Савельев Александр Евгеньевич : другие произведения.

Масленица-Мясопуст

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    В эссе рассказывается об истоках такого любимейшего народом праздника как Масленица, связанных с ним обычаях, традициях и обрядах, а также о его аналогах в других странах мира.


   Масленица-Мясопуст
  
   Масленица - один из любимейших народных праздников в России и одновременно один из древнейших. Отмечать его стали еще в языческие времена. Изначально это торжество было связано с культом славянского бога Солнца - Ярилы. По тогдашним поверьям этот молодой и красивый божественный юноша каждый год зимой умирал, но весной воскресал. Именно поэтому посвященные ему торжества проходили с 21 по 28 марта и соотносились с днем весеннего равноденствия. Традиционные лакомства в эти дни тоже были посвящены Солнцу. Первоначально ими являлись обычные круглые лепешки из ржаной, гречневой или реже пшеничной муки, позже трансформировавшиеся в блины. Считалось, что подобная еда наполняет людей живительной солнечной энергией. В эти же дни славяне чествовали и другого важнейшего бога своего пантеона - покровителя скотоводства Велеса. Одним из его символов считался медведь, и его пробуждение от зимней спячки также было одним из важнейших символов весеннего возрождения природы. При этом Велеса задабривали, вынося в лес медведям первые испеченные для празднеств лепешки или блины. А так как в старину этих животных называли комами, то и неделю прозвали "комоедицей". Тогда же родилось и выражение "Первый блин - комам", изменившееся позже на всем известную пословицу "Первый блин - комом", тем более, что первые блин-два действительно обычно получаются неудачными.
   После принятия христианства на Руси продолжили радостно встречать весну, но сам праздник сильно изменился. Теперь его стали соотносить с Великим постом, точнее с предшествующей ему неделей, а потому стали отмечать заметно раньше - за 56 дней до Пасхи, а потому масличную неделю отмечали в период от 3ого февраля до 15ого марта. В народе ее даже прозвали "поползухой", так она как бы ползает по календарю. В церковном же каноне ее принято называть мясопустной неделей или просто Мясопустом, ведь на ней уже вводился запрет на потребление мяса, но, с другой стороны, еще не было ограничений на мучное, рыбу и икру, молоко, творог, сметану, сливочное масло и сыр. Не случайно эта неделя называлась еще и "сырной". В ожидании строгостей Великого поста, люди наедались и веселились что называется "впрок".
   Готовиться к празднествам начинали заранее - дней за пять. Обязательно тщательно убирали жилье, избавляясь от всего старого и ненужного. При этом мусор не оставляли во дворе, а сжигали или, как минимум, выметали за ворота.
   Масленица по традиции делилась на две части. Первые три дня звались "Узкой Масленицей", тогда еще разрешалась заниматься хозяйственными работами, с четверга же начиналась "Широкая Масленица", тогда только веселились. При этом каждый день масличной недели имел свое название и связанные с ним обычаи и традиции.
   Понедельник назывался "встречей": люди встречали один из любимейших праздников года. В этот день изготавливали чучело Масленицы или Зимы. Это самодельная фигура женщины: набитая соломой старая женская одежда. Иногда чучелу в руки давали сковороду или блин. Ставилось чучело на окраине села, но так, чтобы всем было его видно. Хозяйки с утра принимались печь блины и гадали на них: если получались тонкие и воздушные, то год предстоял легкий и счастливый. Толстый блин символизировал тяжесть и потери. Вообще выпекание блинов в это время носило во многом ритуально-обрядовый характер. Опару для блинов стряпухи готовили с особыми обрядами. Одни опару готовили из снега, на дворе, когда выйдет месяц, приговаривая: "Месяц ты месяц, золотые рожки твои рожки! Взгляни в окошко, подуй на опару". Считалось, что будто бы от этого блины становятся более белыми и рыхлыми. Другие выходили вечером готовить опару на речку, колодец или озеро, когда появятся звезды. Приготовление первой опары держалось в величайшей тайне от всех домашних и посторонних. Малейшая неосторожность стряпухи наводила на хозяйку тоску на всю масленицу. При этом только в богатых домах начинали печь блины в понедельник, бедные -- в четверг или, редко, пятницу.
   Вторник именовался "заигрышами": парни знакомились с девушками, приглашали их погулять и отведать блинов. В богатых домах это был настоящий день открытых дверей: блинами угощали всех желающих, особенно потенциальных невесток и зятьев. С этого дня начинались визиты к соседям и родственникам. Днем чучело переносили на центральную улицу или площадь, возле него гуляли и веселились. По домам ходили ряженые со специальным веником, на который хозяева крепили ленты с заговорами от болезней и бед. Делалось это за символическую плату (обычно блинами).
   В среду, которая называлась "лакомкой", было принято есть, как говорится, без меры. Готовили много блинов, выносили их на улицу, делились с соседями и неимущими на помин умерших родственников. Даже существовало гадание на "лакомку": если беременная раздает блины и первым у нее берет мужчина, то родится мальчик. А если схватились сразу двое, то это или к двойне, или к скорой второй беременности.
   Четверг традиционно считался самым веселым днем, потому что народ разгуливался во всю ширь. Не зря он именовался "Разгульным четвергом" или "Разгуляем": пировали всем селом, принимали гостей из других деревень. Молодежь каталась на тройках с бубенцами, дети пели песни и играли, работали ярмарки, где собирались толпы. Мужчины устраивали шутливые кулачные бои, а влюбленные пары скатывались с горок (если таковые еще имелись, в зависимости от времени празднования).
   Пятница -- "тещины вечерки". По этому поводу существовало две традиции. Согласно одной, теща сама приглашала к себе на блины семью дочери. Что касается другой, то все наоборот: именно зять приезжал к теще и звал к себе на обед. Впрочем, иногда это совмещалось, например, формально теща гостила у зятя, но блины пекла сама.
   В субботу продолжалось общение между родственниками, невестка накрывала стол и приглашала в гости сестру или сестёр мужа -- золовок, отсюда и название "Золовкины посиделки". В качестве угощения к чаю обязательно подавались блины. В благодарность сёстры мужа дарили невестке различные украшения и одежду. В субботу же на масленичной неделе Русская православная церковь празднует единственный день памяти по всем святым преподобным отцам и жёнам. Завершалась суббота ритуальным расставанием с зимой: разводили большой костёр, вокруг которого устраивали хороводы и веселились, пили чай из самовара с блинчиками, пирогами и другими лакомствами, а также прыгали через огонь. В конце дня провожали зиму: сжигали на костре чучело Масленицы/Зимы. Пепел, оставшийся после костра, разбрасывали по полям для обеспечения плодородия почвы и богатого урожая.
   Седьмой день масленичной недели носил название "Прощёное воскресение", или "Проводы". Люди старались проявлять самые добрые чувства и просили прощения за причинённые неудобства и неприятности, сами прощали все обиды и невзгоды. Крепко обнимались и троекратно целовались в знак примирения. По обычаю, этот день посвящали также прощанию с умершими, поминали блинами усопших и посещали кладбища. Считалось важным и необходимым начать Великий пост прощёнными и чистыми, поэтому вечером ходили в баню. Тщательно убирали дома, мыли посуду, сжигали остатки еды и ненужные вещи, которые не пригодились бы в новом году.
   В этих гуляниях охотно принимали участие и российские монархи, особенно в XVIII в., когда дни по сути затворнической жизни московских царей канули в Лету. В масличные дни император Петр Великий любил кататься в санях, запряженных тройками лошадей, императрица Екатерина Великая устраивала трехдневные балы-маскарады с сотнями приглашенных, в которых и сама охотно принимала участие, ну а императрица Елизавета Петровна просто предавалась обжорству, съедая с десяток блинчиков за один присест.
   Среди других традиций Масленицы можно отметить и такую. Молодым девушкам в эти дни запрещалось работать, они должны были только есть блины и веселиться. Поэтому в народе Масленицу иногда называли и Бабьей неделей.
   Рождественские гадания известны многим, а вот о том, что есть и масличные мало кто слышал. Тем не менее в старину широко бытовали и такие:
   На блинах. Это даже не столько полноценное гадание, сколько психологический портрет потенциального ухажера. Если ему нравятся блины с вареньем, то он несколько инфантильный и не готов к серьезным отношениям. Со сливочным маслом -- спокойный и уравновешенный человек, предпочитающий стабильность и гармонию во всем, не склонен к авантюрам и не любит перемен. С икрой -- самодостаточный, рассудительный, умный и способный хорошо зарабатывать, возможно, отличный финансовый аналитик. Со сметаной -- человек тонкой душевной организации, творческий, ранимый, эмоциональный, обидчивый, меланхолик. С медом -- это однолюб, который часто бывает несчастлив. С творогом -- мужчина-мальчик, который ищет себе женщину-мать и нуждается в заботе, поддержке, опеке.
   На замужество. Это уже настоящее гадание, для осуществления которого потребуется чистое полотенце, желательно новое и еще ни разу не используемое. Девушка вывешивает его за окно и оставляет на ночь. Предварительно нужно прочитать заговор и призвать суженого. Утром проверить: если плат влажный, то можно готовиться к знакомству или сватовству. А если сухой, то в течение года гадающая замуж не выйдет.
   На пол будущего ребенка. Об этом гадании уже упоминалось выше. Беременной женщине необходимо напечь побольше блинов, выйти на улицу и угощать ими всех, кто встречается на пути. По понятным причинам так гадали исключительно в деревнях и селах. Если первым блин взял мужчина, то родится мальчик, а если женщина, то девочка. Если же двое одновременно взял блин, то не исключено рождение двойни. Или же после родов следует готовиться ко второй беременности.
   На желание с использованием свечи. Потребуется лист бумаги, обыкновенная церковная свеча и какое-нибудь полотенце. Девушке надо написать на листе заветное желание, зажечь свечу, поднести к огню бумагу и поджечь. Если все сгорит полностью, то загаданное сбудется. Если потухнет довольно быстро, то нет. Ну а если догорит до середины, то для исполнения мечты придется приложить немало усилий. Некоторые барышни гадали по способу выпечки блинов на любовь. Оценивался исключительно первый. Ровные края -- это к скорому и удачному браку до конца года. Блин с неровными краями -- муж попадется не самый порядочный, который только усложнит жизнь. Получился комом -- свадьбы не будет как минимум в течение трех лет. Аккуратный и не прилипающий к сковороде блин -- скоро состоится знакомство с суженым.
   Конечно, церковь к подобным гаданиям относится крайне неодобрительно, как и к рождественским.
   Празднества, аналогичные Масленице, есть и у других народов. Вообще все южные славяне также разгульно отмечают неделю перед Великим постом. В эти дни были распространены маскарадные игры, сопровождаемые ряжением в животных, имитацией свадеб, в состав которых входили юмористические сценки, эротические и матерные шутки. При этом у каждого народа были свои традиции подобных маскарадов.
   У болгар, например, существует обряд "Кукеры", исполняемый в последнюю неделю перед Великим постом и в следующий за ней понедельник. Участников обряда называют кукерами, а в самом действе значительное место отводится эротическим развлечениям и играм, связанным с сексуальным домогательством и воспроизводством. Кульминация обряда -- трапеза на сельской площади, ритуальная пахота и "посев". При этом часть кукеров запрягаются в плуг, а "царь" пашет, погоняя их, и разбрасывая семена. После засевания кукеры "убивают" "царя" саблями, затем оплакивают его, после чего он "воскресает". После воскрешения "царя" кукеры обычно бьются саблями, пляшут вокруг костра, и все исполняют танец хоро.
   Кроме того, в южнославянских землях традиционно считают эту неделю временем разгула ведьм (вештиц). Для защиты от них проводятся многочисленные магические действия. Наиболее радикальным средством было символическое "сжигание вештиц". На юго-западе Македонии при сжигании нитки (на которой была подвешена халва) произносили: "Гори, получи, ведьма!" и загадывали: если нитка гасла быстро, надеялись, что ведьма умрёт; если же нитка продолжала гореть, значит, ведьма останется жива.
   У славян-католиков Мясопустом зовутся предшествующие Великому посту воскресение, понедельник и вторник, впрочем, часто также и "Пепельная среда" и "Жирный четверг". Традиции же празднования этого праздника сочетают в себе традиционно славянские и западноевропейские мотивы.
   Богаты и разнообразны традиции этого праздника в Польше. Надо отметить, что польский Мясопуст начинается с "Жирного четверга". В эти дни проходят балы и вечеринки, а традиционной едой являются пончики с разнообразной начинкой, чаще всего с розовым вареньем, сахарной глазурью, иногда посыпанные засахаренной апельсиновой корочкой. Подобное угощение в этот день продается в Польше повсеместно. В Олькушском повяте хозяйки в старину брали пончики и оладьи в корчму и там веселились, танцевали под музыку, стараясь подскакивать как можно выше, так как считалось, что от этого конопля будет высокой.
   В Познанском воеводстве в четверг девушки устраивали для парней цумбер или цумпер, угощали их, поили водкой за то, что они приходили к ним на попрядухи. Известен был так называемый бабский цомпер -- увеселение краковских уличных торговок. Ряженые торговки из предместья Пяски волокли на Рынок (центральную площадь Кракова) соломенную куклу, танцевали вокруг сукенниц (торговых рядов), бегали по улицам, приставали к мужчинам, заставляли их плясать, если они не откупались деньгами. Особенно доставалось холостякам. В кульминационный момент женщины раздирали соломенную куклу. Торговки приносили много всякой еды и пировали в складчину, угощая мужчин, танцевавших с ними. Подобно этому справляли бабский цомбер в Севеже около Ченстохова. Женщины ходили и танцевали по улицам и площадям, хватали людей, втягивая их в веселье. Это называлось цомбжичь, цембжичь. Известен был цомбер и в центральных районах Польши.
   Польский Мясопуст всегда заканчивается во вторник, называемый в Польше "Селёдник", "Кусаки" или "Подкозёлэк". Последнее название, конечно, странное, но дело в том, что во многих районах Польши, например, в Великой Польше, Куявии, Мазовии и в Лодзинском воеводстве был распространён обряд "подкозёлэка". Не женившиеся и не вышедшие замуж в прошедшем свадебном сезоне парни и девушки собирались на совместную пирушку. Молодёжь ставила на бочку перед музыкантом вырезанную из дерева или брюквы фигурку обнажённого мужчины или козла, под которой ставили тарелку или блюдо для сбора денег со всех присутствующих. Это блюдо и называли "подкозёлком". Парни поочерёдно вызывали на танец девушек, и они должны были класть на блюдо денежный выкуп, дававший им право на танец. При этом пели: "Ой, нужно дать под козлика, нужно дать, Если кто-то из нас хочет выйти замуж!" Собранные деньги шли музыкантам. В Куявии церемония начиналась с подшучивания над девушками как со стороны парней, так и со стороны музыканта, который, в конце концов, брал их под свою опеку и некоторых из них уступал парням для танцев, беря с них "подкозёлэк" (выкуп в 2--3 гроша). Выкуп платили и девушки, оставшиеся без кавалеров, либо те, за которых никто не хочет платить. Таким образом они могут себе "закупить парубков" и даже побуждались к этому парнями или женщинами. В Куявии церемония иногда проходила в присутствии ряженого -- "козла", а в Великой Польше у бочки, на которую клали деньги, становился парень, "державший в руках куколку, одетую по-немецки, или маленького козлика, сделанного из лоскутков".
   В Чехии основные празднества Мясопуста приходятся на последние его три дня. Одним из основных его элементов является обход дворов музыкантами в сопровождении ряженных самого разного вида. Из зооморфных образов чаще всего переодевались в медведя, который считался символом плодовитости, а также наряжались конём и козой. Из антропоморфных персонажей переодевались в бабу с ношей, женщину с младенцем, в которые обычно рядились мужчины, а также в трубочиста, лесника, врача, жандарма, цыгана, турка, еврея, шута и "смертушку". Во вторник торжественно хоронили контрабас, олицетворявший собой Мясопуст. В западной и южной Чехии были широко распространены ворачки - ритуальное вспахивание поля ряжеными. Ряжеными, как правило, выступали "крестьянин", "баба", "еврей" и "трубочист" или девушки с соломенными венками на головах. Участники обряда носили корзины с песком, которым засевали борозду на снегу. Во время обхода села ряженые обходили дворы, где их одаривали зерном, продуктами и монетами. Парень с сумкой и колоколом, типа церковного, собирал деньги, "еврей" собирал колбасу, сало и булочки в мешок, а "трубочист" -- копчёное мясо и яйца в суму или корзину. После обряда плуг разламывали на части, причём "пахарь" оказывался "раненым", и его на тачке отвозили в трактир. Мясопуст здесь выступал в роли ритуальной жертвы. В то время как в других мясопустных обходах в Богемии и Моравии ходили только мужчины, порой в женских масках, в ворачках могли принимать участие девушки и замужние женщины. Этот мясопустный обряд больше связан с предстоящим земледельческим годом и будущей хозяйственной деятельностью, чем с проводами зимы.
   Немало чешских мясопустных традиций были связаны с темой семьи и брака. В Ходско в таверне девушки и молодицы, то есть вышедшие замуж за прошедший год, клали деньги в специальную тарелку. Считалось, что та девушка, которая больше заплатит, имеет больше шансов надеяться, что в течение года "пойдёт под чепец" (выйдет замуж). А в чешском юго-восточном регионе Словацко мясопуст назывался Фашанк (чеш. fašank). Главными действующими лицами были холостые парни "подшабляры", которые ходили по дворам, где жили девушки на выданье, и танцевали с ними древний танец с саблями (чеш. pod šable).
   У словенцев, как и у других славян мясопустные обычаи были связаны с темами семьи и плодородия.
   Так, у жителей Прекмурья известен обряд, исполняемый в Мясопуст, -- "свадьба с сосной". Если в прошедшем году не было ни одной свадьбы, то в последнее воскресенье перед Великим постом на деревенской площади сходились все жители, кто-то рядился в свадебных персонажей -- "сватов", "дружков" и других персонажей, и разыгрывалась символическая свадьба. В роли "невесты" выступала сосна, которую выбирали заранее. "Сосну-невесту" называли smreka, а "сосну-жениха" -- bor. В лесу ряженый "поп" венчал неженатого парня с сосной. Где-то за сосну "выходила замуж" девушка. После венчания "дружки" украшали дерево венками и лентами как невесту, клали её на телегу, на бревно под свадебные песни сажали "жениха" (или "невесту"), затем селяне впрягались в тележку и волокли её в село.
   Словенский обряд курентованье символизирует пахоту. "Курент" рядился в вывернутый тулуп и шапку с длинной шерстью, которой приписывалась магическая сила, на поясе звенели привязанные коровьи колокольчики. "Курент" вёл плуг и носил с собой палку, на конце которой крепилась ежовая кожа, которой он подгонял ряженых, изображающих "коней", и отгонял дразнивших его детей. "Кони" или "орачи" были увешаны бубенцами на поясе и тянули настоящий или декоративный плуг. "Кони" с пением кружились по двору, проводя деревянным плугом неглубокие борозды в снегу. "Курент" сеял в борозды мякину. Если в доме были молодожёны -- их с пением катали на том же плуге. Хозяева благодарили ряженых и выносили колбасу, яйца или иные продукты, считая, что, если не одарить их, "Курент" может навести порчу на скотину, покатавшись по земле в её дворе.
   В словенском Приморье курентованье начиналось ранним утром, Процессия обходила дворы односельчан и у каждого дома щёлкала кнутами, произнося благопожелания хозяевам. Возглавлял шествие "пастух", который периодически трубил в рог, за ним четыре "коня" тянули телегу с навозом, покрытую полотном, в которой сидел музыкант. Идущий за плугом "пахарь" время от времени падал на землю и кувыркался. В Костаньевице в масленичный вторник "орачи" "пахали" по улицам, а "плужар" время от времени снимал с крюка верёвку, за которую они тянули плуг, и "орачи" падали на землю. В Добреполе "пахали" деревянной палкой или перевёрнутой бороной, парень, ряженый "бабой", сеял мякину, а идущий следом разравнивал борозды граблями. В области Горнего озера пахали настоящим плугом на настоящих конях, а "бабы" сеяли в "пашню" опилки.
  
   У хорватов предшествующая Великому посту неделя звалась обычно просто Пустом. Как и в России, во многих районах Хорватии было принято сжигать чучело Пуста, чтобы наступающий сельскохозяйственный год был удачным. Еще один древний обычай Пуста -- звончары, ранее распространённый у хорватов повсеместно, в настоящее время наиболее сохранился в Каставицком крае. Обряд вошёл в список ЮНЕСКО "Шедевры устного и нематериального культурного наследия". В восточной Хорватии участники обряда, как правило, молодые парни, одетые в шкуры и рогатые маски, обвязанные большими коровьими колокольчиками, ходят по улицам и стараются звонить и всячески шуметь, отгоняя злых духов. В западной Хорватии надевают шляпу, украшенную цветами и лентами, -- это связано с нахождением западной Хорватии в составе Италии, где действовал запрет на ряженье в животных. Смысл обряда -- прогнать зиму, отпугнуть злых духов, продуцирующая "магия плодородия".
   Интересны мясопустные традиции у сербов, проживающих в Германии в местечке с забавным для русского уха названием Нижняя Лужица. Там празднуют три дня: с воскресенья по вторник. Девушки собираются в том же доме, где они обычно собираются на посиделки, и приглашают холостых парней, которые приходят со своей музыкой. Затем парни выбирают себе девушек, и они идут парами в деревенский трактир, где весь вечер танцуют.
   В понедельник холостые парни рядятся, надевают маски и обходят дворы. Во время обходов играют, танцуют с хозяевами, шутят, за что получают колбасу, яйца, деньги. После завершения обхода устраивают совместную пирушку и полученные продукты съедают. Во вторник подобный обход села устраивают уже женатые мужчины. В обходах нередко "водят коня" или "медведя", которого изображает человек в шкуре, вывороченной мехом наружу. Ещё одним персонажем может быть "мертвец", который возит живого. К животу человека привязано соломенное чучело, ноги которого висят сзади. Другие ряженые: "трубочист", "почтальон", "цыган", "клоуны", "солдаты", "матросы". Участники процессии шутят, забавляются, совершают ритуальные бесчинства: забрасывают на крышу плуги и бороны, снимают ворота с петель, колёса с телег и т. п. Считается, что если танцевать активно и прыгать высоко, то лён уродится высокий. В течение всей недели перед постом женщины не должны прясть.
   У славян-католиков среди дней Мясопуста особое значение имеет так называемая "Пепельная среда", получившая такое название из-за того, что на католических мессах в этот день священники посыпают головы верующих пеплом, получившимся от сожжения оставшихся с прошлого Вербного (Пальмового) воскресения ветвей. Для большинства католиков Пепельная среда отделяет разгульные дни празднеств Мясопуста от предстоящего поста. Благодаря такому положению этот день считался опасным, требовал соблюдения определённых запретов. Так запрещалось прясть нити, иначе лён и конопля могут не вырасти, а нитка принесёт несчастье тому, кто её носит в своей одежде. Плохой приметой было шить, подковывать коней, подкладывать яйца под наседку -- цыплята и гусята вылупятся "кривыми" и уродливыми. Словенцы считали: кто шьёт в этот день -- у того куры не будут нестись. Поляки считали день "кривым", и поэтому могли украсть какую-либо вещь из дома, чтобы потом в корчме продать её владельцу. В Словении в Прекмурье многие хозяйки вставали в Пепельную среду первыми в доме, брали бульон, в котором ранее варилась свиная голова на мясопуст ("бенедиктова" вода) и мазали им ступни всех домашних -- это защищало от змеиных укусов и ран и всяких несчастий в течение года. Затем этим бульоном хозяйки кропила дом и постройки. В других местах ноги мальчиков и живности мазали помоями, оставшимися после Мясопуста, как оберег от укусов змей или же до восхода солнца помоями от "жирного" вторника обрызгивали огород, -- чтобы кроты не рыли землю, а двор обходили с косой, по которой стучали палкой, -- тогда лиса не будет таскать кур.
   Словаки на Пепельную среду готовили длинную лапшу, чтобы колосья были высокими и пекли большие пироги, чтобы свиньи были толстыми. Женщины в Словакии, Чехии и Польше собирались и пили "за высокий лён", "на лён и коноплю", при этом они танцевали с высокими подскоками и перепрыгивали через лавку, чтобы лён и конопля росли высокими (чеш., словац., пол.). С этой же целью в Средней Словакии порой тянули за волосы женщину с самыми длинными волосами.
   Также у словаков перед восходом солнца хозяйка вычищала печь, а "мясопустную" золу хранила; этой золой на Страстную пятницу обсыпали деревья и кусты от гусениц. Словенцы сушили остатки мясопустной пищи, а на Пасху добавляли в еду, или же могли съесть в четверг, соблюдая в Пепельную среду строгий пост.
   В Хорватии (в Междумурье) в Пепельную среду дети совершали обходы села с благопожеланиями и колядовали. В северо-восточной части Хорватии и в Боснии было в обычае принимать в Пепельную среду первого посетителя, а в качестве такового выступала девочка. Она молча садилась на приготовленный для неё стул, получала от хозяйки яйца (иногда деньги) и вскоре уходила. Обряд призван способствовать яйценоскости домашней птицы и хорошему высиживанию птенцов.
   Из-за церковных обрядов с пеплом вербных ветвей многие народные обычаи и традиции у славян-католиков также были связаны с пеплом и сажей. У словаков Верхнего Грона в этот день женщины мазались сажей, парни старались помазать сажей девушек. У поляков над входом в корчму или в дом вешали сито с пеплом и обсыпали им всех входящих, посыпали также друг друга и дома. У поляков пеплом из мешочка, привязанного на палке, обсыпал девушек ряженый "старик", который приходил в ночь на Пепельную среду в корчму, где были танцы и совершался описанный выше обряд "подкозелэк"; "старик" тряс своим мешочком над девушками, которые не вышли замуж в этом году и которых не "выкупили" заинтересованные парни. У мозавшан в избы заезжал ряженый ("запуст") на деревянном коне, скакал по дому, обсыпая всех пеплом. В округе Радома молодёжь, обходившая дома с куклой мясопуста ("бахус"), грозила забрать незамужних девушек с собой, и, если обходчикам не давали выкуп, они мазали девиц сажей.
   Южные славяне считали, что, если мясопустным пеплом посыпать семена, поля, дома и другие постройки, -- это поможет уберечь от пожара, грозы, вредителей. С этой же целью в словенской Зильской долине (Каринтия) во время звона церковных колоколов на утреннюю мессу хозяйка закапывала под порогом дома пепел из печи.
   Широко распространенным обычаем на Пепельную среду был обряд символических похорон "мясопуста", которого делали в виде чучела или изображал ряженый, в некоторых местах это был музыкальный инструмент или же музыкант. В Польше судили и обезглавливали куклу Мясопуста, либо топили или жгли соломенное чучело смерти, которое всю неделю возили по улицам, при этом прыгая через огонь.
   В Западной Чехии "хоронили Мясопуста" ряженые ("трубочисты", "черти", "козы", "священник", "могильщик" и др.), которые шли процессией по селу, неся на навозных носилках соломенное чучело. Иногда впереди несли завернутые в чёрное покрывало скрипку и др. музыкальные инструменты. Голосили "плакальщицы". Процессия направлялась за село, к реке, или во двор одного из домов, где у навозной кучи начинался суд над "Мясопустом". После суда чучело топили в реке или зарывали в навоз. В других местах в Чехии соломенное чучело зарывали в снег.
   У чехов и словаков расставание с Мясопустом, музыкой и весельем на семь недель поста символизировали "похороны контрабаса". Контрабас кропили пивом -- разлучались с ним до Пасхи, накрывали его покрывалом и произносили шутливые стихи, например: "Вчера ещё я держал тебя за колени, а теперь ты совсем околела, вчера я держал тебя за грудь, а теперь вокруг тебя уже горят свечи..." В Чехии и Моравии обряд совершался в ночь со вторника на среду и представлял собой вариант "похорон Бахуса", или "Мясопуста". В окрестностях Рожнова контрабас накрывали скатертью, ряженый священником "кадил" его из пустого кувшина и смешил людей своей "проповедью", "плакальщик" оплакивал умершего.
   У поляков в Мазовии образ Мясопуста слился с фигурой музыканта: в Пепельную среду девушки впрягались в сани и возили скрипача по селу, потом доставляя его в корчму, где прощание с мясопустом и музыкой, после чего инсценировалось "сжигание" и "повешение" музыканта (поджигали соломенные перевясла, которыми он был обкручен, накидывали на шею соломенный жгут).
   У словенцев в Пепельную среду уничтожали чучело Пуста или Курента: чучело одевали в старую мужскую одежду, местами разыгрывались его "похороны": чучело несли на носилках, изображая похоронную процессию, "кадили", звонили в колокольчики; иногда их сопровождали ряженные со священником и певчим. После обхода села чучело поджигали и бросали с моста в реку или закапывали в землю.
   В Пепельную среду продолжались игры эротического характера в которых участвовали ряженые: например, парни ходили с "кузнецом" "подковывать" девушек и молодых женщин, то есть разували их и портили обувь, иногда задирая при этом юбки (Средняя и Восточная Словакия); девушки платили парням "бритьём" во время которого "мылили" пойманного парня льдом, скребли "бритвой"-щепкой, а если он вырывался, то били его палками. В Замагурье (север Восточной Словакии) "брили" мужчин замужние женщины. На деньги, полученные за "бритье", женщины Моравской Словакии устраивали вечеринку в трактире. Чешские женщины ходили с горшком разведённого мыла и щеточкой "чистили мужчин", последние же, если не хотели быть вымазанными, откупались.
   У хорватов на Пепельную среду совершали ритуальную пахоту, причём прокладывали борозду во дворе, вокруг двора, посреди и вокруг села, таскали плуг по улицам, иногда следом за ним тащили и борону. Обычно пахали женщины или ряженые женщинами парни. Обряд должен был оберегать село в течение года. В Отоке (Славония) женщины в чёрных одеждах впрягались в плуг и пахали каждую улицу, "чтобы запахать грешные масленичные следы".
   Продолжались также обходы ряженых. В Моравии Пепельная среда -- "безобразная, гадкая, уродливая" -- была отмечена процессиями ряженых, которые ходили "с дрожжами", "с медведем", "с масками", а вечером молодёжь устраивала угощении в корчме с водкой и калачами. Одним из развлечений парней было возить девушку на санях до тех пор, пока она не откупится. Если же им не удавалось схватить саму девушку, они делали соломенное чучело и возили его, насмехаясь над той, которую оно представляло, а потом бросали куклу в пруд.
   В Чехии, Моравии и прилегающих словацких областях в Пепельную часто ходил ряженый "гржебенарж" (чеш. h?ebenА? -- "гребенщик") обвязанный соломенными перевяслами (скрученная солома) и призывавший: "StarИ baby nа hrebe?, mladИ ?eny na ro?e?!" [Старые бабы -- на гребень, молодые -- на вертел!], за что женщины обливают его водой. В районе Брода (Моравия) он "едет" на огребле и кричит: "Na hrebe?! StarИ baby kolozubИ, nа hrebe?!" [На гребень! Старые беззубые бабы, на гребень!], а женщины обливают его водой. В обходах "гржебенаржей" молодые мужчины, ряженые в старьё и обкрученные соломенными перевяслами, ходили по селу, вызывали женщин под окно и оскорбляли их как можно более гадко, выкрикивая в конце: "Гей, гей, на гребень!" Женщины обливали их водой, а потом в трактире поджигали на них солому, отчего ряженые скакали и валялись по земле.
   К Пепельной среде были приурочены обряды наказания молодёжи брачного возраста, не вступившей в брак во время Мясопуста. У поляков, словаков, словенцев и хорватов это была "колодка", связанная с волочением бревна девушками и парнями, с последующим выкупом; позже обычай трансформировался в привешивание им на спину деревянных куколок, селедочных голов, костей, кусочков дерева и т. п. Обряд мог исполняться и на Мясопуст.
   У хорватов и словенцев популярной формой осуждения безбрачия были соломенные куклы, выставляемые на крыши домов, укрепляемые на растущих поблизости деревьях, прислоняемые к дверям или подвешенные на окна: для девушек ded, mo?, для парней -- baba, nevesta, Pepelnica. В Нижней Крайне "Пуста" приносили к дому девушки и здесь "хоронили" в снегу или сжигали.
   В Польше в качестве наказания девушек, не вступивших в брак, парни в ночь на Пепельную среду разбивали о стены их домов горшки с "журом" (кислой похлебкой), с пеплом или с навозом; замазывали окна их домов известью или краской; ряженые произносили обидные или фривольные стихи во время обходов их дворов, били в их домах посуду, мазали девушек сажей и бесчинствовали; ряженые "дедом" и "бабой" обходили в Пепельную среду дома и били не женившихся и не вышедших замуж соломенными кнутами. В Хорватии вблизи домов, где живут старые девы и холостяки, клали на ворота или столбы старую проросшую репу. В Словении наказывали провинившихся тем, что в Пепельную среду снимали двери или ворота в их домах и заставляли парней и девушек волочить их на себе. Подлежали осуждению также вдовы: в Подгалье (Польша) их запрягали в сани или телегу, на которой сидел "бахус", и заставляли их везти его в корчму; там брали с них выкуп.
   Вступившие в брак также платили, но уже "вступное", за вхождение в общество замужних женщин. Обычно женщины привозили молодух в корчму на санях, и те ставили угощение и выпивку. Молодые мужчины давали выкуп за брак замужним женщинам.
   В некоторых местах вечером в среду в трактире прощались с выпивкой и едой -- "полоскали рот". Но ещё с утра мужчины пили водку, чтобы целое лето не кусали комары и мухи, или, возвращаясь из костёла, заходили в трактир выпить -- "смыть пепел".
   В западноевропейских странах основной разгул Мясопуста приходится на предшествующий Пепельной среде вторник.
   В англоязычных странах этот день зовут "Покаянным вторником" и "Панкейкным днем".
   В этот день англичане пекут панкейки - нечто среднее между привычными нам блинами и оладьями. Едят их чаще всего традиционно -- тёплыми, обсыпанными сахаром и политыми лимонным соком. По традиции многие английские домохозяйки соревнуются за право поучаствовать в "панкейкных бегах" -- забеге на 400 метров среди женщин, несущих в руках горячую сковороду с панкейком, который на бегу следует подбросить как минимум дважды. Забег начинается в 11 часов утра, когда звонят церковные колокола. Побеждает участница, которой удается подбросить и перевернуть блин на сковородке наибольшее число раз. Считается, что эта традиция возникла в городке Олни в Бакингемшире, когда в 1445 г. одна женщина так увлеклась печением панкейков, что, когда зазвонил церковный колокол, возвещая о начале церковной службы, она побежала в церковь вместе со сковородкой, подбрасывая панкейк на ней, чтобы он не сгорел.
   Во франкоговорящих странах этот день зовется Марди Гра, что в переводе с французского и означает "жирный вторник".
   Традиция Марди Гра восходит к дохристианским языческим ритуалам: проводам Зимы и встрече Весны, избрания короля и королевы (прообразы Отца и Матери, образы, характерные особенно для кельтской культуры) праздника, сожжения куклы-тотема, поедания солярных символов и т. д. После христианизации Европы многие культы и праздники были ассимилированы новым вероучением. Во Франции к празднику готовят традиционные сдобные ("жирные") сладости: пирожки, булочки с кремом, пончики, панкейки.
   В США также распространено французское название этого праздника - Марди Гра. Изначально это было костюмированное представление по случаю встречи весны во Французском квартале Нового Орлеана, вызывавшее любопытство зевак. С годами карнавал становился всё более многолюдным, появились яркие раскрашенные платформы, движимые лошадьми.
   Легенда рассказывает, что брат наследника российского престола великий князь Алексей Александрович, влюбленный в американскую актрису Лидию Томпсон, последовал за ней в Новый Орлеан перед самым праздником. Устроители карнавала, узнав о визите особы царской крови, подготовили специальную платформу с надписью "Rex" (король). Таким образом Алексей Романов оказался королём праздника.
   По этой версии, с тех пор, а именно с 1872 года окончательно утвердились каноны этого шумного озорного, яркого фестиваля: каждый год карнавал возглавляют "король" и "королева", которые в масках и костюмах едут на огромной украшенной платформе со своим окружением. В ответ на традиционные крики возбуждённой толпы "Брось нам что-нибудь!" они разбрасывают большие оловянные монеты, пластмассовые чётки и прочие безделушки.
   В Германии и немецкоговорящих кантонах Швейцарии этот праздник носит название Фастнахт. Его традиции сложились в средневековье. В XVIII в. карнавалы несколько видоизменялись, искались новые формы и традиции их проведения, но в итоге в начале XX в. в большинстве случаев вернулись к средневековым обычаям.
   Для шварцвальдского фастнахта характерно сокрытие личности участников -- под покрывалами, необычными нарядами и особыми масками, как правило, выполненными из дерева (в особых случаях -- также из ткани, картона, глины или жести). В Швабии и Алеманнии участники карнавалов не меняют ежегодно свои нарядные костюмы (Хэз) -- как это делают в других странах -- но надевают те же самые из года в год, иногда передавая их по наследству детям, которые продолжают карнавальные традиции.
   В большинстве городов и селений немецкой земли Баден-Вюртемберг праздновать фастнахт начинают 6 января, на праздник Богоявления. Однако собственно фастнахт начинается в так называемый Грязный четверг перед Пепельной средой, на который выпадает апогей карнавала. Начиная с Грязного четверга по городам и сёлам южной Германии, северной Швейцарии, западной Австрии и Эльзаса движутся ряженые процессии, на площадях устраиваются представления. на улицах готовятся и поедаются угощения и пекутся особые пироги -- фаснеткухли, рекой льётся пиво и глинтвейн. Так отмечается окончание 40-дневного зимнего поста (начавшегося 11 ноября).
   В регионе празднование фастнахт называют Дни шутов. Переодетые в пёстрые костюмы шутов, демонов, чертей, трубочистов и т. п. своими шествиями по зачастую узеньким и кривым городским улочкам стараются произвести как можно больше шума -- звенят бубенцами, щёлкают кучерскими бичами, трясут колокольцами, дудят в охотничьи рожки. Использование этих "музыкальных инструментов" в каждой местности своё, не меняющееся из поколения в поколение. Участники группы из определённого села или городского района одеты и одинаковые костюмы (команда), к примеру гномов, и используют одинаковые элементы реквизита.
   Значительное внимание при проведении фастнахта разыгрывается в процедуре "соблюдения чистоты", особенно к началу карнавала, в Грязный четверг. В некоторых районах в этот день от дома к дому ходят одетые в чёрные фраки "чистильщики", в задачу которых входит символически отчистить шутовкие наряды хозяев от старой пыли и грязи. В других областях этим занимаются переодетые "ведьмы".
   Большую роль в организации фастнахта играют происходящие 6 января и несколько последующих дней собрания участников -- "шутов" или ряженых, на которых оглашается программа последующих праздников и утрясаются последние нерешённые детали. Следующим знаменательным днём фастнахта является Лихтмесс, (что означает Светлое собрание, Светлое гуляние) на 40-й день после Рождества, 2 февраля. В этот день "шуты" в забавных сценках напоминают своим согражданам о самых смешных или значительных событиях прошедшего года. В настоящее время эта традиция упрощена, и "шуты" просто следуют группами от кабачка к кабачку, где выступают с шутливыми четверостишиями и поют песни. Официально фастнахт праздничными днями не является.
   Наиболее часто используемые образы участников шествий:
   черти и демоны (Эльцахский Шуттиг, а также в Оффенбурге, Триберге и др.). Это одна из старейших фигур карнавала;
   шуты и безумцы в самых различных вариациях ("мудрый шут", Ханзель, Блэцлебю, "пятнистый шут" и др.), имеющие также весьма древние традиции;
   "дикие люди" в костюмах, делающих их похожими на снежного человека. Этот образ особо популярен среди крестьян;
   персонажи из сказок и легенд. Обычно в этих ролях выступает молодёжь;
   ведьмы.
   При этом во время шествия его участники выкрикивают особые традиционные возгласы: Алааф, хелау, Ахой и т. п. Повстречав ряженого знакомого своей же "формы", ряженный приветствует его выкриком "Йухухуху" или "Хухуху". Однако наиболее частый выкрик толпы на фастнахт -- Нарри-Нарро. Впрочем, возгласы ряженых меняются от района к району. Во время карнавальных шествий в Швабии и немецкой Швейцарии хором исполняются также шутливые рифмованые двустишия, наподобие русских частушек.
   Среди немецких традиций Мясопуста можно выделить и так называемый "бабий четверг" или "бабий карнавал" -- обычай, по которому в Жирный четверг женщины получают власть над мужчинами. В некоторых организациях этот день является нерабочим. В Рейнской области в этот день женщины срезают у встреченных мужчин галстуки (при этом мужчин целуют), а сами одеваются как некрасивые старухи. Женщины в Рейнской области и Вестфалии в этот день также символически штурмуют ратуши и получают ключи от города. В Кёльне в этот день женщины наряжаются в костюмы ведьм, чертовок и торговок и срезают галстуки у мужчин, за что целуют их и дают им выпить бокал пива. Отрезанные галстуки женщины вешают себе на пояс. Началом традиции часто считают февраль 1729 года, когда монахини танцевали в светских одеждах в монастыре Маврикия в Кёльне. По другой версии, обычай возник в 1823 году, когда группа женщин, работавших в прачечной, взбунтовалась против своих мужей, оставивших их работать и ушедших пить пиво в ближайшую пивную.
   В заключении хочется рассказать об одной древнейшей русской/славянской традиции, хоть и не связанной уже непосредственно с Масленицей/Мясопустом, но являющейся одним из обычаев "призыва Весны". Ко дню весеннего равноденствия пекли особое обрядовое печенье "жаворонки" или, как его еще называли "ласточки", "перепелки" обычно из пресного ржаного теста в виде птичек, разнообразно потом украшая. Это печенье отдавалось детям, которые с ним играли, а потом съедали, медленно, стараясь растянуть удовольствие: сначала крылышки, потом хвостик и т. д. Крошки оставляли поклевать птицам. Иногда в одно из таких печений запекалась монета, которая сулила нашедшему ее счастье. Существовали и другие обычаи, связанные с этим печеньем. Его могли забрасывать на крышу со словами: "Птичка, птичка, принеси в дом счастье, здоровье". Иногда же его брали с собой в поле на пахоту и клали в первую борозду.
   В целом, можно сказать, что в распространенных по всей Европе традициях Масленицы/Мясопуста воплотилось желание народа ярко и весело отметить уход долгих и скучных зимних месяцев, одновременно повеселившись "впрок" перед строгими ограничениями и воздержаниями Великого поста.

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"