Аннотация: В эссе рассказывается о пасхальных традициях России и других стран мира.
Пасхальные традиции
Пасха для христиан - один из важнейших праздников в году, наравне с Рождеством. Мало кто, однако знает, что традиция празднования Пасхи стала складываться задолго до прихода Христа и связана она с исходом евреев из "плена египетского", став одним из главных праздников иудаизма. Христианская же пасха связана с деяниями Иисуса Христа, с его добровольной жертвой и принятием мученической смерти во имя спасения человечества и последующим воскрешением.
На Русь празднование Пасхи пришло в X в. с принятием христианства, сразу став одним из любимейших народных праздников.
Однако стоит помнить, что в христианской традиции Пасхе предшествует Великий пост. Суть соблюдения любого поста заключается в том, что верующий человек таким образом очищает тело и душу, устанавливает особую связь с Богом. Во время поста полностью прекращают половую жизнь и соблюдают крайнюю умеренность в пище, отказываясь от мяса, рыбы, яиц, любых молочных продуктов, алкоголя, при этом крайне желательно есть лишь раз в сутки. Собственно Великий пост длится 48 дней, начинаясь после Масленицы. Особое значение имеют его последние восемь дней. Начинаются они с Вербного воскресения. Согласно Евангелие за шесть дней до иудейской Пасхи Иисус торжественно въезжал в Иерусалим при ликовании огромной толпы народа, размахивавшей пальмовыми ветвями. Но уже через несколько дней та же толпа будет требовать от римского прокуратора Понтия Пилата распять Христа. Таким образом Вербное воскресенье символизирует собой вступление Господа на путь крестных страданий. В этот день принято освящать в храмах ветки цветущей вербы, заменяющие собой пальмовые. Далее идет Страстная неделя. Во время нее пост еще более ужесточается - нельзя употреблять сливочное масло и готовить еду на огне. С понедельника по четверг на этой неделе принято убирать дом, красить яйца и печь куличи. Четверг Страстной недели зовется Великим или Чистым. В этот день принято хорошо вымыться. В храмах же вспоминают о Тайной Вечери и произошедшем после этого предательстве Иуды. Далее идет Страстная пятница, самый горестный день года для верующих. В этот день вспоминают несправедливый суд над Христом, его скорбный путь на Голгофу и принятие смерти на кресте. В этот день на вечерне в церквях из алтаря на середину храма выносят плащаницу, изображающую положение Иисуса в гроб. До этого времени нельзя есть. Великая суббота - день скорби, когда вспоминают погребение Христа и его сошествие в ад. Именно в этот день в Иерусалиме нисходит святой огонь. На литургии в Великую субботу священники переоблачаются из черных одежд в светлые, что символизирует победу Иисуса над смертью. Наступающее же воскресение является Светлым Христовым Воскресением, величайшим праздником христиан. В ночь с субботы на воскресение совершается пасхальная служба, на которой звучат слова: "Христос Воскресе! Воистину Воскресе!" Пост с этого момента отменяется и наступает Светлая неделя. Во время нее в церквях остаются открытыми Царские врата, расположенные в центре иконостаса и ведущие в алтарь. Завершается она так называемой Антипасхой в честь апостола Фомы (тот самый Фома Неверующий из народной поговорки), который отказывался верить в воскрешение Христа пока не убедился в этом собственными глазами. Царские врата в церквях в этот день закрывают. Через два дня, во вторник, отмечают Радоницу, день поминовения усопших. Наконец, через 5 дней в воскресение отмечается праздник в честь жен-мироносиц - учениц Христа, которые не оставили его даже после распятия.
Начиная рассказ о пасхальных традициях, стоит упомянуть о хорошо знакомых всем символах Пасхи: яйцах, куличе и кролике.
Традиции красить яйца много тысяч лет. Археологи обнаружили расписные яйца (в том числе и страусовые) в захоронениях древних шумеров и египтян, ведь для этих и многих других древних народов яйцо было символом зарождения жизни и мира в целом. С Пасхой же эта традиция стала ассоциироваться из-за легенды, что Мария Магдалина, одна из преданнейших учениц Христа, пришла к Гробу Господню с корзиной вареных яиц, раздав их собравшимся там женщинам. В момент воскрешения Господа, они побагровели. Именно с тех пор красное яйцо стало важнейшим атрибутом Пасхи, который указывает как на символ жизни, рождения, так и на цвет крови Христа. Однако сегодня не обязательно красить яйца именно в красный цвет. Современные пищевые краски позволяют окрасить яйца в практически любой цвет. Такие однородно выкрашенные пасхальные яйца зовутся крашенками. Существуют еще и писанки, на которых рисуют разные узоры. На сырое холодное яйцо горячим воском при помощи стального пёрышка наносят узор. После нанесения узора яйцо окунают в разведённую холодную краску. Краски наносят, начиная с самой светлой. После нанесения очередной краски яйцо вытирают, вновь наносят узор воском и окунают в краску. После нанесения всех узоров воск осторожно "стапливают" с яйца (например, над пламенем свечи), растаявший воск удаляют бумагой или тряпкой. Сейчас для таких целей чаще используется цветная термопленка. Именно с яйца должна начаться воскресная трапеза. Помимо этого, с пасхальными яйцами существует множество игр. Одна из таких -- катание яиц. Суть игры заключается в скатывании их с горок и специальных дорожек по полу, траве, песку. Задача игрока -- собрать все яйца соперника. Для этого в них нужно попасть своим. Известна и другая игра -- битки. В ней два человека берут по яйцу и бьют ими друг об друга так, чтобы разбить яйцо оппонента и оставить своё невредимым и целым.
Не менее важным символом пасхального стола является кулич. По преданию после своего воскрешения Христос вкусил пищу вместе с апостолами. При этом центральное место за столом оставалось свободным, потому что там ставили свежий хлеб. Позднее из этой легенды сформировался обычай -- священнослужитель ходил с особым свежим хлебом (артосом) вокруг храма, а после ставил на стол. Каждый прихожанин мог отломить себе кусочек. Позже в России миряне стали печь куличи как пасхальный праздничный хлеб. Делается он в форме цилиндра из теста, часто с изюмом, сверху украшается сахарной пудрой или глазурью. В качестве специй применяются: ваниль, кардамон, мускатный орех. Вообще в различных регионах России куличи выпекали разных форм (например, в Вологодской губернии в виде раскрытого ягодного пирога), но чаще всего ему придавали форму высокой церковной просфоры и делали его как можно более скоромным (то есть не постным). Это достигалось добавлением в тесто большого количества яиц и масла.
Говоря о пасхальном столе нельзя забыть и еще об одном чисто русском праздничном блюде - творожной пасхе или паске. Обычай готовить творожную пасху распространен в северных и центральных регионах России, в то время как на юге России и на Украине пасхой/паской называют кулич. Оригинальная форма творожной пасхи -- усечённая пирамида, символизирующая Гроб Господень. Традиционно для приготовления пасхи использовалась специальная разборная деревянная форма -- пасочница. В наши дни для этого часто используют и другую посуду; в России в продаже есть также пластмассовые пасочницы промышленного производства. Деревянная пасочница делается из дощечек, на внутренней стороне которых вырезают буквы "ХВ", означающие приветствие "Христос Воскресе!", а также изображения креста, копья, трости, проросших зёрен, ростков и цветов -- символов страдания и воскресения Иисуса Христа (иногда также голубя, символа Св. Духа). Эти рисунки и надпись потом отпечатываются на готовой пасхе. Две дощечки имеют ушки, а две другие -- дырочки для ушек. Для большей прочности в отверстия ушек вставляются клинышки. Для пасхи полагается брать творог самого лучшего качества -- свежий, сухой и однородный. Другие ингредиенты включают сливочное масло, сливки или сметану, изюм. Иногда в пасху добавляют миндаль, другие пряности, яйца. Пасху украшают изюмом, цукатами, орехами и т. п. Пасхи делают двух видов: сырые и варёные. Так как сырой творог нельзя долго хранить, сырые пасхи обычно делают небольшого размера. Творог кладут под гнёт, чтобы удалить излишнюю сыворотку, потом дважды протирают через сито. Для сырой пасхи все ингредиенты тщательно перетирают в однородную массу. Для варёной пасхи эту массу кроме того нагревают в кастрюле на огне. Потом кастрюлю опускают в ёмкость с холодной водой и, постепенно помешивая, доводят массу до полного остывания. Затем массу укладывают в пасочницу, застланную кисеёй, влажной марлей или просто мягкой салфеткой. Форму под небольшим гнётом ставят на холод, но не на мороз -- на 12 часов. Снявши пасочницу с холода, её ставят широким основанием на блюдо, разбирают и снимают марлю, чтобы не повредить рисунки.
Следует помнить, что по традиции все эти блюда надо освятить в церкви. Как правило, православные верующие готовят творожные пасхи, пекут куличи и красят яйца до Великого четверга, а в субботу перед Пасхой или в пасхальное утро приносят их в храм, чтобы освятить. Действие сопровождается пением праздничного тропаря и молитвой. Эти кушанья стоит начать есть не раньше наступления Пасхи. Разговляться, то есть начинать вкушать скоромную (не постную) пищу надо, как уже упоминалось, с яйца.
Пасхальный кролик (или заяц) является католическим, а не православным символом Пасхи, но приобрел определенную узнаваемость и популярность и в России. Как это часто бывало, в христианство этот символ перешел из язычества, на этот раз германского. Среди множества божеств, которым поклонялись германские племена была и богиня плодородия Эостра (др.-англ. ?astre, др.-в.-нем. тstara), у которой был кролик, способный нести яйца. При этом, по мнению некоторых исследователей, имя богини, возможно, является источником для термина "Пасха" в английском и немецком языках (англ. Easter; нем. Ostern). Но более общепринятой теорией является то, что Easter происходит от немецкого Ostern, которое происходит от скандинавского Eostur и переводится как "весна". В других языках для обозначения Пасхи было адаптировано еврейское слово Pesah (ивр. ??????).
Поговорим теперь о праздновании Пасхи в разных странах мира.
В Германии основные символы праздника сегодня -- пасхальные яйца и кролик, а также нарциссы. В честь Пасхи немцы старательно обставляют свои дома и улицы яйцами и лентами. Важный ритуал -- украшение фонтанов и колодцев, потому как вода -- символ жизни. В субботу накануне праздника в городах Германии разводят большие пасхальные костры. В священный день по традиции устраивается праздничный обед. А в Мюнхене, кстати, существует музей, посвящённый пасхальному зайцу.
В Англии Пасха считается более важным праздником, чем Рождество. Для британских школьников в честь праздника объявляются двухнедельные каникулы. Воскресным утром верующие идут в церковь встречать закат. В храме зажигается большая восковая свеча, её протыкают десятью булавками. Это аллюзия на Христа. На Пасху англичане надевают новую одежду, символизируя тем самым приход весны. Ещё один важный символ британской пасхи -- белые лилии. По поверьям, именно эти цветы получила дева Мария в день, когда родила Иисуса. Среди основных угощений -- яйца и специальные булочки с надрезом в виде креста, олицетворяющим распятие.
В США в праздничное утро в храмах проходят службы, где прихожане коллективно воспевают Иисуса Христа. Дети в этот день получают подарки от пасхального зайца -- корзинку с яйцами и конфетами. Главные угощения -- ветчина с ананасами и картофель. Как и в России, в США распространена игра в катание яиц. Самая большая площадка для игры обустраивается на газоне у Белого дома.
Что касается Италии, то в Страстную пятницу римляне совершают Крестный ход от Колизея до Палатинского холма. В субботу посещают службу в храме, после которой разносят по домам благодатный огонь. В пасхальное воскресенье на главных площадях Рима собираются тысячи людей, чтобы послушать проповедь и поздравления от папы Римского. Одна из главных особенностей итальянского праздника -- повсеместные театральные постановки, в ходе которых артисты рассказывают итальянцам о Христе, его жизни и земных страданиях. Детям в Пасху дарят шоколадные яйца, куриные же, как правило, не используют. На следующий понедельник начинается Маленькая Пасха. В этот день люди собираются на пикники за городом, а в самих городах продолжают проводиться праздничные мероприятия.
Особенный символ наступления Пасхи во Франции -- звон колоколов. В Страстную неделю они умолкают, это знак траура по Господу. В праздничное воскресенье же его можно услышать повсюду, он символизирует воскрешение Христа, продолжение жизни. Как и в других странах, во Франции всю неделю проходят церковные службы. Французы приходят в храмы освятить воду, а затем дарят её друг другу. Таким же ценным даром являются и расписные яйца. Пасху люди проводят, как правило, дома, в кругу семьи.
В Польше существует много самобытных пасхальных традиций. Одной из таких является прощание с журом и селёдкой. Жур - это постный суп, а селёдка -- единственное дозволенное в пост мясо. Накануне Пасхи поляки устраивают похоронные церемонии этим блюдам, закапывая их в землю. В некоторых районах страны жители делают соломенное чучело Иуды, которое впоследствии пинают, бьют и тащат по земле в разные стороны. Ярким днём, связанным с Пасхой, является Мокрый понедельник. По случаю его наступления жители Польши обливают друг друга водой. И многие этому радуются, потому что подобный ритуал приносит здоровье и удачу. К столу на Пасху в Польше обязательно подают бабу или бабку вельканоцну -- это небольшой сдобный пасхальный хлеб, сделанный из пшеничной муки. Бабу пекут в Великую субботу. Приготовление пасхальных баб в старой Польше представляло собой торжественный процесс. Выпечкой занимались только женщины, мужчины в этот день на кухню не допускались. В бабы из дрожжевого теста добавляли растворённый в водке шафран, для придания цвета и аромата, резаный миндаль, изюм, ваниль. Тесто подходило в специальных формах, покрытых льняной тканью. Строго следили за тем, чтобы на кухне не было сквозняков, так как от воздействия холода бабы получались с "закалом" (с плотным сырым слоем без пор внутри). Осевшая при выпечке либо слишком зарумянившаяся баба считалась большой неудачей хозяйки. Остужали готовые изделия, во избежание замятия, в пуховых перинах, при этом следовало говорить только шёпотом, считалось, что шум портит бабу. Пасхальные бабы щедро украшали глазурью. Особенно нежным тестом славились бабы "пуховые" и "муслиновые". В тесто для "муслиновой" бабы кладётся большое количество яичных желтков, и взбивается оно в общей сложности не менее одного часа. Баба "пуховая" менее трудна в приготовлении и не так дорога, тем не менее также отличается изысканным вкусом. На пасхальном столе у князя Сапеги в Деречине (в годы правления Владислава IV) однажды, среди прочего, были поданы сразу 365 бабок -- по числу дней в году. Свидетель отмечает "искусный узорчатый орнамент и надписи", украшавшие бабки. Некоторые из гостей, по его словам, "только читали, а не ели" их. С середины XVIII века получила распространение баба, пропитанная алкоголем. При дворе короля Станислава Лещинского для этой цели использовали мадеру. Предположительно, первые бабы выпекались в горшках или котлах, поэтому форма для выпечки бабы обычно круглая, глубокая, с ребристой поверхностью и отверстием посередине для лучшего пропекания теста.
В завершении стоит рассказать об обычаях еврейской Пасхи, которая, хоть и не связана с Пасхой христианской, но являлась ее предшественницей. Ее, разумеется, и сейчас отмечают в Израиле и в еврейских общинах по всему миру. Как уже упоминалось, еврейская Пасха (Пейсах) празднуется в честь спасения Богом еврейского народа от рабства в Египте. Традиционно отмечается 8 дней -- первый и последний являются выходными днями, остальные --- праздничными буднями. В первый день Пасхи категорически запрещено работать, в синагоге проводится торжественная служба. Главный обряд еврейского Пейсаха -- праздничный ужин седер. На столе должны находиться маца, жареное мясо на кости, зелень, варёные яйца, тёртый хрен, яблоки и орехи. Каждый из этих продуктов имеет сакральный смысл, нарушать правила трапезы ни в коем случае нельзя. Также во время седера проводятся и другие ритуалы -- читаются заповеди, молитвы, поются священные псалмы.