Аннотация: НАЧАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ РУССКИХ И УКРАИНЦЕВ ПОСТАВЛЕНА С НОГ НА ГОЛОВУ
Нас окружают сложные явления, которым мы даем простые определения для удобства нашего восприятия. Всегда ли они соответствуют сути явлений? Очевидно, что нет. Придуманная нами терминология, прочно обосновавшись в наших головах, иногда начинает жить собственной жизнью, уводя нас далеко от реальности.
Особенно это касается исторической науки, которая больше других наук, подвержена влиянию субъективизма.
Взять, хотя бы, привычное для нас понятие "Киевская Русь". Термин, появившийся с легкой руки российских академических историков XIX века, помогает нам ориентироваться во временном периоде (от прибытия первых Рюриковичей в Киев до распада их единого государства). Хотя, в действительности, наши предки, жившие в Киеве тысячу лет назад, ни о какой Киевской Руси и слыхом не слыхивали, поскольку государства с таким названием не существовало.
Дальнейшее развертывание этой темы в российской исторической литературе привело нас к ряду недоразумений в представлении о том, кто такие русские и кем являются нынешние украинцы. Давайте посмотрим на проблему с несколько иного ракурса.
"Русь", "русский", долгое время не были определениями ни государства, ни этноса. Что, на самом деле, под этим подразумевалось, мы достоверно не знаем, но один из признаков древней Руси нам точно известен. Русью называли династические владения рода Рюриковичей, а все что им не принадлежало - Русью не называлось. Делая новые территориальные приобретения и способствуя распространению в них христианского вероучения, Рюриковичи расширяли границы Руси - своей родовой вотчины.
Если бы не титул киевского митрополита, возможно понятие "русский" не обрело бы того значения, которое оно имеет сегодня.
Но мы знаем, что князь Владимир, вначале, крестил киевлян, а затем остальных жителей своих владений, отстоящих далеко от Киева. Это событие получило отражение в титуле предстоятеля образовавшейся восточнославянской церкви. Он мог бы называться митрополитом Киевским, Новгородским, Корсунским, полянским, древлянским, словенским, дулебским, хорватским и т.д. и т.п., но он был наречен более кратким (и, очевидно, всем хорошо понятным) титулом - митрополит Киевский и всея Руси.
Итак, в юридической практике, слово Русь впервые употребилось Церковью, а не государством. И чем глубже Церковь проникала в жизнь разноязычных племенных союзов восточных славян, тем шире распространялось это слово и постепенно стало приобретать этнические признаки.
Не даром, название "Русь", в древности, часто сопровождалось прилагательным "святая". Это имело не какой-то абстрактно-поэтический, а вполне практический смысл, связанный с церковной организацией у наших предков.
Что же касается светской власти, то понятие Русь впервые обрело практическое значение уже после распада единой киевской державы на удельные княжества и появления двух новых политико-экономических центров: Владимиро-Суздальского княжества на северо-востоке и Галицко-Волынского на юго-западе.
http://www.proza.ru/2017/06/30/1995 Уже одно их географическое положение показывает, что первое должно было подвергаться большему влиянию Азии, а второе - Европы. Но меньшие части некогда могучего целого не имели достаточных сил для защиты своего суверенитета. Поэтому, северо-восток Руси стал улусом монгольской Орды, а юго-запад поделили между собой более сильные европейские королевства.
Существовавшие издревле, различия между юго-западной и северо-восточной частями ранее единой державы Рюриковичей, после ее распада, постоянно усиливались. Правда, была и эпоха сближения, точнее подчинения Юго-Запада Северо-Востоку (337-летие вхождения Руси-Украины вначале в Московское царство, а затем в российскую и советскую империи), но полного слияния не произошло. Этнические, языковые и ментальные различия, резко проявившиеся уже в XII в. (когда киевляне не хотели видеть у себя князя Юрия и его суздальцев, а позднее не принимали Боголюбского, за что, тот разорил и сжег Киев), по истечении девяти веков, привели к исторически неизбежным событиям: киевскому Евромайдану и, как следствие, нападению РФ на Украину.
Так, когда же Русь стали называть государством?
В 1254 г. Великий князь Данило Романович, из старшей ветви Мономаховичей, объединивший в начале 30-х годов XIII века Галицкое и Волынское княжества под своей властью, получил из рук папы Иннокентия IV королевскую корону и стал именоваться королем Руси. Столицей РуСкого королевства становится Львов, названный так в честь сына Данила.
Этот шаг стал актом политического разрыва с Ордой галицко-волынских земель. Князья юго-запада Руси больше не ездили в Сарай за ярлыком на княжение, чего нельзя было сказать об их северо-восточных родственниках, продолжавших лизать сапоги ордынским ханам.
Впервые в истории рода Рюриковичей, одна из их вотчин приобрела юридическое название Русь и стала первым православным королевством в Европе. В это время московские князья еще не называли себя великими и слово Русь в их титулах не употреблялось.
Если мы посмотрим, как в то время выглядели границы государств на востоке центральной Европы, то увидим, что к Орде примыкали Литва, Венгрия и Королевство РуСкое, в тылу у которого находилась Польша. Северо-восточные княжества Рюриковичей (ставшие, в последствии, основой Великороссии) не были самостоятельными государствами, а являлись ордынскими улусами, частью Орды.
Вы вправе спросить - а как же быть с Александром Невским и его потомками? Как могли они достичь величия под пятой монголов? Может и не было никакой пяты? Александр, как ни как, разгромил шведов на Неве, спас новгородцев от ливонских псов-рыцарей... Все это так, если посмотреть на парадную медаль с одной стороны. Но есть и другая сторона медали. Александр Ярославич Невский был названным братом хана Сартака - сына Батыя, ставшего, после смерти отца, правителем Орды, а своего родного брата Андрея предал и забрал у него Великое княжество Владимирское. Чтобы прогнать брата, пытавшегося поднять народ на борьбу с захватчиками, Александр позвал монголов, в очередной раз разоривших земли Залесся. Не случайно князь стоял у истоков той династии, которая, нападая на соседей из-под полы ханского халата, собрала вокруг себя правдами, а, чаще, неправдами, удельные и великие княжества северо-востока Руси и, прикончив свою благодетельницу Орду, основала Московское царство. Да, Александр воевал со шведами и ливонцами, и даже ставил свою подпись на международных договорах, но делал он это с позволения, одобрения и при поддержке хана, который опасался Европы и не любил ее так же люто, как и его сегодняшние исторические наследники в Москве. Можно сказать, что князь Александр был воплощением генерала Каминского средневековой эпохи (или наоборот).
Однако, вернемся к Королевству РуСкому, не имевшему никакого отношения к вышеописанным деяниям. Жителей подвластных ему земель нынешней Украины, стали называть русинами или руСкими задолго до того, как московиты, перебравшись в Санкт-Петербург, присвоили себе это имя.
После трагической гибели последних наследников Королевства Руского по мужской линии, началась долгая борьба за их вотчину. Эта борьба привела к тому, что часть королевства Руского (бывшее Галицкое княжество и часть Володимиро-Волынского) стали доменом польских королей, которые прибавили к своим званиям титул королей Руси и Ладомерии (Володомерии). Домен был преобразован в Воеводство руское с центром во Львове. Еще его называли Червоной (красной) Русью (в отличие от Белой Руси, расположенной севернее). А другая часть бывшего Королевства Руского - Волынь (ранее являвшаяся Володимиро-Волынским княжеством) отошла к Литве.
Примерно в то же время, когда происходили эти события, дед Ивана Грозного, Иван III стал именовать себя царем Всея Руси. Были ли у него основания так называть себя? Вопрос более чем спорный! Девять десятых всех земель тогдашнего Великого княжества Литовского составляли родовые вотчины Рюриковичей, которые сохранили за собой свои имущественные права. Королевство Руское было поделено между Польшей и Литвой, и к Московии не имело ни малейшего отношения.
Откуда же у московских князей титул - царь всея Руси?
Похоже, что эта часть их титула прямо позаимствована у киевских митрополитов!
В 1448 году Русская православная церковь фактически (но не канонически) обрела автокефалию, так как впервые на митрополичью кафедру был поставлен епископ Иона (из местных владык) без согласования с Константинопольским Патриархатом. http://www.proza.ru/2017/10/04/1163 В 1470 году новгородцы отправили своего кандидата на утверждение в архиепископский сан не к Московскому митрополиту (неканоническому), а к законному митрополиту Киевскому, Галицкому и всея Руси, что послужило причиной первого разорения Новгорода стрельцами царя Ивана III. Через восемь лет после падения Новгорода, в 1478 году под Москвой пала Тверь. Пребывавший в то время в Твери митрополит Киевский, Галицкий и всея Руси Спиридон был схвачен слугами Ивана III и заточен. Отойдя от практических дел, он занялся писательством. Он описал "Житие Соловецких чудотворцев Зосимы и Савватия", а в последние годы своей жизни, выполняя заказ отца Иоанна Грозного, Василия III, сочинил легендарное "Послание о Мономаховом венце", в котором доказывал происхождение московских князей от римского императора Августа.
Так вот где, как говорится, собака порыла... Не могли московские князья, натянувшие на себя царскую шапку и претендовавшие на роль августов, именоваться просто тверскими, суздальскими или муромскими господарями. Это звучало мелко и не солидно. Им подавай всю Русь - от края до края!
Назвавшись царем всея Руси, подмяв под себя Новгород и Тверь (последние очаги антимосковского сопротивления), дед Ивана Васильевича не декларировал фактическое положение дел, а сделал грозную заявку на будущее, которое его потомкам так и не удалось осуществить. Российскую империю, установившую гегемонию над большей частью изначальной Руси, создавали уже не Рюриковичи, а Гедиминовичи.
В XVIII в. почти все земли Руси удалось объединить в составе Российской империи. Сделала это императрица Екатерина II, проведя с Австрией и Пруссией три раздела Польши в 1772-1795 гг. Любопытно, что первый раздел Польши сопровождался подписанием секретных соглашений в Санкт-Петербурге. Событие повторено в 1939 году, когда Польша в четвертый раз была поделена между русскими и немцами, подписанием секретных протоколов в Москве.
Но и Екатерина II, еще не могла с полным основанием называться царицей всея Руси, так как часть бывшего Королевства Русского, преобразованного в Воеводство Руское, перешла к Австрии. И теперь австрийский император стал именовать себя королем Галиции и Ладомерии (название Русь было заменено на Галиция еще венгерскими королями, владевшими некоторое время частью земель бывшего Королевства Руского).
Как это не странно звучит, но царем всея Руси мог по праву называть себя лишь горийский крестьянин Иосиф Джугашвили (Сталин), поскольку лишь ему одному, впервые со времен Владимира Мономаха, удалось объединить в одной державе все без исключения части Руси.
Параллельно с разделами Польши, прекратившими существование Речи Посполитой, Екатерина II уничтожила Запорожскую Сечь в 1775 году. А десятью годами ранее она ликвидировала малороссийское гетманство, приведя все формы административного управления в Малороссии к общеимперскому образцу.
Генетическая память народов жива. На каком бы языке люди не говорили, поляки и украинцы помнят, что были лишены Россией права на самостоятельное национально-государственное развитие. Именно этим объясняется боязнь и неприятие поляками России. Как видим, и руСкие-украинцы не горят желанием возвращаться под скипетр русского царя. Несмотря на то, что в Речи Посполитой руСкие и поляки почти непрерывно воевали друг с другом, угроза для одних и других, постоянно исходящая из России, заставляет их забыть старые обиды и превращает в союзников.
История сложна и многогранна. Если вдаваться в детали, можно потратить много усилий выясняя какая разница между руСкими (ставшими украинцами) и руСкими, которые смешавшись с угро-финнами, превратились в руССких, поскольку вопросы эти досконально не изучены по сей день. Более важно и тревожно другое: то, что северо-восток опять устремился на юго-запад с оружием в руках, также как семь веков назад Орда обрушилась на Европу, перемолов руСкие владения Рюриковичей, превратив их в руины и пепелища. Но на сей раз в ход идут вместо луков и мечей, "арматы" с "калибрами". А президент России успокаивает свой народ тем, что именно он (в отличие от прочих, небогоизбранных народов), после обмена ядерными ударами, окажется в Раю. Другим туда дорога заказана!
Сегодня нам, руСким-украинцам, наследникам Королевства руСкого, говорят мечтающие восстановить свое руССкое царство (поглотившее не один народ, в том числе и Орду): вы - это мы, мы с вами - одно и то же, ваш язык - смешной диалект нашего могучего языка, у вас нет культуры и государственности, все, что у вас есть - вам дали мы, образумьтесь и подчинитесь!
Нет, господа хорошие, давайте жить тихо и мирно, но каждый в своем историческом доме. И давайте помнить кто мы есть на самом деле!
PS. Вы можете утверждать, что нет никакой разницы между употреблением двух или одной буквы "с" в словах "Русь" и "русский", что все это надумано, дескать, тому есть свидетельства в исторических документах и т.п. Так-то оно, может быть, и так. Но, опять-таки, возвращаясь к началу моей статьи, хочу напомнить: иногда приходится использовать простые (возможно, не безупречно точные) определения для сложных явлений, чтобы лучше понимать их глубинную суть. И делается это не из праздных умопостроений, а потому, что это, действительно, важно для каждого из нас. Особенно в свете того, что руССкие страстно желают освободить руСких, думая, что они руССкие.