Чем писатель отличается от массы людей? Можно ли разгадать в знакомом человеке писателя? Принято считать, что писатель обладает наблюдательностью, способностью различать мельчайшие эмоциональные оттенки, яркостью воображения, фантазии. Писатель одновременно является и философом - знатоком мира как целого - и психологом - знатоком человеческих душ. Писатель, как и всякий художник, раним и обидчив. Но ведь есть люди, обладающие такими чертами. И есть много людей, в ком эти черты развиты гораздо сильнее. Но писатель, по всей видимости, характеризуется тем, что в нем все эти черты присутствуют одновременно. Люди, знакомые с таким человеком, как правило, сталкиваются, замечают лишь некоторые его черты. Чтобы охватить всю сущность человека, надо его очень хорошо знать. Но даже, если человек его хорошо знает, он может не задуматься, о чем говорит весь этот комплекс качеств. Но это только необходимое условие, но не достаточное. Человек может быть со всеми вышеперечисленными качествами - и не быть писателем. Его необходимо "зажечь", нужен толчок.
* * *
Мозг каждого человека хранит огромное количество информации. Отличие писателя от других людей в том, что он умеет извлекать эти сведения на свет божий и выстраивать их в стройный ряд.
* * *
Яркое воображение - одна из важнейших особенностей писателя. Наряду с наблюдательностью оно приводит к созданию полноценного произведения на основе минимального количества жизненного материала.
* * *
Психология многое берет у гениальных писателей и многое дает писателям посредственным.
* * *
В.В.Розанов в книге "Уединенное" писал: "Секрет писательства заключается в вечной и невольной музыке в душе. Если ее нет, человек может только "сделать из себя писателя". Но он не писатель... Что-то течет в душе. Вечно. Постоянно. Что? почему? Кто знает? - меньше всего автор".
* * *
Далее в этой же книге он пишет: "В мысль проституции, - "против которой все бессильны бороться", - бесспорно входит: "я принадлежу всем": т. е. то, что входит в мысль писателя, оратора, адвоката; - чиновника "к услугам государства... Ведь и действительно в существо актера, писателя, адвоката, даже "патера, который всех отпевает", - входит психология проститутки, т. е. этого и равнодушия ко "всем", и ласковости со "всеми"... Ученый, насколько он публикуется, писатель, насколько он печатается - суть, конечно, проституты". Отсюда вывод: чтобы не быть проститутом - необходимо писать в стол.
* * *
Работа писателя, использующего свои эмоции в процессе творчества, напоминает работу приливно-отливных гидроэлектростанций. Последние преобразуют движение воды в электроэнергию как в случае приливов, так и при отливах. Писатель тоже использует эмоции как отрицательные, так и положительные, как страдания, так и радости в своем творчестве. Эмоции при этом ослабевают, но писатель взамен получает драгоценный материал, которые он преобразует в выходящие из под его пера произведения.
* * *
В.В.Розанова волновал процесс превращения сферы литературы в часть всеобъемлющего рынка, где все продается и покупается, и где все заняты лишь добычей, зарабатыванием денег, творческие же проблемы уходят на второй план. По-видимому, он был первым, кто обратил на это внимание. Проблема рынка и творчества в сфере литературы остается актуальной и в настоящее время, даже, может быть, еще в большей степени, чем во времена Розанова. В книге "Сахарна" он писал:
"Образовался рынок.
Рынок книг, газет, литературы.
И стали писать для рынка. Никто не выражает более свою душу. Никто более не говорит душе.
На этом и погибло все".
* * *
Для некоторых писательство настолько необходимо, что они без этого жить не могут. О таком состоянии прекрасно написал Розанов в сборнике "Последние листья. 1916 год": " Если бы я не писал, то сошел бы с ума.
Какое же сомнение?
И писательство - для меня по крайней мере - есть разрешение безумия в вереницы слов".
* * *
В течение нашей жизни мы постоянно проходим мимо каких-то возможных вариантов, выбирая из них лишь один, из которых и складывается наш жизненный путь. Казалось бы, эти возможные варианты ушли в небытие, они навсегда для нас пропали, утратились. Но у писателя есть возможность оживить то, что ушло и по той или иной причине не воплотилось. В этом смысле утраченные и утерянные возможности для писателя составляют неисчерпаемый кладезь новых идей, ситуаций, поворотов сюжета и т.д.