Сегеда Андрей Олегович : другие произведения.

Человек - венец творения

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:


Новосибирская духовная семинария

Семестровое сочинение по предмету "Священное Писание Ветхого Завета"

тема: "Человек - венец творения Божия"

  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   выполнил: студент 2 курса Сегеда Андрей Олегович
  

Новосибирск

2010

   Введение
   Человек сотворен Богом уже после того, как был сотворен весь земной мир. Согласно Священному Писанию, человек был сотворен последним из живых существ. Уже эта последовательность должна указывать нам на некое особое место, особую судьбу, которая предназначена человеку. Более того, в первой главе книги Бытия, в стихах двадцать шестом и двадцать седьмом, где Господь говорит о творении человека, особо говорится о том, что человек имеет некоторые признаки, характерные кроме него лишь для самого Бога.
   "И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, и по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над зверями, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их".
   Об образе и подобии не упоминается, ни при творении ангельского мира, ни при творении мира вещественного. Только человек удостоился отдельного Предвечного Совета о нем, от Пресвятой Троицы. Из этого мы можем заключить, что человек действительно является венцом Божьего творения, особым замыслом Бога.
   Венец творения
   В лестнице земных творений человек поставлен на наивысшей ступени и в отношении ко всем земным существам занимает господствующее место. Некоторые толкователи Ветхого Завета считают, что будучи земным, он приближается по своим дарованиям к небесным существам. "Не много ты умалил его пред Ангелами". Но более правильным будет утверждение, что человек и по своему назначению, и по своим потенциальным дарованиям призван стать наиболее близким к Богу. Эту точку зрения подкрепляет пример Матери Божией, "честнейшей херувим, и славнейшей без сравнения серафим".
   Еще более подчеркивается мысль о высоком назначении человека и его особом значении тем, что в совете Божием положено создать его, и что он действительно создан, по образу Божию. Всякий образ необходимо предполагает сходство его со своим первообразом, следовательно, наличие образа Божия в человеке свидетельствует об отражении в его духовной природе самих свойств Божиих.
   Наконец, даваемые во второй главе Бытия некоторые подробности касательно творения человека подчеркивают еще раз особые преимущества творения человека. Именно здесь сказано: "И создал Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою". Здесь различаются два действия или две стороны действия, которые можно понимать как одновременные: создание тела и оживотворение его. Преп. Иоанн Дамаскин замечает: "Тело и душа сотворены в одно время, а не так, как пустословил Ориген, что одна прежде, а другое после".
   По изображению книги Бытия, Бог творит тело человека из готовых уже земных и стихийных начал; притом творит особеннейшим образом, не одним Своим повелением или словом, как это было при создании других тварей, а Своим прямым действием. Это показывает, что и по телесной организации своей человек от начала своего бытия есть существо превосходящее всех тварей. Бог - сказано далее - вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою. Как получивший дыхание жизни, по образному выражению, из уст Самого Бога, человек таким образом, представляет собой живое, органическое соединение земного и небесного, материального и духовного.
   Отсюда вытекает возвышенное воззрение на значение человеческого тела, проводимое вообще в Священном Писании. Тело должно служить спутником, органом и даже сотрудником души. От самой души зависит - унизиться ли ей до того, чтобы стать рабой тела, или же, руководясь просвещенным духом, сделать тело своим послушным исполнителем и сотрудником. В зависимости от души тело может представить из себя сосуд греховной нечистоты и скверны, но может сделаться и храмом Божиим, и совместно с душой участвовать в прославлении Бога.
   Тем более возвышенный взгляд внушается нам словом Божиим на природу души. При создании души Бог ничего не взял для нее от земли, а наделил ею человека одним Своим творческим дуновением. Это ясно показывает, что, по мысли слова Божия, душа человеческая представляет собой сущность, совершенно отличную от тела и от всего вещественного и стихийного, имеет природу не земную, а премирную, небесную. Высокое преимущество души человеческой сравнительно со всем земным выразил Господь Иисус Христос в словах: "Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою?".
   Попытаемся понять, чем человек подобен Богу? Подобие Богу у человека должно быть во внутренних, нравственных, качествах. Какие же это качества? Прежде всего -- свободная воля. Бог абсолютно свободен и зависимым ни от кого быть не может, ибо Он один, и нет другого. Человек тоже совершенно свободен как высшее творение Божие. В вещественном мире нет никого равного ему. Даже после грехопадения человека часто окружают обстоятельства, которые препятствуют исполнению его воли, но отнять у него свободу, решать что-либо за него не может никто. Затем -- разум. Во всесовершенном Божественном разуме содержится полнота ведения обо всем существующем и даже еще не существующем. Человек способен разуметь творение Божие, осмысливать свое положение в мире, накапливать знания и полезный опыт. Бог -- безусловный Царь и Владыка всей твари, и человек получил владычество над животными и растениями. Далее, Бог -- Творец, и человек способен к тому же. Наконец, Бог есть любовь, и человек способен к любви, воспринимая любовь как Божий дар, осуществляя ею единение с Творцом и всем сотворенным, заботясь и храня Божие творение. Важнейшим признаком сообразия человека Богу является то, что человек -- личность.
   Ангелы, хотя и обладают разумом, и умеют укрепляться в добре, однако являются лишь служебными духами. Пока они только были сотворены и не имели навыка ни в добре, ни во зле, они имели и возможность выбирать. Но с течением времени, они так привыкли сонаправлять свою волю с Волей Божией, что утеряли эту возможность, это качество свободы.
   Человек получил от Бога лишь половину того, что Господь хотел дать ему - образ. Подобие же он должен был заработать сам. Бог дал человеку особенное назначение - постоянно уподобляться Богу, совершенствовать данный ему образ.
   Назначение человека
   Человек, по своему происхождению, состоит в неразрывной связи с прочим творением. И в то же время между человеком и всем прочим, земным творением имеется неустранимое внутреннее различие.
   Связь человека с прочим творением выражается в Священном Писании тем, что человек возникает из земли. Образование человека из праха земного говорит о бренности его существа в условиях не преображенного мира. О том, что из себя представляла "персть", из которой Бог образовал человека, Священное Писание не говорит.
   Человек связан с землей в своей жизнедеятельности. Важным назначением его является возделывание земли. Под этим нужно понимать не просто земледельческую обработку земли. Человек призван также овладевать землей, проявлять заботу о ней, познавать окружающую его природу и разумно совершенствовать ее.
   Внутреннее же неустранимое различие между человеком и прочими земными творениями выражено в Священном Писании свидетельством о богообразности человека, о призвании его к богоуподоблению и о том, что человек может и призван быть владыкой и рачительным хозяином земли.
   Бог сотворил человека царем и дал ему нравственную свободу. Возделывание и хранение человеком Божьего сада было делом ответной любви. Человек не зависел от плодов, но Эдем зависел от его любви к Богу, которая проявлялась как служение, как исполнение царственности. Здесь нужно уточнить, что человек питался от растений Эдема не для того чтобы существовать, а для того чтобы быть царем, знающим "свой удел", ибо в процессе питания человек осуществлял свое единение со всем творением, а пища вступала в человеческую жизнь, устроенную по образу Творца. Другой важный момент питания человека состоял в том, что в каждой травинке и в каждом древесном плоде проявляется замысел Творца, то слово, которое сказал Бог при сотворении их в третий день, и потому жажда пищи у Адама -- вовсе не животный голод, но жажда Бога, жажда познания Его и общения с Ним во всех Его проявлениях в мире. Закон же по которому травы производили семя, а деревья -- плоды, был установлен Богом как образ их растительного бытия, и их отношение не зависело от возделывания сада человеком. Со своей стороны, Человек в Эдеме предавал свою жизнь Богу всецело, без остатка, и в ответ на это получал как дар вечную, божественную жизнь. Жизнь Бога, со всею очевидностью, не может зависеть от пищи, и человеческая жизнь, полученная как ответный дар, также не зависела от нее.
   Когда человек трудится только для поддержания собственного существования - это одно. А вот когда он начинает это делать, преодолевая себя, ради Бога, то тут начинается возрастание в добродетели. Многое о том, как человеку достичь подобия может сказать тысячелетний опыт православной аскетики, номногое ему может подсказать и просто голос его совести, его разума, просвещаемый ежедневным чтением Священного Писания.
   Долгий труд по достижению богоподобия может иметь различные проявления, но в конечном счете, все сводится к одному - стяжанию Святого Духа.
   "В подвиге стяжания Духа человеческая ипостась становится сосудом благодати, как бы пропитывается Ею, и в этом исполняется творческая воля Божия, для того и изведшая не сущее во еже быти, чтобы приять приходящих в Свое общение. И самое творческое изволение о всех и о каждом есть уже нисходящий ток благодати.
   Но не все отверзают свое сердце Толкущему Творцу и Богу. Свободным движением должно раскрыться человеческое естество, преодолеть замкнутость природы и, можно сказать, в самоотречении приять ту таинственно страшную и неисповедимую сугубоестественность, ради которой и создан мир. Ибо создан он, чтобы стать Церковью, Телом Христовым. В том смысл истории, чтобы свобода твари ответила приятием на предвечный совет Божий, ответила и словом, и делом. В обетованной сугубоестественности Церкви от начала утверждена действительность тварного естества. Тварь есть другое, вторая природа, изволенная и из ничтожества изведенная для свободы. В ней она должна стать сообразной той творческой мере, через которую она и есть, и движется, и существует.
   Она не есть эта мера, но и эта мера еще не есть она. Таинственным образом человеческая свобода становится неким "ограничением" Божиего всемогущества, ибо не в насилии, а только в свободе благоволит Бог спасать тварь. Тварь есть другое, и потому в ней самой должен совершиться процесс восхождения к Богу, и совершиться ее силами и с Божией помощью".
   Заключение
   Человек всегда внутренне желает стремиться к Богу, ведь это заложено в человеческой природе. И человек имеет для обожения все возможности. Господь слегка усложнил Себе задачу по приведению человека к богоподобию, дав ему свободную волю. Но Бог - Премудрый Архитектор. Если уж Он смог создать нас, то и привести нас к спасению в его силах.
   Человек является венцом творения Божия. Он обладает некоторыми божественными качествами. Господь заботится и промышляет о нем на протяжении всей Священной истории. Господь подводит его к себе. К ощущению благодарности за создание и спасение.
   Как верные чада Божии, мы должны быть благодарны Создателю за наше бытие и за нашу участь. Нам нужно выбрать Бога, сонаправить свою волю с Его волей. И тогда мы спасем наши души и будем чувствовать себя счастливыми.
  
  
  
  
  

Список литературы.

  
   Источники:
      -- Иоанн Дамаскин, прп., Точное изложение православной веры, Издательство Сретенского монастыря, Москва, 2007
      -- Russian Orthodox Bible, United Bible Societies, 1991.
   Литература:
      -- Алипий Кастальский-Бороздин, архим., Исаия Белов, архим., Догматическое богословие, Свято-Троицкая Сергиева лавра, Сергиев Посад, 1994.
      -- Ливерий Воронов, прот., Догматическое богословие, М., "Христианская жизнь", 2000.
      -- Лопухин А.П, Библейская история Ветхого Завета, Братство прп. Иова Почаевского, Монреаль, 1986.
      -- Михаил Помазанский, протопресв., Человек - венец творения // Православное догматическое богословие, М., "Даръ", 2008.
      -- Георгий Флоровский, прот., Творение, его начало и конец // Богословские статьи / http://lib.eparhia-saratov.ru
  
   Russian Orthodox Bible, United Bible Societies, Быт. 1:26-27
   Russian Orthodox Bible, United Bible Societies, Пс. 8:6
   Russian Orthodox Bible, United Bible Societies, Быт. 2:7
   Иоанн Дамаскин, прп., Точное изложение православной веры
   Михаил Помазанский, протопресв., Человек - венец творения
   Russian Orthodox Bible, United Bible Societies, Матф. 16:26
   Russian Orthodox Bible, United Bible Societies, Быт. 2, 5
   Алипий Кастальский-Бороздин, архим., Исаия Белов, архим., Догматическое богословие
   Георгий Флоровский, прот., Творение, его начало и конец
  
  
  
  
  
  
  
  
  

5

  
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"