Семёнов Сергей Александрович : другие произведения.

"Выжимка" из Фрея, или вкратце о том, "как написать гениальный роман"

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Основательная "выжимка" из отличной книги по литературоведению Джеймса Н. Фрея "Как написать гениальный роман". Когда-то делал выписки самого интересного для себя, и вот - решил оформить в виде статьи и поделиться с народом. Только самое нужное, важное и интересное! Статья для одной из литературных групп в "ВКонтакте".


  
  "Выжимка" из Фрея, или вкратце о том, "как написать гениальный роман"
  
  Добрый день, друзья. Сегодня мы сделаем "выжимку" из отличной книги по литературоведению Джеймсона Фрея "Как написать гениальный роман". Вообще, мы бы советовали прочесть эту книгу целиком, если вы серьезно и основательно настроены заниматься литературным творчеством. Но времени не всегда хватает, поэтому... Вперед!
  
  1) Итак, автор начинает с персонажей. Не зря все литераторы и критики в один голос твердо заявляют, что главное в литературе - это люди, герои. Какой бы интересной ни была ваша книга, но без ярких и запоминающихся героев она мертва.
  Для того, чтобы получше познакомиться с героем, автор рекомендует составить для себя по пунктам эдакую картину:
  а) Рост, вес, физиологические особенности, внешность
  б) Социальный слой, где вырос герой, школа, политические убеждения, вера, воспитание, друзья
  в) результат взаимодействия пунктов "а" и "б" - фобии и мании, комплексы, страхи, страсти, фантазии, чувства, интеллект, привычки, склонности, эмоции, таланты и уверенность в себе.
  Итак, когда мы составим подобную картину своего героя, сразу будет видно, как он будет действовать в тексте, чем будут мотивированы его поступки, и наш герой не будет совершать нелогичных действий.
  Под конец автор книги нам заявляет, что описание персонажей базируется на двух китах: ломке стереотипов и гармоничности. Герой должен чем-то выделяться из "Серой массы", быть ярким. Как говорили один из авторов: "Благополучный герой неинтересен". В то же время персонаж должен быть гармоничным. Не надо напичкивать его совершенно противоречивыми чертами характера и прочими нелогичностями.
  Еще автор советует раскрывать героев через поступки и действия. Согласитесь, ведь порой читать 20 страниц описания героя скучно. Но можно же дать ход действиям и показать, как поведет себя герой в этой ситуации. И сразу будет видно, кто он - эгоистичный трус или благородный рыцарь, верный муж или хитрый изменник.
  Доминирующая страсть персонажа - главная сила, управляющая поступками героя, его основная мотивация. Не забывайте про эту "штуковину", когда будете придумывать героя. Не забудьте указать, откуда "растут корни" этой страсти, а также чувства и желания, которые она порождает.
  
  2) Введем несколько понятий и "расшифруем" их:
  Конфликт - столкновение желаний персонажа с противодействием. Герой просто обязан развиваться по схеме "действие-противодействие". Формула проста: главный герой + его цель + противодействие = конфликт! Без конфликта ваш роман будет блеклым и скучным!
  Не забудьте о главном - конфликт должен разрешиться революционным изменением!!!
  Персонажи должны меняться под действием конфликта!!!
  Тигель - играет роль горшка, в котором "варится" художественное произведение. Некая емкость, в которой по мере накала обстановки содержатся персонажи. Тигель не даст героям убежать, а конфликту - угаснуть. Персонажи будут оставаться в тигле, если желание участвовать в конфликте сильнее стремления его избежать. (примеры тиглей: тюремная камера (герои не могут ее покинуть), лодка посреди океана, семья и дети (отец не может уйти из семьи, иначе они погибнут от голода), армия (героя удерживает военная присяга) и т.п.
  Дилемма - это когда герой должен непременно совершить что-то и одновременно не может этого сделать.
  Идея - двигатель произведения. Это вывод, путь к которому прокладывается через все произведение с помощью доводов. Идея - это констатация того, что произойдет с героями в результате ключевого конфликта.
  Запомните: нельзя вводить в роман 2 идеи сразу! Но зато можно сделать так, чтобы каждый персонаж нес свою идею!
  Если говорить проще, идея - это вывод из довода.
  Три столпа идеи - персонаж, конфликт и результат.
  И теперь главное(!!!): как только сформулирована идея, каждая сцена, реплика, предложение, слово должны вносить вклад в ее доказательство!
  Сюжет - это изложение последовательных событий, вовлекающее людей (персонажей), меняющихся в результате произошедших событий.
  Перипетия - изменение существующего положения вещей на противоположное. Очень помогает "взбодрить" читателя, когда вроде бы все идет чинно и гладко. Не забывайте про этот прием!
  
  
  !!! Предупреждение. Автор просит не увлекаться ретроспективами. Да, "взгляды в прошлое" - это хорошо, и зачастую они помогают лучше узнать нашего героя. Но!.. Чрезмерные воспоминания и куски из прошлого могут ослабить напряжения читателя, и он может заскучать и потерять нить основного повествования!
  
  Кульминация произведения (и что здесь делать):
  - ввести неожиданный, шокирующий ход;
  - играть на чувствах;
  - пусть свершиться художественная справедливость (ну, например, злодей утопил свою тетку, забрал ее деньги и купил на них свою мечту - лодку. И на ней и утонул);
  - найти новые черты характера у персонажа;
  - благодаря кульминации произведение должно восприниматься как единое целое;
  - также не забывайте про сочувствие и сопереживание герою. Читатель должен отождествлять себя с персонажем.
  
  Теперь поговорим про диалоги. Зачастую, диалоги у начинающих авторов - самая слабая часть произведения. Не надо "добивать" объем текста бессмысленными и не несущими никакую информацию диалогами. Если диалог не содержит конфликта, не несет никакую информацию или не работает на идею - его нужно выкинуть. Иного не дано!
  Диалоги бывают двух видов:
  а) прямой - герой говорит, что думает;
  б) опосредованный (непрямой, косвенный) - с загадками, недомолвками, витиевато, зачастую действуя на пределе возможностей).
  Автор рекомендует использовать опосредованные диалоги. Чтобы сделать диалоги ярче - уберите прямолинейность и добавьте конфликт.
  Итак, когда диалог написан, следует проверить:
  а) есть ли в нем конфликт;
  б) нет ли банальностей;
  в) можно ли его переделать в опосредованный?
  г) все ли реплики достаточно красочны.
  
  Итак, мы добрались до языка, и поговорим вкратце о фигурах речи:
  а) Олицетворение - наделение человеческими качествами неодушевленных предметов;
  б) Гипербола - чрезмерное преувеличение;
  в) Метафора - употребление слов и выражений в переносном смысле.
  
  И сразу же рассмотрим типичные ошибки, связанные с употреблением фигур речи:
  - избегать шаблонов (придумывайте свои, новые фигуры речи);
  - не использовать в одном предложении много сравнений подряд;
  - не смешивайте метафоры, чтобы читатель не запутался;
  - не растягивайте сравнение. Оно должно быть кратким, метким и емким.
  - осторожнее со сравнениями! Все хорошо в меру!
  - не смешивайте буквальные и фигуральные выражения (например: он был отцом футбола и двух сыновей).
  
  Итак, вот мы и подошли к анализу произведения. Написав роман (рассказ, повесть), необходимо проверить:
  - доказана ли идея;
  - удалось ли затронуть чувства читателей;
  - контрастны ли персонажи? Действуют ли они на пределе возможностей? Правдоподобны ли? Не стереотипны ли? Заперты ли в тигле конфликта? Есть ли доминирующие страсти?
  - главные герои должны расти от крайности до крайности;
  - все ли конфликты развиваются? Есть ли в них развязка?
  - есть ли логическая связь между событиями?
  - есть ли элемент неожиданности в кульминации?
  - удалось ли полностью раскрыть образы?
  - выкинуть все скучные эпизоды;
  - правильный тон повествования (не поучительный. Лучшая позиция автора - равный читателю)
  - нужны ли ретроспекции?
  - эпизоды без конфликта - выбросить!
  - использована ли в эпизодах вся палитра ощущений: слух, зрение, вкус, обоняние, осязание.
  
  Ну, вот и все. Надеюсь, наша "выжимка" поможет вам в дальнейшем творчестве. Под конец еще хочется упомянуть о нескольких причинах, приводящих к творческому кризису. Это незнание собственных персонажей, попытка писать и править одновременно, страх неудачи и боязнь успеха. Помните о них и старайтесь с ними бороться. И тогда у вас все получится! :-)
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список