![Птенцы гнезда Алисы [Марина Тымив]](/img/s/semen_wshodow/alisesamlibdoc/1.jpeg)
 Марина Тымив. Птенцы гнезда Алисы
  
   	"Петр 1 угробил все, что можно было угробить. Он только одну вещь очень важную сделал. Он создал субъект стратегического действия - гвардию! Хрен с ним, что экономика рухнула и восстановилась в начале 1750-х годов, флот развалился. Но возник субъект стратегического действия, которого до этого на Руси не было. Опричнина [была] при Грозном, а здесь гвардия появилась, которая вытащила страну" (Андрей Фурсов. Из выступления "Люди без свойств... Лекарство от иллюзий", октябрь 2024 г.)
   
   Почему рыхлая Россия одолевает заточенную на войну с ней Украину? Таким вопросом должны задаваться мудрые российские политологи. Думаю, ответ на него желали бы получить и киевские власти. Когда 29 марта 2022 года на переговорах в Стамбуле они отказались завершить конфликт с Россией, то, несомненно, рассчитывали на "сверхоружие" - украинцев.
   
   Дух украинцев на 100% оправдал эти надежды. Однако отмобилизованная Украина с западным оружием и деньгами оказалась надломлена. В свою очередь Россия побеждает, причем почти сохранив образ жизни и даже усиливаясь.
   
   Получается, что в марте 22 года в Киеве допустили качественную ошибку в оценке - результат оказался противоположным. Значит там не учли принципиальный фактор.
   
   Между двумя воюющими армиями нет существенной разницы по численности, подготовке, оснащению, даже по типу людей. Тогда неучтенный фактор должен быть из духовной сферы.
   
   Главная сила украинской армии - это специфический дух солдат, нацеленных на уничтожение России. Наличие такого духа - объективный факт, как и то, что у российских солдат в отношении Украины таковой был раз в сто слабее. И все же нечто уравновесило украинский дух.
   
   Читатель скажет, что загадки здесь нет. Это мол русский дух. Однако просто его не учесть. Во-первых, как сказал Путин в интервью Такеру Карлсону, с украинской стороны также кричали "Русские не сдаются". Но главное, этот дух то действует, то - нет.
   
   Например, война в Афганистане, если судить по массе песен, оставила ее участников в целом надломленной. Война на Украине также породила массу российских песен, но там есть подъем, а не слом. Об этом же говорит и большое количество добровольцев в СВО.
   
   Эта задача настолько велика, что нынешний п.к. сам даже физически не справится. Вот именно эта часть и является вторым Боливаром. Создавая ее, актив оппозиции станет субъектом - второй частью элиты.
   
   Если такой тандем состоится, то в нем, очевидно, будет преодолен давний конфликт западников-патриотов и славянофилов.
   
   		Пара для прогрессора
   
   Самый интересный вопрос, как они будут сосуществовать вместе - два этих п.к. или две части одного п.к.? Предложу неожиданный образ этого союза.
   
   Героиня писателя Кира Булычева Алиса Селезнева объясняла отцу, почему умеет разрешать загадки, которые оказывались не под силу ученым:
   "Все дело в том, что вы все - взрослые, умные люди. И вы мыслите, как ты сам говорил, логически. А я не очень умная и мыслю, как в голову взбредет". 
   
   Интуицией, по-другому говоря. Так и автор уловил явление, о котором пишет, озарением.
   
   Как было сказано, создатели п.к. не просто зачитывались когда-то произведениями братьев Стругацких, но переносили их в жизнь. Однако для поколения 80-х Стругацкие значили намного меньше другого фантаста - Кира Булычева.
   
   Именно Алиса стала кумиром подрастающего поколения. По сравнению с ее влиянием, героев Стругацких, считай, и не было. Это не менее серьезно, чем Егор Гайдар, который видел себя чуть ли не воплощением Руматы Эсторского.
   
   С литературной точки зрения никакой принципиальной разницы между Руматой и Алисой нет. Есть принципиальная разница между ними как личностями.
   
   Изучение личности Алисы требует отдельной работы, которая будет сделано позже. Здесь замечу, что Булычев противопоставлял Алису героям Стругацких. Приведу этому некоторые примеры.
   
   Так, в "Лиловом шаре" Странники, играющие важную роль у Стругацких, оказываются абсолютными врагами человечества, а Алиса с ними воюет.
   
   В маленьком рассказе "Вокруг света за три часа" Булычев использует тему "Пикника на обочине". Алиса находит брошенный пикник в лесу, но ведет себя строго противоположно главному герою "Пикника на обочине". Алиса ищет виновного, чтобы усовестить его и восстановить правильную жизнь. Только ради этого она совершает неимоверный марш-бросок в другую часть света.
   
   В "Заграничной принцессе" (вторая часть "Миллиона приключений") Алиса и ее закадычный приятель Пашка Гераскин попадают на планету, жизнь на которой сильно напоминает мрачное средневековье из "Трудно быть богом". Здесь Алиса действует совершенно иначе Руматы. Она не навязывает аборигенам свое представление о правильной жизни. Она лишь пытается спасти приятеля, который как раз похож поступками на Румату... только юного.
   
   Читатель очевидно потребует показать влияние Алисы на нынешнюю жизнь. Напишу об этом так.
   
   Публицист Сергей Переслегин, который помимо прочего является знатоком и теоретиком фантастики, в одном из выступлений рассказал, какие существует миры в отечественной фантастике. Он выделил мир Ефремова, мир Стругацких, а также мир Алисы Селезневой.
   
   Прочитайте описания наиболее популярных фантастических произведений, написанных в современной России. Чаще всего главными героями (если те русские) являются люди с удивительными возможностями - и по личным умениям, и по способности выходить за пределы нашего мира (в разных смыслах).
   
   Героиня одного из самых популярных сериалов "Анна-детектив" способна общаться с духами умерших, расследуя преступления. Это мир Алисы, но не Стругацких, уж точно не Ефремова.
   
   Это относится и к таким известным циклам, как "Холод" Сергей Тармашева, и "Странник" Олега Маркеева. У Маркеева герой по фамилии Максимов хоть и напоминает бойцового кота Стругацких, но принадлежит другому миру. Именно такова Алиса. На это четко указывает Булычев в своей манере - как бы невзначай. 
   
   Речь о том, что Алиса - не человек эпохи модерна. На эту мысль наводит информация об Алисе, которую дает ее отец в повести "Девочка с которой ничего не случится":  "Мне не хотелось вторгаться в мир ее фантазий. Пускай ее окружают и привидения, и волшебницы, и отважные рыцари, и добрые великаны со сказочной голубой планеты...".
   
   Она спокойно общается в "эпохе легенд" с ведьмой, волшебником, Снегурочкой, драконом и т.п. Этим Алиса отличается от Громозеки, который типичный ученый, т.е. не верит в это, даже когда видит.
   
   В общем, герой, подобный Алисе, востребован массами и воспроизводится в современной фантастике. Как господин Журден из "Мещанина во дворянстве" Мольера не знал, что говорит прозой, так и современные авторы, очевидно, не знают, что создают мир Алисы.
   
   		Коллективная Алиса
   
   Образ Алисы оказался очень привлекательным не только в текстах Булычева, но и в иллюстрациях, в мультипликации, в кино, в музыке. Одна из самых известных песен 80-х, популярная до сих пор "Прекрасное далеко", тоже напрямую связана с Алисой. Через ту песню часто оценивают современные события, то, что произошло со страной. Она является неким символом благой жизни.
   
   Каковы качества Алисы? Выделю то, что ее добро не с кулаками, но победительно, она правильная, но не "душнила", разумна и авантюрна одновременно, она ребенок, но дела ее по-взрослому серьезны, любит науку, но без узости взгляда на жизнь. Она непримирима в борьбе со злом, решительна и обаятельна, полна жизни и смышлена. 
   
   Толкиен в одном из писем написал: "Придумать зеленое солнце легко; трудно создать мир, в котором оно было бы естественным...". 
   (Владимир Грушецкий, Наталья Григорьева. Несколько слов вначале..." https://rozamira.nl/lib/kritika/grusheckij_tolkin1.htm.
   
   Получается, поколение посчитало образ Алисы естественным. Образ девочки из будущего они заглотили на ура. 
   
   В публикации на сайте "Лента новостей Новомосковска" к юбилею выхода фильма "Гостья из будущего" напомнили (https://nmosknews.ru/culture/2025/03/25/160926.html):
   "Советский генетик и педагог Владимир Эфроимсон когда-то ввел новый термин - импрессинг. Это ранние и сверхранние впечатления детства, которые действуют в чувствительный период и определяют характер и направление личности на всю жизнь".
   
   Вызванный влиянием Алисы импрессинг необходимо, очевидно, распространить на все поколение.
   
   В курсе лекций МГУ по общей психологии, которые были записаны в 1997 году и выложены ныне в Интернет, лектор (канд. псих. наук Валерий Петухов) рассказывает о втором рождении личности (Лекция 8 "Субъект, индивид, личность",  https://youtu.be/ZoMOhEZGcBA?si=qhfT52gD5fGR9vs-,   1:48:00).
   
   Второй раз личность рождается как самостоятельная личность в подростковом возрасте (первый раз - как часть коллектива). По словам лектора, второе рождение связано с осознанием ее мотивов, которые побуждают действовать, т.е. выделить ведущий и подчиненный. В результате может поменяется структура мотивов и ядро личности.
   
   "Мотивы будут продолжать действовать, даже если они не осознаются", - подчеркнул он.
   
   Личность, которая родилась второй раз, начинает действовать самостоятельно, оказывается способна выйти за пределы собственных привычек. В связи с этим лектор говорит о трансцендировании.
   
   "Трансцендирование - всегда стремление к совершенству. Любовь, это и есть трансцендирование. Выход за пределы чего-то лучшего. Если я в кого-то влюблен, то на бытовом языке, я хочу стать лучше, чтобы добиться ответной любви, я совершаю усилие.
   Предельная трансценденция, это любовь к богу, к идее бога как всесовершенству", - подчеркнул лектор.
   
   Конечно, подростки того поколения видели в Алисе совершенство - она во всем лучше них. Они буквально влюбилось в эту героиню. Можно ли говорить о втором рождениии личности под влиянием этой героини? Почему нет, особенно если ничего близкого по воздействию не было.
   
   Вдобавок речь шла не о прошлом, не о настоящем. В Алисе подросткам предложили будущее. Они его признали и через героиню к нему подключились. Это конечно дало особую жизненную энергию, соответственно повлияло и на мотивы подростков.
   
   В этом смысле финал сверхпопулярной "Гостьи из будущего", когда перед советскими детьми захлопнулись двери портала в будущее и зазвучала мелодия песни о прекрасном далеко, возможно, имел особое воздействие.
   
   Алиса пережила катастрофу смыслов 90-х годов и дожила до сего дня, будучи востребована широкими слоями общества. По сути она единственная такая из советской фантастики, ведь героев бр. Стругацких продвигает узкий круг почитателей, в том числе по политическим мотивам.
   
   Да, дорогой читатель, против Украины воевала коллективная Алиса Селезнева. Она способна перебороть любую злую силу. Кстати, средний возраст военных, участвующих в СВО, около 35 лет, среди контрактников он смещен к 45 - 50 годам.
   
   			Правящий субъект
   
   На этом неожиданные открытия для читателя не закончатся. Ведь еще надо просветить характер взаимодействия двух частей будущего п.к. Итак одной из этих частей я сопоставил Алису Селезневу, второй - Румату Эсторского. Но есть нюанс.
   
   Как я уже заметил, в "Заграничной принцессе" (вторая часть "Миллиона приключений") приятель Алисы Пашка ведет себя подобно Румате, но как-бы юному. Одев взрослые доспехи, он пытается изменить мир, порядки в котором его возмущают.
   
   Именно события "Заграничной принцессы" натолкнули на мысль о том, как будут взаимодействовать две части нового п.к.
   
   Если бр. Стругацкие создали взрослого и серьезного Румату Эсторского, который стал символом нынешнего п.к., то Булычев переписал эту историю, превратив Румату в Пашку, а рядом с ним поставил Алису.
   
   В этом смысле бр. Стругацкие и Булычев не писатели, а чародеи, текст которых специфически воплощается в реальности. В общем, если сначала было по Стругацким, почему бы теперь не быть по Булычеву?
   
   А что у Булычева? У него есть пара друзей - Алиса и Пашка. Очень часто приключения они претерпевают вместе. При этом проявляют совершенно разные качества.
   
   Кратко оценивая Пашку, можно сказать, что он имеет горячее сердце, но горячую голову, т.е не может просчитать на шаг вперед, действует наскоком, он говорит патетические и глупые фразы. При этом он постоянно попадает "на удочку" каких-то прохиндеев, соответственно Алисе постоянно приходится его выручать.
   
   В этом кратком описании не увидел ли читатель черты нашего нынешнего правящего класса?
   
   Наш правящий класс думает о себе как о Румате Эсторском - мощном деятеле, рыцаре, который как рыба в воде в любой беде. Оказалось, что это Пашка Гераскин в доспехах не по росту: горячий, мало думающий и бестолковый.
   
   В отличии от него Алиса обладает горячим сердцем и холодной головой, она умеет терпеть, оценивать последствия, находить выход в безвыходных, казалось, ситуациях, она ведет игру, когда по-другому цели не добиться. В качестве примера для этого последнего можно вспомнить, что, попав в наше время ("Сто лет тому вперед", "Гостья из будущего"), она внедряется в класс и ведет длительную и сложную игру в поиске Коли Герасимова при кознях пиратов.
   
   Если моя догадка верна, то события в итоге ведут к появлению нового правящего субъекта. Он явится сочетанием нынешних п.к. и оппозиции. Характер у этих частей будет разный. Как модель этому можно сопоставить пару приятелей - Пашку Гераскина и Алису Селезневу из произведений Кира Булычева.