Сел Алек : другие произведения.

Фантастика, Мистика... А в чем собственно разница?

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
Оценка: 4.19*5  Ваша оценка:


   Фантастика, Мистика... А в чем собственно разница?
  
   Поводом, послужившим причиной написания данной статьи, стал вопрос, заданный мне подругой и позже повторяемый несколько раз другими людьми. В одном из наших разговоров о литературе (я рассказывал ей о сюжете нового рассказа) она спросила:
   -А чем отличается фантастика от мистики?
   Вопрос меня смутил. Жанр, который я для себя избрал, носит сочлененный характер мистика-хоррор, но все же это - мистика. Фантастику я не писал (а если что-то и называл таковой, то лишь для того, чтобы попасть в разбор фантастики Хокана - каюсь), и поэтому точного определения дать не смог. Единственное на что я упирал, было - "мистический образ" или "мистический объект" - позже я затрону эту тему. Разговор зародил во мне идею написания данной статьи, но и только.
   Несколько позже в приватной беседе с одной знакомой о творчестве Лукьянова (фантаст, без сомнения фантаст!) я обронил, что в его романах "Стеклянный лабиринт", "Осенние визиты" и "Линия Грез" есть нечто мистическое. Девушка начала спорить и поставила меня в тупик вопросом: "А что есть мистика?". Я вновь выпал в осадок. Доводы мои ей показались не очень убедительными. Мы разошлись в разные стороны каждый при своем мнении. Это окончательно убедило меня в том, что статья такая нужна, по крайней мере, для личного пользования и будущих дискуссий. Если она будет использована еще кем-то (сюда не входит распечатывание и пользование в санузле - попробуете, сами виноваты будете - чернила-с), то буду только рад, что старания, взнесшиеся мощно никуда не своротили.
   Очевидно, мои старания будут иметь вид неких тезисов, каждый из которых может быть развит или опровергнут.
   Итак, что же такое мистика, и что такое фантастика? Определим Мистику, Фантастику и попутно зацепим Фентези.
   Начинать следует с фантастики. Фантастика есть начало и ...все остальное. Не переживайте - поймете потом.
  
   Фантастика.
   Мягко выражаясь, редко кто может объяснить понятно - что есть фантастика, и какой ей быть, и никто - что это такое на самом деле. Тот, кто хочет прочитать мнения по этому поводу - то в конце статьи я внесу список литературы, прочитав которую можно выбрать свое. Я же просто выскажу свою точку зрения, отчего такие трудности.
   Бесспорно одно: фантастика - это жанр литературы, и жанр этот имеет множество подвидов: Космическая опера (StarTrack) (КФ), Фантастический боевик (ФБ) (в последнее время примеров до бесстыдства много), Научная фантастика (НФ) (Герберт Уэлса, Жюль Верн - как классики), Социальная фантастика (СФ) (Стругацкие). Я перечислил не все поджанры, но я и не фантаст (хорошая оговорка если нет ничего другого - “я не”, подставляй что пожелаешь).
   Очень трудно дать каждому поджанру свое понятие. Невозможно - жанру в целом.
   Социальной фантастикой может быть - антиутопия, утопия, повествование об альтернативной истории человечества. Этот поджанр - что кривое зеркало. Социальная фантастика выявляет опасные гнойники на теле человечества. Она как, никто другой, является могучим оружием нравственного воспитания, созданный специально, чтобы оповещать человечество о грядущих переменах.
   Я специально сделал оговорку "как никакой другой". Фантастика -призвана этим заниматься в первую очередь - учить. "...Будущее... как известно, бросает тень задолго перед тем, как войти". В словах Ахматовой звучит предупреждение, точно также и человек, читая фантастику, прежде всего, должен думать о том, каким будет мир, и каким бы человек хотел его видеть.
   Самый развитый поджанр - НФ. Ее мэтры Жюль Верн, Герберт Уэлс, Роберт Хайнлайн. Если вы хотите знать, как выглядит новые изобретения, космические корабли будущего, разумные машины - входите в эту дверь. Это "литература о научных свершениях и технических достижениях будущего".
   Типологию фантастики выражают эпитеты: мифологическая, сказочная, утопическая, приключенческая, географическая, техническая, философская, социальная, психологическая, юмористическая, политическая, сатирическая, детективная, пародийная... Набор далеко не полон!
   В фантастике нет "основной фантастики" и "дополнительной". Поджанры переплетаются друг с другом. В этом я вижу причину невозможности заключить фантастику в тесные рамки понятий. И оттого морщатся умные лбы и жуются губы - в тщетной такой попытке. Это, так сказать, кратенькое резюме.
  
   Мистика.
   МИСТИКА - ученье о таинственном, загадочном, сверхъестественном, о сокрытом, иносказательном смысле и значении ученья и обрядов веры.
   Мистический, -чный, сокровенный, скрытый, таинственный, темно иносказательный.
   Мистицизм м. ученье, убеждение, понятия или наклонность к таинственному толкованию и обрядливости.
   Мистик м. предавшийся мистике, мистицизму.
   Я привел несколько определений из словаря, который мне выдала одним из первых поисковая система Yandex. Как видно из названия, Мистика может и должна вводить в заблуждение. В ее успех и в этом же ее призвание.
   Говоря о мистических произведениях, Кинг (я буду ссылать на него по понятным причинам) предлагал разделить их на три типа - по сюжетным линиям повествования. Предлагал использовать три существа: приведение, безымянная тварь и оборотень. Любое произведение, утверждает Кинг, можно выразить через одно или даже всех троих чудовищ.
   Приведение. С этим понятно. Это дух, физическая или астральная сущность появляющаяся после смерти. Призраки усваивают мотивы поведения и может быть саму душу тех, кто их видит. Если они зло, то их зло порождено нами:
   -Что ты такое?
   -Я это ты.
   Безымянная тварь - это нечто, к чему нет возможности приклеить ярлык, точно назвав атрибуты и поведение существа.
   Оборотень - такими животными сплошь и рядом усеян путь мистики и мистических ужасов: вампир - получеловек, кровосос под личиной принятого, овервульфы-обортни, люди перестающие быть людьми, превратившиеся в зомби.
   Определив Мистику и Фантастику, я, тем не менее, не назвал жанр, служащий своеобразным мостиком между ними - фЕнтези, а может и фЭнтези.
   Стивен Кинг, непревзойденный мастер, съевший не одну собаку на поприще писательства (так и хочется воскликнуть - обжора!), писал - "мистика есть практически то же самое, что и фентези, с некоторыми отклонениями от общей нормы".
   Так ли это?
   Я склонен предположить, что так. Мистика предполагает нечто невразумительное и необъяснимое, тогда как в фентези все просто и интуитивно понятно. В мистике нам может быть непонятно - что такое происходит в доме, что вызвало к жизни странные появления надписей на запотевших стеклах, видения, (ага - воскликнет пытливый читатель - это проделки привидения, но мы то с вами в этом не до конца уверены - это могут быть и проделки галлюциногенов, принятых главным героем перед принятием ванны), а в фентези нам опишут. Не описать не могут. Постепенно. По капле. Выдавят.
   Если бы я мог сравнить жанры "выдуманного" творчества с днем суток, то, прежде всего, фантастику (равно как и фентези), я бы назвал ясным летним утром (но нет уже тумана) или временем после полудня. Все ясно, четко, незыблимо. Мистика же - что-то призрачное, неясное -солнце уже село, но еще не полностью скрылось. Луна выплыла, звезды высыпали. Уже темно, и что-то видно, но уже непонятно - что. Вы готовы поручиться и поставить на карту свою жизнь, что впереди маячит кустик, а не призрак убитого вами утром и зажаренного в обед кролика? Если да, то либо у вас хорошее ночное зрение, либо вы откровенно врете.
   Каждый жанр не является строго очерченным. Попробуйте назвать атрибуты фэнтези. Драконы - не всегда. Рыцари - от случая к случаю. Может быть маги - и без них хорошо справляются. Красивые захватывающие путешествия для добычи священного неизвестно-чего - помилуйте, можно найти сюжет фентези и без этого. Фантастический роман Стругацких "Трудно быть богом" легко можно назвать или фантастикой или фентези - смотря, что выбрать за точку отсчета. А можно просто назвать его и фантастикой и фентези. Жанры эти имеют размытые границы. Это как кольцо разделить на три части. Каждая часть плавно перетекает в другую. Фантастика в Фентези, Фентези в Мистику, Мистика в Фантастику...
   Я уже упоминал о мистическом элементе в романах Лукьяненко. Сделаем пояснение. Мистическое явление - не доказанное, но и не опровергнутое наукой. С точки зрения науки в книге Лукьяненко невозможно объяснить появление так называемых гостей в книге "Осенние Визиты". Двойники появились из Ничего. Ниоткуда. Непонятно как. Ведь вся власть мистики (см. ранее) - в таинственном, загадочном, сверхъестественном. Это духи, обретшие плоть. Но возведите стены вокруг духов, вычлените из них составляющее (хоть что-нибудь), разнесите по атомам, приложите к ним микроскоп и все - тайна исчезнет, останется голая непристойная истина и полученное нами знание. Мы получаем фантастику. Опять же: мы просто смотрим с другой стороны. Также мистическим элементом можно назвать непонятное кибернетическое Нечто (чем не безымянная тварь?) в романе "Стеклянные лабиринты", или бога машину в "Линии Грез". Роджер Железны, например, называл такие произведения "Сайнс Фентези". Подразумевая именно такие повествования, имеющие неясные и необъяснимые вещи.
   Единственное, что, может быть, отличает мистику от фантастики или фентези - то, что в первом жанре нет понятия добра. Ни грамма. Мистика получает прямо таки извращенное удовлетворение только оттого, что кто-то умер или мучается. В фантастике (фентези) миры должен спасать герой, обладающий определенными навыками, при помощи оружия и благоволения богов. В мистике, какими бы характеристиками не обладал герой, если ему уготована учесть обеда - будьте спокойны им пообедают. Утверждение это спорно, может быть я съехал в свой жанр Мистика-Хоррор, но давайте вспомним самую мистическую из мистических книг - Библия. Она напрочь пропахла смертью.
   В фантастике редко убивают своих главных героев (с этим трудно не поспорить), ну а мистика... В мистических произведениях всякий виновен и может быть убит, даже или тем более после того, как герой совершил свой подвиг. Лучше если это будет смерть в одном последнем абзаце, а еще лучше в одной из трех последних строчек - чем неожиданнее, тем лучше.
   В мистике - человек ищет осознания своей беспомощности (надеясь, что потом я это если и встречу, то уж как-нибудь переживу), в фантастике - красивые картинки и умные мысли: о человечности, о добре (в мистике мы не ждем добра от Дракулы, и убивая его мы понимаем: добро сиюминутно - сколько еще таких Дракул - всех не перебьешь!), о будущем.
   Теперь поговорим собственно о соотношении Мистики и Фантастики.
   Долгое советское время и фантастика и мистика исключались, когда речь велась о жанрах. Трудно было понять - что фантастика может предложить. Развивать воображение? Так ведь советский человек может додуматься до того, что существующий строй, может быть, и не лучший в мире! Поэтому то фантастов печатали постольку, поскольку они восхваляют режим (справедливости ради - это не обошло и другие жанры). И все же. Падение железного занавеса, построение капитализма с человеческим лицом, желание копировать запад во всем - стали теми камешками, которые взмутили омут, и воды которого до сих пор не успокоятся. Но преимущество все-таки отдается фантастам, а не мистикам.
   Полки в книжных магазинов забиты фантастикой. Мистике отводится небольшая роль. Я сужу по своему городу, но не сомневаюсь, что соотношение фантастика - мистика, остается постоянным. Даже в Самиздате это примерно 3/1. Соотношение это постепенно выравнивается, когда же я первые вступил в пыльные коридоры Самиздата - было 4/1. К сожалению, могу лишь констатировать, что фантастику пишут чаще. Может быть потому, что легче продать?
   Я не буду сейчас говорить о качестве продаваемой литературы, это тема отдельной статьи, и не мне ее писать. В списке литературы таких мыслителей много. А еще легче зайти на сайт www.rusf.ru и выбрать список статей оттуда.
   Возвращаясь к названию статьи: а разница то? - кратко.
   Фантастика - это жанр для людей думающих, что мир познаваем. Мистика - для людей, которые точно знаю, что это не так. Фантастика рациональна. Мистика - иррациональна. И все. А вы говорите писатели, жанры, разница.
  
   Алек Сел AlecSel@yandex.ru
  
   Литература
   1 П. Амнуэль
МАГИЧЕСКИЙ КРИСТАЛЛ ФАНТАЗИИ - ФЭНДОМ
2.
С. Логинов
   Какой ужас! Статья (книга)
   3. С Кинг.
   Пляска смерти (анг. Вариант)
   Как писать книги (анг. Вариант)
   4.Предгорье "Фантастика смутного времени"
   5. К.МЗАРЕУЛОВ
   Евгений Брандис Фантастика и новое видение мира
   6. Ирина Шрейнер. Оправдание Зла. С 351-356. Альманах “Наша фантастика” выпуск 2. Москва/ “Центрполиграф” / 01.02.2001
   7. Статья ”От составителя”. Современная фантастика: Повести и рассказы сов. И зарубеж. Писателей / Сост. В. Бабенко. - М. Кн. Палата, 1988.
   8. Роджер Желязны. “Фэнтези и научная фантастика: взгляд писателя”
  
Оценка: 4.19*5  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"