Семёнов Сергей Александрович : другие произведения.

"Сборная солянка" советов молодым авторам

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Эдакая "сборная солянка" полезных советов, в свое время натыренных мной из разных источников. Статья написана для одной из творческих групп в "ВКонтакте".


  
"СБОРНАЯ СОЛЯНКА" СОВЕТОВ МОЛОДЫМ АВТОРАМ
  
  

"Все виды литературы хороши, кроме скучной" (Вольтер)

  
  Здравствуйте, друзья. Перед вами эдакая "сборная солянка" полезных советов, в свое время натыренных мной из разных источников. Сразу предупрежу - тут не будет нудных и заумных пояснений и разжевываний. Только кратко и по делу. Не будем заморачиваться долгим и заумным вступлением. Итак, начнем!
  Краткие выдержки из так называемого "Винегрета для начинающих" Алексея Корепанова. Писатель-фантаст и главный редактор альманаха "Порог-АК" делится полезными советами. Поехали!
   1) Очень важна в литературном произведении первая фраза.
   2) Не затягивать со вступлением.
   3) Вспомню С. Снегова. "Глагол - энергия речи, - говорил он. - Употребляйте поменьше прилагательных, побольше глаголов".
   4) Просто убивает обилие штампов. Ребята, старайтесь писать по-своему, избегайте этих бесконечных "звонко щебечущих птиц", "побелевших костяшек пальцев", "потемнения в глазах" и прочая.
   5) Добавлю: читайте сочиненные вами диалоги вслух. Смогли бы вы так изъясняться в реальной жизни? (И не делать диалоги источником информации).
   6) "Не нужно грузить читателя своими мыслями". Вот что пишет по этому поводу один московский литератор: "Никому ваши мысли на хрен не нужны" Даже если считаете их замечательными. Даже гениальными. Способными спасти мир и цивилизацию.
   7) Краткость - сестра таланта! "Прочитай фразу и посмотри, что можно из нее выкинуть, чтобы фраза не рассыпалась", - советует И. Бабель. "Сокращай беспощадно!" - предлагает С. Снегов. "Молодому писателю нужно испытывать если не радость, то хотя бы чувство удовлетворения, когда он находит лишнюю строчку и зачеркивает ее", - говорит С. Антонов, призывая не лить "водичку". "Вычеркивай к такой матери те слова из уже написанной фразы, без которых можно обойтись", - без обиняков рубит Ю. Никитин.
  
  
  Летим дальше! А вот что советует нам писатель Василий Купцов. Кстати, очень рекомендую начинающим заглянуть на сайт автора. Найдете много интересного и любопытного.
  Ссылка на сайт: http://litkniga.ru/index.php
  
  РЕЙТИНГ ПАРАЗИТОВ
  Топ-17 паразитов, удаление которых делает текст однозначно лучше.
  
  1. Слово "очень".
  Лидер рейтинга слов-паразитов, удаляем без сожалений. Улучшаем фразу, и вашу репутацию.
  
  2. Притяжательные местоимения
  Мой, свой, его и пр. Вычеркивайте без сожалений.
  
  3. Канцеляризмы
  Наличие в тексте слов "данный", "осуществлять" - верный признак, что вы пишите плохой пресс-релиз, а не заметку.
  Повелитель канцелярщины - слово "является". Отлично заменяется на тире.
  
  4. Бюрократический жаргон
  "Изменение структуры занятости" скорее всего означает массовые увольнения, облавы на призывников - "мероприятиями по обеспечению явки", а "несанкционированный отбор газа из ГТС для технологических нужд" - тырить газ. Да, и вот еще: "приступил к осуществлению начала старта" означает "начал".
  
  5. Псевдо профессиональная терминология
  Вместо "атмосферные осадки" пишем "дождь", вместо "денежные средства" - "деньги". Сотрудники Росгидрометцентра и аудиторы будут настаивать. Не поддавайтесь.
  
  6. Многословие
  "Ненужные слова опускать", Уильям Стрэнк, "Элементы Стиля". Правило семнадцать в главе "Принципы композиции?.
  Есть простой способ понять, нужное это слово или нет: закройте любое слово в предложении пальцем, если без него смысл не теряется - вычеркиваем. Если без предложения абзац не теряет смысл - вычеркиваем. Ну, и, соответственно, "Если без этого текста..."
  
  7. Назидательность.
  Лучшая позиция для автора: "равный читателю". Никто не хочет, чтобы его поучали, мало того, чаще всего у рассказчика нет на это никаких оснований.
  
  8. Заигрывание.
  Самые ужасные тексты - те, в которых старательно шутят.
  
  9. Пассивный залог
  "Это слабо, уклончиво, а часто еще и мучительно?. Стивен Кинг.
  Предположим, кто-то помер на кухне, но оказался в другом месте. "Тело было перенесено из кухни и положено на диван в гостиной" - так вполне можно было написать. Но мне больше нравится так: "Майра и Фредди перенесли тело из кухни и положили его на диван". Почему вообще тело должно быть подлежащим? Оно же черт его дери, мертвое! Что, трудно до этого допереть?
  Пассивный залог - это слабо, уклончиво, а часто еще и мучительно. Как вам такое: "Мой первый поцелуй всегда будет вспоминаться мной как время, когда был начат наш роман с Шайной". Выразить ту же мысль куда проще, приятнее и сильнее можно так: "Наш роман с Шайной начался с первого поцелуя. Я его никогда не забуду".
  
  10. Наречия при глаголе.
  "Дом сгорел дотла" и ""дом сгорел". Видите разницу? А если не видно разницы, зачем платить больше?
  
  11. Качественные прилагательные.
  Несут какой угодно смысл, а значит никакого. "Высокая башня", "богатый человек", "качественный контент", "известный консультант". Насколько "высокая" и "богатый"? Не оцениваем, а измеряем. "Башня была высотой с семнадцатиэтажный дом" или "помимо особняка в центре столицы ему принадлежит вилла на берегу Черного моря".
  
  12. Слово "качественный"
  Я знаю одну компанию, занимающуюся стартапами в Интернете, в которой менеджерам запретили использовать словосочетание "качественный контент". Это буквально изменило их жизнь. Теперь им и правда пришлось заботиться о том, чтобы на самом деле объяснять идеи своих проектов.
  
  Видимо следующие на очереди - производители продуктов питания. Что кроется за фразой "качественные пельмени"?
  
  13. Субстантивы
  Отглагольные существительные с окончанием "-ние": "делание", "рисование", "движение". Отвратительно, не правда ли?
  Заменяем на глаголы. "Завершение" и "завершил".
  
  14. Повторяющиеся слова
  "Территория слова" - принцип, который ввел американский профессор Рой Питер Кларк. Согласно этому принципу, не стоит повторять одно и то же слово в небольшом отрезке текста. Одинаковые (а также однокоренные) слова должны отстоять по его версии минимум на 200 слов. Попробуйте проконтролировать хотя бы 50.
  
  15. Присоединенные глаголы
  "Принять участие", "сделать заявление", "вынести решение" vs "участвовать", "заявить", "решить".
  
  16. Запятые
  Точка - лучший знак препинания.
  
  Ну и последнее:
  Правила можно нарушать. Но если только твердо уверен, что пишешь хорошо. Если не уверен, то лучше следовать правилам.
  
  Также на авторском сайте есть замечательная ШПАРГАЛКА ПИСАТЕЛЯ и еще куча всего интересного. Советую!
  
  Скачем дальше. Краткий набор советов, "выжимка" из книги Николая Басова "Творческое саморазвитие или Как написать роман".
  
  СОВЕТЫ:
  1) Каждое предложение должно быть очень емким.
  2) Не затягивать смену обстановки в повествовании.
  3) Писать о том, что волнует всех.
  4) Не забывать переворачивать шахматную доску (ставить себя на место антагониста, не делать его дураком)
  5) Применение "третьей силы", которая может появиться в конце неожиданно и решить все.
  6) Не выкладывать информацию поспешно.
  7) Применение символов (допустим, девушку бросил парень, и теперь каждый скрип двери напоминает ей об уходе любимого).
  8) Создавать для себя подробную картину в голове, и пускай даже многое из этого не попадет в текст. Зато автор будет лучше представлять себе сцену.
  
  А вот восемь инструментов для построения персонажа от Басова:
  1) Внешность
  2) Установочные данные
  3) Мнение автора о герое
  4) Проблемы и поступки
  5) Отношение главного героя к другим
  6) Мысли
  7) Речь
  8) Третье измерение (всяческие мелочи, что дополняют образ)
  
   Бежим к новому "советчику". Теперь писатель-фантаст Юрий Никитин учит, как надо писать (более подробно - в книге "Как стать писателем").
  1) Концовки глав отделывать особенно тщательно.
  2) Ключевое слово всегда ставится в КОНЦЕ фразы!
  3) Убирать пояснения (разорвать на куски - "на куски? выбрасываем).
  4) Мера романа - сдвиг в характере героя.
  5) Литература - это не язык, а образы.
  6) Благополучный герой неинтересен.
  7) Бороться с предложениями-гусеницами (это когда на одно подлежащее приходится несколько сказуемых. Например: "герой стрельнул в монстра, побежал по дороге, запнулся за камень, упал и разбил нос").
  8) От редких слов пахнет свежестью.
  9) Никакой работы для себя, все - для читателя.
  10) Что убирает из текста Никитин:был (была, были, было), сидел, стоял, все, он, ее, их, его, мой, это, уже, однако, вдруг, внезапно, ибо, потом, только что, который, послышался, донесся, прозвучал, там, пошел, некоторый, лежал.
  11) Следить за повторами слов, использовать синонимы
  12) Читатель - ваша мишень
  13) Утверждение всегда сильнее отрицания
  
   В статье использовалась информация из следующих источников:
  а) Книга "Как стать писателем" Юрия Никитина
  б) Статья писателя Алексея Корепанова "Винегрет для начинающих" http://samlib.ru/k/korepanow_a_j/winegret.shtml
  в) Заметки с сайта Василия Купцова: http://litkniga.ru/index.php
  г) Книга Николая Басова "Творческое саморазвитие или Как написать роман".


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список