Истинен ли Христос? Как соотносятся Христос и истина? Первым, который поставил эти вопросы, был, по-видимому, Понтий Пилат. Во время беседы с Иисусом Христом он произнес свою, ставшую впоследствии знаменитой, фразу: "Что есть истина?" (Ин. 18:38). Однако он и предположить не мог, что истина могла быть перед ним, и истиной мог быть сам Христос.
Перенесемся теперь, минуя длинную вереницу веков, во вторую половину XIX столетия, в эпоху Достоевского. Последний также произнес свою знаменитую фразу (в письме к Н.Д.Фонвизиной в 1954 г.): "Если б кто мне доказал, что Христос вне истины, и действительно было бы, что истина вне Христа, то мне лучше хотелось бы оставаться со Христом, нежели с истиной". "Формула", - как считает В.В. Розанов в "Апокалипсисе нашего времени", - замечательная, показующая, что несовпадение "истины" и "Христа" - тревожило его".
На первый взгляд, из этой формулы следует, что Достоевский так почитал Христа и Его учение, что даже готов был идти скорее за Христом, нежели за истиной. Но если вчитаться повнимательней, то можно увидеть, что Достоевский допускает, что истина и Христос могут разойтись. Если бы он всецело был уверен в истинности учения Иисуса Христа, он бы этого не написал.
Обратимся теперь к творчеству Беранже. В одном из его стихотворений ("Безумцы", 1862 г.) есть такие строки:
"Господа, если к правде святой
Мир дорогу найти не сумеет,
Честь безумцу, который навеет
человечеству сон золотой".
Если сравнить формулу Достоевского и строки Беранже, то можно увидеть, что фактически они говорят об одном и том же: если к правде святой, то есть к истине, мир дорогу найти не сумеет, честь безумцу, который навеет человечеству сон золотой. И таким безумцем явился Иисус Христос, а его учение - для человечества сон золотой.
Об этом же говорит Ницше в книге "Воля к власти" (1886-1888 гг.): "Не исключена возможность, что истинный характер вещей до такой степени вреден предпосылкам жизни, так им противоречит, что нужна именно иллюзорность для того, чтобы иметь возможность жить...". Иллюзорность в виде Иисуса Христа. Поэтому и возникло христианство как защитная реакция человечества от "истинного характера" в первую очередь человека, т.к. самый страшный враг человеку - это сам человек.
Если мы посмотрим на то, что творится сейчас вокруг, то увидим, что мир погряз во грехе: везде царят наркотики, пьянство, табакокурение, коррупция, казнокрадство. И, пожалуй, лучшего средства, чем христианство, для борьбы с этими пороками нет. Может, это и имели ввиду Достоевский и Беранже, когда писали свои ставшие впоследствии знаменитыми строки? Поэтому, какая для нас разница: разошлись истина и Христос или нет: в обоих случаях мы выбираем путь за Христом. А поиск ответа на вопрос "что есть истина?" мы оставим философам.