Аннотация: 07.02.2019г., в Верховной Раде Украины спикер А.Парубий поставил на голосование законопроект об изменениях в Конституцию Украины в части определения стратегического курса Украины на вступление в ЕС и НАТО.
07.02.2019г., в Верховной Раде Украины спикер А.Парубий поставил на голосование законопроект об изменениях в Конституцию Украины в части определения стратегического курса Украины на вступление в ЕС и НАТО.
Вокруг этой темы давно ведутся споры. Многие оппоненты президента П.Порошенко высказываются за вынесения такого важного вопроса на общенародный референдум. Однако, его вынесли на голосование в Верховную Раду и он ожидаемо получил поддержку - на 34 голоса больше необходимого конституционного большинства голосующих.
Давайте разберемся в сути проблемы.
Прежде всего, посмотрим на статистику. До 2014 года она была одной, но после конфликта России с Украиной существенно изменилась. Несмотря на понижение уровня жизни, на осознание украинцами нежелания Евросоюза активно помогать украинскому государству, около девяносто процентов граждан Украины поддерживают ее вхождение в Евросоюз и сорок восемь процентов желали бы ее вступления в НАТО.
Откуда такая статистика?
От безальтернативности! Если раньше еще можно было рассуждать о союзе с Россией, то после Крыма и Донбасса такие рассуждения утратили смысл. О каком союзе может вестись речь если обе стороны, фактически, находятся в состоянии войны друг с другом?
Тогда почему власти не захотели референдума?
Ответ прост - чтобы не создавать прецедент. Стоит провести референдум по одному вопросу и завтра каждой политической силе захочется проводить референдумы по других вопросам, которые также назовут жизненно важными. Обнищавшему украинскому обществу гораздо полезнее направлять усилия и ресурсы в более продуктивное русло улучшения материального благосостояния. В этом с властями трудно не согласиться.
Зачем нужно было вносить изменения в Конституцию?
Резонно рассуждают те, кто говорят, что через пять лет может не быть Евросоюза, а в украинской конституции будет записано, что Украина стремится в эту организацию. Конституция, это не блокнот в который что-то пишут, зачеркивают, а потом опять пишут... С другой стороны, по всем прогнозам, следующий парламент в Украине уже не будет столь монолитным, как теперешний. Вряд ли в нем кому-либо удастся набрать 300 голосов для внесения изменений в Конституцию. А это значит, что стратегический курс Украины в ЕС и НАТО уже не удастся убрать из действующей Конституции и все будущие президенты и правительства обязаны будут этому курсу следовать.
Справедливости ради стоит сказать, что за предыдущие пять лет работы пропрезидентского большинства в украинском парламенте принята законодательная база, которая делает совершенно невозможным даже теоретически восстановление тех отношений Украины и России, что были до весны 2014 года.
России придется осознать, что какая бы власть не появилась в Киеве, после предстоящих выборов, Украину уже не вернуть в сферу российского влияния. Теперь нужно думать не о единстве (об этом следовало думать, когда посылали "вежливых людей" в Крым и на Донбасс), а о налаживании элементарных отношений между соседними странами находящимися на пороге полномасштабной войны.