На сегодняшний день СМИ играет большую роль в межкультурном диалоге и в информационном пространстве Казахстана. Средство массовой информации показывает и рассказывает нам все то, что происходит в мире. Но какова роль и функция СМИ в развитии гражданской политической культуры общества: создают они безнациолиста или девианта, эрудита или шарлатана, затворника или культурного человека в цивилизованном обществе? На счет этого вопроса спорят многие ученые. Но мы знаем, что в настоящее время СМИ - это фундамент культурного, просвещенного человека. И в каждой стране своя информация и культура. И у каждого, свой фундамент культуры.
Казахстан - многонациональное государство, которое объединило в себе множество культур. На сегодняшний день на территории Казахстана проживают свыше 17 млн. человек. Среди них казахи составляет большинство население (66,48%), русских (20,61%), узбеки (3,11%), украинцы (1,64%), уйгуры (1,45%), татары (1,15%) и другие. Можно заметить, что постепенно в Казахстане становится меньше национальностей. Взять к примеру русское население. В 2009 году население русских составляло 23,7% (3 793 764), в 2011 - 22,83% (3 752 935), а в 2014 - 21,47% (3 685 009). Можно заметить, что на сегодняшний день, население русских постепенно уменьшается и, тем самым, стало наблюдаться, что культура Казахстана стала постепенно спадать. По моему мнению, это связано с тем, что много приезжих из аулов, которые решили обосноваться в больших городах. И у них совершенно нет тех культурных качеств, что есть у коренных горожан больших городов. Коренные же жители городов начинают уезжать из страны, думая, что в республике не дадут того образование или той работы, которая нужна им. И, как не парадоксально, это действительно так. Казахстанское образование, я бы сказала, ниже среднего. Хотя, и говорят, что казахстанское образование выше среднего. Поэтому, к сожалению, культура Казахстана стала падать.
Также, после обретения независимости в Казахстане стали много говорить о духовном возрождении нации. И с этим аспектом, отчасти, можно согласиться. Ведь, после обретения независимости стало бурно расти национальное самосознание, которое некоторые исследователи сравнивают с эффектом разжавшейся пружины. Возрождаются многие традиции, обычаи народа. На страницах газет и журналов, появляются новые рубрики, где читателей ознакомляют с историей и культурой Казахстана. Также началась работа, связанная со спасением казахского языка и было решено сделать казахский язык государственным. В 2003 году была принята государственная программа "Мэденимұра", которая была разработана по инициативе президента Казахстана Н.А. Назарбаева. Цель программы была такова: спасти и сохранить памятники истории, философии, древнего зодчества, литературы, музыкального наследия прошлого и т.д. Также до сих пор ведется мероприятия по возвращению предков этнических казахов на родину. И самое главное, государство на сегодняшний день распространяет толерантность между нациями друг к другу. Все эти мероприятия, действительно, свидетельствуќют о духовном росте. Однако ряд фактов не позволяют стопроцентно назвать происходящие в стране перемены истинным периодом духовного возрождения.
После распада СССР в Казахстане произошел всплеск псевдо-культуры: появился целый ряд новых телевизионных программ и радиоканалов, периодических изданий. Сетка вещания заќполнилась в основном зарубежными фильмами, видео и аудиоматериалами низкого качества. Хлынула на рынок нелицензионная видео и аудио продукция. Поэтому, кризис в духовной сфере культуры привел к тому, что многие деятели культуры (независимо от национальности) покинули Казахстан. И в наши дни, талантливая молодежь, как писалось выше, часто уже в начале творческого пути стремится уехать из Казахстана, не видя перспектив. Казахстан стал терять свое интеллектуальное богатство, начала обрываться преемственность в сфере культуры. Наконец, печально известен факт финансирования культуры, науки и образования по "остаточному принципу".
В данный момент Казахстан активно исправляет то, что было допущено. Было решено создать программу. Первая программа - это Программа "Казахстан-2030" - это документ, в котором содержатся подробный анализ положения республики в данный момент, в программе была раскрыта "миссия Казахстана", а также были изложены такие долгосрочные цели, как: 1) национальная безопасность; 2) внутриполитическая стабильность и консолидация общества; 3) экономический рост, базирующийся на развитой рыночной экономике с высоким уровнем иностранных инвестиций; 4) здоровье, образование и благополучие граждан Казахстана; 5) энергетические ресурсы; 6) инфраструктура, в особенности транспорт и связь; 7) профессиональное государство, ограниченное до основных функций.
После программы "Казахстан-2030", которая была афиширована еще в 1997 году, идет программа "Казахстан-2050", в которой программа разделяется на три раздела. В первом говорится об достигнутых целях и об итогах программы "Казахстан-2030"; во втором разделе содержатся 10 вызовов, с которыми стране, как части международного сообщества, приходится иметь дело; в третьем разделе представлены 7 направлений нового политического курса.
В процессе обмена свежей информацией, проведения профессиональных дискуссий на страницах своих печатных органов творческие коллективы и отдельные художники могли бы совместными усилиями решать наболевшие вопросы, пропагандировать свое искусство, привлекая аудиторию разнообразной информацией, освещением ярких событий, происходящих в различных направлениях культуры и искусства, что, безусловно, положительно отразится на духовном и нравственном совершенствовании общества.
Среди них такие корифеи, как "Жұлдыз", "Простор", "Қазақ эдебиетi", реанимированный "Жалын", "Парасат"; наши современники - астанинская "Нива", карагандинская "Азия" и т. д. Постепенно, хотя и с большими трудностями, закладывается базовая основа отраслевых изданий по культуре и искусству. Их количество ничтожно мало, издатели постоянно испытывают трудности с выпуском и реализацией. Часто связано это с абсолютно некоммерческим подќходом их создателей к своим детищам, так как в большинстве это люди, преданные науке или искусству, настоящие фанатики, энтузиасты своего дела, которые, во-первых, никогда ранее не занимались издательской деятельностью - фактически они вынуждены осваивать абсолютно новую профессию. Во-вторых, они не желают понижать поднятую ими планку на высокопрофессиональный, узкоспециализированный подќход к изданию и не идут ни на какие предлагаемые им компромиссы, связанные с радикальной сменой концепции издания в угоду финансовой стабильности.
Но самое печальное, что создание подобной прессы осложнено не только финансовой стороной. Фактически развалена школа критики. Развал традиций литературно-художественной критики и низведение ее до информационных сообщений в духе "что? где? когда?" духовно обеднило страну. Практически вымер жанр рецензии, уступив место поверхностным интервью, потому что рядовому читателю, действительно, мало интересна актерская или художественная "кухня" с ее терминами и анализами. При этом профессионалам просто необходимы "разборы полетов", обмен мнениями, информацией.
Приобщение к высшим образцам искусства способствует не только решению задач художественного, эстетического развития личности, но и становлению общественных и общечеловеческих чувств, эмоциональному их закреплению во взглядах, убеждениях, содействуя превращению последних в норму повседневного поведения личности в различных сферах жизнедеятельности. И здесь очень важен момент сотрудничества между СМИ и деятелями культуры и искусства, так как "журналистика и сферы коммуникации непосредственно влияют на познание человеком окружающего мира, выработку человеческих ценностей, социализацию личности, просвещение и воспитание, распространение культуры".
Поэтому необходимость существования и развития группы СМИ по культуре и искусству не вызывает никаких сомнений, как несомненна сегодня актуальность задачи истинного духовного возрождения, становления и утверждения нации.