Селен : другие произведения.

Понятие религии. Античность как тип культуры

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:


как приветствую вас коллеги входим

философию дальнейшие шаги

вот на первые лекции я вам рассказывал

что иммануил кант вот формулировал

задачи

специфической этой науке философии или

метафизика бог свобода бессмертия но у

него есть и другая формулировка того что

такая философия ее ключевых вопросов и

что

что я могу знать то что мы как теорию

познания с вами рассматривали недавно и

что я должен делать и на что я смею

надеяться вот три фундаментальных

вопроса на которые может должна ответить

философия все они сводятся к одному

вопросу что такое человек в кризисном

счете ну можно и так переформулируем

конечно мы все время говорили о человеке

и сейчас вот собственно к человеческому

бытию до подходим вычленяем его вы

скажете что вроде бы вы нам обещали что

последние лекции они будут посвящены

культуре истории религии

а как нам еще познать что такое человек

мы ведь нескольких измерениях с вами

живем ближайшем родовым признаком

человека является то что он является

что что он животное мы похожи на

животных кто-то вообще считает что люди

от обезьян произошли вот еще до задолго

до того как это теория такая

эволюционная появилась говорили там что

это политическое животное или что это

разумное животное мыслящие животное наша

биологическая природа роднит нас вот с

этим царством животных

и должны быть какие-то спецификации

которые нас от животных отличиями и вот

как раз три эти спецификации мы и

рассмотрели на последних двух встречах

человек существо историческая человек

существо создающая культуру и живущие в

этой среде как в своей второй природе

греции человеку

устремлён к трансцендентному богу к

абсолютному

в этом смысле человек существую

религиозная история культура и религия

образуют три такие осипа которых мы

можем понять собственно человечность

поскольку наша биологическая

составляющая как некая предпосылка

человечности если человек не будет

совершать свободных поступков из которых

и состоит истории если он не будет

создавать среды своего обитания то есть

своей второй природы каковой является

культура наконец если он не будет

устремлен к чему-то

сверх природному и даже сверх

историческом и даже сверх культурному то

есть к богу он не будет человеком и вот

как раз мы начали с культурой потом

истории перешли можно сейчас предыдущий

материал повторить наоборот начиная с

истории там перейти культуре это в общем

вещи взаимо дополнительные история

особый способ бытия во времени не всякое

время является историческим это

двадцатый век очень хорошо показал

особенно философы экзистенциалисты

бердяев хайдеггер

есть время природных процессов то вот

оно крутится хотя мы говорим шли у

природы есть история ну там от большого

взрыва до какой-то до кого-то

современного состояния

но в устоявшихся системах таких как наша

галактика или вот наша солнечная система

все как бы крутится возвращается на

круги своя

потом природное время дальше люди

которые изучают психологию говоря об

следует экзистенциалист а мечта есть еще

личное время ли психологическая если

символы природного времени является круг

символом личного и экзистенциального как

берди алиева называет или менее может

быть удачное на более распространенное

слово психологическое внутренние время

является .

если у есть время историческая но так бы

субъект событий на и в нем нет повторов

то есть повторы и относительные как я

вам уже говорил бородинская битва прошла

и все больше она никогда не повторится и

прошлое и эта лекция пройдет и никогда

больше не повторится хотя на такую же

тему мы я могу прочитать лекцию его

прослушать ее еще раз но это будет

исторически другая лекция в этом смысле

история необратимая последовательно

повернуть ничего нельзя

неповторимых событий у этих событий и

субъект в человек мы считаем что на

самом деле мы верующие люди считают что

на самом деле главным субъектом истории

бог является ну в гуманистической

культуре человек также говорят что в

истории могут быть и другие субъектом

ангелы например некоторые в это не верит

нет вот ангела в неких никто не это

пупсики такие которые летают но вот

сошлюсь на любимый любимого вашего

писателя в целом молодежь с больше любит

михаил афанасьев булгакова

те кто в ангелов не верит там да да да

это это все конечно ерунда только

аннушка уже разлила масло помните такой

эпизод был так вот и как это событие

повлияло

влияло как но допустим мы стоим на

гуманистической точки зрения человек

действительно выступает субъектом собой

те то есть он в каком-то смысле меняет

траекторию своей жизни чего никогда не

волк не медведь то мне не сделают они по

заданной траектории в этом смысле

человек существо историческое есть некий

крайности в акцентировании нашей

историчности

вот даже не столько марк сколько такой

известный полу марксист по ул extensa

лист как жан поль сартр

известная та же персона в двадцатом веке

там премия ему выписали вот швеции

большую непонятно за что но у немного

конечно так литературных произведений

они поинтересней даже будучи мы его

трактат человек они от природы

единственная природа человека это его

истории это преувеличение привлечение

человека помимо на биологической природы

есть еще и вторая природа вот то что

остается после того как события прошли и

то есть культура строили-строили пианино

закончили строить его осталось что

пианино как элемент культуры писали

какую-то симфонию или закон или

философскую книжку написали

элемент культуры то есть вот тот мир

который мы создаем то искусственная том

плане что она но ее нет в природе

искусственная среда обитания воздухом

который мы дышим ценностями идеями

то есть культура человек и в культуре

живет и в религии и в истории

наконец мы бы просто туда наверх никуда

не стремились не стремились выйти за

свои пределы если придет у нас не влекло

трансцендентное канатам объясняют мне

что вот обезьяна она стала человеком

потому что хотела более хорошим

автомобили кататься но для этого взяла

палку к полку сомнительно а если есть

нечто трансцендентно этот человек

конечно будет к нему рваться

это трансцендентное можно остаться на

философском уровне и transcend

запредельная на запредельная вообще миру

можно назвать у абсолют но вот на

религиозном языке называется богом

божеством тогда вот на пире на

пересечении этих линий что ли векторов и

существует человек соответственно если в

той схеме которую я вам вспомнить ее там

вроде бы исторического изменения нет но

некая статика кстати к вот в части

культуры и религии присутствует и

наглядная такая вот схема дает вам дает

вам основания вы помогает как-то

распределить и вот в том числе этот

большой материал который вам предстоит

на протяжении нескольких лет изучать по

общеобразовательной подготовки и я

обещал что вот эти последние лекции как

раз и будут посвящены культуре в ее

историческом движении о все это

историческое движение мы будем смотреть

попытаемся посмотреть с точки зрения

вечности как завещал нам спиноза суп

спейси а eternit атс

то есть точки зрения религиозных

установок

того или иного типа культуры ну то что

вне религиозных культур и их как никогда

не был говорят вот вроде современный мир

которые находятся в процессах

секуляризации

последнюю лекцию я ему как раз посвящу

вроде религию выдавливают куда-то на

обочину она оригинальна еще один все

равно приходит ей на смену ну на смену

идеологии приходят эти идеологии ну как

в нашей стране коммунизм например

начинает у квази религиозную функцию

выполнять вот некоторые считают что там

уже религиозного фанатизма доходит

некоторые либералы которые там борются

за права меньшинств да и так далее так

вот и все это наверное либерализм

когда-то придет к своей квази

религиозной стадии похоже на то что он

двигается

национализм ну например в немецкий

фашизм наиболее ярко выраженные такая

форма радикального национализма тоже

квази религия из совершенно очевидными

оккультными корнями мы как-то нашей

стране не сильно много делали на этот

упор но

особенно вот то движение фашизме которая

связана с творчеством эйхмана там майора

ногу с преследованию евреев и так далее

там явная оккультная составляющая

присутствует ну не спроса там гитлер нет

мечтал куда-то прорваться к махатм он

туда там windisch многих притягивать но

сейчас наши вопросы не об этом просто мы

должны будем смотреть в прошлое не так

сказать не покупаться сугубо нашим

настоящим бытием и видеть что же и вот

изменилось я вот такое как бы предлагаю

подход вам если мы посмотрим память

истории

скульптура соответственно мы думаем о

прошлом

соответственно у нас есть определенные

мерки которыми мы измеряем прошлое

помимо физических лет которые скорее

такими внешние конвои являются

исторических событий мы меряем

некие периоды времени по смыслу а вот мы

говорим эпоха эпоха петра великого до

что это вот когда жил пётр или аннан

дальше распространяется или эпоха

екатерина великая или мы говорим

романовская империя вот какие

где я начинаюсь грань какие но еще

больше

еще большим еще более таким размашистым

категориальном рубрицирования истории

является понятие

рыб от какого события мы меряем нашу эру

знаете рождества но вот видите это уже

практически вы все готовы и философы

знаете что наша эра это от рождества

христова и те как все сколько радости

для лет рождества христова стали мерить

на очевидно что-то такое произошло очень

серьезная на духовном уровне

что заставило нас вот разделять мир на

нашу эру и не ношу

у нас немного другому там школе учили

при советской власти что-то вот такая у

конвенция была было какой-то там

восстание желтых повязок как это было в

китае и даже не знаете я тоже не знаю

что такое ну вот вроде от него как-то

там это

но и тут рядом еще и вот христос родился

иисус и ну как так все это в общем я

только уже в университете когда учил

сюда наша эра так вот рождества христова

в вашем возрасте в общем был вы сразу

знаете что ирод рождества христова

значит они наша эра значит там что-то

произошло такое интересное в ней

почему-то она не наша почему-то она не

наш вы знаете что ведь и сам

христианский мир вроде бы он стал

христианским но не сразу перешел на

летает на это летосчисления то есть

должны были произойти какие-то глубокие

изменения вот когда этого все внедрилась

в нашей стране только пётр великий вел и

исчисления от рождества христова причем

сопротивление как всегда у нас

оказывалась на каком основании что вот

это они там на западе меряют от бога

сына а мы от самого бога отца будем

мерить там от сотворения мира 6000 лет

ну вот царь своим указом это ввёл и и мы

вошли в общечеловеческой или тысяч если

конечно можно сказать что какие-то

локальные цивилизации живут по своим

ритмом но хотим мы этого или не хотим

христианство втянула христианскую

культура в орбита своего влияния все

другие миры

то есть они могут у себя внутри там

сидеть по своим ритмом жить там от

своего кунис царя гороха все мерить но

поскольку они являются участниками

всемирной истории они живут потому

календарю которая предложила

христианство

ну давайте мы посмотрим что же там было

в этой вот не нашей эре посмотрим на то

что это что это за мир мы его называем

древний мир древний мир

старый такой получается уже старый мир

ну и если у этого древнего мира какие-то

культурологические характеристики

которые эпический характер носят

что мы можем сказать вот в этом так

древнем мире по типу его религиозности

сверху можно сказать что он языческий

обычно говорят а вот мы сейчас начнем с

типа религиозности и все остальные

характеристики по благу поистине по

красоте по то есть по картине мира по

социальному мировоззрению и потому

да нет конечно когда мы говорим древний

мир или мы говорим язычества в данном

случае мы отвлекаемся от исторической

географической специфики

это неизбежно мы без оповещений не можем

существовать

тем не менее это оправданное отвлечение

несмотря на различия там ассирийской там

вавилонская египетская культур со но

что-то можно найти в них общие ну и под

язычеству чтобы понимать обычно

многобожие политеизма да куда можно так

сказать но это внешняя характеристика

а вот но и обычно ему

противопоставляется монотеизм диски

хотел смотреть он внутри древнего мира

еще зародился поэтому игорем ветхий

завет там в том христианский монотеизм

потом ислам тоже развивает это как бы

возвращаясь от христианства немножко

назад к ветхому завету

но это не точная характеристика дело в

том что упомянул язычество своей

внутренней логикой тоже прихожу

стремилась к единобожию

среди всех богов постепенно выделялся

главный бог 1 остальные рассматривались

как его ну как бы эманации какие-то

ответвления у позже в ангелы эти

ответвления превратились то есть есть

своя внутренняя логика вот движение ну

или вот уже даже в таких древних и в то

же время развитых традициях как

брахманизм до грамма что это такое некий

умный свет смотрите даже близко к тому

что в минуты изме воедино

умный свет мышления и свет и энергия вот

но в любом случае как бы языческий вот

этот мир своей внутренней логикой не

стремился к единобожию все равно вот та

единобожия так стать естественно

единобожия поэтому часто эти языческие

религии называют естественными религиями

money как бы растут вот сами по себе и

вот люди их создают нам у наподобие того

люди стремящиеся

найти какой-то абсолют или вспомнить

бога утраченного но они создают вот эти

естественные религии их по-другому

языческими можно назвать кстати язык

народ соответственно у каждого народа

свое какое-то национальное и религиозное

сознание появляется

все равно они не доходят до такого

понимания

отношений между богом абсолютно и миром

относительно как сообщают нам религии

откровения вот почему их и называют

религии откровения иудаизм и

христианство ислама ниже авраамические

что что-то неважное такое сообщают до

чего человек своими собственными мозгами

как бы он их не напрягал не дает все

равно

для начала надо посмотреть до чего же он

все-таки доходит своими собственными

силами почему представление о боге в

каком-то смысле являются но

представлении о боге которые формулируют

ну например тот же арестуйте льна в

рамках высокоразвитая языческой культуры

почему они так легко приживаются для

всех людей как и думать просто надо и

придешь к такому богу вот как и стоить

или например пришел или как вот потом

новые платоники что некая есть первое

единая которая истекает в мир и так

далее вот посмотрите

бог мы буду говорить об главным был я

первым боги в языческом миросозерцание

он выступает по отношению к этому миру

либо как родитель либо как конструктор

его конструкт не творец

дворец хотя мы путаем часто эти понятия

но нам надо уметь их различать учиться

их различать в каком смысле родитель

ведь нам же понятно как происходит все

путем рождение да понятно мы смотрим

вокруг себя мы смотрим на себя видим что

путем рождения появляется нечто новое

рождение может быть как эротическим

половым так и путем от почкования как бы

бог из себя на вот себя выводит этот мир

вот например понятие эманации вот оно

как бы истекает мир из бога как бы

убывает сила божественности по мере вот

так сказать истечения его

и самый низ там самый низ этого нечто

похожее на отцам самое далекое место от

бога но мы в серединке находимся

либо если говорить о таких эротических

образах то свет это мужское начало бог

свет оплодотворяет темное материальное

начало женственная и вот из этого болта

творения возникает мир который на грани

света и тьмы да мы же не можем видеть не

в абсолютной тьме

то есть там в этой первой материи ничего

не видно ни в абсолютном свете

мы видим всегда на грани света и тьмы

вот мир вещей они вот так вот мы

действительно возникают из некоего

идеального светоносного начала и

материального

она сопротивляется ему свойства материи

сопротивляться ногу мы видим эту как бы

борьбу начал в мире но из этой борьбы и

жизнь какают здесь вот для такого

подхода фундаментален смотрите принцип

ничто не возникает из ничего слышали о

такого вы действительно бог либо из себя

как как по другому там ну действительно

ничто не возникает из ничего если где-то

появилась значит где-то убыло родитель

из себя рождает себя что интересно

получается что бог и мир тогда в такой

конструкции однородны сущности

получается что мир оказывается в

сущности каким вечно

но он приходит но в мета бога вечен

поэтому символ времени какой круг

круговорот древние осознание языческой

ориентируется на вот это вот природное

время что же эти сами боги так как или 1

бог и или другие боги помельче они где

находится является ли они

запредельными этому миру то есть

трансцендентными в полном смысле этого

слова нет а где они находятся внутри

мера как что как некой структуры not

платоновские идеи как некие силы этого

мира ну какие силы вы этого мира знаете

ну прям такой бог и раз в лечении где

живет rs

в человеке живет живет of животных живет

живет а в растениях его растения а мы

говорим даже сейчас что эти

противоположные частички и там

притягиваются друг другу атомы и

молекулы вот он и раз он везде

то есть древняя сознание стремится к

чему пантеизм что противостоит влечению

сила отталкивания агрессия вражда как

древний философ эмпедокл говорил вражда

и любовь правят миром

задолго до того как фрейд придумал это

или вот такая бог как юпитер

зевс власть мы видим иерархичность ю.к.

такой принцип который всё мироздание

пронизан и в таких богов невозможно не

верить потому что вот они рядом здесь

находится даже 1 бог как вот ну главное

какой аристотелеву этого философ этот

космический ум

он ведь не где-то за пределами мира он

внутри мира как вот та структура которая

его скрепляет даёт некую осмысленность

этого мира законы даёт миру то есть бог

не трансцендентен он внутри него

находится

и вот такое миропонимание когда и боги

включая 1 бога и человек находится

внутри космического миропорядка космос

по-гречески это порядок строй вот слова

cosmetic красивыми становится когда я

пользуемся порядок строй и вот такое

миросозерцание называется косма

центричной вот поэтому мы говорим что

древний мир он языческий по типу

религиозности и косма центричной по типу

миросозерцания а что характерно для

этого мира если мы посмотрим на способ

социального устройства есть такое

понятие как традиционное общество

что традиция первична по отношению к

новации то есть древний мир в целом

традиционен если вы изучаете мифы старые

то где лежит золотой век савик лежит в

прошлом изменение к чему ну не к лучшему

не да все равно придет гидратации

деградации как не похоже это на наше

время к нашей идеи прогресса что прошлое

так хуже

будущее будет обязательно лучше

традиционные общества

обратить не а мне как медленно двигается

история как медленно двигается время

тогда столетия тысячелетия когда все

идет по некому заданному ритм и как

сильно ускоряется сейчас бег мы устаем

от скоростей устаем может быть бегун

концу ускоряется может подходим к

какому-то рубежу культурному или

некоторые говорят эсхатологическому

традиционное общество то есть

космоцентризм

и традиционализм это две стороны одной и

той же медали иногда несколько ошибочно

считают что средневековые культура

которые в следующий раз будем говорим

что она якобы традиционно но на

теократическое там она традиционно но

свое время теократии которую вот

христианских государствах установились а

потом мусульмане установили в тех

странах которые но они завоевали до

наоборот она сбросила традиции языческие

свое время теократия было во многом

революционно по отношению к древнему

языческому прошлом ура как владимир

святой то теократии устаю взял старых

богов и что их там кого сжёг кого вне

прел то пиву и так далее такой революции

владимир святой сделал владимир не

святой и семнадцатом году другую

революцию там запустил до революционные

такие изменения наконец если мы

посмотрим на эстетически идти на то как

что характерно для эстетики древнего

мира опять та же ориентация на нечто

объективное внешние то есть определенном

смысле

натурализм в понимание красоты в

понимание прекрасного бетти визу такая

уж сказать объективно натуралистической

эстетика соответственно важнейшее

достижение

древних культур в такой сфере как

архитектура

тура сделаны ну ешь конечно такого

страшного субъективизма в искусстве как

вот современности но мы просто не найдем

древнем мире посмотрите вот он древний

мир и мы дали ему некие уже базовые

характеристики как типу культуры он

языческий он косма центричной он

трудится на листке

он объективный туристический очень

важные вопросы для человека это зло и

это смерть очень важный вопрос

бессмертие соответственно злой

естественно либо

как это скорее понимаете уже происходит

в переходных религиях потому что мы не

можем ограничиться только язычеством и

монотеизмом вот прям буддизм не

вписывается ни туда ни туда вот я не

только я многие осмент как религию

переходного типа или зороастризм

персидской религия тоже она не

вписывается самым элементы язычества

находим ее элементы уже которые связаны

с иудаизмом христианство ну вот для

язычников злой естественно она связана

дурите на религиозным уровнями то есть

хорошие блоги и злые то есть фактически

разбуди значит всегда была зло то боком

же вечно все больше рефлексия начинается

то зло связывается скорей с материей вот

материя это некое темное такое стихийное

начала которая сопротивляется свету как

так объяснить буквально на пальце в том

что ну идея кораблях не может утонуть а

сама лодка может ли корабль почему

потому что материя океана мощнее материи

лодки ну соответственно все и пострадают

поэтому и некое такое стремление было во

многих сформулированные религиях и

философских системах

выйти из круга рождения и смертей и

больше вот в этот материальный мир не

возвращаться а потому что было такое

представление что смерти как вот в нашем

значение как возвращение в небытие что

люда там у них не было такого смерть это

для язычников переход в какое-то

состояние другое переселение душ

например как вел себя в этой жизни tool

to тело то и по и получить есть конечно

исключения это египетская религия где

смерть есть нечто финальное такое вот и

азирис опять-таки будет вешать на весах

сердце человека похоже так на

христианство an audio христианскую

традицию похоже но опять-таки в этом

египетской религии миру смерти и мир

фактически зла оказывается тоже вечным

деваться некуда поставить мая египетская

да то есть а на суд есть но

окончательной победы над злом как-то не

предвидится полностью она будет побежден

и как его побеждать если она как-то со

злыми богами например связан

соответственно ну человеческие страдания

они тоже чем в первую очередь связаны с

нашей материальностью ну и болезненно

вот материя вещество нас отягощает ну и

поэтому вот как бы вот так вот приметили

в упрощенном виде если вот

сформулировать эту позицию

надо сказать что языческий мир ушел не

только к единобожию но он шел так же и к

пониманию человека как существа

свободного по крайней мере за свободного

в значений от вот чего от власти этой

самой материальной стихия от власти

природы атласе космоса и ну так ласково

сказать что например пустом месте там

возникло христианская культура мы не

можем вывести ее только из откровения

ветхого завета которыми я сейчас буду

рассказывать тоже не получится помните

что когда

христа распяли на голгофе

пульте пилат повесил там табличку

иисус христос суд на заре ней царь

иудейский

у христос мы уже называем его спасителем

христом и написано было по-еврейски и

по-гречески по-римски и в этом тоже есть

определенная символика три великих

народа три великих цивилизаций

подготовили пришествия христа главную

роль сыграли евреи потому что они

собственно подготовили в религиозном

смысле мы считаем что божья матерь вот

представители еврейского народа но и сам

израиль древние он как бы был такой

матерью для христианства как бы сначала

там находился как христианство в

зародыше да как материнской утробе

иудаизме находилась греки подготовили

интеллектуальную культуру и то что вся

христианская философия и да и богословия

соответственно восходит к чему грекам

греческая традиция платона и аристотеля

и у платоники то есть человечество уже

была подготовлена к этому писать если вы

деяния апостольские что ли там есть

рассказ о том как апостол павел

проповедовал в ареопаге и до какого-то

времени он рассказывал его очень хорошо

греки слушали а он говорит что я вот

вижу чтобы особо набожные прохожу ваши

святыни осматриваю

я увидел жертвенник неведомому богу

говорит того таково вы не зная чтить и я

проповедую вам эти какой опытный был

лектор апостол павел

и дальше вот он говорит прямо ну по

аристотелю зубок будучи господом неба и

земли не в рукотворных храмах живет у

как язычники думаю не требует поклонения

рук человеческих но он сам сделал все

раз сирил людей по всему лицу земли от

одной крови произвел человеческий род и

чтобы вот они искали его не найдут ли не

ощутят ли и бы он недалеко от каждого из

нас говорит павел

ведь мы им живем и движемся и существует

смотрите прям об аристотеле и до этих

моментов древние афиняне очень хорошо

слушали потом когда он стала странных

вещах говорить о воскресенье в следующий

раз и римляне несли тоже свой вклад это

вклад цивилизация они подготовили тело

империи

евреи

внесли религию греки внесли культуру а

римляне дали этой культуре тело

цивилизацию и собственно где

распространилось христианство

распространилось в эллинистической

империи в римской ты зачатого

в израиле apc появилась там потом это

империя поначалу от таргала а потом сама

стала христианской

но вот современный философ

карл ясперс книгу которого я вам

рекомендовал читать говорит что мы не

должны сводить вот этот процесс

созревания личности в человеке не должны

сводить только греко-римском umi.ru

ну так вот традиционно мы думали думали

традиционно зак потому что до

определенного времени ну

британские колонии мы мало знали восток

китай индия узнали из какой-то со

стороны недоразвитости их мы великий

европейцы на кораблях умеем плавать на

пароходах а они там что-то сидят в позе

лотоса

вот и что-то курят там и вот по карл

ясперс выводит понятие осевого времени

всего и время это период с 8 по второй

век до нашей эры когда одновременно в

нескольких центрах между собою не

связанных ни было тогда таких

коммуникаций как сейчас и время текло

ментами протекают сходные по смыслу

процессы процессы осознания человеком

себя как существам мыслящего и

свободного то есть фактически как

личности что это за центра это центр

китай

время формования формирования даосизма

расизм тоже нельзя назвать какой-то ну

классической языческой религии я дала

это не путь это и нечто аналогичное

высшему божеству

то есть путь к этому божеству и то время

в индии когда на смену брахманизм у

приходит в шестом веке до нашей эры

буддизм ведь будда что открывает свободу

человека и даже проповедует путь

очищения освобождения свободу

мы бы сказали мы с нашей христианской

точки зрения свободу от свободу от того

что материальный мир над нами довлеет

над нами довлеют и нашей страсти там

ненависть например но человек может от

них освободиться собственно говоря будды

и есть освобожденной то есть

просветление просветление освобождения

дальше какой еще центр это уже более

известная вещь это греция

время великих философов это рим скажу

что рим рим тоже носит что-то

метафизическая в культуру а в частности

это знаменитое римское право

ногами вправо когда но просто это же

вправо

смотрите право физический субъект умер а

воля его продолжает жить в завещании или

в законе и римляне узаконен я нет а

более моя

мыслящий мой дух продолжает жить в

законе завещание

право открывает некую сверх физическую

субъектность время

закрепляет поэтому римское право

является основой для всего уже

христианского мира потом если кто-то из

вас учился на юридическом факультете нет

нет он учился на первом курсе что

римское право

основа основа также как греческую

философию на гуманитарных факультетах

смотрим и вершиной осевого времени для

европы я спроси таят явления христа и

дело в том что ну эта концепция довольно

так убедительно и многие ее приняли

всего это время ясперсу нужно указать

еще аналогичные некий период в нашей с

вами истории

это период ренессанса он по своему

значению аналогичен осевого времени но

вот в части ценностей не факт почему ось

тогда потому что все позитивные ценности

связанные со свободой

с творчеством с мышлением с личностью

атрибуты личного бытия сформированы там

сострадание у того же даосизм и буддизм

осмотрите иудаизм сострадательность и

тогда

а ренессанс он по значению аналогичен

но по археологическому содержанию

двусмысленным я скоро стану многие на

это обращали внимание то есть человек

пытается стать над всем миром и с

помощью техники технические средства от

господина вселенная вот такая программа

задуманная ну я спас очень хорошо видел

при фашистах жил в германии буквально за

несколько дней и как его должны были с

женой отправить концлагерь но жена

еврейка было там по графику все у немцев

у нас приехали сразу забрали всего не

все по графику там американцы освободили

и то есть он прекрасно понимал к чему

может идти к чему как всех господство

техники может привести уже вот в 20 веке

этого оптимизма такого безудержного по

поводу технического прогресса нет уже мы

видим что такая штука

обоюдоострая и валентная вот осевое

время то есть к чему-то шло к чему-то

шло но вы ароматических религиях есть

понятие промысла божьего что бог как бы

готовить какие-то события то есть они не

происходят вот так вот мгновенно до

происходит мгновенно на пустом месте и

завершая нашу наш рассказ о древнем мире

по смыслу нужно сказать что же ему

противоположно хотя бы в каких-то

основных момент очевидно культуры

которые построены на религиях откровения

иудейская христианская

[музыка]

каком смысле противоположно вроде бы мы

там говорим что мир произошёл здесь

говорим что произошел мы посмотрим некие

базовые установки которые мы в первую

очередь находим составе

ветхого завета составе иудаизма а потом

они перейдут в разных редакциях перейдут

и в христианство перейдут где-то с

большими изменениями это с меньшими им

ислам и вот эти три авраамические

религии также называют религиями

спасения ну и буддизм тоже религии

спасения

то есть мы получаем не только откровение

бога ну а чудо чё-то он такое важное нам

говорит от чего нам спасаться еще надо и

более того бог вроде так и спасает если

в буддизме человек сам спасается своими

усилиями то здесь мы считаем что без

воли бога ничего не произойдет но и без

содействия человека тоже по крайней мере

в христианство от чего же спасались ну

спасаемся от есть то за воздаяние за все

что мы сделали плохого ты сам о том не

откуда-то появился он не вечен зло не

вечно ну произошло почему произошло

потому что бог не только космос создает

где есть объекты

объекты подвластные некоторым законом он

не только животных создает он создает и

нечто похожее на себя создает личные

существа которые наделены свободой

свобода она может как в плюс быть так и

в минус

соответственно есть такое понятие как

отпадения от бога или грехопадения от

него то собственно говоря и надо

спасаться уже как следствие если ты от

этого спасешься как следствие ты

и получишь какую-то соответствующую

участь после своей физической смерти но

это предполагает

и особые представления не похожее на

языческие непохожие на

материалистические о происхождении мира

эти представление о происхождении мира

которые в разных редакциях разделяются

всеми ароматическими религиями

называются творения итак творение

грехопадения и спасения три базовые

категории

религии откровения

дальше начнется спецификация в основу

как в части спасения как оно происходит

сначала их разберем вот если для

древнего сознания языческого актуален

принцип ничто не происходит из ничего то

для сотворения мира как раз против

обратно и все происходит из ничего

скажи считая невозможно и возможно у нас

нет аналогов творению из ничего в нашем

опыте поэтому откровение

как ну получается что бог делает нечто

невозможное down состоит мир из ничего

но это чудо дамир изначально как бы на

чуде станет то есть чудо это не то что

вот иисус по воде пошел там или евреи

прошли по вере по дну моря бог там а в

самом основании мира лежит

чудо то есть не из себя

а из ничего вы скажите а как же бог он

же все-таки был этого да но он выходит

за рамки категорий вот этого

сотворенного мира мы можем эти все в

потенциале и не что то есть и бог

по-другому понимаются бог понимается не

как сила или стихия а как личность

личность на делаем на разумом высшим тут

аристотеле танк

горел что бог это высший разум а здесь

мы говорим что личность больше чем

просто разум личность недель на свободой

и свобода в абсолютном ее проявление как

раз как творчеству и происходит и при

этом эта личность является она не просто

различать добро и зло гей поскольку она

является благом как таковым оно может

различать добро и зло дунии это не

смертельно и на вкушение плодов с древа

познания добра и зла

мир из ничего и мир смотрите он

оказывается не однороден богу а

и на родину ему вот один богослов

известный кловский так пишет что это

онтологическое сгущение другого другого

и в каком-то плане можно сказать что

между богом богом откровения и миром

лежит онтологический быть ином смысле

непреодолимая дистанция это иное и ноги

у нас вы помните как на и сею бог сказал

что нельзя видеть иль самые вы остаться

в живых

я огонь поедающую другие еще открыли нет

такого другого как я то есть нет такого

другого как я я ни на что не похож это

означает что бог свободен от мира и мир

свободен от бога мир создается ли в нем

изначальное зло нет мы этого не видим мы

видим определенную иерархию в творении

это иерархия связано с днями творением

но день конечно это но не наши сутки 24

часа как некий что на греческом языке

называется словом и он или эпоха

миллиард лет быть может не имеет

принципиального значения

но обратите внимание что во второй день

появляется нечистот новая последниз

первым в 3 новый абсолютно 2

каждый день творения дает что-то по

существу новые но старая не считает как

бы накапливаясь не уходит в небытие

старое то есть творение прибыток дает а

убытка мы еще пока не виден и на вершине

творения оказывается человек с одной

стороны человек все стихии материального

мира в себе содержат

а с другой стороны человек содержит в

себе нечто большее чем сотворенный мир

он содержит себе образ и подобие бога

образ подобия богу то есть он наделен

свободой

наделен творческой силы и наделена

мышление ну соответственно он должен был

бы до какого-то уровня развиться чтобы и

различать добро со злом

что в это дни творение нам говорят

говорят нам что изначально мир историчен

то есть не все возвращается на круги

своя обуха новая творит и это не только

в апокалипсис сказано чтобы творю все

новое от еще у пророка исайи да бог

говорит что я вот сотворю новую новую

землю новое небо над ней так что прежние

уже больше не придут тебе на сердце не

что новость вот этот вот историзм

библейского мышление он сразу была

создана пожалуй только в двадцатом веке

вот но есть такое дело в этом плане

теория большого взрыва конечно не

противоречит ни как идея сотворения мира

названием довольно большая близость

только сотворении мира говорит таких

религиозных терминах бог личность здесь

мы

таких в обезличенных терминах говорю

потому что ведь взрыв произошел не в

каком-то пространстве бинбанк это да а

где они где самое пространство

появляется свою статью взрыв может быть

термин не очень удачное то что взрыва на

разрушает здесь срыв как бы какая

творческое начало очень похожи ну и в

частности на ту модель вот которая в

кабале есть происхождении мира так далее

сами ученые говорят что мы не знаем что

происходило там знаем только что закон и

когда вот это все осуществлялся не

другие были не такие как после того как

все более менее устаканилось и мы видим

что в этом мире нет смерти как так

опытном говорит другое

мы видим что в этом мире нет пока зла ну

вот нам говорит другой человек вершина

творения такой взгляд на мироздание он

конечно отличается от языческого ну

как-то в этой системе координат надо

объяснить и тот мир в котором мы в

реальности вот живем и здесь 2 еще более

я обыскал сумасшедший в хорошем смысле

этого слова догмат это догмат

грехопадение

творением еще как-то можем признать но

почему же богу не не создайте нечто из

ничего при этом это не что будет

разумным логично устроенным конечная

библия ну или другие религиозные книги

на понятно тем более 3000 лет тому назад

языке образов символов говорит мы должны

некий смысл на этом угадывать

догадываются которые буквальным образом

там змея дерево

[музыка]

нельзя их сводить как бы ты тайно нам

приоткрывается ну

но не до конца скажем так так во всех

религиях собственно так и в

произведениях искусства всегда есть

какой-то компонент открытости

недоговоренность

целом можно сказать что грехопадения

цапну не что подобно компьютерному сбою

или космической катастрофе и

первоначальное а грехопадение ну

считается в ангельской сфере до

происходит а что же для человека но

ангел существо духовное до

губная в нем нет материи нет воды нет

земли нет нашего воздуха поэтому вот тот

сбой которой в ангельской сфере

происходит он по идее не может затронуть

нашего мира а человек если он повторяет

вот этот путь отворачивания от бога

желание быть самому центром мира он

транслирует выступает таким

ретранслятором вот этого первичного

разлада в духовной сфере вовсе весь

материальный мир об этом вот павел пишет

в послании к римлянам как одним

человеком грех вошел в мир и греху

смерть как и смерть во всех людей

перешла потому что человеческий род

произведен от одной крови

достоевский все ответственны за всех как

бы закон кармы действует одинаково

генетики говорят что до

весь единство человеческой природы мы

получаем по наследству как достижения

своих предков как и болезни

получаем и проблемы ну и в частности

такую вот штуку получаем как болезнь к

смерти

ну вот был такой известный русский

философ

все его знают как друга пушкина propria

ключа да и вы основатель западничество

но он помимо того что он довольно

критично относился к истории россии

правда говорил что будущее у нас есть

просто надо подучиться у более развитых

стран запада он был глубоким религиозным

философом ну и в частности вот в одном

из писем к даме там пытается он так вот

ну обрисовать вот этот вот процесс от

падения человека от бога представьте

гаити себе совершенный космос атомы

молекулы девятнадцатый век уже известно

многое об устройстве вещества все на

своем месте все крутится по определенным

законам все отлично и вдруг один атом

пойду я погуляю

взял и сошел со своей орбиты и пошел

гулять там по всей вселенной что

начнется в мире house house мир

стремится к чему

согласно второму закону термодинамики

контракты к тепловой смерти

то есть количество энергии остается тем

же самым а качество их падает до

закон открыл людвиг больцман тоже он

ушел по жизнь из жизни по своей воле так

интересно флоренский считал что этот

второй закон термодинамики это вот самое

ясное доказательство бытия божьего да то

есть мир будучи он предоставлен сам себе

уже давно вернулся бы свое первичное

хаотическое состояние

вот тогда когда земля была безвидна и

пуста

а если это не обычный атом

если это центр мироздания

если это такое атом в котором малый бог

заключил образ и подобие гол и вот эта

зараза распространяется на помните как у

достоевского в этой в романе

преступления наказания там сон сон

раскольникова штрихи на проникают в

очагах задается вопросом почему же бог

не выметет из вселенной весь этот сорт

взбесившихся тварей

он отвечает потому что он так захотел но

мы можем открыть евангелии от иоанна и

там в конце более глубокий ответ

что так возлюбил бог мир что отдал сына

своего единородного дабы всякий верующий

в него не погиб и имел жизнь вечную бог

любит свое творение

он готов даже родное то есть часть себя

называется отдать для того чтобы

восстановить отношения между богом

между ним и своего творения блудный сын

и вот это восстановление отношений между

богом и человеком и называются спасение

ну христианство наиболее радикальные из

трех авраамических религий трактует

феномен грехопадения грех ну такое

потрясение вы знаете что в библии есть

еще и рассказ о

вкушение плодов с древа познания добра и

зла многие не наши богословы еврейские

считают что этот запрет носить временный

характер

просто как до определенного времени папа

или мама не разрешает вам пить

вино или коньяк жить половой жизнью а

если кто-то вкрадывается например какой

то дяденька или тетенька которая скажет

а папа-то сам-то он хи давай попробуем

ну иногда это на к уголовно наказуемые

деяния добываться здесь растление

малолетних там и так далее то есть

собственно говоря адам просто в данном

случае поспешила что же было такого

катастрофичного в этом вкушение плодов с

древа познания добра и зла что что он

там увидел что он мог там увидеть такого

страшного для невнимания что в этом

самом библейском повествовании до

вкушения плодов что-то еще произошло что

произошло еще собственно первый акт

драмы произошел человек не поверил богу

так отцу но он поверил искусителю вера

это верность

вера это не только как что завтра там

спартак победит денон

наверно может быть так это еще верность

верность супружеская на например или

верность генерал вот если возьмем

генералы предаст свою армию передаст

документы врагу там ли что что

произойдет со тайме а нам с большой

вероятностью проиграет сражение что

произойдет если она рушится например

супружеская верность

большой вероятностью мы можем ожидать и

распада семьи конечном счете

что же мог увидеть адам когда он уже

разорвал надорвал свои отношения с богом

и там мог увидеть то что он возник из

небытия что он на бегу от защиты бога а

то что возникла из ничего то в принципе

может и уничтожится если ничто не

происходит из ничего то есть смерти в

радикальном смысле этого слова не

а если все произошло из ничего то все

может и исчезнуть

и как скажет знаменитый немецкий философ

не что ничтожеству it то есть грех как

бы открывает грехопадение открывает

клапан и для того чтобы мир начал

возвращаться к первичному состоянию

туда и смерть оказывается тем

разрушительным фактором который забирает

энергию из творение вот если мы видим

что в процессе творения появлялось новое

но не исчезала старое то после

грехопадения новое появляется а старая

исчезает вот та картина которая нам

представляется естественным с точки

зрения в христианской философии

христианского богословия является уже

состоянием больного мироздания в этом

смысле бог выступает и как творец и как

врач который лечит больного вот в

процессе

процессе его и воспитания родился

например больной ребенок у мамы там у

семьи

можно усыпить можно в приют отдать а

можно продолжать воспитывать ну вот

скорее мы видим вот этот вот вариант

когда бог продолжает работать со своим

большим творениям спасаете его

напряженности выскажу насколько

радикально изменился человек и да и нет

по идее в неком идеальном состоянии дух

должен господствовать над душой а душа

поздно господствовать над телу а что

делает грех он меняет эту структуру

личного бытия дух попадает зависимость

от души

а душа в зависимости от соматики но году

это нарушение да это нарушение добрая

которого хочу не делая зло и которого не

хочу dance

а пределом нарушения что является

пределом нарушений является разрушения

ну вот так и живем так и же ну пока не

вывел из вселенной весь этот сурс

засевших сотвори так существует и вот

процесс восстановления процесс

восстановления зывается спасением ну до

какого-то уровня до какого-то уровня

авраамические религии едины хотя вот

мусульман такого ну радикального

грехопадения все таки нет как у христиан

как вы у делу христианской традиции

поэтому там как бы искупление не нужно

такое большое как у нас ну тем не менее

само понятие опасности человечество

присутствует где же начинаются

расхождения между тремя великими

духовными традициями иудаизм и

христианство мы слова но не намечены там

вот везде я не акцентировал эти момент

для вас но они начинаются в отношении к

человеку

человек это развилка 3 авраамических

религий человек в каком смысле в супер

как адам как человеческая природа вот

здесь мы как раз увидим очень большую

близость между иудаизмом и христианством

в отношении к человеческой природе а

как-то ислам немножко так по-другому

относится

но человек это может быть и человек с

большой буквы

тут о котором понтий пилат сказал иудеям

с эхом а семь человек об иисусе христе и

здесь мы как раз увидим что между

христианами и мусульманами большая

близость между христианами и иудеями ну

по крайней мере так сальными иудеями

просто пропасть вот если говорить о

человеческой природе ни одна религия

мира за исключением иудео-христианской

традиции так не к высокой не ставить

человек то есть вершина творения

современные таких секулярные

представления тот же человек вершина

эволюции это перевод на язык науки

библейских представления человека как

вершине творения собственно говоря и это

к ивану что ли ну нет радикального

противоречия между эволюционными

теориями и творения многие автор упертый

орда шарден пытались обосновать идею что

эволюция это то что вот мы видим на

современном уровне как она

творение раскрывается вот наш известный

публицист

отец александр мень он тоже вот к этой

точки зрения склонялся

дискуссии по этому вопросу очень большие

идут особенно вот в америке много

интересного написано американский автору

есть на что науку поддерживает да там

вот тем и занимаются и даже вы знаете

что христианство еще даже выше чем

иудаизм ставить человека в салонах вы

можете найти такую фразу у давида что

немногим ниже ты поставил его

нежели ангелов то есть ангелы как

духовные существа выше человек

христианстве за счет того чтобы сам бог

стал человеком человек выше и ангелов

дюк с учетом хорошего сидишь там не тела

у тебя нет ни повеселиться него

но человек

как бы в каком-то смысле в более

привилегированном положении он может

менять свои ценностные ориентации больше

творческих вот возможностей ангел так

вот как в больше в каких-то рамках

находится рот ну с в исламе нет такого

представления человеке некоторые

исламские богословы заимствуют из

христианства и тогда у человека одна из

тварей

вот если вы коран будете читать

внутри там лишь какие звезды большие что

мне легче было сделает тебя из капельки

крови маленький ничтожные те из капли

кроме тебя воздвиг

или вот звезду такую большую

каша звезду сложнее сделать

стой точки зрения нос иудео-христианской

человека сложнее сделать это самая

сложная конструкция он меньше звезды

меньше галактики

но в нем вся вселенная как пишет блез

паскаль вселенная охватывает меня я

только . во вселенной но разумом своим я

охватываю всю вселенную человек этом

тростник ну это мыслящий тростник и вот

создать этот мыслящий тростник гораздо

сложнее чем сделать целую галактику еще

сложнее воспитать его еще страшнее

спасти этого больного ребенка однако

если мы посмотрим на другой аспект

человечности на иисуса христа то мы

увидим что между иудеями

с одной стороны христианами и

мусульманами с другой стороны

труднопреодолимо я дистанция

ортодоксальный иудаизм даже имя не

произносится рисовать тот человек потому

что это ложный миссий с их точки зрения

и подорвал ход всемирной истории чуть ли

не от не из демонического мира пришел

ноет ортодоксальные иудеи конечно сейчас

поменялось уже после холокоста много

течение возникало дай

а для мусульман иисус христос это один

из пяти великих пророков

последний великий пророк 5 баха мадам и

он принес людям слова божия энжел

евангелия и он также эмиссия ну не нашим

смысл alma сих и он знает и даты конца

света и во время от этого мистического

путешествия на небо которое пережил

мохамад именно иисус пророк иса сказала

ему о последних днях а мироздания и на

страшном суде иисус вместе с магомедом

будут отделять грешников вот праведник

выйти сколько всего общего

но конечно не то что для христиан не сын

божий не судьба же бога не может быть

сына бог никогда не рождался никого не

рождал коран вполне четко это

подытоживает чтобы не было таких

соблазнов как иудаизм и потому что вы

читали тексты ветхого завета сыны божии

сын боже это либо ангел либо вот тоже

святым человеком называем божий человек

но другое значение вкладывает в понятие

с бога сыновство христианство ну об этом

уже тогда мы очевидно поговорим с вами в

следующий раз когда собственно

христианские категории уточняющие вот

эти понятия творения грехопадения и

спасения мы рассмотрим это такая

категория ну соответственно и догмат на

языке богословия как воплощение вот

скоро будет рождество вы праздновать

искупление будет пасха тоже будем

воскресение это и событие и идея ну и

наконец бога человечность христианство

эта религия не просто построенное на

вере в бога но и на вере в человека вера

в бога это основа веры человека в этом

смысле гуманизм из отсюда вытекает

род но об этом следующий раз для этого

нам сейчас нету времени но очевидно

нужно и переварить все то что мы с вами

сейчас услышали все спасибо за внимание

отдыхаем


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"