Сегеда Андрей Олегович : другие произведения.

Христианство, индуизм и неоиндуистские секты

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:


Содержание

  
   Введение 3
   1 Индуизм 6
   1.1 Основные положения Индуизма 6
   1.2 История Индуизма 12
   1.3 Секты, возникшие на основе Индуизма 15
   2 Индуизм и Христианство 17
   2.1 Сравнение основных вероучительных положений 17
   2.2 Сравнение истории Индуизма и истории Христианства 21
   2.3 Сравнение Христианского вероучения с вероучением "Общества сознания Кришны" 23
   3 Обзор религиозно-философской антииндуистской литературы 25
   3.1 Литература XIX-XX веков, рассматривающая классический индуизм 25
   3.2 Современная религиозная литература, рассматривающая псевдоиндуистские секты 29
   Заключение 33

Список использованных источников и литературы 35Введение

  
   В современном мире, массовая культура которого отличается бездуховностью, все большее число людей ищет выхода из жизненного тупика, люди неосознанно ищут встречи с Богом. И когда они понимают, что именно им нужно, то обращаются к религии.
   Беда в том, что в результате семидесятилетнего правления безбожного большевистского правительства люди оторвались от своих корней, от православной, святой и апостольской, веры. Кроме того, усиленная внешним давлением демократизация общества девяностых годов XX столетия занесла в нашу страну бациллы всевозможных религиозных течений и сект, позволила широко развернуться оккультистам, астрологам и неоязычникам.
   Поэтому сегодня человек решившийся обратиться к Богу стоит перед выбором не между двумя-тремя религиями, как это было еще сто лет назад, а между сотней тысяч различных учений, каждое из которых ложно. И отыскать в этой куче мусора драгоценность православной веры
- непростая задача.
   Индуизм известен с древнейших времен - со второго тысячелетия до Рождества Христова, но до сих пор он имел весьма четкую локализацию
- являлся национальной религией Индии.
   Но в XX веке ситуация кардинально изменилась. Появилась мода на восточную экзотику, в том числе и на духовную. Различные переработанные и упрощенные версии индуизма стали основой множества сект, которые расползлись по всему миру. Самой известной из них является "Общество сознания Кришны", "кришнаиты". Не минула описываемая беда и Россию. Индуизм и его "урезанные" версии у нас весьма популярны и число их приверженцев ширится - вот с чем связана актуальность выбранной темы.
   Целью курсовой работы является обзор апологетических работ христианских авторов, в которых проводится сравнение основных положений индуизма и христианства и доказывается истинность последнего.
   В рамках поставленной цели были сформулированы следующие основные задачи:
   рассмотреть и проанализировать основные вероучительные положения индуизма;
   соотнести их с основными вероучительными положениями христианства;
   представить обзор работ христианских авторов, затрагивающих проблему сравнения христианства и индуизма.
   Предметом исследования является сравнение основных вероучительных положений христианства и индуизма.
   Объектом исследования - религиозно-философские работы христианских авторов, затрагивающих данную проблему.
   Практическая значимость данной работы заключается в наглядном представлении несостоятельности индуизма и индуистских культов относительно христианства. А также в выработке и представлении аргументов, которые могут понадобиться православному миссионеру в диалоге с жертвами индуистских сект или приверженцами чистого индуизма, которые могли бы стать христианами.
   При сравнении вероучений применялись следующие методы:
  -- системный подход;
  -- абстрактно-логический подход;
  -- сравнительный анализ.
   В первой главе рассмотрены основные вероучительные истины индуизма, происхождение данной религии, а также ее современные вариации.
   Во второй главе рассмотрены, в сравнении с индуистскими, основные положения христианской веры, происхождение христианства, а также сравнительно рассмотрено учение "Общества сознания Кришны".
   В третьей главе представлен обзор религиозно-философской литературы христианских авторов прошлых веков и современности, работы которых касаются темы противостояния христианства и индуизма или его вариаций.
   В заключении содержатся выводы и основные результаты исследования.
  
   1. Индуизм
        -- Основные положения Индуизма
  
   Согласно определению Большой советской энциклопедии, "Индуизм (санскр. хиндумата, хиндусамая; совр. хинду дхарма), одна из наиболее распространённых религий мира. Последователи Индуизма (индуисты, иначе -- индусы) живут преимущественно в Индии
(около 95 % всех индуистов), а также в Пакистане, Бангладеш, Непале, республике Шри-Ланка (до 1972 -- Цейлон); кроме того, последователи Индуизма есть в ЮАР, на о. Бали (Индонезия), о. Маврикий, островах Фиджи, в Гайане (бывшая Британская Гвиана) и в некоторых других местах (особенно в странах Юго-Восточной Азии и Африки), куда он был занесён в разное время переселенцами из Индии. Конституция республики Индии (1950) включает в Индуизм также и буддизм, джайнизм и сикхизм, однако в научной индологической литературе их принято считать самостоятельными религиями" [20].
   По данным энциклопедии "Народы и религии мира", Индуизм является самой крупной национальной религией в мире, и насчитывает более восьмисот миллионов последователей.
   Ученик Махатмы Ганди, премьер-министр Индии, Джавахарлал Неру в своей книге "Открытие Индии" писал о том, что "Индуизм как вера расплывчат, аморфен, многосторонен, каждый понимает его по-своему. Трудно дать ему определение или хотя бы определенно сказать, можно ли назвать его религией в обычном смысле слова. В своей нынешней форме и даже в прошлом он охватывает много верований и религиозных обрядов, от самых высших до самых низших, часто противостоящих или противоречащих друг другу" [5]. И с господином Неру нельзя не согласиться.
   Вероучение Индуизма складывалось из смешения древнего язычества (Индра, бог грома и молнии, Дьяус - бог неба, Притхви - богиня земли и т.п.), индийского пантеизма (брахманизм - поклонение
богу-природе), и оккультизма (поклонение демонам, которые равны богам, духам предков и т.п.).
   Основание индуистской веры зиждется на том, что весь существующий материальный мир, все живые существа, населяющие его, в том числе и человек, являются частичками бога - Брахмана. Брахман был первичной, безличной сущностью, средоточием всего. И однажды Брахман "развалился" на куски. Это соответствует учению Брахманизма - праиндуизма.
   Самые совершенные части Брахмана стали духовными сущностями
- богами и демонами, которые прибывают как в мире - малые духи и демоны, так и за его границами - боги. Боги настолько огромны, что мир их не может вместить. Поэтому в мире боги проявляют себя время от времени лишь проекциями - аватарами, принося ту или иную "истину". При этом богам глубоко безразличны люди, они не управляют их жизнью, не творят судеб. Они занимаются своими, непонятными и ненужными этому миру "трансцендентными играми".
   Духи, боги и демоны Индуизма - это всего лишь категории "энергетического потенциала" духовных сущностей. Они не добры и не злы. Как первые, так и вторые, и третьи могут творить, что им заблагорассудится. Масштаб же вмешательства зависит от силы этих существ. Индуистские боги потому являются богами, что они сильнее, чем демоны и духи. Более слабые демоны могут воплощаться в материальное тело, оборачиваться мужчиной или женщиной. Но при этом демоны смертны, и их можно убить в сражении.
   Менее совершенные части Брахмана, или более "разложившиеся", становятся людьми, животными и растениями. То есть живыми, но материальными существами. И, наконец, самые деградировавшие части "бога" - окружающей нас неживой материей - горами, лесами и морями.
   Духов и демонов в Индуизме сотни тысяч. И если духи, например, предков, могут помочь потомкам, то все без исключения демоны - злые. Они делятся на три группы: "асуры", "ракшасы" и "пишачи".
   Богов тоже великое множество. Согласно разным местам индуистских священных текстов - от 33 до 3339. Но подробнее рассмотреть стоит лишь троих верховных, это: Брахма, Вишну и Шива.
   Первый из них - Брахма или Брахман, был объектом поклонения Брахманизма - религии, предшествовавшей Индуизму. Это тот самый бог, распад которого привел к образованию существующего мира. В "Махабхарате" (1.1.20) Брахма называется "раскрывшимся и нераскрывшимся, несуществующим и существующим, тем, который есть вся вселенная, который отличен от существующего и несуществующего; создателем высшего и низшего, древним и высочайшим" [8]. Поклонение Брахме мало распространено. Согласно индуистским мифам из-за проклятий, наложенных на него другими богами. Индуизм трактует Брахму уже не как бога-творца, из которого произошло абсолютно все, а только как творца материального и духовного миров. Над которым стоят и которого создали верховные боги - Вишну и Шива с женами.
   Вишну ("вездесущий") - верховный бог в вишнуизме. Кроме того, он - охранитель Вселенной. Вселенную создал Брахма, но ее надо охранять и от преждевременного разрушения, и от захвата власти над Вселенной демонами, что и делает Вишну. Во-вторых, он - помощник людям в решении их жизненных проблем.
   Вишну чаще всего изображается в виде четырёхрукого мужчины. В одной руке у него боевая раковина, во второй - палица, в третьей - шакран, в четвёртой - цветок лотоса. Оружие в трёх руках символизирует готовность Вишну бороться с силами зла, цветок лотоса - его любовь к людям и готовность им помогать.
   По мифологии индуизма у Вишну было уже 9 аватар и ещё одна будет в будущем. Первая: рыба. Вторая: черепаха. Третья: кабан. Четвёртая: полулев-получеловек. В остальных пяти аватарах она живёт в человеческом теле. Пятая: карлик Вамана. Шестая: Парашурама ("Тёмный с топором"). Это был воин, сын брахмана, который всегда ходил с боевым топором. Седьмая: Рама ("Темный"). Восьмая: Кришна ("Темный"). Девятая: Будда ("Просветлённый"). Речь идёт об основателе буддизма. Будущая, десятая аватара тоже будет в теле человека, которого будут звать Калки. Калки, по вероучению индуизма, приедет на белом коне и в царском одеянии. Калки накажет негодяев и установит на земле золотой век.
   Шива ("Милостивый") - верховный бог в шиваизме. По своим специфическим функциям Шива - бог разрушения Вселенной (он разрушает её, когда приходит для этого время), бог смерти и рождения человека, бог живой природы (он заботится о растениях и животных). Шива чаще всего изображается мужчиной темно-синего или лилового цвета с четырьмя руками и тремя глазами. Третий глаз, который расположен посреди лба (не горизонтально, а вертикально) не только видит, но и излучает сверхъестественный огонь, который сжигает всё на своём пути. У Шивы тоже есть аватары, их более 20-ти.
   Помимо учения о миротворении и богах, в Индуизме можно отметить такие основные положения, как: учение о загробной жизни, о переселении душ, о карме и о священных текстах.
   Загробная жизнь имеет два этапа. Первый этап называется сансарой. Второй - нирваной. Буквальный перевод слова "сансара" с санскрита звучит как "странствование". Наряду с санскритским термином "сансара" для обозначения первого этапа загробной жизни в литературе используются также французское слово "реинкарнация". По своей сущности это переселение души из одного тела (после его смерти) в другое.
   Механизмом сансары является карма ("поступок", "деяние"). Карма - это закон перерождения, согласно которому при преобладании хороших поступков человек получает хорошее перерождение, при преобладании плохих - плохое. Хорошее перерождение - это тело здорового, богатого человека со счастливой судьбой. Плохое перерождение - тело или растения, или животного, или больного, бедного и несчастного человека. По воззрениям индуистов преступник в одной из следующих жизней становится жертвой того преступления, какое он совершил. Вор будет обворован, насильник - изнасилован, убийца - убит. Специфичными этапами сансары является пребывание душ людей в раю или в аду. После временного блаженства или временных мучений души возвращаются в земную жизнь. Ад обозначается термином "нарака". Считается, что ад имеет несколько отделений. Чаще всего называется цифра 7, и в этой связи сторонники индуизма говорят о "семи кругах ада". В каждом последующем отделении ада мучения становятся более сильными. В какое именно отделение направить душу умершего, каким мукам его подвергнуть, решает владыка царства мёртвых, бог Яма.
   Второй этап загробной жизни для грешников - это попадание в последнее (чаще всего: в седьмое) отделение ада. Дело в том, что пребывание в последнем отделении ада выходит за пределы сансары. Сюда направляют самых закоренелых грешников. Из предыдущих отделений ада души грешников рано или поздно, но возвращаются в земную оболочку. Из последнего отделения возврата нет. Здесь души грешников находятся до конца "дня Брахмы" а с наступлением "ночи Брахмы" уничтожаются.
   Второй этап загробной жизни для особо заслуженных праведников обозначается термином "мокша", "нирвана" ("избавление"). Мокша по своему существу - это слияние душ особо заслуженных праведников с душой Брахмана. Это слияние означает выход из сансары и понимается как высшее и вечное блаженство.
   В Индуизме в качестве священных почитается большое количество книг. Точная цифра неизвестна, однако можно определенно сказать, что их несколько сотен. Они делятся на две группы.
   Первая группа называется шрути, ("услышанное") вторая - смрити ("запоминаемое"). Авторами шрути являются боги. Но они авторы в особом смысле. Индуисты считают, что шрути никто не создавал. Они возникли сами собой вместе с возникновением богов. Боги чудесным образом передали эти знания риши (мудрецам). А риши записали эти знания в виде книг. Смрити - это дополнения, комментарии к шрути, написанные собственно риши.
   По своему содержанию книги делятся на семь групп. Первая группа - Веды ("Знание") Это 4 тома. Основным содержанием Вед являются тексты религиозных песен, тексты заклинаний и описания религиозных обрядов.
   Вторая группа священных книг - Брахманы ("отражение воли Брахмы"). Это несколько десятков томов. По содержанию это комментарии к Ведам, в основном культового характера. Считается, что их содержание через служителей культа передал бог Брахма.
   Третья группа - Араньяки ("Лесные книги"). Несколько десятков книг-шрути. Содержание: правила поведения для отшельников, рассуждения о сущности обрядности.
   Четвертая группа - Упанишады ("Тайное учение"). Название объясняется тем, что в прошлом учение, заключённое в этих книгах, передавалось только брахманам и их ученикам. По своему содержанию это религиозно-философские комментарии к Ведам.
   Пятая группа - Пураны ("Древние предания"). Это несколько десятков книг-смрити. Наиболее древние пураны первоначально существовали в устной форме. Это рассказы о богах.
   Шестая группа - это одна книга-произведение: поэма под названием "Махабхарата". В поэме около 100 тысяч двустиший. "Махабхарата" делится на 18 частей, которые тоже называют "книгами". Части имеют разную величину: от 320 двустиший до 14372.
   Седьмая группа - это одна книга-произведение, поэма "Рамаяна" ("Сказание о Раме"). "Рамаяна" состоит из 24 тысяч двустиший. "Рамаяна" делится на семь частей, которые обычно печатаются в одном томе.
  
        -- История Индуизма
  
   Самый ранний этап индуизма, как и всей индийской культуры, связан с протоиндийской цивилизацией доарийских культур. Народы долины Инда исповедовали многообразные культы богини-матери, поклонялись священным деревьям и столбикам фаллической формы.
   В середине II тыс. до н.э. доарийская цивилизация была разрушена завоевателями, вторгшимися в долину Инда с северо-запада. Завоеватели, именовавшиеся ариями, говорили на индоевропейском языке, близком к древнеиранскому. Это были патриархальные племена, почитавшие главным образом богов, олицетворявших силы природы. В числе богов был Индра - бог бури и войны, Вайю - бог ветра, горный бог Рудра, бог огня - Агни, бог солнца - Сурья. Арийские жрецы, брахманы, совершали жертвоприношения и сочиняли гимны, которые составляют основу вед. Арии придерживались системы каст, в которой человек должен был всю жизнь оставаться тем, кем был рожден. Царь - царем, крестьянин - крестьянином. Покоренные народы образовали презираемую ариями касту шудров - "неприкасаемых", которые должны были выполнять самые черные работы. Элементы религии шудров поначалу презирались.
   Со временем, оккультные ритуалы доарийской цивилизации начали сливатья с арийским многобожием. Появилась идея о едином, пусть и безличном боге - Брахмане. Поклонение Брахману-природе вобрало в себя и оккультные и языческие черты.
   К 9-8 вв. до н.э. брахманы занимали главенствующие позиции в индийском обществе, а жертвенные обряды весьма усложнились. В 7 в. до н. э. началась реакция на чрезмерный ритуализм брахманов. В араньяках, началось исследование смысла жертвоприношений, в упанишадах поставлены под вопрос основополагающие космологические представления ариев. В ранних арийских гимнах говорится, что после смерти душа отправляется в преисподнюю. Новые мыслители выдвинули концепцию переселения душ, которая со временем была подкреплена законом кармы.
   К 6 веку до н. э. произошло становление ряда религий, которые полностью отвергали ведийские жертвоприношения. Речь идет о джайнах и буддистах. Они ставили во главу угла освобождение от бесконечных рождений и сходились на том, что освобождение достигается не жертвоприношениями, а медитацией. Соперничество различных сект длилось почти тысячелетие. К 500 н.э. победу одержал индуизм, вобравший в себя многие положения буддизма и джайнизма, включая доктрину ненасилия, вегетарианство и воздержание от алкоголя, ряд новых элементов богопочитания. В индуистский пантеон был введен Будда.
   Расцвет индуизма и его победа над буддизмом и джайнизмом совпали во времени с периодом интенсивных философских исканий. Между 6 в. до н.э. и 5 в. н.э., появилось несколько соперничавших доктрин. Все они сходились на том, что мокша представляет собой главную цель человека, но расходились во многих теологических и метафизических тонкостях. Особо выдвинулись шесть философских школ ("шесть даршанов"): ньяя, вайшешика, санкхья, йога, миманса и веданта, наибольшую популярность обрела последняя.
   Философия веданты опирается на Брахма-сутры, приписываемые мудрецу Бадараяне. В отличие от других школ, выдвинувших сложные теории составных частей материи и характера души, веданта придерживалась довольно простых взглядов на Брахман и атман.
   Позднее веданта раскололась на несколько теологических школ, основное расхождение между которыми заключалось в степени признания тождества Брахмана и атмана. Доминирующим был подход школы адвайта, сформулированный Шанкарой в 7-8 вв. Шанкара учил, что единственной реальностью во Вселенной является Брахман и что отношение Брахмана и мира чувств, майи, не поддается выражению. Индивидуальная душа, атман, есть всего лишь проявление Брахмана, и, как говорится в упанишадах, освобождение души осуществимо только через полную реализацию единства атмана и Брахмана. Хотя "философский индуизм" почти целиком подпал под влияние адвайты, большее воздействие на народный индуизм оказала вишешадвайта, или ограниченный монизм Рамануджи, философа 11-12 вв. Рамануджа утверждал, что наивысшая реальность - не безличный дух, а личностный бог, Вишну. Атман есть часть бога и в конечном счете соединяется с ним, но при этом никогда не утрачивает полностью личностные свойства. Вишиштадвайта утверждает, что единение с богом достигается скорее через путь искренней преданности, нежели через созерцательную практику.
   Высокая активность "философского индуизма" в 7-8 вв. и позднее совпала с развитием широчайшего движения народного индуизма - религии непосредственного богопочитания, главным образом почитания таких богов, как Вишну, Шива и Шакти. Зародившись на юге, где возникли секты наянаров, почитателей Шивы, и альваров, поклонявшихся Вишну, движение бхакти стремительно распространилось по всей Индии. Появился огромный корпус популярной литературы не на санскрите, а на региональных языках. Одним из важнейших произведений этой литературы является написанная на хинди Рамаяна Тулси Даса, поэта 16 в.
   После Рамаяны новых священных текстов в Индуизме добавлено не было, он приобрел вой современный вид.
  
        -- Секты, возникшие на основе Индуизма
  
   Современные секты, возникшие на основе Индуизма, Александр Леонидович Дворкин в своем учебнике "Сектоведение. Тоталитарные секты" характеризует их, как псевдоиндуистские [4].
   Как уже было отмечено выше, в самом Индуизме нет, и никогда не было, вероучительного единства. Возникновение Джайнизма и Буддизма
- это естественное следствие подобного доктринального хаоса.
   Но вот в двадцатом столетии появилась особая группа сект, прежде всего тоталитарных, нацеленных на вытягивание денег из своих адептов, которая воспользовалась таким положением и стала утверждать,
что они-то и проповедуют истинный Индуизм. Эти секты носят агрессивно-экспансионистский характер, стремятся заинтересовать и покорить, прежде всего, ничего не знающих о настоящем Индуизме людей. Часто в своем учении и символике они используют элементы других религий и утверждают, что эти религии являются предтечами Индуизма.
   Возникли подобные секты из "духовно-просветительских" организаций, открытых на западе в тридцатые-шестидесятые годы: "Миссия Рамакришны", "Братство самосознания", "Общество божественной жизни" и им подобных.
   К современным тоталитарным псевдоиндуистским сектам следует отнести: "Трансцедентальную медитацию", культ Шри Ченмоя, "Брахма Кумарис", культ Сатьи Саи Бабы, культ Очо Раджниша, "Сахаджа-йогу", "Ананда Маргу", "Ашрам Шамбалы" и самую крупную из них: "Общество сознания Кришны".
   Для классического Индуизма очень важен институт духовных учителей - гуру. Гуру ведет своих учеников к духовному совершенствованию, к Нирване. И ему нужно беспрекословно подчиняться на этом пути.
   Понятно, что такое положение было очень удобным для создателей тоталитарных сект. Достаточно было добраться до мест, где об Индуизме знали меньше тебя, и объявить себя гуру. И после этого можно говорить что угодно и никто не вправе будет усомниться в твоих словах.
   Подчинение личности в псевдоиндуистских сектах достигается путем приема наркотических веществ, гипноза, самогипноза - начитки мантр, усиленного поста - "аскезы" и общения с падшими духами
- медитации. После подобных упражнений адепты становятся легко внушаемыми и полностью подпадают под власть сектантского гуру.
   В настоящее время такие "гуру" весьма активно действуют на территории России.
      -- Индуизм и Христианство
        -- Сравнение основных вероучительных положений
  
   Первое, и фундаментальное отличие христианства от индуизма
- это учение о Боге. Если в индуизме бог - несовершенная (потому что изменяющаяся и где-то даже деградирующая) безличная сущность (этакая гигантская амеба), то Бог христиан - это всесовершенное личностное Существо. Он осознает себя Богом. Он неизменяем.
Его свойства непознаваемы, их выражают преимущественно через отрицание. Господь благ и заботится о своем творении. Да и сотворил он мир не из собственной "духовной плоти" и не спонтанно,
а по своему осознанному желанию и слову, из ничего. Он, по учению Христианской Церкви, в мире не нуждался, а бытие ему дал только
по своей благости. Потому что существовать для нас лучше, чем
не существовать.
   Мир индуиста - антропоцентричен. Именно он является мерилом добра и зла. Он не боится никого, кроме судьбы, кармы, но никого и не любит. Ему не к кому стремиться, потому что у его бога нет личности
- он камешки и деревья вокруг. Это провоцирует рост гордости и самомнения. А растворение личности в нирване является духовным самоубийством. Индуист сам может добиться всего, он не нуждается в помощи божества, да оно и не может ему помочь. Молитва у индуистов отсутствует, как таковая, потому что общаться им не с кем. Медитация - это форма духовной шизофрении, попытка поговорить с пустотой, которая заканчивается не растворением в нирване, а пленением души падшими духами.
   Человек в случае с христианством тоже не является "сильно разложившимся кусочком бога", а высшим творением, которому Бог даровал еще и собственное подобие - личность. Христианин знает, что может воссоединиться с Богом не только при наличии горячего собственного желания, но и помощи самого Бога, соработничестве с Ним, синергии. И, поэтому, уповает на Его помощь и просит ее в молитве, общении. И если для индуиста высшим счастьем и путем избавления от страданий является отказ от осознания себя, уничтожение собственной личности и воссоединение
с остальным "телом бога", растворение в нирване, то для христианина высшим счастьем является богообщение - раскрытие
и совершенствование своей личности, преображение и обожение
ее. Господь дал человеку возможность насытить все свои бесконечные потребности Собой, также бесконечным и в этом общении, даже изменить собственную природу, сделать ее богоподобной. Постоянно быть с Богом, победить свои страсти и заняться общением своей личности с всесовершенной личностью Божества - вот счастье для христианина.
   Боги индуизма не противопоставляются демонам. И те и другие могут навредить человеку. И те и другие - производные Брахмы, частички его тела.
   Богов индуизма - тысячи. Они воюют друг с другом
и проклинают друг друга. А во Святой Троице царит любовь.
Все ее лица единодушны и никогда не вступают в противоречие.
И, в то же время, они являются одним Богом. В христианском вероучении отсутствует многобожие и языческое поклонение духам, как это принято у индуистов. Бог христиан невидим и неизобразим, поэтому изображается только в своем человеческом облике, в котором Он жил на земле. А боги индуистов изображаются в виде четырехруких синекожих трехглазых уродов. В глаза очевидно бросается
их искусственность и несовершенство.
   Бог присутствует в мире и пронизывает его своими энергиями. Духом Божиим мир был сотворен и им живет. Индуистские боги настолько слабы и несовершенны, что размеры мира являются для них непреодолимым ограничением и, чтобы попасть в него, они вынуждены идти на ограничение части своих знаний, сил, умений и памяти, воплощаясь в мире в виде "урезанных версий" - аватар. Их аватары также несовершенны, как и они. Их можно убить, они часто предстают в виде животных.
   Христианское вероучение гораздо более цельно и стройно,
в нем крайне мало противоречий. Существует Священное Писание, а также Священное Предание - особая традиция его толкования. Любой христианин не может объявить себя безгрешным и всезнающим
гуру и говорить все, что ему вздумается, от лица Бога. А в индуизме не бывает неправильных учений, каждый верит, как хочет. И может, при определенных условиях, выдавать свои слова за исходящие от
бога. Священных текстов в индуизме - многие тысячи. Они разрозненны, хаотично передают суть веры, больше раскрывая художественные подробности. В этом они похожи на греческие мифы. В различных книгах можно встретить абсолютно противоречивые мнения и толкования. В отличие от библейских, сведения священных текстов индуизма о творении и развитии мира не находят подтверждения в истории. В индуизме отсутствуют пророческие книги и откровения, которые бы сбывались, подтверждая истинность веры. Традиционный индуизм не занимается прозелитизмом, А одна из главных заповедей Христа: "идите, научите все народы...".
   В христианстве отсутствует понятие кармы. У человека
нет судьбы, у него есть свобода. Свобода поступать по воле
божией или по своей собственной, часто ведущей нас на поводу
у страстей. И участь человека, по христианскому учению, не зависит только от количества добрых или злых дел, которые он сотворил.
А еще и от того, были ли эти добрые дела посвящены Богу,
с каким сердцем человек их совершал, к кому или к чему всей
душой стремился.
   Бог - личность. И мы не можем заставить Его сделать
что-либо. По милости Он может оправдать и приблизить к себе и самого закоренелого грешника - это Его право. И только если
мы любим Его и к нему стремимся, то мы окажемся с Ним. "Улучшить карму" просто подавая милостыню или сметая жучков с дороги
мы не можем.
   Также нет в христианстве и перерождения. Господь дарит человеку дар жизни один единственный раз. Он уникален.
И мы должны относиться к нему ответственно - повтора не будет. Да и нет необходимости в перерождении - ведь нам не нужно постепенно и кропотливо, жизнь за жизнью, улучшать карму, чтобы, наконец, раствориться в нирване. Мы можем достичь единения с Богом в общении с Ним в течение одной жизни. Для этого надо только захотеть этого, научиться молиться, полюбить Бога и посвятить ему свою жизнь.
   Мораль ветхозаветной и, тем более, христианской религии гораздо совершеннее морали индуизма. Убийцам Ветхого завета было запрещено мстить, если они жили в специально отведенных городах. В юбилейные годы евреи были обязаны прощать все долги, и даже отпускать на волю рабов. Еврейское общество не знало такой порочной системы каст, каковая сложилась в индуизме. Да, священником или левитом можно было стать только по праву рождения. Но, зато, любой пастух мог стать вождем народа, государем или военачальником. И все эти ограничения были отменены с приходом Христа, который призывал вообще не мстить людям, говорил о всеобщем равенстве перед Богом, любви к ближнему, прощении и милосердии. Как разительно отличается это учение от поклонения Кали - богине зла и ритуальных убийств людей, от появления касты шудров, куда попали угнетенные племена доарийской Индии.
  
        -- Сравнение истории Индуизма и истории Христианства
  
   Основание христианства - ветхозаветная религия похожа на индуизм только тем, что также была национальной, исповедовалась одним народом - евреями. В остальном же видно множество отличий.
   Во-первых, ветхозаветная религия - это безусловный монотеизм. Даже указание на различие лиц Святой Троицы в Ветхом завете
- косвенные. Все другие боги называются ничем и бесами, то есть противопоставляются благому Божеству и умаляются перед Его силой. И этот монотеизм начинается во времена сотворения человека. А не формируется позже, как тритеизм инуистов.
   Откровение Нового завета не перечеркивает представлений Ветхого и не противоречит ему, а лишь дополняет и разъясняет некоторые непонятные моменты. Христианство, таким образом,
не трансформация ветхозаветной религии, а лишь ее раскрытие.
   Индуизм же возник на почве смешения пантеизма
завоевателей-ариев, причем пантеизма политеистического
(арии поклонялись не просто природе в целом, а ее отдельным
силам-стихиям: огню, солнцу, ветру, воде, земле) с классическим язычеством и шаманизмом древних жителей Индии. И очень долго это смешение трансформировалось в легенду о едином Брахме - творце мира и трех основных богах.
   Пятикнижие, с которого начинается Библия, написал пророк Моисей. Мы знаем почти всех авторов, книги которых включены
в библейский канон, причем не только их имена, но и их
биографии, которые свидетельствуют об их святой жизни и
их избранности Богом для такой непростой миссии, как передача
Его воли. Авторов большинства индуистских священных текстов никто не знает, а известные авторы далеко не всегда вели себя достойно и праведно.
   Кроме того, само содержание индуистских священных поэм, вроде "Рамаяны", не несет в себе глубоких философских или религиозных идей, которые поражали бы сознание. Они скорее представляют интерес для этнографов, чем для религиоведов.
А вот содержание Евангелия просто кишит глубокими мировоззренческими истинами, до которых самостоятельно додуматься невозможно, они могли быть подсказаны только самим Богом. Например: "Кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет её; а кто отдаст душу свою ради Меня, тот сохранит её. (Мф. 10:39)", "Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут. Но собирайте себе сокровища на небе, где
ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не крадут. Ибо где сокровища ваши, там будет и сердце ваше. (Мф. 6:19-21)", "Нет ничего тайного, что не сделалось бы явным; и ничего не бывает потайного,
что не вышло бы наружу. (Лк. 8:17)" [2].
   Ранний индуизм возник во втором тысячелетии до н.э. И он не существовал в чистом виде ни у ариев, ни у староиндийских племен. Он был далек от упорядоченности и единобожия. Индуизм сформировался при смешении культов тех и других. А ветхозаветная религия, с которой начиналось христианство, возникла сразу как почитание единого Бога, как минимум со времен Авраама - в конце третьего тысячелетия до н.э., именно как цельное учение о Боге, переданное Аврааму в божественном откровении. А если считать от Адама, то в 5-6 тысячелетии до н.э.
   Религия индусов развивалась и видоизменялась. Представления о едином боге сформировались только к 9 веку до н.э., а к 6 веку до н.э. отказались от жертвоприношений (да и то не полностью). Ветхозаветная же религия не видоизменялась на протяжении двух тысяч лет. Пророки, судьи и цари, жившие после Авраама и Моисея, только укрепляли и культивировали веру в народе. Господь Иисус Христос, как уже было сказано выше, лишь расширил и дополнил откровение. Церковь сделалась многонациональной, все люди получили возможность претендовать на спасение.
   Появление соперничающих доктрин в индуизме также свидетельствует о его ущербности. В христианстве есть
одно единственное истинное учение, а все остальные отвергнуты как ложные, потому что есть, с чем сравнить. В индуизме сравнивать не с чем, поэтому все мнения имеют право на существование, и каждый может выбирать то, что ему больше понравилось.
  
        -- Сравнение Христианского вероучения с вероучением "Общества сознания Кришны"
  
   Одним из краеугольных камней учения "Общества сознания Кришны" является утверждение, что кришнаизм, как его называют в России, берет свое начало в индуизме. Но это не так. В отличие от индуизма, кришнаизм - это прозелитическое вероучение. Доля кришнаитов среди индусов ничтожно мала. Основных своих адептов кришнаиты набирают среди атеистов и приверженцев других религий, которые об индуизме ничего никогда не слышали. В плане проповедничества, учение "ОСК" походит на христианское.
   Кришнаиты ссылаются на веды, как на свои священные тексты, но по факту не признают и не знают того, что в ведах говорится.
Бхагавадгиту они читают в урезанном и переработанном переводе Прабхупады. Они не поклоняются верховной индуистской тройке:
Брахме, Вишну и Шиве, а почитают в качестве бога одну из аватар Вишну - Кришну, что в переводе с санскрита означает "Темный". При этом, кришнаиты утверждают, что Кришна является воплощением всех других богов, в том числе Христа, Будды, Аллаха и т.п., а сам кришнаизм является полной и окончательной истиной, которая включает в себя "неполные истины" христианства, ислама, буддизма и других религий. Библия же говорит о том, что "боги языческие - есть бесы" и кроме Христа нет других богов.
   Жизнеописание Кришны резко контрастирует с жизнеописанием Христа. Христос пришел в этот мир с одной лишь целью - своей безвинной смертью освободить нас от греха и, благодаря этому, воссоединить нас с Собой, с Богом. Он всю жизнь проводил воздержанно и благочестиво, чураясь мирской славы и поклонения. Кришна вел себя совершенно по-другому. Всю жизнь он беззаботно развлекался и думал только о себе. Пел, играл на дудочке и плясал. В своей жизни был невоздержан, беспорядочно занимался сексом с пастушками. Любил славу и богатство. Женился на дочери царя и сам стал царем. Умер тоже глупо и бесцельно, когда был принят охотником за оленя [17].
И никаких общих мест в жизни Христа и Кришны, как указывают некоторые исследователи, не просматривается.
  
      -- Обзор религиозно-философской антииндуистской литературы
        -- Литература XIX-XX веков, рассматривающая классический индуизм
  
   В России исследование классического индуизма стало
более-менее целенаправленно производиться в середине XIX века, когда позиции христианства в стране ослабли вследствие секуляризационной государственной политики и в страну начали проникать экзотические восточные учения и мистические практики.
   К периоду последней четверти XIX века - первой четверти
XX века и относятся основные сочинения, представляющие индуизм, а также апологии, в которых индуизм рассматривается с позиции христианской критики. В основном, подобные труды были написаны не священнослужителями и иерархами Русской Православной Церкви,
не православными богословами, а людьми относительно светскими
- религиозными философами этих лет.
   К основным апологетическим сочинениям, в которых критически рассматривается индуизм, можно отнести творения Ивана Ильина, Николая Бердяева, Семена Франка, Владимира Николаевича Лосского, Бориса Петровича Вышеславцева и Василия Зеньковского.
   Борис Вышеславцев в своем труде "Кришнамути" писал,
что современные ему философы-оккультисты неправильно понимают даже классический индуизм: "Удивительно, до какой степени мало понимания индийской философии и индийской мистики можно
найти у новейших теософов. Основного духа этой мистики, основной мелодии Упанишад, отзвуки которой ясно слышны еще и в буддизме - современные теософы не услышали ни разу, они не сумели вычитать его даже из Бхагават-Гиты" [3]. Вышеславцев говорит об основном отличии индуизма от христианства: "существует однако, при некотором сходстве всех мистических переживаний вообще, глубокое отличие индийской мистики от христианской, ярче всего оно выступает в буддизме: буддизм есть религия без Бога, буддизм знает некоторое высшее мистическое состояние нирваны, но эта мистика есть мистика атеистическая..." [3]. Он сразу выделил главное
- отсутствие личностного бога в индуизме.
   Николай Бердяев в своих трудах подчеркивал уникальность каждого человека, он противопоставлял ценность человеческой личности царству всеобщего. Он ставил личность превыше
любых интересов: религиозных, идеологических, общественных, государственных. И индуизм он критиковал именно с позиции подавления и уничтожения личности, которая является одной из основополагающих доктрин. Он был уверен в высшем происхождении личности, знал о ее неуничтожимости и полагал единственным путем к счастью ее творческое развитие в общении с Богом.
   Позицию восприятия Бога как безличного существа остро критиковал Владимир Николаевич Лосский: ""боги" индуизма - это только аспекты, только проявления некоего безличного абсолюта; проявления - для нехристианского Востока - столь же условные, как и мир, которому они предстоят, призванные, как и он, исчезнуть, раствориться в чистой самоуглубленности, в полной самотождественности. Тождественность же эта не знает "другого" и поглощает всякое личное отношение" [8]. Лосский утверждает, что апофатизм помогает только христианину, живо общающемуся с Богом, немного понять Его, понять, что же Бог не есть. "Но вне христианства этот путь приводит лишь к обезличиванию Бога и ищущего Его человека" [8]. Мир индуистов, по Лосскому, это падший бог. Мир возникает либо в результате какой-то космической катастрофы, либо в результате непонятного влечения, довлеющего над богом. И это лишний раз указывает на его несовершенство и слабость. Мир христианский возникает по превеликой благости божией. По Его свободному желанию дать нам бытие. Лосский часто сравнивает христианство и индуизм, затрагивая последний во многих своих работах: "По образу и подобию Божию", "Очерк мистического богословия Восточной Церкви" и других.
   Василий Васильевич Зеньковский, крупный религиозный философ рубежа XIX-XX веков, писал в своей работе: "Апологетика. Христианская педагогика" о том, что в индуисты, как и многие другие народы, не зная истинного Бога обожествляют мир вокруг. Он говорил о том, что "пантеизм может вести иногда к очень глубоким религиозным переживаниям, - так почти все инусские религиозные системы связаны именно с пантеизмом, с пониманием божественности мира". Но величие мира является лишь тенью, отблеском самого Творца.
   Также, Зеньковский очень грамотно критикует учение о переселении душ: "Если мы обратимся к внехристианским учениям о посмертном существовании и воскресении, то здесь прежде всего надо отвести в сторону все (преимущественно индусские) учения о "переселении душ", в которых хотя и утверждается реальность посмертной жизни и в каком-то смысле даже говорится о "воскресении" в перевоплощении, - но перевоплощение дает жизнь уже не тому человеку, который был раньше на земле, а лишь духовному ядру в нем. Отрицание индивидуального посмертного существования есть поэтому низведение нашей земной индивидуальности до уровня случайной оболочки в том духовном "ядре", которое без конца сменяет свои индивидуальные "оболочки" одну на другую... Учение о "перевоплощении" вообще не связывает в индивидуальность нынешнюю и будущую жизнь, так как наша индивидуальность, по этому учению, со смертью исчезает; индивидуальность в человеке вообще не связана в этом учении с его "сущностью" с тем духовным ядром, которое без конца перевоплощается в новые и новые "личности". Христианство же говорит о том, что посмертное наше существование есть продолжение жизни именно той самой индивидуальности, какая жила на земле" [6].
   Иван Ильин критикует нравственную сторону индуизма. Он говорит о том, что в нем можно найти "элементы разнуздания": храмовую проституцию, человеческие жертвоприношения в некоторых культах, поощрение беспорядочных половых связей, гордости и гнева. Ильин обращает внимание на то, что это единственная подобная религия среди всех основных религиозно-философских учений Азии.
   Семен Франк в своей книге "Непостижимое" говорит о мудрости и философской полезности Упанишад. В то же время, он, также как и другие русские религиозные философы, выступает против идеи уничтожения личности в человеке: "индусское решение: заменить мою "самость" безразличной всеобщностью, за счет "самости" раствориться во всеединстве, в том, что есть "все и ничто", и в нем обрести последний покой и спасение, - это решение все же не открывает нам того всеединства, которого мы ищем, к которому мы подлинно стремимся. Ибо в этом истинном всеединстве должно было бы быть сохранено именно все - и в том числе, следовательно, и в первую очередь, и наше собственное самобытие, во всей его полноте и метафизической глубине" [16]. Кроме того, Франк отмечает, что такой подход, с долгими медитациями и попытками растворить себя приводит к "бездейственному созерцанию" [15], что не способствует спасению человека, потому что человек должен работать, помогать ближним, утруждать себя ради Бога, сам добывать хлеб для пропитания, чтобы через это совершенствовать свою личность.
  
        -- Современная религиозная литература, рассматривающая псевдоиндуистские секты
  
   Современная христианская апологетическая литература рассматривает теперешние проблемы, то есть, не классический индуизм, а современные нам псевдоиндуистские секты, и особое внимание на этом направлении уделяет "Обществу сознания Кришны".
   В настоящее время, существует довольно много противосектантской апологетической литературы. В качестве самых известных и авторитетных современных апологетов против псевдоиндуистских сект можно назвать: архимандрита Рафаила (Карелина) с его трудом "Церковь и мир на
пороге апокалипсиса", иеромонаха Серафима (Роуза) с книгой "Православие и религия будущего" и иерея Олега Стеняева с его брошюрой "Крищнаиты - кто они?".
   Олег Стеняев говорит о Бхагавадгите, что это "компилятивный свод знаний, заимствованных из самых разных, поздних и ранних, ведических текстов, буддизма и других религий. В Гите немало повторов и противоречий, композиция ее расплывчата, и мы можем предположить, что это произведение имело нескольких авторов составителей..." [11]. Гита позднее много раз переписывалась. Различные "гуру" делали в нее все новые и новые вставки. Следовательно, даже как индуистский священный текст, она ни по противоречивому содержанию, ни по источникам наполнения не заслуживает уважения.
   А "Бхагавадгита - как она есть", написанная основателем секты кришнаитов Прабхупадой - это вообще упрощенный, весьма вольный и популяризированный для запада пересказ Гиты одной из позднейших редакций.
   Кроме того, в классическом индуизме Бхагавадгита является малозначимым священным текстом. Вот, что пишет об этом Стеняев: ""Бхагавад-Гита", являясь частью "Махабхараты", никогда не была таким же бесспорным авторитетом в вероучительных вопросах, как ведические "священная писания" - "шрути". По индусскому преданию, мудрец Вьясадева разделил все "Веды" на четыре части, и "для людей с более низкими умственными способностями", написал "Махабхарату", а следовательно, и "Бхагавад-Гиту", как ее составную часть" [11].
   Кришнаиты стараются представить своего бога образцом нравственности, но он от этого далек. Вот, что пишет о нем в книге "В Индии четвертого измерения" Ростислав Рыбаков: "Но какую же мораль несет в себе Кришна? Что и говорить, Кришна-пастух вряд ли может быть назван образцом нравственности, но хороводы на берегу Джамны с обнаженными пастушками выглядят невинными детскими играми в сравнении с мрачными деяниями Кришны-воителя" [13].
   Серафим (Роуз) утверждает, что индуизм и все его производные конечно очень привлекательны, но калечат душу человека, вводят ее в порок: "Заманчивость индуизма играет всеми оттенками спектра: там есть все соблазнительное для любого чувства, привлекательное для любой слабости, но особенно - для гордыни" [14].
   В отличие от христианства, индуизм является системой магических действий, он не требует от человека веры - только определенных ритуалов: "Вся философская концепция индуизма опирается на практические религиозные инструкции, которые ученик получает от своего гуру. Ученик должен при посредстве этих практических упражнений на собственном опыте убедиться в истинности философии. Ничто не должно быть принято на веру. И, вопреки общему представлению, там нет никаких тайн - только громадное количество эзотерических знаний - так что попросту нет никакой надобности в вере. Вам говорят: "Попробуйте, и убедитесь, что это действует". Такой прагматический подход в высшей степени соблазнителен для западного склада ума. Но почти каждый ученик сразу же впадает в некую прагматическую ошибку: если упражнения действуют (а они действуют), он верит, что система верна, и, соответственно, доброкачественна. Но это, разумеется, не вытекает одно из другого" [14].
   Господь Иисус Христос призывает нас к жертвенности и, через это, к развитию личности: "кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною" (Мф. 16:24), "нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих" (Ин. 15:13). А кришнаизм предоставляет человеку привлекательный легкий путь, полный наслаждений: "гедонизм кришнаизма с его чувственными обрядами и медитациями, с призывами к свободе от всех общественных норм импонирует людям, видящим смысл жизни в наслаждениях, так как возводит эти состояния до степени религиозного культа" [12], а мы из простого человеческого опыта знаем, что ни к чему хорошему это не ведет.
   Закончить главу хочется словами архимандрита Рафаила (Карелина), очень емко охарактеризовавшего противоречие христианства и индуизма. Он утверждает, что последний придуман, как бы в насмешку Сатаны над замыслом Бога о спасении людей, полностью антагоничным: "Христианин, начинающий изучать веданту как философскую систему, оказывается в положении человека, попавшего в сказочный мир Зазеркалья, где населяющие его призраки делают все как раз наоборот тому, что он привык видеть на земле. На каждом шагу его встречают парадоксы этого необычайного мира. Бог-творец Брама оказывается демоном, иллюзионистом космического аттракциона. Он творит существа только для того, чтобы обмануть их. Сила его фантазии настолько неодолима и притягательна, что он забывает себя, увлекшись той сказкой, которую он сам сочинил. Его фантазия создала миры, но всякая фантазия есть зло, поэтому скорби и неустройство стали атрибутикой всякого бытия. Пьеса, задуманная Брамой, вышла из-под контроля самого автора, пленила его и затем превратилась в мировую трагедию. Браму мало почитают в Индии, он одно из самых непопулярных божеств. Ему построено всего несколько храмов, и то это только дань уважения. За что благодарить полководца, который завел свое войско в непроходимые топи?" [12].

Заключение

  
   В заключение, можно сказать, что индуизм не является "мировой религией". Ему чужд прозелитизм. Он был и остается национальной религией Индии и миллиард последователей (численность населения Индии), еще не делает его религией мира.
   Индуизм - вера сложная, непоследовательная и противоречивая, да и не вера даже, а конгломерат множества различных вер, объединенных по этническому признаку. Его история насчитывает около четырех тысяч лет (если считать от пантеизма, привнесенного в Индию ариями).
   В последние два века появилось множество "облегченных версий" индуизма - тоталитарных псевдоиндуистских сект, распространившихся по всему миру.
   Христианство, как по стройности изложения вероучения, так и по высоте преподносимых им истин, наголову превосходит индуизм. В последнем начисто отсутствует столь важная для христианства характеристика, как нравственность. Христианство мыслит Бога тремя личностями, едиными по природе и любви. Индуизм же является формой многобожия (язычества), считающей своих богов безличными сущностями.
   История христианства, если считать с ветхозаветной религией, длиннее истории индуизма.
   Учение "Общества сознания Кришны", в сравнении с христианским, выглядит еще более противоречивым и жалким, чем учение классического индуизма.
   В России существует апологетическая литература, рассматривающая классический индуизм и современные тоталитарные секты на его основе. И если последней довольно много, и она неплохо удовлетворяет потребности сомневающихся верующих, то первая была написана в прошлом-позапрошлом веке, ее довольно мало, а информация об индуизме, изложенная в этой литературе разрозненна и не дает о нем полной картины.
   На основании вышеизложенного, можно сделать вывод о необходимости создания православного труда, который бы включал в себя как апологию против индуизма, так и апологию против современных псевдоиндуистских сект, подробно рассматривал бы и первый, и последние, и был бы написан доступным современным языком.
  

Список использованных источников и литературы

  
      --  Бердяев Н.А, О назначении человека, Париж, Современные записки, 1931.
      -- Библия. Современный русский перевод, М., Росийское Библейское общество, 2011.
      -- Вышеславцев Б.П, Кришнамурти, М., Раритет, 1995.
      -- Дворкин А.Л, Сектоведение. Тоталитарные секты. Опыт систематического исследования, Издательство братства во имя св. князя Александра Невского, Нижний Новгород, 2002.
      -- Джавахарлал Неру, Открытие Индии / Пер. с англ., Переводчики: В.В. Исакович, Д.Э. Кунина, И.С. Кливанская, В.Ч. Павлов, М., Издательство иностранной литературы, 1955.
      -- Зеньковский В.В, Апологетика. Христианская педагогика, Издание Экзарха всей Украины Митрополита Киевского и Галицкого, Киев, 1990.
      -- Ильин И.А. Наши задачи, том I, Париж, 1956.
      -- Лосский В.Н, Догматическое богословие, М., 1991.
      -- Лоский В.Н, По образу и подобию Божию, М.,
    Издание Свято-Владимирского братства, 1995.
      -- Народы и религии мира: Энциклопедия / Гл. ред. В. А. Тишков. Редкол.: О. Ю. Артемова, С. А. Арутюнов, А. Н. Кожановский, В. М. Макаревич (зам. гл. ред.), В. А. Попов, П. И. Пучков (зам. гл. ред.), Г. Ю. Ситнянский, М., Большая Российская энциклопедия, 1998.
      -- Олег Стеняев, иер., Кришнаиты - кто они?, М., Лепта-Пресс, 2007.
      -- Рафаил Карелин, архим., Церковь и мир на пороге апокалипсиса, Сергиев Посад, Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1999.
      -- Рыбаков Р.Б, В Индии четвертого измерения, М., Альманах Общества культурных связей с Индией, 1996.
      -- Серафим Роуз, иером., Православие и религия будущего, М., Паломник, 2005.
      -- Франк С.Л, Душа человека, М., АСТ, 2007.
      -- Франк С.Л, Непостижимое, М., АСТ, 2007.
      -- Франк С.Л, С нами Бог, М., АСТ, 2003.
      -- http://dic.academic.ru/dic.nsf/es/79912/КРИШНАИЗМ
      -- http://iproaction.ru/index.php/adiparva-pervaya-kniga
      -- http://slovari.yandex.ru/индуизм/БСЭ/Индуизм
  
  
  
  
  
  
  
  

35

  
  
  
      --

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"