В своих исследованиях пришлось изучить несколько источников на древнегреческом языке, но полноту раскрытия личности и учения св. Максима Исповедника можно найти только в трудах профессора Московской Духовной Академии Сидорова А.И., доктора церковной истории. Всё изложенное ниже является некоторым изложением его взглядов, его исследований с некоторой примесью исследований автора.
Богословие св. Максима Исповедника включает в себя учение о человеке.
Епифанович так излагает это учение. Лучшим выразителем божественной гармонии является человек. Человек - образ Божий. Если ????? каждой вещи отображает собой Бога, то в особенности ????? человека. Плоть его, облегающая душу, представляет собой лучшую параллель миру, облекающему собой Логоса, как одеждой. Его душа является образом Самого Божественного Логоса, проявившегося в мире Своими энергиями. Она имеет в себе как бы всю совокупность этих энергий. Поэтому через созерцание её можно приобрести такое же познание Логоса, как и из рассматривания природы. Как в мире Логос являет себя сущим в Ипостасной Бытийности и Жизни, так и в душе человека обнаруживает Себя как Разум, имеющий Ум и Жизнь, - в соответствии с тем, как и в человеке разумно-словесная (практическая) способность (?????)покоится в уме и проявляется в жизненной силе души. Как Логос, воплощаясь в мире, проявляет в нем Свои ????? естества, промысла и суда, определяющие все бытие мира, так и в человеке Он обнаруживается как его сложный ?????, определяющий все его бытие, деятельность и судьбу: это - а) ????? бытия человека - бытия двусоставного, имеющего основные черты разумной и телесно-животной жизни и отражающего собой гармонию миров; далее, б) ????? благобытия, намечающий нормы деятельности человека соответственно целям промысла и суда и находящий себе приложение в добрых задатках души человека; наконец, в) ????? вечнобытия или обожения, этой высшей и конечной цели промысла, завершающей богоуподобление (благобытие) соединением с Богом и дарованием боготворной непреложности душе и нетления телу (14, с. 71-72).
Как Логос через Свои идеи проявляет в мире Свою творческую, промыслительную и судящую деятельность, так и человека направляет к тому, чтобы он в познании и деятельности сосредоточил в себе все творческие идеи естества, все законы промысла и суда, а в них познал и все божественные свойства и проявления скрывающегося в них Логоса, словом, чтобы он сам стал духовным миром, состоящим из естественных, нравственных и богословских созерцаний и в этих созерцаниях сосредоточил в себе всю полноту Божества (полноту божественных озарений). Человек, таким образом, во всех отношениях является образом Логоса (14, с. 72).
Таким взглядом на человека объясняется и важное значение в системе преп. Максима идеи человека. Оно имеет то преимущество, что отчетливее и ближе к библейским терминам выясняет основные пункты в катафатике и онтологии - учение об образе бытия Логоса во Св. Троице (Ум и Дух) и о причастии твари свойствам Божества (образ Божий).
Епифанович далее пишет, что падение человека произошло в той области, в которой человек должен был осуществить свое назначение, - в области произволения. Здесь начало зла. На зло преп. Максим смотрит под углом зрения Ареопагита, обычным вообще для всего греческого богословия. Зло не есть что-либо субстанциальное или имеющее бытие по естеству; оно - лишь недостаток (????????) естественной энергии, неправильное движение её; само по себе, независимо от естественной энергии, оно - небытие. Обнаруживается зло лишь в свободной воле разумных существ, когда они по ложному суждению движутся помимо истинной своей Цели - Бога, в Котором только и можно найти истинную опору бытия и отделение от Которого приближает к небытию. В таком неправильном движении сил души и заключается грех первого человека. Вместо Источника жизни и обожения он обратился, как к чему-то более реальному, к чувственным благам, и в видимом мире стал искать для себя точек опоры. Вместе с тем все силы души его получили неподобающее направление, наклонились ко злу, ко страстям. Ум забыл свое истинное питание, ведение духовное, и прилепился к чувствам, вместе с чем подпал духовной слепоте, страсти неведения Бога и вещей божественных ??????, утратил способность созерцать божественное, видеть духовную истину, таинственно возвышаться к Богу. Вслед за отпадением от духовной истины и наклонением к чувствам, в человеке - под влиянием чувственного познания природы как источника наслаждений и страданий ("познания добра и зла") - возобладали плотские влечения.
Разум (?????) потерял силу нравственного руководства над неразумными (страстными) силами души - похотью (????????) и раздражительностью (?????) - и подчинился их беспорядочным движениям, побуждавшим человека стремиться только к удовольствию (?????) и избегать страданий (?????), и, таким образом, впал вовласть плотского самолюбия (????????), страсти плотоугодия (извращение ????????) и страсти насильничества (????????), побуждавшей к борьбе за мирские блага, средства услаждения, и выражавшейся в ненависти ко всему, что препятствует удовольствию и причиняет страдание (извращение ?????). Так развились эти основные, а из них и другие неестественные страсти.
Жизнь человека необходимо начиналась неправедной сластью (?????) рождения, этим зачатком развития страстей, и необходимо кончалась заслуженной п праведной смертью. С момента зачатия человек грехом чувственного удовольствия был оторван от Бога и подчинен диаволу, власть которого "под пупом" (Иов. 40, 11). И с этого же момента на нем лежало ничем не отвратимое осуждение "прародительского греха" - смерти (14, с. 84).
Никто не мог избавиться от осуждения смерти. Все подлежали закону рождения, а с ним и греху и тлению. Человек погибал. Как ветхий Адам, распространил на всех потомков своих плотское рождение, грех и тление, - так Новый Адам, осуществивши все, чего не достиг пра-отец, должен был стать родоначальником нового человечества и распространить на него силу духовного безгрешного рождения, освободить его от греха и избавить от тления, т.е. привести к обожению (14, с. 85). Епифанович пишет:
Тайна соединения во Христе человеческой немощи и Божественного величия совершенно недомыслима. Постижима лишь цель (?????) её, именно - наше спасение. Спасение есть соединение с Богом обожение: спасается все, что соединяется с Богом. С этой точки зрения нужно смотреть и на Лицо Искупителя. Наше обожение и спасение может быть совершено только Богом, Его снисшествием к нам, воплощением, и соединением с нами. Для того Бог стал человеком и Сын Божий - Сыном Человеческим, чтобы нас сделать богами и сынами Божьими (14, с.86).
Здесь мы видим спасение от Света и во свете, ибо обожение подразумевает полное преображение Светом нашего тленного естества.
Рассматривая систему воззрений преп. Максима как систему света, мы убеждаемся, анализируя ее по основным её идеям. В теологических системах основной и исходной идеей является обычно идея Первоначала, из которого и выводится и объясняется всё бытие, во всех фазах его развития. Св. Максим формирует идею Первоначала в форме идеи Логоса, деятельного Первоначала, имеющего непосредственное отношение к тварному бытию и познанию. Читаем Епифановича С.Л.:
В творческих идеях (??????ах) Логоса объединяется всё бытие, в промыслительных - вся нравственная жизнь. На созерцаниях первых базируется онтология преп. Максима, вторых - его теодицея, учение о человеке и искуплении, аскетика и эсхатология. Так идеей Логоса объемлется вся система его воззрений в такой же степени, как Логосом охватывается всё бытие.
Но идеей Логоса тварное бытие затрагивается, так сказать, односторонне - по идеальной половине своего существования. Более осязательно оно охватывается другой общей идеей - идеей человека, этого высшего представителя тварного бытия. Человек, по мысли преп. Максима, является реальным отражением, или символом, Логоса в мире и органом высших целей Его промысла. Он есть, так сказать, мир и Логос в миниатюре. В идее человека, поэтому, как и в идее Логоса, может тоже найти применение вся совокупность воззрений преп. Максима: в ней дано и познание богословия, и осуществление идей промысла и суда. Для преп. Максима эта идея составляет как бы мерило философствования. Антропология у него расширяется и космологию и получает онтологическое значение. Так, например, в частности три вида человеческого познания - чувственного, мысленного и мистического (сверх-разумного) - в онтологической проекции как бы образует три сферы бытия - телесного, мысленного (духовного) и божественного.- Но идея человека не имеет, однако, достаточной полноты и всесторонности. Если тварное бытие она и характеризует непосредственно, то божественное выражает лишь символически.
Полное и действительное осуществление идеи человека и установление непосредственной связи тварного и божественного бытия дано в конкретнойидее Христа. Последняя и является самой главной, самой общей (несмотря на свою конкретность) и в полном смысле центральной идеей для преп. Максима. Во Христе, по мысли св. отца, сокрыты все сокровища премудрости. Все можно познать через благочестивое рассмотрение тайны воплощения. Эта тайна заключает в себе "смысл (???????) всех гаданий и образов Писания и познание видимых и мысленных тварей". Во Христе дано все Божеское (Логос и ??????) и всё (идеальное) человеческое; - во всех стадиях бытия: и первобытное, и настоящее, и будущее (по воскресении). Во Христе заключены все блага искупления. Его воплощение и страдания суть высший пункт раскрытия идей промысла и суда. В Нем дан высший образец духовной жизни, явлены высшие проявления мистического опыта, даровано познание Св. Троицы, осуществлен идеал обожения (14, с.137-139).
Если в идее Христа объединяется всё бытие, то в свою очередь эта идея, или точнее, идея боговоплощения, может быть распространена на всё бытие и послужить ключом к раскрытию всех мировых загадок (14, с. 139).