Семенов Александр Сергеевич-333: другие произведения.

Авианосец - Ответы на вопросы

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Конкурс "Мир боевых искусств. Wuxia" Переводы на Amazon!
Конкурсы романов на Author.Today
Конкурс Наследница на ПродаМан

Устали от серых будней?
[Создай аудиокнигу за 15 минут]
Диктор озвучит книги за 42 рубля
Peклaмa
  • Аннотация:
    Период 1985-86 гг.

Unknown


     
 []
     
      Ответы на вопросы.
           Как мы в 80-е собирались бороться с авианосцами.
          Получил несколько десятков сообщений, вопросов много, но один из повторяющихся наиболее часто- как в период вашей службы флот планировал бороться с авианосцами.
          Ну, во первых, это нужно спрашивать выпускников по профилю МРА (Морская Ракетоносная Авиация), а также у подводников, на плечи которых ложилась основная задача.
          Во вторых, своей стороны, я мог видеть, как идет подготовка и планирование конкретно на уровне флотилий. Нашей КВФ и Второй флотилии подводников.
          Присутствовать на этапе учений по развертыванию сил и управлению ими. А именно на учениях претворяются в жизнь и проверяются теоретические расчеты. Ведь практически применять авиацию и подводные лодки против сил флота пришлось только силам в Англо-Аргентинском конфликте. Ну, возможно, брать во внимание опыт морских сражений против авианосцев на Тихом океане во время Второй мировой.
          А, по большому счету, это теория. Частично, подтвержденная практикой в виде стрельб ракетным оружием по мишеням. А как будет по факту, можно только предполагать.
     
 []
          Что мы ожидали от противника? Выход авианосной группы, возможно и соединения( то есть двух авианосных групп) на дальность применения палубной авиации. Тогда расчет был на рубеж 1200 км. Этого хватало, отработать по ударным группам нашей авиации и надводных сил. Нанесение удара штурмовой авиацией по объектам ПВО, сухопутным частям (Армейский корпус) и подготовка плацдарма для высадки десанта.
          Далее, подтягивание резервов, создание запасов топлива , вооружения и развитие наступления до линии Хабаровск-Охотск-Магадан.
          Основное направление дальнейших действий -это Приморский и Хабаровский край. Ну и далее по линии Байкало-Амурской магистрали.
           Охотск, Магадан, Николаевск и Комсомольск просто блокировались.
          Ну, это уже уровень стратегического планирования и здесь я не силен.
          Особенность авианосной группы того периода. Наличие отдельно истребительной и штурмовой авиации. Не было универсальности, как сейчас. Ф-18 он и истребитель и штурмовик.
          Тогда по задачам было четко определено. Ф-14 истребитель. А-6 и А-7 штурмовики.
          С нашей же стороны еще не было на вооружении ПЛАРК проекта 949 с 'Гранитом'.
          Приходилось применять устаревшее вооружение 'Аметист' с ПЛАРК проекта 670.
          Был еще у нас ракетный крейсер пр.58 'Фокин', но он один и решающей роли не играл.
          Хорошим подспорьем стали, пришедшие в 143 дивизию ракетоносцыТу-22М2 в Советской Гавани (Монгохто). Но, опять же, их раздергивала на себя Приморская флотилия. На южном направлении также ожидали авианосное соединение и поддержку авиации Японии и Южной Кореи.

     
 []

          Типовой ордер состоял из авианосца, двух ракетных крейсеров и пяти-шести эсминцев и фрегатов. Типа 'Леги', ' Спрюанс', 'Нокс'. Одна-две подводных лодки 'Стерджен' или 'Лос-Анжелес'. Универсальных транспортов снабжения. В угрожаемом направлении выдвигался корабль РЛД(Радио локационного дозора). Таким образом, зона наблюдения могла быть до 600 километров от авианосца. А если задействовались самолеты ДРЛО (Дальнего радиолокационного обнаружения) то до 800-900 км.
          Движение авианосной группы прогнозировали вдоль Алеутских островов. Южнее находились гидрофоны системы 'SOSUS', что позволяло контролировать подводную обстановку. Кроме того базирование самолетов патрульной авиации 'Орион', разведчиков РС-135, авиационное прикрытие с аэродромов Аляски Ф-15 и ДРЛО 'Авакс'.
          На истребительное прикрытие надежды было мало, Су-15 явно не тянули, а перевооружение на Миг-31 только началось. И они бы не пошли расчищать воздушное пространство для ударной группы Ту-22 М2. У них свои задачи.
          В угрожаемый период планировалось вывести ПЛАРК пр.670 в количестве 5-6 ед в океанскую зону, в готовности к нанесению удара. Обеспечивать их прикрытие- одна лодка пр. 671 РТМ. Почему одна? Потому что это не их задача. Они планировались для слежения за ПЛАРБ 'Огайо' в Аляскинском заливе. То, что хоть одну выделили, уже хорошо.
     Официально все выглядело так-"С марта 1985 г. соединение официально стало именоваться 10-й противоавианосной дивизией ПЛ ТОФ. Перед соединением ставились задачи по уничтожению как самостоятельно, так и во взаимодействии с другими силами флота авианосных групп и отрядов боевых кораблей, по ведению боевых действий на коммуникациях противника по уничтожению десантных сил, конвоев и специальных судов противника. В соответствии с руководящими документами корабли дивизии распределялись по трем ударным группам (УГПЛ): - УГПЛ - 1 (К-360 пр.671РТМ, К-25 пр.670, К-212пр.670); - УГПЛ - 2 (К-412 пр.671РТМ, К-320 пр.670, К-121 пр.670); - УГПЛ - 3 (К-507 пр.671РТМ, К-325 пр.670, К-308 пр.670). Командирами ударных групп ПЛ назначались НШ и оба заместителя командира дивизии ПЛ. Кораблем управления была определена К-355 пр.671РТМ, на которой во время боевых действий размещался походный штаб во главе с командиром 10-й ДиПЛ, 228-й, 305-й, 379-й. 506-й и 581-й экипажи ПЛ являлись резервными в военное время и обеспечивали поддержание заданного уровня боевой готовности в мирное. В зависимости от технической готовности, ПЛ пр.670 в составе УГПЛ менялись, иногда в группу включались АПЛ из 42-й ДиПЛ." Фактически имелось пять лодок пр.670 и одна пр.671 РТМ в качестве размещения походного штаба. Поэтому у меня на картинке пять лодок, а не шесть. И где делись еще три лодки проекта 671 РТМ ? Почему так получилось? У меня есть свои соображения ,частично подтвержденные ночными беседами с подводниками в "овощехранилище" (нашем ЗКП) на учениях. В частности с к/а. Балтиным.
     За сисю и писю хвататься одновременно нельзя. Что-то сделать с американскими "Огайо" в их операционной зоне- нереально. Пробовали, ту же "Усатую Синицу". Решили все силы бросить на авианосцы. НО!!! Не все в Генеральном штабе так думали. Вот и продолжали дергать многоцелевые лодки для задач борьбы с ПЛАРБ. А Москве нужно было показать решение обоих задач, впрочем про этот принцип я писал в рассказе "Мутабор".
          Удар ракетами 'Аметист' лодки наносили по своим данным, на дальность 60-70 км. Скорость дозвуковая, высота полета 60 метров. Ракета имела два режима по дальности. Планировали второй-по ТУ до 80 км.,но даже на испытаниях и практических стрельбах на такой дальности ракета не наводилась. Практически до 70 км. Поэтому в расчетах цифра 60-70 км. К слову, перед принятием ракеты на вооружение было отстреляно 50 ракет, успешность 62%(прямое попадания). Четырех ракетным залпом стреляли один раз на СФ в 1967 году.
     Отрабатывался вариант целеуказания лодкам с помощью  МПЗМ-300. Устройство-маяк, но применялось и для подводной связи. Были ли планы его использования при боевых действиях, не знаю. Стрельба могла вестись залпом по 4 ракеты. Пауза 2-3 минуты и залп еще четырех.По ТУ определялось время 3 минуты, но за счет тренировок удалось его немного уменьшить. Все это я слышал от ракетчиков , при подготовке расчетов стрельбы и вероятности поражения кораблей. Это время необходимо было для предстартовой подготовки. Одновременно готовилось 4 ракеты. То есть о формировании насыщенного удара речи не шло. Минус- нужно было подходить к авианосцу на 'пистолетный' выстрел, Плюс -малое время подлета создавало трудности в перехвате ракет.
          Ракета 'Аметист' в одном варианте, выбирала самую крупную цель, во втором руководствовалась логической программой, выбирая цель самостоятельно. Ракета шла на высоте 60-80 метров, оставляя заметный белый шлейф. Вот как на фото практических стрельб.
     
 []

          Ко времени ракетного удара лодок, должна была быть пристыкована ракетоносная авиация. Чем плотнее ракетный удар, тем больше нагрузка на логику и мозги ЦВМ комплекса ПВО и тем вероятнее его 'зависание'. Но по расчетам плотного совместного удара не получалось.
          Перед ударом авиация рассредоточивалась на запасные аэродромы- Леонидово, Ленино, Елизово, Пущино(как вариант, тогда еще был не в строю).
     
 []
          Если правильно сформулировать , то после возникновения угрозы ударов по аэродромам основного базирования. Расчеты выполнялись исходя из тактики применения АВМ на учениях 'Флитекс-82,83'.
          Подводным лодкам сообщалось контрольное время выхода на ударную позицию. Поиск и стрельба по данным собственного ГАК (Гидро Акустического Комплекса). А по большому счету, стрельба в зону нахождения АМГ, а там по кому попадет.
          Планировалось использование для вскрытия надводной обстановки самолеты Ту-95 РЦ с Хороля и 4 Ту-16 рм с Елизово. Ударники с Сов. Гавани могли использовать свои самолеты для доразведки и целеуказания.
          На РЛС надежды было не очень много, так как противник активно стал бы производить постановку помех. Ну, на экране РЛС было бы примерно вот что.

     
 []
          ВМС США на учениях отрабатывали вариант радиолокационной маскировки авианосца, путем применения специальных покрытий. Имитация АВМ судном обеспечения с уголковыми отражателями, для увеличения 'засветки' на экране РЛС. Передатчики сигналов работы РЛС авианосца и имитация работы его радиосетей. Сам же авианосец двигался вне боевого порядка кораблей. Не исключался вариант надуваемых за 30 минут резиновых плавучих мишеней, количество ложных целей могло составить до 5-7 ед.
          То есть создавалась достоверная копия АВМ как для РЛС и средств радиотехнической и радио разведки, так и для разведки космической системы 'Легенда'.
          Фото разведка могла бы увеличить вероятность выявления АВМ, но здесь играла роль погода.
          Понятно, если позволяла погода, возможно было выделить состав группировки, но ,опять же, большое время запаздывания, до 12 часов. Пленка тогда сбрасывалась с орбиты в контейнере. А РЛС спутника системы 'Легенда' могла дать примерно такое разрешение.

     
 []

     Вот, к примеру, как выглядело изображение кораблей(судов) по данным 'Легенда'(Левое фото Гибралтар 1986 г.).
     
 []

          Рассматривалось три варианта. Первый- отстрелялись все полностью и самолеты и ПЛАРК , Второй- отстрелялась половина авиации и две трети ПЛАРК, Третий- отстрелялась треть авиации и половина ПЛАРК.
          Причем, вариант выхода в торпедную атаку ПЛАРК не рассматривался, как нереальный. Хотя учитывался. По первому варианту расчеты я изложил в рисунке ниже.

     
 []

          Понятие залпа я тоже отметил условно. Удар будет растянут в лучшем случае на тридцать минут.

Процесс происходил примерно так, ракету, как говорят, 'ставили на хор'. Штурман-оператор сидящий в 'желудке' обнаруживал цель, брал её "на захват", обнаруживал и "захватывал" ответчик ракеты,сопровождал и наводил ракету на цель после отцепки. Штурман корабля запитывал ракету электричеством, раскручивал гироскопы, отцеплял ракету. Правый летчик запускал двигатель ракеты, выводил его на нужный режим. Командир контролировал весь процесс, разрешал пуск, плавно отворачивал от цели после отцепки. Основная нагрузка лежала на штурмане-операторе. А так как он проживал на самолете в "отдельной одноместной конуре", подвешенной в брюхе самолета, то контролировать его действия можно было только по самолетному переговорному устройству (СПУ). Вот и приходилось оператору постоянно производить доклады по СПУ, согласно "Инструкции...". Доклады были длинными, и очень "технологичными", приблизительно такими: "АРУ цели, АПЧК, масштаб .... к пуску готов!". Эти доклады надо было произвести в сжатые сроки, и без ошибок, с контролем положения органов управления РЛС. Вот и представьте этот гвалт при подготовке пуска. Ибо много задействованных людей, что никак не снижало время подготовки к пуску. Плюс разные дальности захвата главной цели РЛС Ту-16 и Ту-22. Это я веду к тому, что совместный залп полка разнотипных самолетов не складывался. Ну теоретически возможно. Но вот не получался 'приход' всех ракет залпа, плюс ракеты подводных лодок, в одно время.

В тот период на эту задачу выделяли 2 эскадрильи Ту-22М2 и одна Ту-16 К-10(К-26).

Еще ходили слухи о привлечении, так сказать, резерва ВГК в виде Ту-95К-22 с Украинки 73-я дивизия с ракетами Х-20.Однако это уже по войне,"последний шанс". Ибо БЧ была там мегатонного класса. Их "подтянули" именно по причине того,что МРА ТОФ самостоятельно не уничтожит те 5 АМГ имеемых у США в этом регионе.Именно слухи,так как этим занималась ставка ДВО.

Ну это не самая "главная" трудность. Очень непросто согласовать удар с флотом.С ПЛАРК. Они выдвигались и занимали положение "Подковы"(т.н. "Шайбы"), с центром АМГ. Флот определял время удара.Авиация должна была взлететь, собраться, построиться и сформировать ракетный залп.На КП флотилии операторами с представителями авиации велась обстановка на карте и на "Плановой таблице удара". Трехметровоя "простыня" на миллиметровке с минутной отсечкой. Если на решении командира авиационной дивизии на удар можно было обойтись общими рисунками,то на штурманском документе авиации нет. В дивизии штурмана составляли "План штурманского обеспечения".И если вдруг АМГ резко меняла курс и скорость,то вся красивая картинка начинала "ехать".Подводным лодкам приходилось маневрировать и догонять-отставать,чтобы сохранить контуры этой "шайбы". Естественно время удара тоже менялось. Коррективы приходилось вносить по ходу. Авиация ,конечно,превосходит по скорости корабли,но ей то еще нужно взлететь,долететь и выполнить то, о чем я писал выше.

Поэтому бывший ком.авиации БФ Сокерин и упоминает о сложности с перенацеливанием.

"За время службы что на Северном, что на Балтийском флотах я, к сожалению, так и не смог научить адмиралов двум элементарным вещам: первое - не давайте мне команд на вылет на удар, поставьте задачу по цели, месту и времени удара, а я рассчитаю подлетное время и приму решение по времени взлета полков. И второе - если полки взлетели, то не переносите время удара....". Сокерин В.Н, генерал-лейтенант запаса., Ком. МА БФ в 2001-2004 гг.

          Время вылета, построение в боевой порядок, формирование ракетного залпа выполнялось в виде таблиц. Подсчет вручную. Для примера приведу академический вариант такого расчета.

     
 []

          ПВО АМГ составляли комплексы 'Стандарт' СМ-2, ' Си Спарроу', Арт. Системы 'Фаланкс'.
          Авиационный компонент-24 истребителя Ф-14. Типовая загрузка 6 ракет 'Феникс', 2 'Сайдвандер'. Или 2 'Феникс', 2 ПТБ, 4 'Спарроу', 2 'Сайдвандер'.
          Пара Ф-14 постоянно в воздухе. В ее составе самолет-заправщик и ДРЛО Е-2 'Хокай'.

          При необходимости еще пара усиления.. По команде 20 самолетов Ф-14 могут быть подняты в воздух за 35-40 минут. Примерно 3 минуты на катапульту. Их две, что работают на подъем..
          Наша задача- отстреляться до подхода истребителей на дальность пуска ракет 'Феникс'.Это около 100-120 км. Их задача- свалить как можно больше наших носителей до пуска. Дальность по Х-22 считали 250-350 км, в зависимости от дальности захвата цели РЛС ракеты. Захват цели выполнялся до пуска. По 2 ракеты выделялось от эскадрильи в варианте постановщика помех.
          Наиболее реальным представлялся вариант удара с подходом на средних высотах до расчетного удаления от АВМ 800 км. Затем следовал набор до 10 км, включение РЛС, обнаружение цели и пуск ракет. При этом уничтожалось до пуска 5-7 самолетов ракетами 'Феникс'дежурной пары. Итого, в залпе- до 35-40 Х-22 и 18-20 КСР-5. Как говорил мой бывший командир Ил-38 Сафронов Валерий Игнатьевич (В будущем НШ дивизии ) -Здесь главное упереться рогом, и пустить ракеты , не отвернуть. Зная, что скоро собьют.
          При этом гарантированно поражалось 1 крейсер, 2-3 эсминца и фрегата. Авианосец получал средние повреждения. Что в дальнейшем не мешало ему выполнять прием-выпуск авиации в сложных условиях, без хода.
          Если противник успевал поднять истребители, то задача не решалась. Гарантированно АМГ достигало 3-5 ракет. Из них 2-3 уводилось на ложные цели. Поражалось 1-2 эсминца-фрегата.
          Для уничтожения эсминца типа 'Спрюанс' -одно попадание Х-22. Для вывода авианосца из строя, неприемлемый крен и невозможность выровняться за счет балластных цистерн- до 2-3 попаданий Х-22 рядом и до 4-5 с разнесением по всему корпусу.
     Расчеты по авианосцу типа "Форрестол".
          ПЛАРК пр.670 до 2 единиц уничтожались до пуска, и еще 2 после него. Достигали цели 1-2 ПКР'Аметист'.
          Считалось, что задача решаема, если самолеты ударной группы взлетают из разных аэродромов, скрытно выполняют сбор в режиме радиомолчания на высотах до 5 км.
          Вероятность поражения цели можно было бы увеличить, создав демонстрационную группу. Но просто сил не было для этого. Практически все самолеты дивизии были задействованы в ударе.
          Вот где-то так.
          Через двое суток подтягивался ДЕСО- Десантный отряд, штурмовая авианосная часть сил поддерживала бы высадку. Захват плацдарма, аэродрома и ВМБ, ну и далее 'Дранк нах Вест'.
     А там уже добивание десантного отряда чем осталось. РК Пр.205 и начавшими поступать МРК.
     
 []
     Надеюсь, любопытство удовлетворил. Если что не сошлось с количеством ракет,.. . 'Время, сточился ударный механизм'. Прошло 30 лет, многое просто забыл.

     Для скептиков рекомендую статью ген.лейт В.Сокерина, бывший командующего авиацией БФ. https://topwar.ru/10040-piar-kak-samocel.html ( статья-Пиар как самоцель) ....Составом в 100 самолётов дивизии мы "вели речь" ТОЛЬКО ! ! ! о выводе авианосца из строя, но не потоплении его, да и то, с "весьма скромной" вероятностью, ибо без попадания в него менее 9 - 11 сверхзвуковых ракет с боевой частью под тонну взрывчатого вещества в каждой (!) это - несбыточная мечта... Менее, чем дивизией (тремя полками), на удар по авианосцу и смысла вылетать не было, да и от тех трёх полков (по расчётам) почти ничего не оставалось в итоге.......
     
 []
     В ту же 'Копилку' слова заместителя командира дивизии Ту-22М3 Панова...
     
 []
     Да многих заслуженных людей, которые именно и готовились это сделать, хоть и с минимальными шансами.
     
 []
     Задачу вывода из строя АВМ пытались решить многократно, разными силами, на протяжении десятков лет.
     
 []
     Но увы. Успех может быть получен при использовании ядерного оружия. Частичный успех, ибо в ответ прилетит сразу и не меньшее количество. Да еще с нашими некоторыми флотоводами.
     Как-то Мина(Климов) писал, приводя слова Сокерина. Авиация ВМФ для флота как пасынок. Так и есть. Воспоминания летчика Ту-22 Саки, потом инженер на НИТКе...Они даже возможностей авиации не представляли. Ком ЧФ просто тупит.....

     'Я уже здесь рассказывал, как однажды (1979-й год) Ховрин устроил тревогу нашему полку, только перебазировавшемуся из-за ремонта нашей Сакской ВПП в Октябрьское... И когда адмирал Ховрин после довольно жалких показателей действий полка по тревоге (ведь кроме самих самолётов ещё ничего не прибыло), начал поднимать наши экипажи с вопросом, - "Ваши действия по выполнению разведки согласно боевых пакетов, находящихся на борту"..?.., то я видел, как сильно нервничал Воронов (ведь он был Командующим ВВС ЧФ и прямо подчинялся учинявшему нам разнос Ховрину)... А Ховрин поднял два экипажа (командиров со штурманами) и обрывал доклады обоих с непонятным нам возмущением... Потом поднял и меня со штурманом и также оборвал и мой доклад с обращением к Воронову, - "Они у тебя что, - все пьяные что ли"? Были не понятны его претензии и возмущения и от этого было как-то тревожно.., но даже я так уж сильно не боялся Ховрина и так не волновался и не заискивал перед ним, как это делал Воронов... И слава богу, что наступила этакая разрядка, когда я решился ещё раз (и погромче) доложить Ховрину простейший расчёт, - "Расстояние по главной ортодромии до Адриатического моря - 2000 км, скорость полёта - 1000 км.час., время прибытия в район - 2 часа"... Ховрин стал шушукаться со своими сопровождающими и удивляться.., что мы (авиация) так быстро можем прибыть в тот район, в который они (моряки) прибывают лишь через несколько дней... И тогда я увидел, - как отлегло у Воронова... Он прямо весь засветился от радости, что всё так легко и весело обошлось и никого не наказали...'


      Этот адмирал уже 5 лет командует флотом( с 1974 по 1983) и не знает возможностей своей основной разведки, авиации. О чем тогда говорить?

Ну и элемент непонимания тоже был- "За время службы что на Северном, что на Балтийском флотах я, к сожалению, так и не смог научить адмиралов двум элементарным вещам: первое - не давайте мне команд на вылет на удар, поставьте задачу по цели, месту и времени удара, а я рассчитаю подлетное время и приму решение по времени взлета полков. И второе - если полки взлетели, то не переносите время удара, то есть для авиации после взлета, это, во-первых, категорически запрещается, во-вторых, невыполнимо, так как вылеты планируются, как правило, на полный радиус, "на укол", и после посадки и без ваших вводных по переносу времени удара в самолетах остается, как шутят летчики, "два ведра керосина". Сокерин В.Н, генерал-лейтенант запаса., Командующий морской авиацией БФ в 2001-2004 гг.


     
 []

     А закончилось тем, что разогнали Морскую авиацию, от слова 'совсем'. И пытаются бороться с АВМА 'Калибрами'. Удачи.
     Вопрос первый и единственный- По каким данным их наводить, если на ТОФ полностью отсутствует разведывательная авиация.
     
 []
     Можно добавить, что у атомных авианосцев возможна была работа одновременно четырех катапульт. Что ,естественно, увеличивало их возможности в выпуске самолетов при угрозе. То есть все самолеты F-14 могут быть подняты не за 30-35 минут, а за 20-25 минут.
     
 []


Популярное на LitNet.com М.Ртуть "Попала, или Муж под кроватью"(Любовное фэнтези) Ю.Резник "Семь"(Антиутопия) К.Демина "На краю одиночества"(Любовное фэнтези) О.Обская "Возмутительно желанна, или Соблазн Его Величества"(Любовное фэнтези) М.Атаманов "Искажающие реальность"(Боевая фантастика) В.Старский "Интеллектум"(ЛитРПГ) Н.Александр "Контакт"(Научная фантастика) Е.Вострова "Канцелярия счастья: Академия Ненависти и Интриг"(Антиутопия) О.Бард "Разрушитель Небес и Миров. Арена"(Уся (Wuxia)) М.Юрий "Небесный Трон 2"(Уся (Wuxia))
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
И.Мартин "Время.Ветер.Вода" А.Кейн, И.Саган "Дотянуться до престола" Э.Бланк "Атрионка.Сердце хамелеона" Д.Гельфер "Серые будни богов.Синтетические миры"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"