Чтобы решить какую-либо задачу, не поддающуюся решению с первого захода, надо подняться на уровень выше и окинуть все взглядом сверху. Мы часто не видим всех связей, потому что находимся в одной плоскости, в одном измерении с тем, что изучаем.
Рассмотрим сюжет картины Поленова "Христос и грешница". Перед Христом встала дилемма - казнить или помиловать. И если бы он не перешел в более высокое измерение, то он бы оказался в роли Буриданова осла в своих мучениях над разрешением дилеммы, у которой нет решения. Но он поднялся выше. Он забыл о дилемме, а просто подумал о грешнице: ну чем она хуже других людей, которые тоже грешат. Она виновата только тем, что попалась. И другие люди, будучи сами грешниками, не могут ее судить. А отсюда - один шаг до решения Христа - лаконичного и мудрого: "пусть в нее бросят камень те, кто сами без греха".
* * *
Искусство не терпит половинчатых о себе знаний: или все, или ничего. Скудные, отрывочные знания о творчестве других непрочны, быстро теряются. Но они опасны тем, что в любое время могут всплыть в памяти, на этот раз в виде своих идей, претерпевших лишь незначительные изменения. Так художник становится невольным плагиатором.
* * *
Художник - это ребенок, спрятавший голову и уверенный, что его никто не видит. Всем своим творчеством художник обнажает себя, свою душу перед миром, зачастую даже против своей воли. И при этом он думает, что о нем никто ничего не знает, что он - загадка для окружающих
(под влиянием романа "Черный принц" А.Мердок).