Сегеда Андрей Олегович : другие произведения.

Преподобный Роман Сладкопевец

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:


Новосибирская духовная семинария

Доклад по предмету "Церковное пение"

тема: "Преподобный Роман Сладкопевец"

  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   выполнил: студент 2 курса Сегеда Андрей Олегович

Новосибирск

2011

   Введение
   Если мы посмотрим на икону в честь Покрова Божией Матери, мы увидим внизу по центру Романа Сладкопевца со свитком в руках. И память святого отмечается в день Покрова. На первый взгляд это кажется странным, ведь он жил в V веке, а события Покрова относятся к X веку.
   Дело в том, что именно Роман Сладкопевец является автором многочисленных песнопений в честь Пресвятой Девы, и, будучи пономарем в патриаршем храме Святой Софии в Константинополе, по ночам он молился в том самом Влахернском храме, где пять столетий спустя явилась Сама Владычица. И именно благодаря Ее помощи и заступничеству Роман обрел тот удивительный дар, который и прославил его на многие века.
   История преподобного Романа Сладкопевца
   Святой Роман был родом из Сирии, воспитание получил в городе Эмесе и с юных лет начал угождать Богу, ведя жизнь девственную и целомудренную.
   Сначала он был пономарем в одной из церквей города Берита, а потом, в царствование императора Анастасия, удалился в Константинополь и служил при Кировой церкви в честь Пресвятой Владычицы нашей Богородицы. Здесь он проводил жизнь в посте и молитвах, утруждая тело свое многочисленными подвигами и всенощным бодрствованием. С вечера он уходил во Влахерны и там всю ночь стоял на молитве, а потом возвращался обратно. Затем он был поставлен пономарем к храму святой Софии.
   Святой Роман не знал грамоты, но преуспевал в добрых делах и ими превосходил многих премудрых книжников. Разумом своим он стремился к Богу, гораздо больше тех, кто ищет премудрости века сего и за это был вознагражден Богом и его Пречистой Матерью.
   От природы не имевший ни слуха, ни голоса, он усердно помогал при богослужении, терпя насмешки от других священнослужителей. Негодование клириков усилилось после того, как патриарх Евфимий приблизил Романа к себе за искреннюю веру и добродетельную жизнь и назначил ему жалование наравне с чтецами и певцами.
   Однажды на торжественном богослужении под Рождество Христово, где присутствовал сам император, озлобленные клирики силой вытолкнули Романа на амвон со словами: "Пой, если ты получаешь равную с нами часть". От неожиданности и смущения Роман читал и пел так плохо, что его даже пришлось заменить.
   Униженный и расстроенный, ночью Роман горячо молился перед иконой Божией Матери, и произошло чудо: Сама Пречистая Дева явилась ему в сонном видении и, подав свиток (по-гречески "Кондакион"), повелела съесть его. Тут же Роман получил мелодический голос, прекрасный слух, дар книжного разумения и поэтический талант, и сразу составил свой первый знаменитый кондак в честь праздника Рождества Христова: "Дева днесь Пресущественнаго раждает".
   На следующий день во время всенощного бдения Роман настоял, чтобы его допустили к пению на амвоне, и так дивно пропел сочиненный им кондак, что тишина на несколько мгновений водворилась в храме. Изумленный патриарх спросил у Романа, откуда у него появился столь удивительный дар. После того, как Роман рассказал о том, что с ним произошло, его рукоположили в дьяконы, и потрясенные клирики попросили у него прощения.
   Заключение
   С тех пор за удивительное вдохновенное пение люди стали называть Романа Сладкопевцем. Преподобный стал учителем пения и за свою жизнь (скончался он в 556 году) составил около тысячи песнопений, из которых до нас дошло 85.
   От названия свитка все песнопения святого стали называться кондаками. Он же впервые сложил икосы - песнопения, сочиненные святым во время ночных бдений в его покоях (по-гречески "икосах").
   Теперь же святому Роману Сладкопевцу молятся о помощи церковные поэты, регенты и поющие на клиросе, составители церковных служб, а сочиненными им песнопениями и доныне христиане прославляют Господа.
  
  
  
  
  
  

Список литературы.

  
   Источники:
      -- Кондак или песнь на рождество Христово / Перевод Мироносицкого П., СПб., 1912.
      -- Кондаки и икосы св. Романа Сладкопевца / Перевод Цветкова С., М., 1881.
   Литература:
      -- Дворкин А. Л. Очерки по истории Вселенской Православной Церкви, М., ООО "Риза", 2008.
      -- Димитрий Ростовский, Свт., Жития святых, январь, Рождества Богородицы Свято-Пафнутьев Боровский монастырь, 1997.
      -- Памятники византийской литературы IV--IX веков / Под редакцией Фрейберга Л.А., М., "Наука", 1968.
      -- Флоровский Георгий, прот., Восточные Отцы четвертого-восьмого веков, Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1999.
      -- http://ru.wikipedia.org/wiki/Роман Сладкопевец
  
  
  
  
  
  
  
  
  

4

  
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"