|
|
||
Этот текст сам постучался в моё сознание, мне оставалось лишь перевести его смутные образы в реальные буквы на экране. |
И создал Я мир...
И был он прекрасен в своём многообразии...
И создал Я человека, и наделил его разумом, волей и чувствами...
И был человек подобен мне, наслаждаясь свободой творения...
И искал Я место своё в этом мире...
Искал его среди людей, но не было его там...
Искал среди разнообразных проявлений жизни, но не было его и там...
И не нашёл его среди вещей и явлений...
И отсутствовало оно в небытии...
И не оказалось его ни в прошедшем, ни в грядущем...
И понял Я, что мир этот совершенен...
И покинул Я его.
Творение... тот священный акт, которым началось наше существование, который до сих пор представляет собой величайшую загадку жизни - что же есть создание нового? Как мы, люди, стоящие на земле, осмеливаемся поднимать голову к звёздам, и говорить: "Я говорю вам, а вы слушайте..."? Та искра священного Света, тот осколок Божественного Сознания - как можем мы взять его в ладони свои и не ослепнуть, не сгореть на месте?
Как многообразны проявления Дара, как удивительно порой раскрывается сознание человека, впуская в себя образы нового мира. Образы эти, смогли бы они существовать без нас, а мы без них? Или мы есть часть единого целого, как идея автора и перо, которым записывает он идею эту на чистый лист бытия? Как ростки молодой травы, пробивающиеся сквозь камень мировоззрения, навязанного нам с детства, мы, ломая привычную реальность, приносим в неё дыхание Жизни, перемены... Как звезда, что излучает свет и тепло вокруг себя, не требуя ничего взамен, творим мы новое только ради самой радости непрерывного творения.
Проходит время, листы Книги Бытия заполняются, переворачиваются, и на новых страницах новые авторы пишут новые сюжеты. Новые октавы нот звучат в центре мироздания, новыми красками расцвечивается небо над бескрайней равниной живого мира, новую каменную плоть обретают воздушные замки воображения. И одно остаётся для меня самым дерзновенным помыслом, самой соблазнительной тайной, самым смущающим ум источником восхищения перед мудростью Жизни: как тот, кто недавно был лишь набором строк на гладком листе, тот, кто лишь следовал написанному сценарию, произнося нужные реплики и совершая необходимые действия, вдруг становится тем, кто этот сценарий читает, кто видит всю иллюзорность собственных переживаний... и начинает сам создавать себе новые. И автор удивляется тому, что его герой становится вдруг более живым и реальным, чем тот, кто из тонких штрихов собственного Божественного Света постепенно создавал образ этого героя. И становится ясно, почему ученик превосходит своего учителя, почему сын затмевает своего отца, почему творения эти надолго переживают создателей своих - им дано более полное понимание собственной абсолютной свободы, ведь если она не абсолютна, то это уже не свобода.
И становится ясно, почему многие великие творцы в истории этого мира были признаны сумасшедшими большинством людей - в них самих начал просыпаться новый герой, тот, кто брал в свои руки все тонкие нити, управляющие судьбами его мира. Этот герой не мог жить в тесных рамках обыденной реальности, он с лёгкостью создавал себе новую и уходил в неё, оставляя простых людей изумляться странностям великого мастера. Достоевский, Гоголь, Дали, Ницше, даже Эйнштейн, создавший для нас новую реальность с новыми законами, все они ходили по тонкой грани между реальностью и сумасшествием, иногда пересекая её и уходя в иные миры насовсем. Судя по собственным переживаниям, чувство, которое испытываешь, видя, как сюжеты, написанные тобой совсем недавно, начинают разворачиваться в реальности, как звучат реплики, что ты вкладывал в уста своих героев, как плетутся новые нити причин и следствий, связывающие отдельные события и явления, есть не что иное, как проявление сумасшествия - того самого Божественного Дара. Воланд, подаривший молодому поэту этот Дар, является прообразом той силы, что заставляет нас вспомнить, кто мы есть на самом деле. И так же, как и этот поэт, Иван Бездомный, мы зачастую не в силах принять этот Дар, отказаться от условностей и рамок обыденного сознания... и тогда лишь сумасшествие, шизофрения, что обозначает расщепление сознания, остаётся нашим уделом.
Но есть люди, способные принять этот Дар, принять себя как Творцов. Веками люди создавали свою систему жизни, то, что назвали законами, традициями, опытом прошлого, то, что должно было помочь новым людям быстрее познать себя, быстрее раскрыть свои таланты, увереннее чувствовать себя в окружающем мире. Со времён Платона люди пытались создать образ идеального общества... судьба любит иронию. То, что должно было стать наилучшим подспорьем для новых Мастеров, превратилось в их тюрьму, связав их волю рамками правил, негласных договоров, того, что некоторые люди называют "здравым смыслом". И лишь немногие смогли сказать этому миру: "Я сам есть проявление Бога, Я сам творю свою жизнь". Те, кто смогли принять свой Дар в полной мере, становились великими магами, просветлёнными, святыми. Те невидимые стены, что отгораживали людей от самих себя, становились для познавших Дар лишь точкой отсчёта, тем, от чего нужно оттолкнуться, чтобы начать свободный полёт. И никто уже не скажет, что этот человек безумен - он живёт вне обыденности, он становится тем рисунком, который, познав свободу, обретает объём и сходит с серого холста "реальности", становясь недостижимым и непостижимым для тех, кто остался плоским рисунком, скованным рамками двух измерений. Такой человек, принявший себя, как Творца, более не нуждается в направлении системой, он сам говорит ей, каким он хочет видеть этот мир. И пусть этого боятся те, кто остался внутри системы - настоящий Творец бессмертен, и он прекрасно знает, что единственную реальную власть над ним имеет лишь его собственное воображение. Творение как таковое становится гораздо более многогранным, обретая новые формы: созидание и разрушение, материальное и духовное, активность и покой - всё это лишь разные проявления нового, проявления творчества, ибо сама Жизнь - непрерывный процесс творчества.
Так кто же мы? Почему для нас, свободных людей, так важно творить новое? Возможно, это наше желание есть лишь проявление вечной воли Жизни, и все мы несём в этот мир Её волю, являясь лишь пророками? И почему два Творца никогда не создадут один мир? Их миры будут пересекаться, прорастать друг в друга, но останутся единственными и неповторимыми для своих авторов. Парадокс ли, что только в творчестве мы находим истинное лекарство от мучений одиночества, от ощущения невысказанности, что преследует нас всю жизнь? Истинная любовь двух людей невозможна без акта совместного творения, будь то семья или работа. И что же будет тут первичным? Они любят, потому что творят, или творят оттого, что чувствуют собственное единение? А нужно ли разделять эти понятия? Да, любовь к смерти и небытию есть вещь разрушительная, её боятся многие люди, но сколько прекрасных произведений искусства родилось от этого? Почему люди находят вдохновение в прекрасном образе рождающейся жизни, и в то же время воспевают осень, время великого умирания, чей золотой свет означает завершение одного цикла развития и наступление времени подготовки к новому? Ницше прекрасно понимал эти процессы, описывая их как идею "вечного возвращения". Его истинный герой, Сверхчеловек, идёт наравне с собственным Творцом, являясь спутником ему, а не последователем...
Когда я чувствую, что идея нового вновь захватывает моё сознание, когда вновь я оказываюсь участником великих сражений, наблюдаю рассвет и закат многих великих цивилизаций, когда я искренне люблю людей, живущих в иных мирах, когда все эти образы покрывают моё сознание, как волна покрывает берег, то у меня остаётся лишь один выход - выразить всё это словами, действиями, чувствами и смутным отражением неведомого на дне собственных глаз. И то, что укрепляет меня в такие минуты, кроме собственного болезненного желания выплеснуть из себя это новое в окружающий мир, это понимание того, что кто-то уже ходил этими путями, также страдал, также задавал вопросы и принимал найденные ответы. Вот лишь краткий список тех цитат, что иногда позволяют мне удержаться на тонкой грани между безумным экстазом творения и жестокой тоской по ещё не созданному:
"Спутников Творец ищет, не стада, не трупы, не верующих в Него. Спутников, что напишут новые истины на новых скрижалях". - Фридрих Ницше, “Так говорил Заратустра”.
"Ты волен быть самим собой, ты свободен осознать свою истинную сущность и быть ею, здесь и сейчас, и ничто не в силах тебе воспрепятствовать. Таков Закон Великой Чайки, и это - единственный объективно существующий закон". - Ричард Бах, “Чайка по имени Джонатан Ливингстон”.
"Мне жаль тебя, потому что ты не можешь идти по жизни, зажигая фейерверки. А я могу". - Александр <Ништяк>, “Безумие”.
"Шизофрения - отличный инструмент для решения многих внутренних проблем. Просто многие не умеют им пользоваться" - Сергей
"Ты всегда получаешь, чего хочешь, рано или поздно, так или иначе... но не забывай: рано или поздно, так или иначе... Это меняет дело, правда?" - Макс Фрай, “Лабиринт”.
Когда-нибудь я пойму, зачем было написано всё это...
И создал Я мир...
И был он прекрасен в своём многообразии...
И создал Я человека, и наделил его разумом, волей и чувствами...
И был человек подобен мне, наслаждаясь свободой творения...
И искал Я место своё в этом мире...
Искал его среди людей, но не было его там...
Искал среди разнообразных проявлений жизни, но не было его и там...
И не нашёл его среди вещей и явлений...
И отсутствовало оно в небытии...
И не оказалось его ни в прошедшем, ни в грядущем...
И понял Я, что мир этот совершенен...
И остался Я в нём.