Аннотация: Да, дурак. Признаю. Но даже дураку позволено поразмышлять о Высоком. Лично Богом позволено.
Папа учил меня в детстве читать. Например, давал книжку «Закон Паркинсона» 76 года издания. В ней автор (а именно — Сирил Норткот Паркинсон) показывал на примере, как литератор может использовать придуманный язык для подчёркивания местных диалектов, что создаёт иллюзию достоверности у читателя.
Самой загадочной личностью в округе был Пэстонг Ов-Еченг. Посмотрев на его чалму, я тотчас же определил, что он живет по ту сторону холмов, и обратился к нему на диалекте Захолмья.
— Вы ран ху? — спросил я, но он непонимающе покачал головой.
— Сломачленоэ? — повторил я на другом наречии, но с тем же результатом. И лишь когда он облегчил мне задачу, пробормотав: „Инъенахерсен!“ — я догадался, что он уроженец северных провинций».
При умении создавать подобные пассажи вы без труда приобретете славу полиглота. Если же вы боитесь встретиться с человеком, который знает придуманный вами диалект, расскажите о какой-нибудь локальной войне. Тут возможны два уровня — повествовательный и стратегический. Повествовательный выглядит приблизительно так:
«Тишину нарушали только очереди пулемета, скрытого горной цепью. Мигель и я, осторожно оглядываясь по сторонам, бесшумно приближались к разрушенной асьенде. Внезапно Мигель остановился осмотреть землю. Я охранял его. Медленно поднявшись, он прошептал:
— Сеньор, за последние полчаса здесь прошло одиннадцать человек. В асьенде наверняка засада. — С этими словами он щелкнул предохранителем. Наши взгляды встретились — быть может, как мы думали, в последний раз. Одиннадцать против двоих — от нас потребуется предельная меткость.
— Назада, — прошептал я, и мы двинулись вперед…»
Этот стиль, не увядающий со времен гражданской войны в Испании, прославил многих авторов, потому что он подходит еще и для Латинской Америки. Стратегический же стиль изобрел Х. Беллок, французский артиллерист невоенного призыва, ставший в 1902 году гражданином Великобритании.
Прочитав этот отрывок, я непонимающе пожимал плечами: что мне до каких-то там диалектов, да ещё писателей?
Тогда отец показывал мне ту же книгу, только 89-го года издания. И тот же самый отрывок там приводился так:
«Тишину нарушали только очереди пулемета, скрытого горной цепью. Мигель и я, осторожно оглядываясь по сторонам, бесшумно приближались к разрушенной асьенде. Внезапно Мигель остановился осмотреть землю. Я охранял его. Медленно поднявшись, он прошептал:
— Сеньор, за последние полчаса здесь прошло одиннадцать человек. В асьенде наверняка засада. — С этими словами он щелкнул предохранителем. Наши взгляды встретились — быть может, как мы думали, в последний раз. Одиннадцать против двоих — от нас потребуется предельная меткость.
— Назад, — прошептал я, и мы двинулись вперед…»
Одна буква! Одна буква, господа и дамы, и как меняется повествование, юмор, и вообще вся задумка автора!
С тех пор я стараюсь читать внимательно. Не пропуская ни одной буквы. Признаю: это не легко. Крайне нелегко. Потому что ум мой ограничен и ленив. И я, как его раб, частенько ленюсь вместе с ним.
Но в мире случаются события, которые заставляют нас встать, нет, буквально вскочить с дивана и что-нибудь сделать!
Впервые я пробовал читать Библию в 15 лет. Вокруг стоял махровый социализм, и чтение Священной Книги вовсе даже не поощрялось. А как бы наоборот. Поэтому я читал древнее старославянское издание и у меня осталось крайне тяжёлое впечатление от чтения: старославянский я знаю так себе.
Потом наступили славные 90-е, и я взял качественный (одобренный РПЦ) перевод. И, что удивительно, впечатление не изменилось! Слова стали понятными, а прочтённое — нет. Ничего страшного, уверил я себя, книжка сложная, не для таких идиотов, как ты, написанная. Учись, дружок! И однажды тебе откроется Истина!
Я учился, читал фантастику (в том числе — основанную на религиозных текстах), читал множество книг, выросших на этом субстрате, читал множество обсуждений, расшифровок, научных (и откровенно издевательских) исследований, и снова и снова пытался взять этот бастион.
Но Священная Книга как заколдованная — не давалась. Нет, я прочёл её (и не один раз). Но почему же я не уверовал в написанное? Почему я постоянно пытаюсь спорить со Священными Текстами?
А теперь, внимание, вопрос.
А почему, собственно, Библия — Священное Писание?
Говорят, что Библия — это «богодуховное вероучение» и содержит в себе Божественную Истину.
Ну, ладно, предположим, это так. А вот, скажем, учебник по высшей математике для ВУЗов В.С. Шипачёва — это Божественное Откровение или нет?
Нет?
Хм… Но, простите, математика — это тоже творение Божие! И все законы сложения, вычитания, разделения и умножения — тоже созданы Господом Богом! Почему же Библия — писание Священное, а пособие для ВУЗов — нет? Потому, что учебник написал какой-то там Шипачёв, а Библию…
Да тоже, общем-то, не лично Господь писал. Ладно, учебник по математике Божественным Откровением не является. А словарь великаго русскаго языка? Ведь именно Он когда-то смешал языки в Вавилонском столпотворении, так почему же словарь не является Божественным Откровением? Запись Его поделки, чем не святая книга?
Ан нет. Библия (даже в переводе конкретного автора или группы авторов) остаётся Священным Писанием, а более — ничего (хотя, погодите! А как же Бхагават Гита (как она есть)? Тоже ж священное писание!).
Я понимаю, что даже просто задать такой вопрос — это ужасная крамола. Но так получилось, что Господь Бог, творец мира, вручил мне мозг. Вручил, и, смею заметить, не оставил к нему инструкций, как пользоваться! На, мол, пользуйся в своё удовольствие, как получится. Я и пользуюсь. И да простит меня Создатель, раз инструкций от Тебя не поступало, то и пользуюсь, как получится.
Итак, читаем же первые строчки Бытия, которые, наверное, каждый современный мне человек уже знает наизусть.
В начале сотворил Бог небо и землю.
Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою.
И сказал Бог: да будет свет. И стал свет.
И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы.
И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один.
Лично я преклоняюсь перед величием Творца. Может быть кто-нибудь не замечает этого величия, но я вам растолкую. Создать землю, в принципе, не сложно. Берём примерно 10^50 атомов (заметьте, не абы каких, а конкретных!) рассыпаем их в нужном порядке, и получаем Землю. Другой вопрос «где их взять?», но в целом он решаем. При должном умении можно организовать конвейер по производству водорода, собираем его в огромную звезду, а дальше всё само: и гелий, и литий, и углерод, и далее — до железа.
А вот пойдите и создайте небо! А? Слабо? Как создать необъятный простор, как повесить в нём светильники звёзд? Как сформировать облака, розовые рассветы и вечерний ультрамарин? Тут количеством водорода не отделаешься! Тут нужен именно Творец! Художник!
Ах, да! Все эти рассветы и закаты были чуть позже: в день первый. Но всё же, господа и дамы, как же жаль, что авторы «Бытия» проспали (или не поняли?) лекции именно про эти первые потуги Господа Бога.
Кстати. А первые ли? Нигде в Библии не указано, что созданные Земля и Небо были первыми творениями Творца. И что он сделал с предыдущими (неудачными) творениями?
А то, что они были — свидетельствует оценка, которую Бог дал своему «первенцу» свету.
Почему в кавычках? Да потому, что до этого он создал Небо и Землю (они уже раньше света появились). И вода тоже раньше. А дальше Бог увидел, что это — хорошо! Значит, раньше видел — что не особенно хорошо. Потому что Творец, сотворивший что-то впервые в жизни - вообще не задумывается «а хорошо ли получилось?». Он просто радуется, что удалось!
А Господь увидел, что это — хорошо, и отделил свет от тьмы. Ну, почему, почему авторы Бытия не запомнили, не поняли самого интересного — как? Как Бог создал всё это? Как он создал Пространство (вот как можно создать пустоту, а?), как создал Время (попробуйте создать что-нибудь, если у вас вечно не хватает на это времени), создал землю и небо?
Нет, величие Творца потрясает мой слабый ум, я в восхищении. Без всякий там намёков и двоякомыслия, я реально восхищён силой и искусством Творца. А, учитывая его подход «и увидел Бог, что это хорошо» - значит, отбор шёл. И не особенно удачные творения он… Гхм… А вот не знаю, что с ними делал Творец!
Может, он не умеет уничтожать? Может, ему потребовался кто-то, кто это умеет? Не можешь сам — заставь другого, кто умеет, древнейшая истина. Может, САМАЯ древняя?
Ну, а дальше — по писанному. Создал Бог твердь посередь воды (мы-то понимаем, что наоборот, воду вокруг тверди, а то, что неграмотные и ленивые ученички обозвали небо Твердью — ну… Это на их совести), создал травы всякие, животных…
И был день пятый. У меня вообще возникает жуткое ощущение, что надпись «день первый» и «день третий» относятся не ко времени творения (не дурак же Бог, в конце концов, творить ТОЛЬКО траву, без насекомых, птиц, ящериц и прочая? А цветки тогда для кого? Для себя, любимого?), а ко времени лекции. То есть, кто-то читал невнимательным слушателям про создание Мира, а они записали «В первый день мы прослушали про то, как Бог создал небо и землю, а в пятый — как творил зверей и птиц». Но писателям то показалось неинтересным, вот и записали кратенько, чтобы, стало быть, отвязались.
Зато дальше жизнеописания начинают обрастать подробностями и деталями. И что сказала Ева Адаму, и что сказал ей злокозненный Змий, и как разгневался…
Эээ…
Простите, кто?
Нигде в Библии не указано, что Бог разгневался. Нету там такого!
И сказал [Бог]: кто сказал тебе, что ты наг? не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть?
Адам сказал: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел
И сказал Господь Бог жене: что ты это сделала? Жена сказала: змей обольстил меня, и я ела.
И сказал Господь Бог змею: за то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми; ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей;
…
Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей…
Вот ей, ей, а я лично не вижу гнева Божия. Вполне разумный подход. Вот я устанавливаю правила, а им не подчиняются. Ну, ладно, тогда вот вам. Где тут гнев? Является ли это наказанием? Возможно, студиозусы, внимающие лектору, именно так и считали. Я же считаю, что Творец Вселенной прекрасно был осведомлён о том, что такое «любопытство» и что такое «своё мнение». Захотел бы создать послушную игрушку — создал бы (да и создавал их секстилионами до того), а здесь вполне себе проверка на самостоятельность. Вот, типа, ты решил, что можешь жить своим умом? Ну, давай, давай. Живи. Покажи, что ум у тебя есть!
И сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные и одел их.
Хотел бы наказать — стал бы заботиться о творениях своих? Нет, не стал бы. Так что изгнание из Рая — это вовсе не наказание! Это награда.
Награда творению за то, что может жить самостоятельно, без Божественных Указаний. Попробуйте создать хоть что-нибудь (хоть ребёнка!) который сможет жить СВОИМ умом (без вашего вмешательства и присмотра) — и восхититесь величием творения Господня!
А вот на тему херувима с пламенным мечом и деревом жизни — для меня место тёмное (пока что тёмное). Поскольку Творец Мира явно не дурак (возьмём это за аксиому), в отличие от слушателей поверхностного курса, и, создавая Дерево Жизни догадывался, что плоды его кто-нибудь будет есть. Раз кто-то (хотя бы теоретически!) может их съесть (и стать вечным) — то следовало бы их либо вообще не сажать, либо изначально поставить херувима с огненным мечом, дабы у всех спрашивал пароль и пропуск. Ан нет, за всех остальных Бог не беспокоился! Только когда люди обрели разум (и свободу) — только тут озаботился.
Из чего я делаю вывод: на всех остальных плоды этого дерева действия не оказывают. Любой неразумный сожрёт плод и максимум покакает. И только знающий Добро и Зло может с того дерева взять плодов и жить вечно. А более — никто. С чем я всех нас и поздравляю, кстати!
И чем дальше я читаю Священное Писание, тем больше у меня шевелятся волосы на голове. Пока идут первые главы Бытия — всё нормально. Нет, я не считаю себя Экспертом, я не великий Гений, я вообще просто читатель (причём, не самый лучший). Но вот я читаю про все эти события в первых главах — и, знаете?, у меня не возникает никакого отторжения! Наоборот, восхищение Создателем Мира, столько всего сделавшего! И даже когда Каин убил Авеля (история вообще насквозь мутная), и тут Бог выступает в роли мудрого Учителя, пытаясь просветить неразумного. Потом идёт довольно скучное (но очень важное!) описание родословных, и тут вдруг (!!!) совершенно неожидано И увидел Господь [Бог], что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время; и раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем.
С одной стороны, я уже пришёл к мысли, что Господу и ранее не всегда удавались его творения. Что он с ними делал — загадка. Но то, что он раскаялся в сотворении свободного Человека (по образу и подобию своему, кстати, творил!) - в это не верю ни единой секунды. То есть, получается, в себе раскаялся? Как Татьяна Пельтцер в роли бабки на болоте из фильма «После дождичка в четверг»: «Ой, шо творю! Ой, шо делаю?».
И начиная с этого момента начинается полный бедлам! Этот самый Господь вдруг (!!!!) решил что-то ИСТРЕБИТЬ!
До этого момента никогда, нигде, ничем Господь даже не намекает на то, что умеет истреблять! А тут заявляется к Ною:
И сказал [Господь] Бог Ною: конец всякой плоти пришел пред лице Мое, ибо земля наполнилась от них злодеяниями; и вот, Я истреблю их с земли. Сделай себе ковчег из дерева гофер; отделения сделай в ковчеге и осмоли его смолою внутри и снаружи.
Я, если честно, в шоке! Господь Бог, сотворивший небо, землю, человека (и даже жену ему сделал из ребра) — вдруг приказывает что-то сделать… Ною!
Вы уверены, что это был тот же самый Бог?
Вы меня таки простите, но неужто ковчег из дерева гофер триста локтей длиной и пятьдесят шириной сложнее Времени? Или сложнее земли? Неужели он сложнее женщины?! Почему Господь приказывает сделать столь элементарную вещь Ною?
Да потому, что он творить не умеет. Зато отлично умеет истреблять! Что и доказал чуть позже.
Но… Простите, скажете вы, не дурачок ли ты, автор этих строк? Как же это «не умеет творить», если он сотворил небо и землю?
А я вас в ответ спрошу: а он ли? Он ли читал заинтересованным слушателям длинную лекцию о сотворении мира? Из которой они запомнили только то, что Он всё-таки что-то там сотворил?
А вот то, что он воскорбел в сердце своём, раскаялся, и решил свои творения ИСТРЕБИТЬ — запомнили чётко.
На это и был расчёт, как я понимаю. И дальше рассказчик откровенно завирается. Господь, сотворившей землю и небо (!!!) не в состоянии убить свои творения! Для этого он сорок дней поливает землю водой (где взял, спрашивается?), Ной на корабле плывёт, потом вода спадает и…
Стоять!
А, собственно, что происходило после того, как все пассажиры сошли с корабля на гору? Прошло сто девяносто дней, и трава вся (какая была) тоже подохла! А кушать-то хочется прямо ща! Ладно, травоядные, скажем, жрали водоросли (благо, за 150 дней их немало осталось). А что кушали тигры? Барсы, ягуары, кошки, собаки, шакалы, гиены, и прочие хищники? Кушать травоядных — нельзя! Сегодня ты съел последнюю (!!!) в мире пару косуль, а завтра что будешь кушать? Себя? Итого, ждём год, пока родятся новые. Но и первый приплод жрать тоже нельзя! По тем же самым причинам. Итак, ждём второй приплод! Но и второй приплод жрать тоже нельзя! А вдруг что-то случится с родителями? И только через десять лет хищники разминают лапы и вылезают из ледника, в котором провели столько времени. Только через десять лет популяция травоядных становится достаточной, чтобы прокормить ОДНУ пару хищников.
Счастливое было время, наверное! За десять лет они и забыли, что такое тигры или гиены.
А ведь всё делалось куда проще! Заводим Ноя (и всю гоп-компанию) в пещеру и на 10 минут уменьшаем количество кислорода по всей земле до нуля. Всё. Через 10 минут работа выполнена без всяких ковчегов и проблем с хищными. Смерть быстрая, необратимая и почти безболезненная. Чего Ему приспичило сорок дней мочиться?
В общем, чем дальше я читаю Библию, тем больше у меня возникает уверенность, что это вовсе даже не Господь Бог её рассказывал. А совершенно другой персонаж.
Господь Бог работает не так. Я в этом абсолютно уверен, потому что я могу посмотреть вокруг, и увидеть: дрова горят. Они горят в атмосфере кислорода, и нигде нет инструкции, как дровам гореть? А камни лежат. И снова нет никаких священных книг «как лежать камням?». Все женщины мира рожают. Удачно, или неудачно — но Господь Бог не пишет священных заветов «как рожать» - это происходит само собой. Нет инструкций, как переваривать углеводы, как мочиться, как ненавидеть или бояться. Господь Бог просто сотворил — и оно просто работает.
А тут пришёл Некто и заявляет «Я — Господь Бог, создавший небо и землю», а сам — старый дурак и маразматик, потому что сам не помнит, что решил в прошлый раз. И, зная проблемы с памятью, устанавливает сам себе напоминалку: радугу в небе! Мои аплодисменты! Это — Творец Мира? Смешно, да.
И вот этот поистине безалаберный персонаж, не умеющий даже убить толком, начинает человечество — учить! А главное: как не поверить? Некто, прекрасный ликом, отлично владеющий словом, знающий о временах былых, свободно рассуждающий на любые темы и отлично умеющий грозно шевелить бровями. И если таковой назовёт себя Богом — кто сможет проверить? А? Никто. Никто не сможет сказать «Ты — не Бог!», потому что никогда не видел Бога и не может сравнивать. А этот — такой соблазнительный...
Смотрим вокруг: и как? Получилось? Сильно научил? Я не мню себя умнее Него, того, который пришёл поучать древних арамеев. Он точно знал, что будет. Появится Священная Книга, и люди будут смотреть в книгу (и видеть — да, да, именно её!), но именно с её помощью можно будет всё Измерить, Взвесить и Посчитать. И деяния, и заслуги, и так далее. И брат пойдёт войной на брата, а мать — на дитя. Из свободных и независимых Божьих Детей получатся Божьи Рабы.
Осталось сходить в церковь, поставив свечку и возблагодарить Его, в надежде на загробную жизнь.
Вдруг Он всё-таки её даст?