Паскаль в книге "Мысли", Глава IV. ЗАКЛЮЧЕНИЕ: ДОЛЖНО ИСКАТЬ БОГА, пишет: "Как нам именовать их, этих людей, которые живут, не вспоминая о неизбежном конце жизни, исполняя любую свою прихоть, гоняясь за наслаждениями, бездумно и безбоязненно, словно вечность уничтожится, если о ней не думать, если помнить лишь о сиюминутных радостях". Но почему он считает, что люди, которые гоняются за наслаждениями, не вспоминают о неизбежном конце жизни? Может, они как раз помнят о неизбежном конце жизни и именно поэтому предаются наслаждениям, чтобы успеть отхватить свой кусок "пирога", который им положен и доступен?
Далее, в мысли N 341 мы читаем: "Представьте себе, что перед вами скопище людей в оковах, и все они приговорены к смерти, и каждый день кого-нибудь из них убивают на глазах у остальных, и все понимают - им уготована такая же участь, и глядят друг на друга, полные скорби и без проблеска надежды. Вот вам картина условий человеческого существования". В этом отрывке Паскаль утрирует действительность и сгущает краски. Во-первых, далеко не все в оковах. Хотя как понимать эти оковы? Можно действительно считать, что все в оковах, поскольку люди несвободны в принятии своих решений и действий. В обществе люди не свободны от общества. Наедине с природой люди не свободны от природы. Но надо ли воспринимать эту несвободу как оковы? К тому же бывают ситуации, когда люди, как писал Достоевский, рады эти оковы принять на себя, рады избавиться от свободы, которая им кажется непосильной ношей.
Во-вторых, справедливо, что все люди смертны. Но если ежечасно и ежеминутно помнить об этом, но жизнь станет невыносима. Древние говорили "memento mori", помни о смерти. Но придерживаемся ли мы этой формулы в жизни? Если вспомним о ней один раз в месяц, то уже хорошо. А некоторые и вообще о ней не думают.
В-третьих, каждый день не убивают кого-нибудь на глазах остальных. Каждый день люди уходят из жизни в силу природной необходимости. И с этим не поспоришь. Это равносильно тому, как в свое время Октавиан Август изрекал: "Ты должен умереть", и человек умирал. В данном случае веление императора было равносильно природному закону.
* * *
Мысль N 342: "Человек, запертый в тюремной камере и еще не знающий, вынесен ли ему приговор, человек, у которого в запасе один-единственный час, чтобы, узнав, добиться его отмены - часа на это как раз хватит, - неужели же помянутый человек пойдет против собственного естества и, махнув рукой на выяснение, к чему же его все-таки приговорили, засядет за игру в пикет"? В действительности большинство как раз уверенно, к чему они приговорены - это естественная, природная смерть, и протестовать против нее также бессмысленно, как протестовать против того, что каждый день восходит солнце.