В период Февральской революции, как пишет В.А. Фатеев (В. В. Розанов. Жизнь. Творчество. Личность.- Л., 1991), Розанов был полон оптимистических надежд: "Все будет прекрасно"; "Вот теперь-то Россия покажет себя" (Голлербах Э. В.Розанов. Жизнь и творчество. Пг., 1922. С.88). Однако в скором времени суровая реальность заставила "петроградского мечтателя" опуститься на землю. Подступала нужда. Для Розанова наступили чрезвычайно тяжелые дни. Лишенный заработка, он с семьей буквально умирал от голода и холода. Его видели собирающим окурки на вокзале и у трактира; он ходил в гости к чуждым ему людям, чтобы попить чаю. Голодала и вся семья. Размышляя о роли учения Иисуса Христа в смене "этического кода нового времени" (выражение В.Ю. Шведова), он в "Апокалипсисе нашего времени" - последней своей книге, выходившей отдельными выпусками в 1917-1918 гг., писал: "Так вот в чем дело. Он соблазнил нас добродетелью. Мир стал добродетелен. И очень несчастен. От несчастья родилась злоба. Мир стал злобен. Помертвел от злобы. Но зато очень гордится добродетелью" (6 сентября 1917 г.). Несмотря на призыв Голлербаха относится к "Апокалипсису" не как к критике, а как к самокритике, нельзя не обратить внимание на то, как внешние условия жизни повлияли не только на мироощущение философа Розанова, но и на его отношение к таким сферам, как христианство. Обратить внимание и с горечью прийти к выводу, как короток путь от жизненных реалий к философскому мировоззрению.