Сегеда Андрей Олегович : другие произведения.

Об исторической памяти и атомизации

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:


Об исторической памяти и атомизации
или
Кто ты, живущий за соседней дверью?

  
   "Атомизация социальная - явление разрыва социальных связей (дружеских, семейных, соседских), появление изолированных индивидов, социальные связи и контакты которых носят преимущественно безличный, рациональный характер". Энциклопедия социологии
  
   "История - сокровищница наших деяний, свидетельница прошлого, пример и поучение для настоящего, предостережение для будущего". Мигель де Сервантес Сааведра
  
   Тема потери исторической памяти русского народа родилась не вчера и умрет не завтра. Эта проблема - одна из наиболее болезненных в современной России и если задуматься, то именно в ее решении лежит ключ ко многим другим злободневным проблемам, как общественным, так и личным.
   Зная историю своего народа, человек начинает гордиться своими предками, своей Родиной и культурой - это воспитывает в нем патриота и достойного гражданина своего Отечества.
   В государстве с умело организованной преемственностью поколений общество консолидировано (то есть дружно), и за счет взаимопомощи более благополучно в социальном плане. Его не сотрясают межнациональные и межрелигиозные конфликты, потому что люди знают, как жили их предки и сколько раз они выручали друг друга во время общих бед. Многие экономические, политические и социальные проблемы, если об этом знать, уже имеют свое удачное разрешение в пролом.
   История собственной семьи избавляет человека от многих стрессов. Самые актуальные для жизни вопросы, мировоззренческие, решаются естественным образом, через восприятие человеком духовного наследия и устремлений своих предков. Воспитание собственной личности получает поддержку в примерах из жизни не только национальных героев, но и отцов, дедов и прадедов, которые самоотверженно трудились, блюли данное слово и жили в верности супругам и ответственности за своих детей.
   Когда человек помнит, как жили и осуществляли воспитание детей его предки, как они разрешали споры и мирили домочадцев, то и знаменитый тургеневский конфликт "отцов и детей" как-то сам собой рассасывается. В общем, плохо быть "Иваном, не помнящим родства" и не знающим истории Отечества.
   Конечно, в потере исторической памяти о семье и народе виноваты не всегда мы сами. Были и объективные причины - сильнейшие общественные потрясения, такие как петровские реформы, революции начала XX века, две мировые и одна гражданская война и перестройка. Но также мы страдаем и от собственной бездеятельности, гнушения (пренебрежения) национальной культурой (истинно богатой, цельной, нравственной и гармоничной) и нежелания восстанавливать память о своей семье.
   А сегодня к проблеме потери исторической памяти добавляется и другая, которая ее только усугубляет и имя ей - атомизация. Сейчас, зачастую, мы не только смутно представляем себе родную историю, не только ничего не знаем о своих прадедах и пращурах, но и даже о соседях по дому или коллегах по работе.
   Над нами исподволь возобладало западное отношение к человеку - как к механизму в системе, исполнителю некоей общественно полезной функции.
   Если поколением ранее, во времена моей матери, люди ходили друг к дугу в гости, встречались, как выразился бы апостол Иоанн Богослов, "устами к устам", пили чай, пели народные песни и вели долгие неторопливые беседы по вечерам, то теперь наше межличностное общение сводится к торопливым и болезненно лаконичным СМСкам и контактерству в социальных сетях.
   Письменная речь вообще бедна на передачу эмоций, там всего три знака отражающих эмоциональное состояние, а все остальное выражается художественными средствами. Но сейчас мы настолько разучились пользоваться даже и ею, что изобрели специальные эрзацы, которыми пытаемся передать наше настроение и состояние ("смайлики"). Впору как Диоген, начать ходить по городу или по дому с вопросом: "кто ты, живущий за соседней дверью"?
   Чем живут наши соседи, соработники и сослуживцы? Часто мы не интересуемся этим, не проявляем к ним внимания или интереса. В итоге, лишаемся возможности узнать много интересного, открыть через другого человека ранее неизведанные грани мира и обрести друзей. А когда сталкиваемся с неприятностями или бедами, то обнаруживаем, что до боли одиноки и помочь нам некому, потому что мы и наши проблемы тоже оказываются никому неизвестны и не интересны.
   Хорошо, если человек знает Бога - в трудные моменты он будет молиться, и Господь укрепит и успокоит его. А если нет? Тогда в его душе появляется отчаяние. Многие люди именно из-за этого кончают жизнь самоубийством. Потому, что их некому поддержать, они одиноки.
   Я частенько благодарю Бога за то, что в моем детстве еще не было онлайн-игр и планшетных компьютеров. Мне довелось несколько лет поиграть во дворе в "пятнашки", "цепи кованые", индейцев, рыцарей, партизан и скалолазов. Я знавал не только ребят своего двора, но и нескольких окрестных. В лучшие времена на ту или иную игру нас набегало до шестидесяти человек.
   В юности довелось поучиться в клубе юных моряков, поучаствовать в городском чемпионате по стрельбе, областных интеллектуальных играх, поездить по детским лагерям.
   В молодости - учиться в колледже, институте и семинарии, служить в армии. С тех пор я поддерживаю контакты с несколькими людьми (их немного, не более десятка), которых имею честь называть своими друзьями. И опыт нашего общения свидетельствует о том, что это уникальные и интересные люди, к тому же готовые поддержать меня в моих начинаниях, помочь в беде.
   А что мы видим сегодня? Великолепно выполненные из ярко раскрашенной и качественно обработанной фанеры дворовые детские площадки, заменившие ржавые железные конструкции моего детства, девственно пусты.
   Могучие в прошлом молодежные сообщества и учебные центры хиреют на глазах от отсутствия учащихся или дробятся на все более мелкие группки.
   В институтах появились факультеты дистанционного обучения, студенты коих лишены нормального общения с преподавателями не только на занятиях, но даже и на экзаменах, а в первый и последний раз видят их на вручении диплома.
   В своих домах мы приходим к соседям только для того, чтобы те сделали музыку потише. Когда кто-то из нас в последний раз поздравлял жителей своей лестничной площадки с днем рождения или приглашал в гости?! Сейчас таких мало...
   И в связи с этим может быть поставлен под вопрос весь путь технического развития человечества. Действительно ли мы облегчаем свою жизнь новыми механизмами или эти "костыли" лишают нас жизни, делая нас придатком техномира?
   Недавно, благодаря случайной встрече у лифта, я узнал, что в моем доме этажом выше живет дедушка Виктор - ветеран Великой Отечественной войны, который многие годы работал машинистом на железной дороге, всю жизнь любил и был верен одной женщине - своей жене и воспитал пятерых детей.
   Сожалею ли я об этом знакомстве? Отнюдь! Время, проведенное в беседах с ним, я потратил с пользой для своей души.
   С детства я любил историю и считал, что неплохо ее знаю. Но после этого неожиданного знакомства, во мне крепнет желание узнать о своих предках больше, чем я знаю сейчас, понять, чем они жили, к чему стремились, какой жизни хотели для меня, своего потомка. А еще мне хочется стать более открытым к миру, более человечным и внимательным к окружающим, чем сейчас и верится, что вокруг нас значительно больше хороших людей, чем плохих.
  
   Андрей Сегеда
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"