-ложенности к терроризму и содействовать трансформации ее из "политического крыла" республиканского движения в нормальную системную партию. К сожале-нию, формировавшийся по крупицам в течение нескольких лет консенсус по дан-ному вопросу был взорван в 1996 г. фактическим отказом премьер-министра Ве-ликобритании Дж.Мейджора пригласить к столу переговоров Шин Фейн (эта пар-тия уже участвовала к тому времени в некоторых договоренностях) без выполне-ния ею новых предварительных требований, число которых возрастало. Позиция Дж.Мейджора была продиктована давлением юнионистов, от поддержки которых в британском парламенте во все возрастающей степени зависили консерваторы. Эта позиция стала непосредственным поводом для срыва перемирия, объявленно-го ИРА и длившегося более года, и для возобновления террористических акций на территории Великобритании. [5]
  В результате мирный процесс в Северной Ирландии опять зашел в тупик: все его достижения, завоеванные с огромным трудом не одним поколением поли-тиков и всем британским обществом, оказались принесенными в жертву "парламентской арифметике". Вывести его из тупика предстояло "новым лейбо-ристам" - той части руководства, которая готовила партию к очередным парла-ментским выборам, состоявшимся 1 мая 1997 г. Ольстерский кризис и связанные с ним перемены во всем строе общественной жизни провинции постепенно "откалывали" от экстремистских течений все новые слои ее населения, оставляя на прежних позициях лишь наиболее непримиримые группировки в обеих общи-нах. Так, в католической среде партия Шин Фейн, ведущая все более самостоя-тельную политическую жизнь, эволюционировала, отходя от традиций насилия. Эта партия все больше дистанцировалась от боевиков в республиканском движе-нии, действия которых на протяжении многих десятилетий оправдывались весо-мостью "аргумента силы" в вопросе о единстве Ирландии. Аналогичный процесс шел и в протестантской общине. Однако готовность к межпартийному диалогу, а следовательно, и к компромиссам, проявленная юнионистскими партиями и под-держанная значительной частью протестантского населения, не поколебала реши-мости наиболее ярых приверженцев лоялистских военизированных движений от-стаивать с оружием в руках исключительное право протестантов на Ольстер. Именно сторонники насилия в каждой из общин стали движущей силой событий лета 1997 г., которые создали впечатление начала нового раунда межобщинного противоборства. [7]
  Договоренности и их нарушение чередуются друг с другом с завидным по-стоянством. Решение проблемы, как очевидно, зависит уже не от политических, а скорее от культурно-общинных изменений. Пока остается возможным нападение на католических детей, идущих в школу по протестантской улице, останется и проблема Северной Ирландии.
  
  Заключение.
  История конфликта в Ирландии является классическим примером последст-вий колониальной политики. Единственное отличие этого случая от многих дру-гих, где борьба с колонизаторами постепенно перерождалась в терроризм, это то, что Ирландия находится в Европе, одном из самых спокойных в этом отношении регионов.
  История Ирландии показывает, что проблемы такого рода в принципе раз-решимы, но для решения такого рода проблем необходим разумный подход с обе-их сторон - или значительная доля удачи, как и произошло в случае с Eire, по-скольку очевидно, что в 20-е годы в ирландском конфликте не шла речь о разум-ном подходе.
  История же конфликта в Северной Ирландии, имеющего, по большому сче-ту, те же корни, что и отошедшая в прошлое ирландская проблема, но отличающе-гося от нее в значительной степени расстановкой сил, может служить примером того, что любые конфликты такого рода необходимо решать лишь цивилизован-ными мирными методами. Если даже в данном конфликте, осложненном многове-ковой историей взаимоотношений Англии и Ирландии, при нетерпимой позиции Великобритании к любым проявлениям терроризма (Великобритания не при каких условиях не ведет переговоров с террористами) и к любым проявлениям ирланд-ских протестов, в конце концов возобладали позиции мирного политико-культурного поиска решений, то такое возможно в любом конфликте подобного рода. Великобритании и населению Северной Ирландии для этого потребовались несколько веков национального противостояния, десятки лет терроризма и ответ-ных тайных акций британских войск, интернирования, неустойчивой жизни, но в конечном счете они пришли если не к примирению, то к готовности искать пути к этому примирению. Очевидно, что вхождение Северной Ирландии в состав Eire приведет к тому, что меньшинством станут протестанты со всеми вытекающими отсюда последствиями. С другой стороны, сам Дублин всегда был в значительной степени протестантским городом, хотя в силу своей роли столицы принужден был играть роль города католического.
  На настоящий момент проблема Северной Ирландии состоит не в том, что-бы войти или не входить в состав Eire, а в том, чтобы урегулировать отношения как между протестантами и католиками (отношения эти периодически взрывают-ся, как это происходило в 2000 году), так и между политической жизнью Северной Ирландии и Великобритании. Очевидно, что периодическое лишение провинции самостоятельного правления, а также система избирательного права, несколько раз менявшаяся, но так и не достигшая приемлемого уровня, не способствуют мирному течению жизни в регионе.
  Однако пример последних нескольких десятков лет показывает, что пробле-ма Северной Ирландии разрешима и будет со временем решена, ведь очевидно, что с 1972 года, когда произошло "кровавое воскресенье", уже достигнут большой прогресс.
Оценка: 6.00*3  Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com М.Юрий "Небесный Трон 1"(Уся (Wuxia)) Е.Амеличева "Лунная волчица, или Ты попал, оборотень!"(Любовное фэнтези) Л.Лэй "Пустая Земля"(Научная фантастика) Т.Сергей "Эра подземелий 3"(ЛитРПГ) А.Григорьев "Биомусор"(Боевая фантастика) С.Панченко "Ветер. За горизонт"(Постапокалипсис) О.Герр "Любовь без границ"(Любовное фэнтези) Е.Кариди "Сопровождающий"(Антиутопия) А.Найт "Наперегонки со смертью"(Боевик) Е.Шторм "Сильнее меня"(Любовное фэнтези)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Институт фавориток" Д.Смекалин "Счастливчик" И.Шевченко "Остров невиновных" С.Бакшеев "Отчаянный шаг"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"