Великому Посту предшествуют три подготовительные недели. Мы остановимся на первой, которая называется Неделя о мытаре и фарисее. Во время первой подготовительной недели нет поста в среду и пятницу, поэтому она называется "сплошной седмицей". Во время Литургии 21-го февраля читается из Евангелия "О мытаре и фарисее" (Лука: 18:9-14). Эта притча задает тон на весь пост и показывает, что только слезная молитва и смирение, как у мытаря, а не перечисление своих добродетелей, как у фарисея, могут снискать нам милосердие Божие, только тогда мы сможем увидеть свои ошибки и измениться к лучшему. Она нас учит, что мы должны подойти к посту с покаянием и без гордыни.
Это духовное содержание подготовительной недели. А что же мы можем сказать о телесной стороне. Как упомянуто выше, эта неделя сплошная. Каждый день мы имеем возможность вкушать все продукты животного происхождения, каждый день мы поглощаем мясо, яйца молочные продукты. Это каждодневное потребление животных продуктов вводит нас в такое состояние пресыщенности, что наступающий Великий Пост воспринимается нами как избавление от чревоугодия. Но это лишь одна сторона медали. Первая подготовительная неделя может восприниматься как "все позволено" в сфере еды. Напрашивается мысль, а не устроить ли подготовительную неделю, когда будет все позволено и в других сферах. После такой недели человек с радостью воспримет Великий пост как очищение от всяческой скверны. Это было бы прекрасно, если бы не одно "но". Некоторые прекрасно существуют в такой скверне не только неделю, но и всю жизнь. У меня был знакомый, который работал диджеем в одном из ночных клубов. В один из вечеров, когда в клубе совершилось глумление над образом Богородицы, он понял, что живет неправедной жизнью, и стал монахом. Или еще один случай: ребенок в детстве наблюдал пьянство своего родителя, и это ему так запало в душу, что навсегда отвратило от потребления алкоголя. Я думаю, не надо специально устраивать таких подготовительных недель, где все позволено в других сферах нашего бытия. Жизнь настолько богатая, что она сама нам подбрасывает всевозможные искушения. И этого будет достаточно, чтобы осознанно вступить в Великий Пост с целью исправиться и больше не грешить.