Семенов Сергей Александрович : другие произведения.

О "Петрушке" Стравинского

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

Игорь Стравинский и Вацлав Нижинский в образе Петрушки, 1911 год. []
  Недавно мне посчастливилось побывать на концерте, где в числе других произведений исполнялась музыка балета "Петрушка" Стравинского. Я давно хотел услышать в концертном исполнении эту музыку, и наконец, моя мечта сбылась. Конечно, верхом желаний было бы попасть на балет, премьера которого состоялась в Большом театре в прошлом году. Но тогда мне не удалось этого сделать.
   Музыка "Петрушки" поразила меня свежестью, раскованностью музыкального языка. По значимости ее можно поставить в один ряд с "Картинками с выставки" Мусоргского и с "Карнавалом" Шумана.
  Кроме самой музыки представляет интерес либретто, написанное Бенуа и Стравинским. В балете четыре главных персонажа: Петрушка, Балерина, Арап и Фокусник. Наибольшее сочувствие у зрителей находит, разумеется, Петрушка. На первый взгляд кажется, что Фокусник в данном либретто выступает как Бог. Он оживляет кукол, вдыхает в них жизнь. Далее персонажи уже действуют самостоятельно, хотя время от времени Фокусник вмешивается в их кукольную жизнь, заставляя их поступать так, как он считает нужным. Например, ударом ноги Фокусник вталкивает Петрушку в дверь.
  Размышляя над содержанием либретто, над несчастной судьбой Петрушки, вспоминаешь строки из известного стихотворения Пушкина:
  "Кто меня враждебной властью
  Из ничтожества воззвал,
  Душу мне наполнил страстью,
  Ум сомненьем взволновал?.."
   Однако Богом Фокусника назвать нельзя: он груб и жесток с Петрушкой. Петрушка в свою очередь ненавидит Фокусника: в отчаянии он бросается к портрету безжалостного хозяина-фокусника, грозит ему. В конце балета появляется призрак Петрушки; он грозит своим мучителям. Фокусник в ужасе убегает от неожиданно возникшего призрака.
   Интересную трактовку либретто "Петрушки" предлагает С. Надлер, сравнивая его с новеллой Томаса Манна "Марио и волшебник": "Здесь вся жуть фокуса как такового. Фокус с точки зрения объекта фокуса. Превращение помимо воли. Новелла современника Стравинского Томаса Манна "Марио и фокусник" о манипуляторе, которого убивает объект его же собственных манипуляций (в другом переводе - "Марио и волшебник"), внутренне во многом напоминает "Петрушку" драматургически и также этически: бессовестное манипулирование рано или поздно обретёт неожиданный конец, а фокусник обменяется ролями со своей жертвой" (http://arsl.ru/?page=127).
   В особенности это актуально в связи с манипулированием общественным мнением и голосами избирателей в разных странах.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"